ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 22 апреля 2010 г. № 08-18/05224@
Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области направляет для размещения в региональной базе данных информацию
по вопросу установления представительными органами местного самоуправления усредненной стоимости по жилым и нежилым помещениям, строениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки.
Заместитель руководителя,
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса И.Н.СЕМИНА
Приложение
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ УСРЕДНЕННОЙ СТОИМОСТИ ПО ЖИЛЫМ И НЕЖИЛЫМ
ПОМЕЩЕНИЯМ, СТРОЕНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ, НЕ ИМЕЮЩИМ
ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ
Управление Федеральной налоговой службы в соответствии с письмом Минфина России от 19.02.2010 № 03-05-04-01/12, доведенным письмом ФНС России от 16.04.2010 № ШС-17-3/56@, об установлении представительными органами местного самоуправления усредненной стоимости по жилым и нежилым помещениям, строениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
При этом органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налога, по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно пункту 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 г. № 87 (далее - Порядок), заказчиками работ по определению инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка исполнителями работ по определению инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.
Определение инвентаризационной стоимости, строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.4 Порядка).
Согласно пунктам 3.2, 3.2.1 Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 г. № 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 г. № 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 г. № 15-148/6 и № 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, применение усредненной стоимости по жилым и нежилым строениям, помещениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, отмечается, что полномочия представительных органов муниципальных образований определяются на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятого в соответствии с ним уставом муниципального образования. Так, установление усредненной стоимости по жилым и нежилым помещениям, строениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, в силу статьи 23 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. № 294, не относится к компетенции представительного органа городского округа Самара.
Учитывая изложенное, Минфин России полагает, что представительные органы местного самоуправления не вправе устанавливать усредненную стоимость по жилым и нежилым помещениям, строениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.