Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


ПРЕЗИДИУМ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. по делу № 44г-41

(извлечение)

Т. является инвалидом 2 группы с 04 июля 1994 года вследствие увечья, полученного при исполнении военных обязанностей в связи с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС утратой трудоспособности 80%. Первоначально ему было назначено возмещение вреда здоровью с 15 февраля 2001 года в размере 2 500 рублей.
За период с 02 июня 1998 года по 14 февраля 2001 года ему была произведена выплата компенсации в размере 148 250 рублей 75 коп. на основании Постановления Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 17 мая 2004 года сумма в возмещение вреда здоровью - 2 500 рублей была проиндексирована, определено к выплате в возмещение вреда здоровью по 6 110 рублей 14 коп. с 01 мая 2004 года ежемесячно и взыскана задолженность в размере 47 738 рублей 76 коп.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 июня 2007 года в пользу Т. была взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 30 апреля 2007 года в размере 324 720 рублей 64 коп. и определено к выплате в возмещение вреда здоровью по 12 568 рублей 17 коп. с 01 мая 2007 года с последующей индексацией в соответствии с ростом уровня инфляции.
Т. вновь обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Воронежской области о перерасчете сумм, назначенных в возмещение вреда здоровью с учетом индексации, взыскании недополученных сумм в счет возмещения вреда здоровью, обязании начислять ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, ссылаясь на то, что впервые назначенная с 15 февраля 2001 года сумма в возмещение вреда здоровью 2 500 рублей не отражает реального заработка за период его работы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем он просит произвести перерасчет сумм возмещения вреда здоровью из расчета заработка за период пребывания на ЧАЭС с применением соответствующих коэффициентов и индексаций. По его расчетам, с учетом уточнений, он просит взыскать с Военного комиссариата Воронежской области задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 01 июня 1998 года по 31 апреля 2008 года в размере 1 466 838 рублей 52 коп. и, начиная с 01 мая 2008 года, назначить и выплачивать ему в возмещение вреда здоровью по 29 624 рубля 95 коп. ежемесячно с последующей индексацией.
Решение Центрального районного суда г. Воронежа от 05 июня 2008 года с Военного комиссариата Воронежской области за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, в пользу Т. была взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью с учетом индексации за период с 01 июня 1998 года по 31 апреля 2008 года в размере 1 466 838 рублей 52 коп. Также на Военный комиссариат Воронежской области, начиная с 01 мая 2008 года, была возложена обязанность назначить и выплачивать Т. за счет средств федерального бюджета ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 29 624 рубля 95 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 февраля 2009 года кассационная жалоба Военного комиссариата Воронежской области на указанное решение суда была оставлена без удовлетворения.
В надзорной жалобе, поступившей в Воронежский областной суд 09 апреля 2009 года, Военный комиссариат Воронежской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Определением судьи Воронежского областного суда от 13 апреля 2009 года дело было истребовано в Воронежский областной суд, куда поступило 21 апреля 2009 года.
Одновременно, при истребовании дела, исполнение решения Центрального районного суда г. Воронежа от 05 июня 2008 года было приостановлено до окончания производства в суде надзорной инстанции.
Определением судьи Воронежского областного суда от 03 июня 2009 года надзорная жалоба вместе с делом была передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Президиум считает, что решение Центрального районного суда г. Воронежа от 05 июня 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 февраля 2009 года подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Установив, что впервые суммы в возмещение вреда здоровью Т. были установлены с 15 февраля 2001 года, тем не менее, суд счел возможным удовлетворить его требования о перерасчете суммы возмещения вреда здоровью, исходя из заработка в период работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с учетом соответствующих коэффициентов и индексаций. Расчет задолженности суд произвел за период с 01 июня 1998 года по 31 апреля 2008 года.
Суд кассационной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и также указал, что после вступление в силу с 15 февраля 2001 года изменений в Базовый Закон инвалиды-чернобыльцы имеют право выбора способа возмещения вреда в твердых денежных суммах или в размере, исходя из заработка.
Между тем, в соответствии с ФЗ № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суммы возмещения вреда здоровью инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренные пунктом 25 статьи 14 (Базового) Закона были установлены в фиксированных суммах: инвалидам 1 группы - 5 000 рублей; инвалидам 2 группы - 2 500 рублей; инвалидам 3 группы - 1 000 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П "По делу о проверки конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года)...", право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года.
Как установлено по делу, Т. впервые суммы в возмещение вреда здоровью были назначены с 15 февраля 2001 года (даты введение в действие ФЗ № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года). С указанными суммами Т. согласился и впоследствии их индексировал по судебным решениям.
С учетом положений Федерального закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года и правовой позиции Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П у Т. права выбора - получать возмещение вреда в твердых денежных суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не было. Следовательно, выводы районного суда и суда кассационной инстанции о том, что после вступление в силу с 15 февраля 2001 года изменений в Базовый Закон инвалиды-чернобыльцы имеют право выбора способа возмещения вреда в твердых денежных суммах или в размере, исходя из заработка являются неправильными, в связи с чем, решение районного суда от 05 июня 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам от 26 февраля 2009 года подлежат отмене.
Принимая во внимание, что судами была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, президиум считает необходимым принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении исковых требований Т.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru