Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи дело по кассационной жалобе начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Саратовской области (далее МРИ ФНС России) на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 9 октября 2009 г., которым
заявление К., К. об оспаривании действий должностного лица удовлетворено частично. Признаны незаконными действия межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Саратовской области по исчислению налога на имущество физических лиц на объект недвижимости по адресу Саратовская область, Ершовский район, г. Ершов. Постановлено обязать МРИ ФНС России № 9 по Саратовской области произвести расчет налога на имущество физических лиц на объект недвижимости по адресу Саратовская область, Ершовский район, г. Ершов исходя из ставок налога на имущество, предусмотренных решением районного собрания ОМО Ершовского района от 2 ноября 2005 г. № 55-397 в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости одного типа объекта и типа использования объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя МРИ ФНС России В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

К., К. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действии МРИ ФНС России в части начисления налога на имущество физических лиц за 2009 год на недвижимое имущество в виде 1/3 доли двухэтажного жилого дома общей площадью 156,95 кв. м, с хозяйственными строениями в сумме 4 157 руб. 41 коп. и снижении суммы налога.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 статьи 3 НК РФ, а не пункт 3 статьи 7 НК РФ.

В качестве основания указали на то, что они являются сособственниками указанного недвижимого имущества в виде 1/3 доли каждый. В соответствии с налоговым уведомлением МРИ ФНС России № 9 № 27341 от 18 июля 2009 г. они обязаны уплатить налог на имущество в размере 4987 руб. 65 коп. каждый. В уведомлении указано, что налоговая база составляет: жилого дома 623.674 руб., нежилого здания (гараж) 41512 руб., налоговая ставка 2 %, тем самым, по мнению истцов, налоговый орган, рассчитывая размер налога, в качестве налоговой базы взял полную стоимость жилого дома и нежилого здания, а не стоимость принадлежащей им 1/3 доли, что существенно увеличило размер налога. Кроме того, для определения налоговой ставки налоговый орган взял за основу решение совета Муниципального образования город Ершов от 13 ноября 2008 г. № 3-15, в соответствии с которым, на недвижимое имущество физических лиц стоимостью свыше 500 000 руб., устанавливается налоговая ставка 2 %, в то время как в указанный налоговый период, в городе действовало и решение районного собрания Муниципального образования Ершовского района Саратовской области от 2 ноября 2005 г. № 55-397, в соответствии с которым, на недвижимое имущество физических лиц стоимостью свыше 500 000 руб., устанавливается налоговая ставка 1 %. Указанные два решения противоречат друг другу и одно не отменяет другое, следовательно, в силу п. 3 ст. 7 НК РФ, должно быть применено постановление, наиболее выгодное налогоплательщику. В удовлетворении заявления в налоговый орган о снижении размера налога, заявителям было отказано. В связи с чем, заявители просили суд признать незаконными действия МРИ ФНС России № 9 по Саратовской области и снизить сумму налога на имущество физических лиц, на недвижимое имущество в виде 1/3 доли двухэтажного жилого дома общей площадью 156,95 кв. м с хозяйственными строениями, наружными сооружениями - баней, летней кухней, сараем, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Ершов, и 1/2 доли нежилого здания (гараж), стоимостью 41 512 руб., до 228 руб. 65 коп.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе начальник Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области просит решение суда отменить, как незаконное. В обоснование кассационной жалобы указывает, что по мнению налогового органа, принятое решение Совета МО город Ершов Саратовской области от 13 ноября 2008 г. № 3-15 отменяет принятое ранее решение районного собрания ОМО Ершовского района Саратовской области от 2 ноября 2005 г. № 55-397. Имущество физических лиц рассчитывается на основании инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, в обосновании чего ссылается на Письмо Министерства финансов РФ от 21 апреля 2008 г. № 03-05-04-01/19, Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. № 493-О, в силу чего действия налогового органа по взысканию налога на имущество соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I "О налогах на имущество физических лиц", плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Как следует из материалов дела, заявители К., К. являются сособственниками недвижимого имущества в виде 1/3 доли каждый, двухэтажного жилого дома общей площадью 156,95 кв. м с хозяйственными строениями, наружными сооружениями - баней, летней кухней, сараем, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Ершов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Заявитель К. также является сособственником 1/2 доли нежилого здания (гараж) по адресу: Саратовская область, г. Ершов, ул. Степана Разина, д. 47, ряд 1, место 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий налоговой инспекции по начислению суммы налога на имущество физических лиц, размер которого исчислен для каждого из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Данный вывод суда первой инстанции является правильным и соответствует требованию пункта 2 статьи 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I "О налогах на имущество физических лиц", согласно которой налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Исходя из буквального толкования этой нормы, при исчислении налога следует учитывать инвентаризационную стоимость всего имущества, затем сумму налога делить на каждого из собственников пропорционально их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.
Согласно пункту 10 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. № 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов. Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Судом первой инстанции был сделан правильный вывод, что налогообложение вышеуказанного имущества осуществляется в порядке, установленном статьей 5 закона, исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта и ставки налога, соответствующей полученной инвентаризационной стоимости объекта, доводы заявителей в этой части признаны несостоятельными.
Вместе с тем, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции, о необходимости исчисления суммы налога, исходя из ставки, указанной в решении районного Собрания ОМО Ершовского района от 2 ноября 2005 года, которое, по мнению суда, не утратило силу.
С этим выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку оно не основано на нормах материального права и не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I "О налогах на имущество физических лиц", ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ, местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Как следует из налоговых уведомлений, выданных на имя заявителей (л.д. 7, 25) к уплате подлежит налог на имущество физических лиц за 2009 год. Решением Совета муниципального образования город Ершов Ершовского района Саратовской области № 3-15 от 18 ноября 2008 года на территории Муниципального образования г. Ершов установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости на 1 января каждого года в размере согласно приложению № 1 (л.д. 47 - 48). В данном приложении ставка налога на имущество стоимостью свыше 500 тыс. руб. составляет 2 %. Пункт 4 данного решения содержит указание на то, что оно вступает в силу с 1 января 2009 года.
В силу этого вывод суда о том, решение районного собрания ОМО Ершовского района № 55-397 от 2 ноября 2005 г. не признано утратившим силу и поэтому ставка налога должна применяться именно исходя из данного решения, является ошибочным. Решение Совета муниципального образования город Ершов Ершовского района Саратовской области № 3-15 от 18 ноября 2008 года устанавливает ставки налога на имущество физических лиц именно на территории Муниципального образования г. Ершов и действует в пределах предоставленных ему полномочий. Правом отмены решений районного собрания ОМО Ершовского района Совет муниципального образования город Ершов не наделен.
Компетентным органом муниципального образования в 2008 году установлены новые ставки налога, действующие с 1 января 2009 года.
В силу изложенного в этой части решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 362 ГПК РФ, т.е. по основаниям несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Учитывая, что обстоятельства имеющие значения для разрешения спора установлены у суда кассационной инстанции имеется основание к вынесению нового решения об отказе заявителям в удовлетворении их требования.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

определила:

решение Ершовского районного суда Саратовской области от 9 октября 2009 года отменить. Вынести новое решение, которым в удовлетворении требований К. и К. в части признания действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Саратовской области по исчислению налога на имущество физических лиц на объект недвижимости по адресу: Саратовская область, Ершовский район, г. Ершов и обязания межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Саратовской области произвести расчет налога, исходя из ставок налога на имущество, предусмотренных решением районного Собрания ОМО Ершовского района от 2 ноября 2005 года № 55-397 отказать. В остальной части решение оставить без изменения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru