МЭР ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2010 г. № 291
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК"
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 37
Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", в целях обеспечения условий для эффективного развития сферы культуры постановляю:
1. Утвердить "Концепцию
развития сферы культуры городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года" (прилагается).
2. Управлению культуры администрации города Южно-Сахалинска (Костанова И.А.) разработать муниципальную целевую программу "Развитие сферы культуры на 2011 - 2013 годы" с учетом основных направлений Концепции
в 3-м квартале 2010 г.
3. Опубликовать постановление мэра города в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
4. Контроль исполнения постановления мэра города возложить на вице-мэра по социальному развитию Сангадеева Д.И.
И.о. мэра г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин
Утверждена
постановлением
мэра г. Южно-Сахалинска
от 24.02.2010 № 291
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
ПАСПОРТ КОНЦЕПЦИИ
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ Наименование ¦ Краткое содержание ¦
¦ разделов ¦ ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦I. Наименование ¦"Концепция развития сферы культуры городского округа ¦
¦Концепции ¦"Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦II. Обоснование ¦Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 ¦
¦для разработки ¦(ред. от 30.12.2008) ¦
¦Концепции ¦Основы законодательства Российской Федерации о культуре¦
¦ ¦от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 21.12.2009) ¦
¦ ¦Закон Российской Федерации от 10.07.1992 ¦
¦ ¦№ 3266-1 (ред. от 27.12.2009) "Об образовании" ¦
¦ ¦Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ ¦
]]>Целевая программа в сфере культуры должна ориентироваться на поиск решений, которые позволят без ущерба для культурных ценностей создать экономические механизмы, обеспечивающие эффективное развитие в современных условиях. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определены внутри программ.
Одним из вариантов решения проблем станет привлечение внебюджетных источников.
IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Для достижения поставленных целей и решения задач Концепции необходимо создание механизмов, обеспечивающих эффективное развитие сферы культуры.
Механизмами реализации Концепции являются:
- формирование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность учреждений культуры на территории городского округа, их финансирования и взаимодействия в социальной сфере;
- разработка и реализация среднесрочных целевых программ развития сферы культуры;
- расширение системы поощрения, в том числе награждений премиями отдельных учреждений и творческих работников;
- государственная поддержка мероприятий и гастролей ГКО;
- социальное партнерство;
- активное участие учреждений культуры в реализации целевых программ;
- формирование мероприятий в план действий администрации г. Южно-Сахалинска по реализации Стратегии
развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 г.;
- осуществление мониторинга и оценки достижения ожидаемых результатов реализации Концепции и целевых программ.
Органами, ответственными за реализацию Концепции, являются:
- администрация г. Южно-Сахалинска;
- управление культуры администрации г. Южно-Сахалинска;
- учреждения культуры городского округа "Город Южно-Сахалинск".
В реализации мероприятий Концепции могут участвовать:
- творческие объединения и общественные организации Сахалинской области и Российской Федерации;
- потенциальные инвесторы и иные партнеры, в т.ч. зарубежные.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация всех направлений Концепции способствует:
- учреждениям стабильно развиваться в новых рыночных условиях и быть конкурентоспособными активно развивающемуся бизнесу на рынке досуговых услуг;
- расширить возможности для интеграции культуры города Южно-Сахалинска в региональный Дальневосточный культурный процесс, для освоения новых форм и направлений культурного обмена, профессионального роста;
- улучшить материальную базу для обеспечения жизнедеятельности учреждений культуры;
- расширить сеть учреждений культуры;
- обеспечить сохранность, безопасность и эффективное использование историко-культурного наследия;
- сохранить и пополнить муниципальный библиотечный фонд;
- повысить качество предоставляемых бюджетных услуг в соответствии с предъявляемым спросом населения;
- создать условия для реализации творческого потенциала населения, одаренных детей;
- повысить социальную роль и значимость культуры;
- более активно развивать профессиональное искусство и народное творчество;
- поднять на более высокий уровень нравственно-патриотическое и эстетическое воспитание молодежи;
- повысить эффективность использования бюджетных средств путем постепенного перехода от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами;
- оптимизировать использование бюджетных средств путем обеспечения надлежащего функционирования механизма муниципальных закупок;
- развивать предпринимательскую деятельность в сфере культуры, увеличить доходы бюджета от платных услуг, оказываемых учреждениями культуры;
- повысить престиж работника культуры.
Описание результатов мероприятий:
1. Непосредственный результат для органов власти:
- реализация полномочий органов местного самоуправления городского округа "Город Южно-Сахалинск" в развитии культуры;
- обеспечение конституционных прав граждан на свободный доступ к объектам культуры, к информации;
- привлекательный имидж г. Южно-Сахалинска как центра культуры островного региона.
2. Конечный результат для учреждений культуры:
- модернизация материальной базы учреждений культуры;
- улучшены условия для развития и сохранения культурного наследия, памятников культуры, народной культуры.
3. Конечный результат для населения:
- проведение разнообразного культурного досуга;
- возможность творческой самореализации всех возрастных групп населения;
- интеграция молодежи в систему отечественной культуры;
- получение качественных услуг, предоставляемых учреждениями культуры.
4. Социально-экономический эффект:
4.1. Общественная эффективность (фактическое значение конечного результата к плановому значению непосредственных результатов)
- обеспечение качественного содержательного отдыха и досуга;
- формирование гражданского сознания населения жить и работать в г. Южно-Сахалинске, активной жизненной позиции в построении гражданского общества.
4.2. Экономическая эффективность (фактическое значение конечных результатов к затратам на их достижение):
- удовлетворение потребности населения на доступ к информации;
- вложение инвестиций в человеческий капитал.
VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Одним из средств, повышающих эффективность представления культурных услуг, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты и оценить их, является внедрение на всех уровнях системы показателей эффективности.
Концепция определяет эффективность культуры как ее вклад в социально-экономическое развитие Южно-Сахалинска. Этот вклад измеряется при помощи системы отраслевых нормативов (показателей) стандартов проживания в городском округе. Отраслевые нормативы должны быть использованы в ведомственных и межведомственных программах в качестве целевых индикаторов для оценки конечного социально-экономического эффекта программных мероприятий. Указанная система носит обобщающий характер, отражает выполнение отраслью государственных функций на муниципальном уровне.
VII. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Наименование индикатора.
Число посещений учреждений культуры на 1 тыс. чел. (единиц).
Доля учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, к общему числу учреждений (%).
Обеспеченность зрительскими местами клубных учреждений на 1 тыс. чел. (%).
Доля населения, занимающегося непрофессиональной творческой деятельностью, к общему числу населения (%).
Количество экземпляров библиотечного фонда на 1 тыс. чел. (экз.).
Охват населения услугами библиотек на 1 тыс. чел. (%).
Доля населения городского округа, удовлетворенного качеством услуг, предоставляемых в сфере культуры, к общему числу населения (%).
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к общему числу объектов (%).
Доля работников, прошедших повышение квалификации, к общему числу работников (%).
Уровень укомплектованности кадрами (%).
Количество учащихся в ДМШ, ДХШ, ДШИ на 10000 учащихся 1 - 9-х классов (%).
Разработка целевых индикаторов может быть также произведена учреждениями культуры в ходе подготовки собственных программ развития и отдельных проектов, предоставляемых в Управление культуры администрации г. Южно-Сахалинска для определения приоритетов финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя процессы, происходящие в культуре, виден очевидный разрыв внутреннего и внешнего содержания. С одной стороны, культура охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Она востребована как на уровне семьи, школы, муниципального образования, так и государства в целом. С другой стороны, слабая материально-техническая и нормативная база тормозит развитие культурных процессов. Массовая культура (бесконтрольная и бесцензурная) представляет новые модели образа жизни, потребления, межличностных отношений, влекущие за собой негативные последствия. Поэтому так важно сегодня уделять самое пристальное внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Однако устаревшие методы, формы, а также остаточный принцип финансирования сферы культуры и многие другие проблемы продолжают создавать негативный образ культуры. В свете современных тенденций, которые характеризуются повышением значимости культурного и творческого развития человека, должен радикально измениться взгляд на культуру. Культура должна играть особую роль в формировании человеческого капитала как основного ресурса системы инновационного развития страны.
Настоящая "Концепция сферы культуры городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 г." учитывает многоаспектные потребности развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" как делового культурного центра Сахалинской области и является неотъемлемой частью социально-экономической политики муниципального образования.
Концепция предлагает мероприятия и организацию целенаправленной деятельности органов местного самоуправления, бизнеса и общественных структур по созданию эффективной системы формирования, сохранения и развития сферы культуры на основе единого системного подхода в рамках нормативных правовых актов Российской Федерации, Сахалинской области и городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Культура г. Южно-Сахалинска - важнейший экономический ресурс, ключевой фактор устойчивого развития городского округа. Ее вклад в формирование качественной городской среды, становление экономики, социальную стабильность является неоспоримым, и он будет повышаться по мере расширения влияния культуры на общество, усиления ее роли в жизни людей, живущих в Южно-Сахалинске.
Реализация основных мероприятий Концепции будет способствовать нравственно-патриотическому и эстетическому воспитанию населения городского округа, развитию и укреплению международных и межрегиональных связей. Усилится значение г. Южно-Сахалинска как культурного динамично развивающегося модельного центра для других городов и районов области, как перекрестка культур островов и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.