Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2010 г. № 03-10/22-10

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Томского УФАС России) в составе:

    председателя Алиева Р.А.         заместителя руководителя  управления -
    Комиссии:                        начальника       отдела       контроля
                                     государственных  закупок  и  земельных
                                     отношений,
    членов       Ураевой Л.Р.        заместителя начальника отдела контроля
    Комиссии:                        государственных  закупок  и  земельных
                                     отношений,
                 Константинова В.А.  главного  специалиста-эксперта  отдела
                                     контроля  государственных   закупок  и
                                     земельных отношений,
                 Литосовой Л.А.      ведущего  специалиста-эксперта  отдела
                                     контроля  государственных   закупок  и
                                     земельных отношений,
                 Рылова А.Д.         специалиста-эксперта  отдела  контроля
                                     государственных  закупок  и  земельных
                                     отношений,
                 Аникеевой О.В.      специалиста 1 разряда отдела  контроля
                                     государственных  закупок  и  земельных
                                     отношений,

в отсутствии представителя заявителя, подавшего ходатайство от 31.03.2010 № 54 о рассмотрении жалобы в его отсутствие, при участии представителей:
государственного заказчика - ОГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Томской области" Смирновой О.Н. по доверенности от 31.03.2010 № 2-339, Мавлютова А.В. по доверенности от 31.03.2010 № 2-340,
уполномоченного органа - Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области Спицыной Л.Ю. по доверенности от 23.03.2010 № 2,
специализированной организации - ОГСУ "Центр государственного заказа" Безотечество И.Г. по доверенности от 10.09.2009 № 1, Масунова В.И. по доверенности от 01.04.2010,
рассмотрев дело № 03-10/22-10, возбужденное по жалобе ООО "Экспокомплект" (111123, г. Москва, Электродный пр., 16, тел./факс 495-3043708) на действия аукционной комиссии государственного заказчика ОГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Томской области" и специализированной организации ОГСУ "Центр государственного заказа" при проведении открытого аукциона на поставку автоцистерн пожарных, установила:
26.03.2010 (вх. № 1472) в Томское УФАС России поступила жалоба от ООО "Экспокомплект" на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ОГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Томской области" (далее - ОГУ УГОЧСПБ ТО) и специализированной организации ОГСУ "Центр государственного заказа" (далее - ОГСУ ЦГЗ) при проведении открытого аукциона на поставку автоцистерн пожарных (Регистрационный номер закупки 0740001000019), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере размещения заказов. Жалоба была подана в установленном законом порядке.
По мнению заявителя, аукционная комиссия необоснованно отказала ООО "Экспокомплект" в допуске к участию в аукционе на поставку автоцистерн пожарных из-за несоблюдения требований п. 2.5 аукционной документации, так как в заявке ООО "Экспокомплект" в части определения характеристик базового шасси были использованы определения "не более", "не менее". Заявитель считает, что данное обоснование отказа противоречит требованиям законодательства о размещении заказов, а также условиям технических характеристик, которые опубликованы в документации об аукционе и в которых в отношении определения характеристик базового шасси использовались словосочетания "не более", "не менее".
Заявитель указал, что в протоколе № 1 от 19.03.2010 о рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе не были изложены основания для отказа в допуске ООО "Экспокомплект" и причину отклонения он узнал только из уведомления от 19.03.2010 № 22 за подписью и.о. директора ОГСУ ЦГЗ М.В.Сизухиной.
Заявитель указал, что уведомление об отказе в допуске к участию в аукционе подписано лицом, не являющимся членом аукционной комиссии.
Заявитель сообщил, что в документации об аукционе, между п. 2.5 - указание на форму № 2 "Аукционное предложение" и Таблицей технических характеристик автоцистерны пожарной, имеется разночтение, но не расшифровал, какое разночтение.
Представители государственного заказчика - ОГУ УГОЧСПБ ТО в письменном отзыве на жалобу ООО "Экспокомплект", а также в ходе заседания комиссии по рассмотрению жалобы пояснили следующее:
Техническое задание на поставку автоцистерн пожарных в количестве 5 штук было составлено с учетом требований законодательства о защите конкуренции. Для определения характеристик (свойств) базового шасси и пожарной надстройки были использованы определения "не более", "не менее", что дает возможность участникам размещения заказа предложить модели своей техники, характеристики которых укладываются в указанный диапазон. От участника размещения заказа требовалось указать точные характеристики предлагаемых моделей, чтобы заказчик смог определить, подходит ли предлагаемая модель автоцистерны под требования заказчика, т.к. модели пожарных автоцистерн не являются типовыми моделями автомобилей и у каждого производителя свои характеристики производимых ими моделей.
По мнению представителей, простое копирование технического задания, представленное в заявке участника размещения - ООО "Экспокомплект", не представляет возможным сделать выводы о предлагаемом им товаре. Отсутствие точных характеристик товара в аукционных предложениях участников размещения заказа лишает возможности заказчика судить о габаритах предлагаемой техники и об объеме набираемой в цистерну воды, что является для заказчика одним из решающих значений. Объем цистерны важен для определения заказчиком места дислокации пожарного автомобиля, размеров гаражного бокса и ворот, наличием источника воды с необходимым объемом для заполнения цистерны, возможностью проходимости пожарной техники к месту пожара.
Участники размещения заказа: ООО "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования", ООО Завод противопожарного оборудования "Спецавтотехника", являясь производителями пожарной техники, выполнили требования аукционной документации и указали точные характеристики предлагаемых моделей пожарных автоцистерн. ООО "Экспокомплект" было отказано аукционной комиссией в участии в аукционе из-за отсутствия точных характеристик предлагаемых моделей автоцистерн.
Представители специализированной организации ОГСУ ЦГЗ, проводившей аукцион, в письменном отзыве на жалобу ООО "Экспокомплект", а также в ходе заседания комиссии по рассмотрению жалобы пояснили следующее:
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе, 19.03.2010 специализированной организацией были направлены уведомления о принятых аукционной комиссией решениях. Уведомления содержали информацию о принятом комиссией решении о допуске или отказе в допуске соответствующему участнику размещения заказа, а также обоснования отказа в допуске к участию в аукционе для недопущенных участников. Такие обоснования отказа в допуске полностью соответствуют обоснованиям отказа, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе. Уведомления участникам размещения заказа были подписаны руководителем специализированной организации - и.о. директора М.В.Сизухиной. К полномочиям, обязанностям аукционной комиссии направление уведомлений участникам размещения заказа не отнесено (статья 7 Закона 94-ФЗ). Кроме того, статья 6 Закона 94-ФЗ допускает осуществление специализированной организацией иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. С учетом данных положений обязанность направления уведомлений участникам размещения заказа о принятых аукционной комиссией решениях передана специализированной организации по договору между специализированной организацией и заказчиком.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик. Указанные требования содержатся в пункте 2.5 специальной части документации об аукционе: "... В форме № 2 "Аукционное предложение" участник должен указать точное наименование товара с указанием марки и модели, точные характеристики (свойства) товара, характеристики (свойства) пожарной надстройки, перечень дополнительного вооружения и оборудования (с указанием наименования вооружения и оборудования, характеристик (свойств), единицы измерения, количества) (участник должен описать каждую характеристику (каждое свойство), предлагаемого к поставке товара и оборудования, указанную в Технической части документации об аукционе)...", "... При заполнении формы № 2 "Аукционное предложение" не допускается использование диапазонов значений, выражений "не менее", "не более", "не хуже", "или лучше", "или эквивалент", "должен" и иных выражений, не определяющих точно значение характеристики...".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 35 Закона 94-ФЗ заявка участника размещения заказа должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара.
В аукционном предложении, которое входит в состав заявки на участие в аукционе, участник размещения заказа предложил к поставке автоцистерны пожарные на базе шасси Урал-5557, не указав точные характеристики шасси (при описании характеристик шасси использовались формулировки "не более", "не менее"). Подобное описание товара не позволяет аукционной комиссии определить, какой именно товар предлагает к поставке данный участник размещения заказа, поскольку базовое шасси Урал-5557 имеет множество модификаций с различными характеристиками (производитель шасси маркирует как Урал-5557-ХХХХ-ХХ).
Таким образом, участник размещения заказа нарушил требования пункта 2.5 Специальной части документации об аукционе, установленные в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона 94-ФЗ.
В жалобе участник размещения заказа ООО "Экспокомплект" отмечает, что Техническое задание, которое входит в состав документации об аукционе, содержит выражения "не менее", "не более" в отношении определения характеристик базового шасси, и, следовательно, требования к описанию товара противоречат требованиям Технического задания.
Техническое задание содержит требования к товару, поставка которого является предметом аукциона. Соответственно, Техническое задание допускает возможность предложения участниками размещения заказа различного товара с различными характеристиками (свойствами), при условии что такие характеристики соответствуют требованиям Технического задания, в то время как участник размещения заказа, подавая заявку на участие в аукционе, предлагает к поставке конкретный товар с конкретными характеристиками.
Таким образом, противоречия между требованиями Технического задания и требованиями к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара отсутствуют.
Кроме того, в случае если требования документации об аукционе, в том числе требования Технического задания и требования к описанию поставляемого товара, не были полностью ясны и понятны участнику размещения заказа либо участник размещения заказа был не согласен с указанными требованиями, участник размещения заказа вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона 94-ФЗ. Запросов о разъяснении положений документации об аукционе от данного участника не поступало. Подав заявку на участие в аукционе, участник размещения заказа ООО "Экспокомплект" подтвердил понимание положений документации об аукционе, а также выразил согласие с требованиями документации об аукционе.
Представители заказчика, специализированной организации считают, что в действиях аукционной комиссии по отказу ООО "Экспокомплект" в допуске к аукциону не было нарушений законодательства в сфере размещения заказов, так как заявка ООО "Экспокомплект" не отвечала требованиям документации об аукционе, что и явилось основанием для принятия аукционной комиссией решения об отказе в допуске к участию в аукционе.
Изучив материалы открытого аукциона на поставку автоцистерн пожарных, проверив действия аукционной комиссии, обжалуемые заявителем, проведя внеплановую проверку материалов размещения заказа на основании части 5 статьи 17 Закона 94-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение о проведении открытого аукциона на поставку автоцистерн пожарных (регистрационный номер 0740001000019) размещено на официальном сайте Томской области в сети Интернет 18.02.2010.
Заказчик: ОГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Томской области".
Предмет контракта: поставка автоцистерн пожарных.
Максимальная цена государственного контракта: 18000000 руб.
Источник финансирования заказа: бюджет Томской области.
Стадия размещения заказа: размещение заказа на поставку автоцистерн пожарных приостановлено на основании требования Томского УФАС России от 26.03.2010 № ЛУ/1094 на стадии заключения государственного контракта. Государственный контракт не заключен.
Аукционная комиссия, чьи действия обжалует заявитель, состоит из 9 человек: Каштановой О.В., Кубагушевой Р.В., Лавровой О.И., Гутова В.А., Григорьевой И.Г., Исламовой С.Г., Степановой С.С., Коржова В.Л., Масунова В.И.
Комиссия Томского УФАС России, проверив действия аукционной комиссии в части отказа ООО "Экспокомплект" в участии в аукционе, установила:
Государственный заказчик - ОГУ УГОЧСПБ ТО на основании части 2 статьи 34 Закона 94-ФЗ обязан в документации об аукционе установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
ОГУ УГОЧСПБ ТО на основании части 2 статьи 34 Закона 94-ФЗ установило в документации об аукционе в техническом задании на поставку автоцистерн пожарных на базе шасси УРАЛ-5557 или его эквивалента характеристики базового шасси и пожарной надстройки, установив в части характеристик диапазоны, удовлетворяющие потребностям заказчика и позволяющие участникам размещения заказа предложить модели разных поставщиков.
В целях получения конкретных предложений от участников заказчик в документации об аукционе установил в части 2.5 Специальной части конкурсной документации требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик на основании части 4 статьи 34, пункта 2 части 4 статьи 22 Закона 94-ФЗ, а именно следующие требования к описанию товара:
"В форме № 2 "Аукционное предложение" участник должен указать точное наименование товара с указанием марки и модели, точные характеристики (свойства) товара, характеристики (свойства) пожарной надстройки, перечень дополнительного вооружения и оборудования (с указанием наименования вооружения и оборудования, характеристик (свойств), единицы измерения, количества)".
"При заполнении формы № 2 "Аукционное предложение" не допускается использование диапазонов значений, выражений "не менее", "не более", "не хуже", "или лучше", "или эквивалент", "должен" и иных выражений, не определяющих точно значение характеристики, за исключением случаев, когда такие выражения указываются производителем в сопроводительной технической документации".
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.
Комиссия Томского УФАС России установила, что "Аукционное предложение" по форме № 2 ООО "Экспокомплект" было выполнено с использованием диапазонов значений и выражений "не менее", "не более", что нарушало требования к описанию товара, установленные заказчиком. Таким образом, заявка ООО "Экспокомплект" не соответствовала требованиям, установленным в документации об аукционе.
На основании того, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае, если его заявка не соответствует требованиям документации об аукционе, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что ООО "Экспокомплект" обоснованно отказано в участии в аукционе и нарушений в действиях аукционной комиссии нет.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона 94-ФЗ протокол рассмотрения заявок (далее - Протокол) на участие в аукционе в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и признанным участниками аукциона, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и не допущенным к участию в аукционе, направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях (далее - Уведомления) не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, установлена обязанность заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации по размещению Протокола на официальном сайте и направлению уведомлений.
Комиссия Томского УФАС России, изучив договор оказания услуг от 24.03.2008 № 27/43, заключенный между заказчиком - ОГУ УГОЧСПБ и специализированной организацией ОГСУ ЦГЗ, установила, что заказчиком в пунктах 3.1.14, 3.1.15 договора переданы специализированной организации функции по размещению протоколов на официальном сайте и направлению уведомлений участникам по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе. Таким образом, ОГСУ ЦГЗ была вправе отсылать уведомления участникам от своего имени.
Комиссия Томского УФАС России проверила оформление протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 19.03.2010 № 1, размещенного на официальном сайте Томской области, и письменный вариант протокола с подписями членов аукционной комиссии, уполномоченного органа и заказчика и не установила нарушения требований, установленных частью 3 статьи 36 Закона 94-ФЗ к оформлению Протокола, на которые указал заявитель.
Вместе с тем в ходе внеплановой проверки на основании части 5 статьи 17 Закона 94-ФЗ материалов размещения заказа путем открытого аукциона на поставку автоцистерн пожарных Комиссия Томского УФАС России выявила несоответствие условий заключения государственного контракта, установленных частью 5.1.1 Общей части документации об аукционе, условиям, установленным частью 3 статьи 38 Закона 94-ФЗ, а именно:
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона 94-ФЗ государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
Часть 5.1.1 Общей части документации об аукционе позволяет заказчику включать в государственный контракт условия из заявки победителя, что не установлено законодательством в сфере размещения заказов.
В связи с тем, что установленное несоответствие законодательству в документации об аукционе не могло повлиять на результаты аукциона и законность принятого аукционной комиссией решения, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для вмешательства в ход размещения заказа, но с целью недопущения установленных нарушений впредь, о необходимости выдачи предписаний заказчику.
Руководствуясь частью 1 статьи 12, частью 5 статьи 17, частью 3 статьи 36, частью 3 статьи 38, частью 6 статьи 60 Закона 94-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Экспокомплект" на действия специализированной организации и аукционной комиссии ОГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Томской области" при проведении открытого аукциона на поставку автоцистерн пожарных необоснованной.
2. Выдать заказчику - ОГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Томской области", утвердившему документацию об аукционе, не соответствующую требованиям части 3 статьи 38 Закона 94-ФЗ, предписание об устранении нарушений в сфере размещения заказов.

Председатель Комиссии
Р.А.АЛИЕВ

Члены Комиссии:
Л.Р.УРАЕВА
В.А.КОНСТАНТИНОВ
Л.А.ЛИТОСОВА
А.Д.РЫЛОВ
О.В.АНИКЕЕВА

В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.05 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru