Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


УВИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2010 года

Увинский районный суд УР в составе председательствующего судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре П.И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увинского района в интересах П.М. к Администрации МО "У" о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,

установил:

Прокурор Увинского района УР обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру Увинского района поступила жалоба от П.М., <...> года рождения, имевшего статус лица, оставшейся без попечения родителей, по вопросу нарушения его жилищных прав. В ходе разрешения жалобы установлено, что П.М. является выпускником 2005 года ГОУ НПО "П". Решением Уполномоченного органа от 25.03.2003 года № <...> он принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. П.М. согласно действующему законодательству должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным МО "Увинский район", то есть не менее 12 кв. метров.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянным местом жительства П.М. является пос. Ува (согласно свидетельства № <...> о регистрации по месту пребывания П.М. с 03.03.2006 года по 02.03.2011 года зарегистрирован по адресу: <...>).
В нарушение действующего законодательства П.М. по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования - ГОУ НПО "П", жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено. Решением уполномоченного органа он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до <...> лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по Увинскому району УР, однако до сегодняшнего дня жилье не предоставлено, чем нарушено право последнего на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в ГОУ НПО "П".
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Прокурор просит обязать Администрацию МО "У" предоставить П.М. помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда УР вне очереди в п. Ува Увинского района УР, по норме предоставления площади жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Увинского района К.А.В. иск поддержала в полном объеме, привела те же доводы.
Истец П.М. иск поддержал и пояснил, что до настоящего времени жилого помещения ему не предоставлено, а те помещения, которые Администрация МО "У" ему предлагала, его не устраивают: у него семья, маленький ребенок, нужны условия для ухода за ним.
Представитель ответчика Администрации МО "У" С.О.В., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что Администрация свои обязательства по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями выполняет, по мере поступления денежных средств приобретает жилье и выделяет их вне очереди такой категории нуждающихся. Так, постановлением главы Администрации МО "У" № <...> от 15.01.2010 года П.М. предоставлено по договору социального найма жилое помещение - комната общей площадью 15,5 кв. м, расположенная по адресу: <...>. Администрацией подготовлен и подписан договор социального найма жилого помещения, однако П.М. отказывается его подписать и принимать комнату по надуманным основаниям. Комната обследована межведомственной комиссией 25.01.2010 года и признана пригодной для проживания, в ней лишь необходимо провести косметический ремонт стен. Другого жилья для предоставления его П.М. у Администрации МО "У" нет, когда поступят денежные средства для приобретения жилья детям-сиротам, она не знает.
Представитель органа опеки и попечительства Увинского района в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Увинского района в интересах П.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года № 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года № 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года № 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР.
Статьей 15 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделено муниципальное образование "Увинский район".
В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года № 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.
Согласно решения сессии Совета депутатов от 28.04.2005 № 276 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании "Увинский район" норма предоставления площади жилищного фонда муниципального образования "Увинский район" установлена 12 кв. метров.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.
Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Постоянным местом жительства П.М. является поселок Ува, поскольку согласно свидетельства № <...> о регистрации по месту пребывания с 03.03.2006 года по 02.03.2011 года он зарегистрирован по адресу: <...>.
Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения П.М., родители которого были лишены родительских прав, состоит на учете с 2003 года согласно постановлению главы Увинской поселковой администрации № <...> от 25.03.2003 года.
В нарушение действующего законодательства П.М. по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования - ГОУ НПО "П" жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Решением уполномоченного органа он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по Увинскому району УР, однако до настоящего времени жилье ему реально не предоставлено, чем нарушено право последнего на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в ГОУ НПО "П".
Таким образом, истец вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 12 кв. м общей площади вне очереди по договору социального найма в пос. Ува Увинского района УР.
Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что все необходимые меры по обеспечению П.М. жильем Администрацией МО "У" приняты, как не имеющие правового значения, и не может отказать истцу в иске только на том основании, что он отказался от предоставляемого ему жилья. Право истца на предоставление ему жилья вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не реализовано, и отказ в удовлетворении иска может повлечь неблагоприятные последствия для П.М. в случае отказа ответчика от выполнения своих обязательств, а возможности повторно обратиться с иском в суд у П.М. уже не будет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Увинского района в интересах П.М. к Администрации МО "У" о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию МО "У" предоставить П.М. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в пос. Ува Увинского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв. м.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья
В.А.ЁЛКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru