Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2009 г. № 3-46-2009

(извлечение)

Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, с участием прокурора, при секретаре судебного заседания, с участием заявителей, представителя Государственного Совета Чувашской Республики, представителей Президента Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Т.П.И. и Т.А.Ф. о признании недействующими и отмене подпункта "а" пункта 1, подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года,

установил:

Т.П.И. и Т.А.Ф., являющиеся ветеранами труда, обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением об оспаривании отдельных положений Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года. С учетом уточнения заявления от 15 сентября 2009 г. Т.П.И. и Т.А.Ф. просят суд признать незаконными, недействующими и отменить пп. "а" пункта 1, пп. "б" пункта 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года.
В обоснование заявления Т.П.И. и Т.А.Ф. указали, что оспариваемые нормативные закрепления не соответствуют федеральному законодательству, определяющему политику РФ, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь ветеранов труда и их свободное развитие, и нарушают их права, предусмотренные ст. 7 Конституции РФ. Оспариваемые нормативные положения Закона Чувашской Республики ухудшают материальное положение заявителей как ветеранов труда, по сравнению с действовавшими до 1 января 2009 г. нормами Закона Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики". Так, до принятия оспариваемых нормативных положений ветеранам труда гарантировалось получение ежемесячной денежной выплаты в размере 335 руб. (в том числе 250 руб. - стоимость проездного билета и 85 руб. - возмещение услуги по зубопротезированию). Кроме того, ветераны труда имели льготу по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и оплате 50% коммунальных услуг. В отношении семьи Т. эта льгота на 2008 г. составляла при расчете ЖКУ 361 руб. на одного ветерана труда. Вследствие замены натуральной льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг предусмотренная пп. "б" п. 2 ст. 1 Закона ЧР № 64 от 17 декабря 2008 года ежемесячная денежная выплата ветерану труда в сумме 710 руб. не компенсирует ранее предусмотренные выплаты по отношению к 2008-му году в отношении каждого заявителя на сумму 340 руб. Противоречие оспариваемой части Закона Чувашской Республики нормам федерального законодательства обосновывают тем, что принятием оспариваемой части нормативного акта с 1 января 2009 г. имеет место уменьшение в денежном выражении объема мер социальной поддержки ветеранам труда по сравнению с предыдущим годом. Уменьшение ранее установленных социальных льгот в денежном выражении принятием нового нормативного правового акта не допускается.
В судебном заседании Т.П.И. и Т.А.Ф. поддержали заявление по изложенным основаниям. Суду Т.П.И. пояснил, что до принятия оспариваемого нормативного акта в 2008 г. каждый из заявителей получал ЕДВ 335 руб. (в том числе: 250 руб. - стоимость единого проездного билета, 85 руб. - медицинское услуги по зубопротезированию), а предоставляемая скидка 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг по квитанции составляла 361 руб. на одного человека. В 2009 г. стоимость льготного единого проездного билета по городскому и пригородному маршруту на 1 месяц составляет 345 руб., на медуслуги по зубопротезированию остается 64 руб. Из направляемой им жилищно-эксплуатационной организацией квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг следует, что тарифы на ЖКУ в 2009-м году по отношению к 2008-му году выросли на 26,2%. Установленный оспариваемым Законом ЧР № 64 от 17 декабря 2008 года в статье 1 пункт 2 подпункт "б" размер ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2009 г. 710 руб. не компенсирует в денежном выражении ветерану труда ранее предоставляемые льготы на приобретение единого льготного проездного билета, зубопротезирование и 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Полагают, что замена натуральной льготы по оплате 50% ЖКУ на денежное выражение в виде ЕДВ осуществлено без соблюдения требований федерального законодательства. Госсовет Чувашской Республики в указанный размер ЕДВ заложил стоимость льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг - 301 руб. Все указанное свидетельствует о том, что объем финансирования мер социальной поддержки в расчете на одного ветерана труда, в частности заявителей Т.П.И. и Т.А.Ф., с принятием оспариваемых нормативных положений Закона Чувашской Республики № 64 от 17 декабря 2008 года уменьшен, что противоречит федеральному законодательству о социальной поддержке ветеранов. По мнению заявителя является незаконным также отсутствие в самом Законе Чувашской Республики каких-либо критерий и методик расчета ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, размер ЕДВ 710 руб. не подтверждается какими-либо методиками и расчетами.
Заявитель Т.А.Ф. пояснила, что семья Т., в которой два ветерана труда пенсионного возраста, с принятием оспариваемых положений Закона Чувашской Республике недополучает меры социальной поддержки после замены натуральных льгот на оплату 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг на сумму 340 руб. в расчета на одного человека. В связи с чем полагает, что проведенная монетизация льгот не отвечает требованиям федерального законодательства и нарушает права заявителей на достойную жизнь. Суду также пояснила, что заявители в принципе не возражают против замены натуральной льготы по оплате ЖКУ на денежную компенсацию, однако по их мнению, она должна быть осуществлена социально и экономически обоснованно и не уменьшать размеры ранее предоставляемых льгот, соответственно должна осуществляться без нарушения прав и законных интересов ветеранов труда. Суду также пояснила, что Т. не получают субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг, поскольку Т.П.И. помимо получения пенсии имеет заработок в связи с работой преподавателем ФГОУ ВПО "Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова".
Представитель Государственного Совета Чувашской Республики сообщила о непризнании государственным органом Чувашской Республики заявления, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Государственным Советом Чувашской Республики в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской федерации и ее субъектов, с соблюдением процедуры принятия и обнародования, не противоречит федеральному законодательству. В целях реализации положений Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 37 "О Государственном Совете Чувашской Республики", а также в целях обеспечения законных прав и интересов ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики принят Закон ЧР "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики", в соответствии со статьей 3.1 которого в качестве формы государственной поддержки ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики установлена ЕДВ в размере 710 руб. (в редакции Закона ЧР "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года). Выбор формы предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда принадлежит субъектам РФ. При изменении законодателем ЧР установленных правил предоставления льгот, частично предоставлявшихся в натуральной форме, на денежную компенсацию в форме ежемесячной денежной выплаты соблюдены требования Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно Закону Чувашской республики от 07 октября 2008 г. № 49 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в редакции от 25 марта 2009 г.) на финансовое обеспечение мер социальной поддержки указанной категории граждан в 2009 г. предусмотрено 1004770,9 тыс. рублей, в то время на те же цели в республиканском бюджете на 2008 год принималась к исполнению сумма 883118,0 тыс. руб. Таким образом, в Чувашской Республике обеспечен рост бюджетных ассигнований на обеспечение мер социальной поддержки на 13,8%. Более того, Законом ЧР № 64 от 17 декабря 2008 года статья 4 Закона ЧР "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики", вступившая в силу с 1 января 2009 г., дополнена нормой, предусматривающей ежегодную индексацию исходя из установленного Кабинетом Министров Чувашской Республики для формирования основных характеристик республиканского бюджета прогнозного уровня инфляции (потребительских цен) объема бюджетных ассигнований на финансирование мер социальной поддержки указанной категории граждан.
Представители заинтересованного лица Президента Чувашской Республики сообщили о непризнании заявления. Представители заинтересованного лица суду пояснили о соблюдении законодателем при принятии оспариваемых норм - пп. "а" п. 1, пп. "б" п. 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года требований федерального законодательства, в частности п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и ст. 22 Федерального закона "О ветеранах". Представитель пояснила, что установленный оспариваемыми положениями Закона Чувашской Республики мера социальной поддержки ветеранам труда в форме ежемесячной денежной выплаты, размер которого составляет с 1 января 2009 г. 710 руб. компенсирует ранее предусмотренный размер ЕДВ 335 руб. и замененную с 1 января 2009 г. натуральную льготу по оплате 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из усредненных по Чувашской Республике нормативов потребления коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления в муниципальных образованиях региона. Так, в целом по Чувашской Республики 50 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг с 1 января 2009 г. с учетом социальной нормы площади жилья в регионе на одного человека 18 кв. м и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований стоимости коммунальных услуг по нормативам потребления в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах составляет на одного человека 300 руб. Замена натуральной льготы по оплате 50% ЖКУ на ЕДВ привела к равенству прав ветеранов труда, проживающих на территории ЧР как в сельских населенных пунктах, так и в столице Чебоксары, на получение одинакового объема мер социальной поддержки. Удовлетворение заявления Т. привело бы к нарушению прав многих ветеранов труда на получение мер социальной поддержки, для которых размер и условия получения соцподдержки улучшились. Представители представили суду сведения об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование мер социальной поддержки ветеранам труда за период с 2005 г. по 2009 г. по данным законодательства ЧР о республиканском бюджете Чувашской Республики за указанные годы и сведения об исполнении республиканского бюджета за указанные периоды.
В судебном заседании прокурор - начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры ЧР дал заключение о том, что оспариваемые заявителями нормы подпункта "а" пункта 1, подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года не противоречат требованиям федерального законодательства и приняты Государственным Советом ЧР в пределах своих полномочий.
Суд, выслушав пояснения заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
В своем заявлении об оспаривании отдельных положений Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года заявители указывают на их противоречие нормам федеральных законов в связи с уменьшением объема финансирования при частичной замене мер социальной поддержки ветеранам труда в натуральной форме на их денежную компенсацию. При этом заявители указывают также на несоответствие оспариваемых положений нормам Конституции Российской Федерации. В силу положений ст. 3 п. 1 пп. "б" Федерального конституционного закона "О конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ Верховный Суд Чувашской Республики не проверяет соответствие принятых положений оспариваемого заявителями закона Чувашской Республики нормам Конституции РФ. В связи с изложенным указанные Т.П.И. и Т.А.Ф. основания заявления о не соответствии Конституции РФ статьи 1 Закона Чувашской Республики № 64 от 17 декабря 2008 года пункт 1 пп. "а" и пункт 2 пп. "б", Верховным Судом ЧР не исследуются и им оценка не дается. С учетом того, что обращение заявителей в суд общей юрисдикции с требованиями о признании части нормативно правового акта недействующим связано с их несогласием с установленным размером ежемесячной денежной выплаты в сумме 710 руб., который по их мнению не восполняет и не компенсирует отмененные оспариваемым актом льготы по оплате 50% жилищно-коммунальных услуг; а также противоречием федеральному законодательству, то заявление Т.П.И. и Т.А.Ф. подсудно Верховному Суду ЧР.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, поэтому оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе не указанным в заявлении.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ч. 3 в ст. 72 Конституции РФ отсутствует.

Согласно п. "ж" ч. 1, ч. 3 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 10 названного Федерального закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Как следует из преамбулы Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.
При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

]]>
Меры социальной поддержки ветеранов труда, постоянно и преимущественно проживающих в Чувашской Республике в целях создания им условий, обеспечивающих им достойную жизнь, установлены Законом Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" от 24 ноября 2004 г. № 43 (действующим в редакции Законов Чувашской Республики от 10.10.2005 № 41; от 20.11.2006 № 53; от 09.06.2007 № 35; от 25.09.2007 № 53; от 08.11.2007 № 67, от 17.12.2008 № 64.).
Часть 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" от 24 ноября 2004 г. № 43 в первоначальной редакции предусматривала предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в натуральной форме, в том числе бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (пункт 2); бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородних маршрутов (внутриреспубликанских или, при их отсутствии, межобластных, межреспубликанских) в порядке и на условиях, определяемых Кабинетом Министров ЧР (пункт 4); оплата 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов в порядке и на условиях, определяемых Кабинетом Министров ЧР (пункт 5); оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной площади жилья, установленной законодательством Чувашской Республики в порядке и на условиях, определяемых Кабинетом Министров ЧР (пункт 6); оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством, абонентской платы за телефон, услуги за пользование радио и коллективной телевизионной антенной (пункт 7).
Впоследствии в базовый Закон вносились шесть изменений, которыми предусмотренные ст. 3 указанного Закона натуральные льготы поэтапно заменялись на ежемесячные денежные выплаты.
Так, Законом Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. № 41 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда" признаны утратившими силу пункты 2 - 5 части 1 статьи 3 Закона и введена статья 3.1., предусматривающая право ветеранов труда на ежемесячную денежную выплату в размере 160 руб.
Таким образом, такие меры социальной поддержки ветеранам труда в виде предоставления натуральных льгот на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте, автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородних маршрутов в пределах территории республики; оплата 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения были законодательством Чувашской Республики монетизированы и заменены на ежемесячную денежную выплату ветеранам труда принятием Закона Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. № 41 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда", вступившим в силу с 1 января 2006 г. В последующем размер ежемесячной денежной выплаты ветерану труда с 160 руб. увеличивался и в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 3.1. Закона ЧР "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" составлял по состоянию на 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. - 335 руб. на основании изменений, внесенных Законом ЧР от 08 ноября 2007 г. № 67.
При этом в соответствии с Законом Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" по состоянию на 2008 г. помимо получения ЕДВ в размере 335 руб., ветераны труда имели право на получение в натуральной форме мер социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной площади жилья, установленной законодательством Чувашской Республики в порядке и на условиях, определяемых Кабинетом Министров ЧР (пункт 6 части 1 статьи 3); оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством (пункт 7 части 1 статьи 3), денежная компенсация в размере 50 процентов абонентской платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной (пункт 8 части 1 статьи 3).
Закон Чувашской Республики № 64 от 17 декабря 2008 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" принят Государственном Советом Чувашской Республики 16 декабря 2008 г., подписан Президентом Чувашской Республики 17 декабря 2008 г. Указанный Закон Чувашской Республики № 64 от 17 декабря 2008 г. официально опубликован в печатных средствах массовой информации (в газетах "Республика" от 19 декабря 2008 г. и "Хыпар" от 23 декабря 2008 г., Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики (2008, № 78); вступил в законную силу с 1 января 2009 г.
Статьей 1 Закона Чувашской Республики № 64 от 17 декабря 2008 г. постановлено внести в Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" следующие изменения. Подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Закона ЧР № 64 от 17 декабря 2008 г. постановлено признать утратившими силу пункты 6 и 7 части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики". Подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 Закона ЧР № 64 от 17 декабря 2008 г. постановлено: в части 4 статьи 3.1 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" в пункте 2 слова "335 рублей" заменить словами "710 руб.".
Таким образом, оспариваемыми заявителями нормативными положениями пп. "а" п. 1 статьи 1 и пп. "б" п. 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики № 64 от 17 декабря 2008 г. в отношении ветеранов труда заменены меры социальной поддержки в натуральной форме на оплату 50% жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья на одного человека на денежную компенсацию в форме ежемесячной денежной выплаты. При этом ежемесячная денежная выплата ветерану труда с 1 января 2009 г. определена в размере 710 руб. Причем в указанный размер ЕДВ вошли как установленный пунктом 2 части 4 статьи 3.1. Закона ЧР "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" (в редакции Закона ЧР от 08 ноября 2007 г. № 67) размер ЕДВ 335 руб., так и замененная на ежемесячную денежную выплату получаемая ветеранами труда до вступления в силу Закона ЧР № 64 от 17 декабря 2008 г. льгота на оплату 50% жилищно-коммунальных услуг.
Оспариваемые положения пп. "а" п. 1 и пп. "б" п. 2 статьи 1 Закона ЧР № 64 от 17 декабря 2008 г. не противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и соответствуют требованиям ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ); а также требованиям Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Определяя компетенцию органов государственной власти субъектов РФ на определение мер социальной поддержки ветеранов труда, при этом никаких конкретных мер о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и формах денежных компенсаций, Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. не содержит. Также действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок получения ежемесячной денежной выплаты, установления его размера, в том числе его минимальный либо максимальный размер. Следовательно, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать размер ежемесячной денежной выплаты.
Между тем в силу положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки, в том числе ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже размеров по состоянию на 31 декабря 2004 г., а при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судом установлено, что совокупный объем финансирования на предоставление мер социальной поддержки для категории "Ветеран труда" в республиканском бюджете Чувашской Республики с 2005 г. по 2009 г. постоянно увеличивается. Указанные обстоятельства подтверждаются законами Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год, на 2006 год, на 2007 год, на 2008 год, на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Реальное направление бюджетных ассигнований республиканского бюджета по разделу на обеспечение мер социальной поддержки ветеранам труда подтверждается Законами Чувашской Республики об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2005 год, за 2006 год, за 2007 год, за 2008 годы.
Так, сумма ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом Чувашской Республики на обеспечение социальной поддержки ветеранов труда в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 г. составило в сумме 355903,6 тыс. руб. - приложение № 3 к Закону Чувашской Республики "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2005 г." от 14 июля 2006 г. № 32. В Законе ЧР "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год" от 29.11.2004 г. № 54 представлен общий размер ассигнований на меры соцподдержки труженикам тыла и ветеранам труда.
Ассигнования на обеспечение социальной поддержки ветеранов труда в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год были предусмотрены в сумме 562251,7 тыс. руб. (приложение 4 к Закону Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год" от 29 ноября 2005 г. № 61 (с изм. от 14.04.2006 г. № 11, от 25.07.2006 г. № 40, 24.11.2006 г. № 54). Исполнено на сумму 554180,7 тыс. руб. (приложение 3 к Закону ЧР "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2006 год" от 13 июля 2007 г. № 37).
На меры соцподдержки ветеранам труда в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год были предусмотрены ассигнования в сумме 774821,3 тыс. руб. (приложение 7 к Закону ЧР "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год" от 30 ноября 2006 г. № 57 (с изменениями от 09 июня, 13 июля, 08 ноября 2007 г.). Исполнено на сумму 775093,4 тыс. руб. (приложение 3 к Закону ЧР "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2007 год" № 38 от 27 июня 2008 г.).
На меры соцподдержки ветеранам труда в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год были предусмотрены ассигнования в сумме 883118,0 тыс. руб. (приложение 4 к Закону ЧР "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 5 октября 2007 г. № 55 (с изменениями от 28 января, 25 апреля, 17 декабря 2008 г.) Исполнено на сумму 871463,3 тыс. руб. (приложение 3 к Закону ЧР "Об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2008 год" от 01 июня 2009 г. № 25).
На меры соцподдержки ветеранам труда в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год предусмотрены ассигнования в сумме 1004772,5 тыс. руб. (приложение 7 к Закону ЧР "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" № 49 от 07 октября 2008 г. (с изменениями от 30 января, 25 марта, 24 июля 2009 г.).
Из представленных представителем Президента Чувашской Республики сведений о количестве получателей льгот и сопоставления размера ассигнований бюджетных средств, направляемых на меры соцподдержки ветеранам труда, следует, что сумма расходов, приходящаяся на 1 получателя за месяц в среднем по Чувашской Республике составила в 2005 г. - 223,74 руб.; в 2006 г. - 425,13 руб.; в 2007 г. - 611,17 руб.; в 2008 г. - 695,14 руб.; в 2009 г. - 794,74 руб. (указанные расчеты произведены с учетом льготы по оплате услуг телефонной связи).
Ветерану труда, проживающему в Чувашской Республике, выплачивается ежемесячная денежная выплата в сумме 710 руб., а также в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона ЧР "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" дополнительно предоставляется денежная компенсация в размере 50 процентов абонентской платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной.
Таким образом, судом достоверно установлено, что при принятии Закона Чувашской Республики от 17 декабря 2008 г. № 64 органом государственной власти Чувашской Республики при замене льготы в натуральной форме (на оплату 50% жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы на одного человека) на денежную компенсацию в форме ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) был не только сохранен совокупный объем финансирования на меры социальной поддержки ветеранам труда по сравнению с предыдущим годом, но и повышен ранее достигнутый уровень социальной защиты.
Судом также установлено, что исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления в муниципальных образований Чувашской Республики и социальной нормы общей площади жилья на 1 человека 18 кв. м в среднем по Чувашской Республике (по многоквартирным жилым домам и индивидуальным жилым домам как в сельских поселениях и городских округах) 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 января 2009 г. составляет 300 руб. на 1 человека. Указанные критерии были учтены законодателем при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Федеральное законодательство не предусматривает в качестве обязательного критерия при изменении субъектами РФ порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда учет материального положения отдельно взятого ветерана труда, его конкретные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, в частности семьей Т.П.И. и Т.А.Ф. В соответствии с действующим законодательством при превышении расходов семьи Т.П.И. и Т.А.Ф. допустимой доли граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, заявители вправе пользоваться субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; получение ими ЕДВ как ветеранов труда не является препятствием для реализации права на субсидию.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что нормативные положения пп. "а" п. 1 и пп. "б" п. 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года приняты в пределах полномочий Государственного Совета Чувашской Республики, предоставленных федеральным законодательством и законами Чувашской Республики, не противоречат нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. 198 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

решил:

В удовлетворении заявления Т.П.И. и Т.А.Ф. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и отмене подпункта "а" пункта 1 и подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан" № 64 от 17 декабря 2008 года отказать.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru