Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2007 г. по делу № А33-29523/2005

Судья Арбитражного суда Красноярского края С.В. Карпинская,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона", г. Красноярск
к военному комиссариату Советского и Центрального районов города Красноярска
к Российской Федерации в лице:
- Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
- Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва
с участием третьего лица: Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования, г. Красноярск
о взыскании 29 946 руб. 69 коп. долга,
при участии в судебном заседании:
от истца: Р. - представитель по доверенности от 01.01.06 г. № 04/юр,
от ответчика О. - представитель по доверенности от 21.02.07 г.,
от ответчика (Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации): Ч. - ведущий специалист-эксперт юрид. отдела по доверенности от 11.01.07 г. № 19,
от третьего лица: Ш. - главный специалист-юрисконсульт по доверенности от 14.09.05 г.
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей С.В. Карпинской.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 20 марта 2007 года. В полном объеме решение изготовлено 2 апреля 2007 года.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона" обратилось в арбитражный суд с иском к военному комиссариату Центрального района г. Красноярска о взыскании 30 781 руб. 28 коп. долга по договору № 128 об оказании медицинских услуг от 25.04.05 г.
Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края, определением от 22.11.05 г. возбуждено производство по делу. Определением от 22.12.05 г. дело назначено к судебному разбирательству. В судебном заседании истец уменьшил размер исковых требований до 29 946 руб. 69 коп., уменьшение истцом размера исковых требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 23.01.06 г. судебное разбирательство отложено судом на 01.03.06 г.
Определением суда от 01.03.06 г. производство по делу № А33-29523/2005 приостановлено до рассмотрения арбитражным судом дела № А33-3624/2006 по иску военного комиссариата Центрального района г. Красноярска к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница № 20 им. И.С. Берзона" о признании недействительным договора № 128 от 25.04.05 г. и вступления судебного акта в законную силу. По делу № А33-3624/2006 Арбитражным судом г. Красноярска принято решение от 30.03.2006 г. об отказе в удовлетворении заявленных требований, постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2006 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. Рассмотрев дело по кассационной жалобе ответчика, суд кассационной инстанции в постановлении от 24.10.06 г. оставил без изменения решение от 30.03.06 г., постановление апелляционной инстанции от 29.06.06 г. Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-3624/2006, при этом указал, что спорные правоотношения носят публично-правовой характер, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права, поэтому не подлежит оценке и удовлетворению требование о признании сделки недействительной по признакам нарушения бюджетного законодательства.
Определением суда от 12.09.06 г. производство по делу № А33-29523/2005 возобновлено. Определением суда от 26.09.06 г. произведена замена ответчика его правопреемником в связи с реорганизацией военным комиссариатом Советского и Центрального районов г. Красноярска Красноярского края, судебное разбирательство отложено судом. Определением суда от 20.10.06 г. судебное разбирательство отложено судом, по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования. Определениями от 14.12.06 г., от 06.02.07 г. судебное разбирательство отложено судом.
В настоящее судебное заседание представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства. Дело рассматривается в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец поддержал иск, при этом пояснил, что иск заявлен в связи с неисполнением ответчиком обязательств по договору об оказании медицинских услуг № 128 от 25.04.05 г., неоплатой ответчиком оказанных услуг по медицинскому обследованию в условиях стационара граждан, подлежащих призыву на военную службу, по направлениям военкомата. Стоимость оказанных услуг составила 29 946 руб. 69 коп.
Представитель ответчика - военный комиссариат - иск не признал, при этом пояснил, что военный комиссариат является получателем бюджетных средств, субъектом бюджетных правоотношений (пункт 1 ст. 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации); на момент заключения договора действующим законодательством не был урегулирован механизм финансирования затрат медицинских учреждений, понесенных в связи с медицинским обследованием лиц, направляемых военными комиссариатами; финансовое обеспечение граждан призывного возраста должно производиться на общих основаниях за счет средств Министерства здравоохранения по предъявлению медицинского полиса в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан; ответчик не имеет возможности исполнить свои обязательства по договору в связи с отсутствием механизма финансирования; Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не предусмотрена компенсация расходов медицинским учреждениям за оказание медицинских услуг.
Представитель ответчика - Российской Федерации в лице Минфина - иск не признал, при этом пояснил, что истцом не представлены доказательства в подтверждение понесенных затрат в связи с проведением медицинского обследования призывников, направляемых военным комиссариатом. Факт оказания услуг по обследованию призывников подлежит подтверждению дополнительными доказательствами. Указанные расходы, по мнению ответчика, подлежали возмещению за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Представитель третьего лица пояснил, что программа государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденная Постановлением Совета администрации края № 53-п от 14.02.05 г., составной частью которой является территориальная программа обязательного медицинского страхования, не содержала мероприятий по медицинскому обследованию, связанному с исполнением гражданами воинской обязанности. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Заслушав представителей сторон, третьего лица, суд установил следующие имеющие значение для рассматриваемого дела обстоятельства.
Между военным комиссариатом Центрального района г. Красноярска и муниципальным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона" заключен договор № 128 от 25.04.05 г., в соответствии с которым военный комиссариат Центрального района поручает, а муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона" обязуется проводить необходимые обследования в условиях стационара и амбулаторно больным, направленным районным комиссариатом в соответствии с Федеральным законом от 28.03.98 № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 1.1 договора).
Все работы производятся кадрами исполнителя, с использованием его медикаментов, оборудования, мягкого инвентаря и т.д., необходимых для проведения заказанных обследований (пункт 2.1 договора).
Обследования производятся при поступлении пациента в учреждение исполнителя по направлению заказчика с указанием в нем паспортных данных больного, цели направления, наименования заказчика и его банковских реквизитов, документа, удостоверяющего личность (пункт 2.2 договора).
Исполнитель обязуется проводить обследования в соответствии с Порядком, определенным совместным приказом управления здравоохранения администрации Красноярского края и военным комиссариатом Красноярского края "О медицинском обеспечении и порядке возмещения расходов, связанных с призывом"; проводить обследования только при наличии направления заказчика, заверенного гербовой печатью, паспорта, страхового полиса (пункты 3.2.1, 3.2.2 договора).
Оплата проведенных обследований производится заказчиком ежемесячно при поступлении денежных средств на финансирование данной статьи федерального бюджета по счетам-фактурам исполнителя, которые выписываются на основании сводного реестра обследованных пациентов в соответствии с действующими тарифами, утвержденными Согласительной комиссией системы обязательного медицинского страхования Красноярского края (пункт 4.1 договора).
Срок действия договора с 01.01.2005 по 31.12.2005 (пункт 6.1 договора).
В доказательство оказания услуг на сумму 29 964 руб. 69 коп. истец представил в материалы дела реестры и счета-фактуры № 289 от 31.05.2005, № 436 от 31.07.2005, № 346 от 30.06.2005, № 229 от 30.04.2005.
Истцом заявлена ко взысканию с военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска и с субсидиарного ответчика - Российской Федерации в лице Министерства обороны и Министерства финансов Российской Федерации задолженность за оказанные по договору № 128 от 25.04.2005 услуги по медицинскому обследованию больных, направленных военным комиссариатом Центрального района г. Красноярска.
В обоснование исковых требований истец указывает на неисполнение военным комиссариатом Центрального района г. Красноярска обязательств по договору № 128 от 25.04.2005, считает, что отсутствие у ответчика денежных средств по смете на финансирование вышеуказанных обследований не является основанием для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов; при недостаточности денежных средств у учреждения для исполнения обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации); Министерство обороны как орган государственной власти Российской Федерации как публично-правового образования является главным распорядителем бюджетных средств между подведомственными ему органами и учреждениями; привлечение к субсидиарной ответственности Российской Федерации, как собственника имущества ответчика, означает взыскание денежных средств за счет казны, от ее имени выступают соответствующие финансовые органы, в данном случае - Министерство финансов Российской Федерации; в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (которая действовала в период исполнения договора и до вступления к силу Федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005) финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, осуществляется за счет средств федерального бюджета; Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.99 № 1441, утвердившим Положение о подготовке граждан к военной службе, также предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе, которая включает в себя медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Оценив материалы дела, доводы искового заявления и отзывов на исковое заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и должны исполняться в соответствии с его условиями и требованиями закона.
Истец полагает, что в результате заключения договора № 128 от 25.04.2005 между сторонами сложились гражданско-правовые отношения по договору возмездного оказания услуг.
Из договора следует, что его сторонами являются учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 120 Кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

]]>
Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Правовой статус и деятельность военкоматов регулируются Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 № 1372 (далее - Положение).
Согласно Положению, военкоматы имеют статус юридического лица, создаваемого Министерством обороны Российской Федерации для решения вопросов в области обороны Российской Федерации путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления (поставки) в Вооруженные Силы Российской Федерации. При этом материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 12 Положения к основным задачам военкоматов относится обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемой сделки) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляется военными комиссариатами.
Как предусмотрено Положением № 1441 от 31.12.99 "Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", лечебно-оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 28); лечебно-оздоровительные мероприятия включают в себя:
а) проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием граждан до их первоначальной постановки на воинский учет;
б) проведение профилактических медицинских осмотров и иных мероприятий после первоначальной постановки граждан на воинский учет, а также после признания граждан при призыве на военную службу временно не годными к военной службе (пункт 29); контроль за организацией и проведением лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу, возлагается на территориальные органы управления здравоохранением, военные комиссариаты и органы военно-врачебной экспертизы (пункт 30).
Согласно части 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья комиссия по постановке граждан на воинский учет направляет его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичные указания содержатся также в пункте 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, в соответствии с которым гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
При этом порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно абзацу 2 пункта 14 Положения о военно-врачебной экспертизе организация и проведение медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на территориальные органы управления здравоохранением и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу, и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет, до призыва их на военную службу, а также призывников, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, установлен в соответствующих Инструкциях, утвержденных Приказом Минобороны РФ № 240 и Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001.
Так, согласно пункту 16 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет (далее - Инструкция), обязанность по организации и контролю за полноценностью и качеством обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет возложена на должностных лиц территориальных органов управления здравоохранением.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции приказом руководителя территориального органа управления здравоохранением в каждой поликлинике, в которой состоят на медицинском обеспечении учтенные граждане, назначается врач - ответственный за их своевременное обследование (лечение), проведение среди них лечебно-оздоровительных мероприятий и взаимодействие с военным комиссариатом.
В силу пункта 18 Инструкции контроль за своевременностью поступления учтенных граждан на амбулаторное (стационарное) обследование (лечение) возлагается на главных врачей соответствующих медицинских учреждений и медицинских работников военных комиссариатов, а за полноценностью обследования (лечения) указанных граждан и качеством оформления на них врачебно-экспертной документации - на заведующего (начальника) отделением медицинского учреждения.
С учетом изложенного следует признать, что в компетенцию военкоматов входит выдача гражданам направления в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения и обеспечение своевременной явки в медицинское учреждение для прохождения такого обследования или лечения.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения военкоматами договоров с медицинскими учреждениями на оказание услуг по обследованию в условиях стационара лицам, подлежащим призыву на военную службу.
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей на момент совершения спорной сделки) финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441, утвердившим Положение о подготовке граждан РФ к военной службе, также предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе, которая включает в себя медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Частью 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, предусмотрены расходы организаций и граждан, подлежащие компенсации, в том числе при проведении медицинского освидетельствования, медицинского переосвидетельствования, медицинского осмотра, контрольного медицинского освидетельствования.
Услуги, оказанные истцом по договору № 128 от 25.04.2005, являются медицинским обследованием в условиях стационара граждан, направленных медицинской комиссией при военном комиссариате Центральном района г. Красноярска.
Согласно п. 1.1 договора от 25.04.2005 № 128 договор заключен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, однако указанным Постановлением порядок возмещения расходов на проведение медицинского обследования и лечения не установлен.
В то же время медицинское обследование и лечение граждан Российской Федерации относятся к видам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" утверждены Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1, а не 22.02.1993 № 2487-1.

Согласно части 1 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.02.1993 № 2487-1 (далее - Основы), охрана здоровья граждан представляет совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Частью 3 статьи 20 Основ предусмотрено право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, медицинское обследование и лечение граждан, подлежащих призыву на военную службу является одной из мер, направленных на реализацию государственной гарантии права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Осуществление указанных видов медицинской помощи возложено на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, и, следовательно, до установления отдельного порядка финансирования названных мероприятий, при разрешении настоящего спора надлежит руководствоваться положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В соответствии с Порядком организации оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.07.2005 № 487 (пункт 8), регулирующим порядок оказания первичной медико-санитарной помощи населению на территории Российской Федерации, амбулаторно-поликлиническая помощь включает в себя медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе (диагностику и лечение различных заболеваний и состояний), стационарная помощь - диагностику, лечение острых, хронических заболеваний и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица, обращение лица, подлежащего призыву на военную службу, с направлением военкомата в медицинское учреждение не является страховым случаем и не влечет возмещения средств на обследование таких лиц за счет средств обязательного медицинского страхования.
Военные комиссариаты в силу статей 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются бюджетными учреждениями - получателями бюджетных средств.
Согласно пункту 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Пунктом 1 статьи 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных средств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Приведенные нормы бюджетного законодательства представляют собой ограничения правоспособности бюджетных учреждений при заключении сделок и направлены на защиту бюджета от обязательств, по которым бюджетное финансирование не предусматривалось.
Подписывая договор об оказании медицинских услуг от 25.04.2005 № 128, военный комиссариат Центрального района г. Красноярска, по мнению суда, вышел за пределы специальной правоспособности и принял на себя дополнительные денежные обязательства, финансирование которых в 2005 году за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. Отсутствие финансирования на указанный вид расходов подтверждено представленными по делу доказательствами.
Согласно действующему гражданскому законодательству государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью (пункт 1 статьи 49, пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 120, пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности учреждения, закрепленной законом или иным правовым актом, ничтожны в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что при заключении сделки военный комиссариат вышел за пределы специальной правоспособности, спор возник из публичных правоотношений, суд приходит к выводу о неправильном выборе истцом способа защиты нарушенного права и не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании долга по сделке, совершенной за пределами специальной правоспособности.
С учетом изложенного, имеются основания для отказа в иске.
Судебные расходы по иску подлежат отнесению на истца в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 156, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона" из федерального бюджета 33 руб. 38 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 51867 от 08.11.2005.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья
С.В.КАРПИНСКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru