Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2009 г. по делу № А33-3246/2007

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.04.2009.
В полном объеме решение изготовлено 17.04.2009.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шишкиной И.В., судей Суркова Д.Л., Баукиной Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя К., г. Канск,
к администрации г. Канска,
заинтересованные лица:
комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска,
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, г. Красноярск,
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю, г. Красноярск,
общество с ограниченной ответственностью "Институт оценки собственности и финансовой деятельности", г. Канск,
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Красноярск,
при участии прокурора Красноярского края,
о признании недействующим нормативного акта,
при участии:
от истца: П. - представитель по доверенности от 10.01.2007,
от прокуратуры: Б. - прокурор, удостоверение № 162047,
от ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности": Г. - представитель по доверенности от 26.05.2008,
Протокол судебного заседания вела судья Шишкина И.В.

установил:

Предприниматель К. обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Канска о признании недействующим Постановления администрации г. Канска № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в г. Канске" в редакции изменений, внесенных Постановлениями администрации г. Канска от 21.12.2006 № 3474 "О внесении изменений в Постановление № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в г. Канске".
Определением от 27.03.2007 заявление принято к производству арбитражного суда.
Арбитражным судом удовлетворено заявление предпринимателя К. об уточнении предмета заявления, согласно которому заявитель просит признать недействующим Постановление администрации г. Канска № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в г. Канске" п. п. 1, 2; Постановление администрации г. Канска № 652 от 26.04.2006 "О внесении изменений в Постановление № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в г. Канске" п. п. 1, 3; Постановление администрации г. Канска от 21.12.2006 № 2374 "О внесении изменений в Постановление № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в г. Канске" п. 1.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска.
На основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Красноярского края.
Арбитражным судом удовлетворено заявление предпринимателя К. об уточнении предмета заявления, согласно которому заявитель просит признать:
- пункты 1 и 2 Постановления администрации города Канска № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в городе Канске" в части утверждения порядка расчета арендной платы и повышающих коэффициентов к земельному налогу;
- пункты 1 и 3 Постановления администрации г. Канска от 26.04.2006 № 652 "О внесении изменений в Постановление № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в городе Канске" в части утверждения повышающих коэффициентов к земельному налогу и срока вступления постановления в силу;
- пункт 1 Постановления администрации г. Канска от 21.12.2006 № 2374 "О внесении изменений в Постановление № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в г. Канске" в части утверждения повышающих коэффициентов к земельному налогу, несоответствующим законам и иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующими.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц арбитражным судом привлечены федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Институт оценки собственности и финансовой деятельности", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю.
Решением от 17.03.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.06.2008 решение от 17.03.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением от 07.07.2008 назначено предварительное судебное заседание на 11.08.2008.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом удовлетворено заявление предпринимателя К. об уточнении предмета заявления, согласно которому заявитель просит признать Постановление администрации г. Канска № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в городе Канске" в редакции Постановлений № 652 от 26.04.2006 и № 2374 от 21.12.2006 в части утверждения порядка расчета арендной платы и повышающих коэффициентов к земельному налогу, несоответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и недействительным.
Определением от 09.09.2008 назначено судебное разбирательство на 24.11.2008, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Определением от 19.03.2009 судебное разбирательство отложено на 10.04.2009.
Ответчик и заинтересованные лица - комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Заявитель представил дополнительное правовое и фактическое обоснование требований заявлений, которое принято судом.
Администрацией г. Канска представлен отзыв на заявление, в котором ответчик требования не признает, ссылаясь на следующее: оспариваемое Постановление № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в городе Канске" администрация г. Канска издала на основании отчета, подготовленного ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" в 2006 г., где предлагалось три варианта порядка расчета арендной платы, с коэффициентами для каждой зоны для определенного вида деятельности; администрация г. Канска не применяла повторно в оспариваемом нормативном акте коэффициент вида деятельности арендатора, который входит в кадастровую стоимость, поскольку вид функционального использования земельного участка не есть вид деятельности арендатора; вид функционального использования земельного участка и вид деятельности арендатора неодинаковы и носят разную смысловую нагрузку; перечень видов функционального использования земель г. Канска разработан для целей ведения системы государственного кадастра; размещение магазина малой торговли можно использовать только на землях под объектами торговли, общественного питания согласно перечню классификатора для целей ведения государственного земельного кадастра; в Постановлении администрации г. Канска № 239 от 02.03.2006 утверждены порядок определения размера арендной платы за землю в г. Канске и коэффициенты к земельному налогу в зависимости от вида деятельности арендатора, согласно зон градостроительной ценности; заявитель указывает, что администрация установила коэффициент Капк на основе двух факторов: вид деятельности арендатора и градостроительная ценность, однако коэффициент Капк состоит только из вида деятельности, градостроительная ценность здесь не включена; на момент заключения договоров аренды арендная плата за две торговые точки в сумме составляла около 33 000 руб.; в 2006 году около 35 000 руб.; поэтому нет повышения размера арендной платы в 8 раз, как утверждает К.; в связи с вступлением в законную силу Закона Красноярского края от 24.02.2008 № 5-1581 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" Постановлением администрации г. Канска № 766 от 26.05.2008 Постановление № 239 от 02.03.2006 было отменено, таким образом оспариваемый нормативный акт перестал существовать, в связи с чем дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" представил отзыв на заявление, в котором поясняет следующее: при подготовке отчета "Определение экономически обоснованных ставок арендной платы за землю в г. Канске" (2006 год) администрации был рекомендован вариант № 2, которым было предусмотрено использование Капк (коэффициент к земельному налогу, учитывающий вид деятельности арендаторов и зоны градостроительной ценности) по существующим 21 виду деятельности арендаторов и 9 зонам градостроительной ценности земли; при подготовке отчета оценщик использовал материалы кадастрового деления территории г. Канска, электронную карту г. Канска, результаты кадастровой оценки земель г. Канска, утвержденные Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 № 44-п № "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края"; ранее до 2006 года основе расчета арендной платы за землю лежал базовый показатель - средняя ставка земельного налога, которая подлежала ежегодной индексации, в 2004 и 2005 году ежегодный коэффициент индексации составил 1.1, данные коэффициенты так же находятся на уровне средней инфляции в указанные годы; в связи с прогнозированием снижения уровня инфляции в 2006 году до 8% было экономически целесообразно изменение размера арендной платы в большую или меньшую стоимость; в 2005 году арендная плата для истца составляла 4 636,48 руб. и 28 488,65 руб. за два земельных участка (согласно Постановлению администрации г. Канска от 26.11.2004 № 2406 "Об утверждении порядка расчета арендной платы за землю в г. Канске"); на 2006 - 2007 год арендная плата по земельным участкам арендуемым заявителем составила 5 009,47 руб. и 30 762,58 руб. соответственно, т.е. в переделах инфляции 8%; до 2006 года расчет арендной платы за землю от кадастровой стоимости не производился, поэтому в переходный период в системе земельного налогообложения (переход от законодательство определенной средней ставки земельного налога к расчету налога от кадастровой стоимости) на взгляд оценщика целесообразно определять арендную плату за землю как с учетом практического опыта развития земельных отношений в г. Канске (т.е. с учетом действующих ставок арендной платы), так и принимая во внимание действующее законодательство; в этой связи был сохранен существующий уровень арендной платы, а также учтен уровень инфляции; что касается коэффициента Капк, то суть его применения заключается не в установлении новой методики определения размера арендной платы, а в адаптации существовавшего в 2005 году порядка расчета арендной платы на землю в г. Канске (Постановление администрации г. Канска от 26.11.2004 № 2406) к системе расчетов от кадастровой стоимости земли; расчет Капк к оспариваемому постановлению производился следующим образом: К аренды = арендная плата 2006 года / земельный налог 2006 года, где арендная плата 2006 года = арендная плата 2005 года + инфляция 8%.
Прокурором Красноярского края представлено заключение по делу от 19.03.2009, в котором прокурор полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям: оспариваемые акты приняты уполномоченным органом местного самоуправления; администрацией г. Канска в материалы дела представлен отчет ООО "Институт оценки собственности финансовой деятельности" - "Определение экономически обоснованных ставок арендной платы за землю в г. Канске", заявитель не привел каких-либо доводов, не представил доказательств, опровергающих правомерность экономического обоснования применения при определении базового размера арендной платы Капк - коэффициента к земельному налогу, учитывающего вид деятельности арендатора и зоны градостроительной ценности земли; сам по себе факт утверждения и принятия базовой ставки арендной платы органом местного самоуправления не может свидетельствовать о нарушении законных интересов заявителя, при условии, что установленная базовая ставка арендной платы является экономически обоснованной.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю и Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю представлены пояснения по делу, в которых учреждения ссылаются на следующее: Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации; кадастровая стоимость земельных участков является результатом работ по государственной кадастровой оценке земель, проводимых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316; Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 № 44-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края; согласно Приказу Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.02 № П/337 "Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель поселений", государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров; результаты кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр; оценочного зонирования при государственной кадастровой оценке земель города Канска не производилось; удельный показатель кадастровой стоимости земель г. Канска по видам функционального (разрешенного использования) устанавливался в отношении кадастровых кварталов; приказом Росземкадастра от 23.04.2004 утверждены требования к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков (оценочная опись), где указано, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешенного (функционального) использования, соответствующему виду разрешенного использования указанного земельного участка; указанное свидетельствует, что понятия "Вид разрешенного использования земельного участка" и "Вид деятельности арендатора", указанный в оспариваемом Постановлении не идентичны и носят разную смысловую нагрузку.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Между администрацией г. Канска (арендодатель) и предпринимателем К. (арендатор) заключен договор аренды № А3-420-04 от 28.04.2004, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101038:0026 площадью 59,55 кв.м. по адресу г. Канск, ул. 40 лет Октября, 39а для использования в целях размещения магазина малой торговли сроком с 07.03.2003 по 06.03.2007 (разделы 1, 2 договора).
Размер арендной платы составляет в 2004 году 17 404,68 руб. в год или 4 351,17 руб. в квартал (пункт 3.1 договора), которая вносится ежеквартально не позднее 10-го числа первого месяца квартала, за который вносится плата (пункт 3.5 договора).
Согласно расчету (приложение № 2 к договору аренды) годовой размер арендной платы на 2004 год определялся путем умножения базовой ставки арендной платы за 1 кв.м. в год на коэффициент вида деятельности арендатора и на площадь земельного участка: 11,69 x 25 x 59,25 кв.м. = 17 404,68 руб.
Участок передан арендатору в пользование по акту от 28.04.2004.
Договор зарегистрирован в ЕГРП 20.01.2005.
Между администрацией г. Канска (арендодатель) и предпринимателем К. (арендатор) заключен договор аренды № А3-421-04 от 28.04.2004, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101055:0254 площадью 53,09 кв.м. по адресу г. Канск, ул. Магистральная, 75б для использования в целях размещения магазина малой торговли сроком с 15.07.2003 по 14.07.2007 (разделы 1, 2 договора).
Размер арендной платы составляет в 2004 году 15 516,61 руб. в год или 3 879,15 руб. в квартал (пункт 3.1 договора), которая вносится ежеквартально не позднее 10-го числа первого месяца квартала, за который вносится плата (пункт 3.5 договора).
Согласно расчету (приложение № 2 к договору аренды) годовой размер арендной платы на 2004 год определялся путем умножения базовой ставки арендной платы за 1 кв.м. в год на коэффициент вида деятельности арендатора и на площадь земельного участка: 11,69 x 25 x 53,09 кв.м. = 15 517,61 руб.
Участок передан арендатору в пользование по акту от 28.04.2004.
Договор зарегистрирован в ЕГРП 16.12.2004.
На 2005 год размер арендной платы определялся по данным договорам на основании Постановления администрации г. Канска № 2405 от 26.11.2004, к которому прилагалось 2 приложения: № 1 "Порядок расчета арендной платы за землю в городе Канске" и № 2 "Коэффициенты видов деятельности арендатора". Арендная плата за земельные участки рассчитывалась по формуле: А = Аб x Кд x Кр x S, где А - величина годовой арендной платы за земельный участок, Аб - базовая ставка арендной платы за 1 кв.м., приравненная к средней ставке земельного налога, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О плате за землю"; Кд - коэффициент вида деятельности арендатора; Кр - коэффициент коммерческой ценности местоположения земельного участка (поправочный коэффициент к базовой ставке земельного налога, дифференцированный по зонам градостроительной ценности). Данный коэффициент был установлен Решением Канского городского Совета депутатов № 50-412 от 26.11.2004.
Исчисленный таким образом размер арендной платы в 2005 году составлял:
- по договору № А3-420-04 от 28.04.2004: 9,65 (базовая ставка арендной платы за 1 кв.м.) x 25 (вид деятельности арендатора) x 1,983 (коэффициент коммерческой ценности местоположения земельного участка) x 59.55 кв.м. = 28 488,68 руб.
- по договору № А3-421-04 от 28.04.2004: 9,65 x 25 x 0,362 x 53,09 кв.м. = 4 636,48 руб.
Решение Канского городского Совета депутатов № 50-412 от 26.11.2004 "О зонах градостроительной ценности земли на территории города Канска" было принято на основании отчета ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" от 2004 года на тему "Приведение в соответствие с действующим законодательством и обновленной градостроительной документацией границ зон градостроительной ценности земли в г. Канске и коэффициентов дифференциации, применяемых к установленной средней ставке земельного налога".
Администрацией г. Канска принято Постановление № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в городе Канске", которым утвержден порядок определения арендной платы согласно приложению № 1, утверждены коэффициенты к земельному налогу в зависимости от вида деятельности арендатора согласно зон градостроительной ценности земли в г. Канске, утвержденных Решением Канского городского Совета депутатов от 26.11.2004 № 50-412 согласно приложению № 2.
Приложением № 1 к данному Постановлению установлении порядок определения арендной платы за землю, размер арендной платы рассчитывается по формуле:
Ап = Зн x Капк, где
- Ап - арендная плата за земельный участок, рублей в год;
- Зн - земельный налог, рублей в год, рассчитанный от кадастровой стоимости земельного участка;
- Капк - коэффициент к земельному налогу, учитывающий вид деятельности арендаторов и зоны градостроительной ценности.
Приложением № 2 установлены значения коэффициента Капк в зависимости от вида деятельности арендатора согласно зон градостроительной ценности земли (21 вид деятельности и 9 градостроительных зон).
Постановление № 239 от 02.03.2009 опубликовано в газете г. Канска "5 канал" от 16.03.2006.
Согласно пункту 3 Постановление № 239 от 02.03.2006 вступает в силу с момента его опубликования.
Исходя из приложения № 1 и 2 к данному Постановлению размер арендной платы для заявителя был установлен следующий:
- по договору № А3-420-04 от 28.04.2004: 111 945,0675 (кадастровая стоимость земельного участка) x 1,5% (земельный налог) x Капк (25 для зоны 4 - павильоны, магазины малой торговли) = 41 979,39 руб.
- по договору № А3-421-04 от 28.04.2004: 91 845,2900 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) x 1,5% (ставка земельного налога) x Капк (10 для зоны 5 - павильоны, магазины малой торговли) = 13 776,79 руб.
Данные размеры арендной платы действовали с 16.03.2006 по 25.04.2006.
Постановлением администрации г. Канска № 652 от 26.04.2006 внесены изменения в Постановление № 239 от 03.03.2006, приложение № 2 к Постановлению изложено в новой редакции. В новой редакции приложения № 2 к данному Постановлению определены конкретные размеры арендной платы за 1 кв.м. в разрезе кадастрового квартала по 21 виду деятельности арендатора. Данным Постановлением коэффициенты, определяющие вид деятельности арендатора согласно зон градостроительной ценности были уменьшены с целью приведения размеров арендной платы в 2006 году к уровню 2005 года с учетом инфляции 8%, для чего ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" дополнительно подготовил по заявке администрации г. Канска приложение № 4 к отчету.
Согласно приложения № 2 к Постановлению № 652 от 26.04.2006 коэффициент Капк в зависимости от вида деятельности арендатора и зоны градостроительной ценности по земельному участку заявителя с кадастровым номером 24:51:0101038:0026 установлен в размере 18,32, по земельному участку с кадастровым номером 24:51:0101055:0254 установлен в размере 3,63.
Постановление № 652 от 26.04.2006 опубликовано в газете "5 канал" за 11.05.2006, вступает в силу с момента подписания (пункт 3), действовало с 26.04.2006 по 31.12.2006.
Постановлением администрации г. Канска № 2374 от 21.12.2007 внесены изменения в Постановление № 239 от 02.03.2006 (в приложение № 2), которое изложено в новой редакции, размеры Капк данным Постановлением не изменялись, Постановление № 239 в редакции данного Постановления действовало после 01.01.2007 согласно представленных в дело уведомлений арендодателя об изменении размера арендной платы.
Постановление опубликовано в газете "5 канал" от 11.01.2007, вступило в силу с 01.01.2007.
Согласно Постановлению № 239 от 02.03.2006 в редакции Постановления № 652 от 26.04.2006 размер арендной платы для заявителя установлен следующий:
- по договору № А3-420-04 от 28.04.2004: 111 945,0675 (кадастровая стоимость земельного участка) x 1.5% (земельный налог) x Капк (18,32 для зоны 4 павильоны, магазины малой торговли) = 30 762,50 руб.
- по договору № А3-421-04 от 28.04.2004: 92 001,25 руб. (кадастровая стоимость земельного участка - л.д. 14 т. 2) x 1,5% (ставка земельного налога) x Капк (3.63 для зоны 5 - павильоны, магазины малой торговли) = 5 009,47 руб. (у ответчика в расчете указана иная кадастровая стоимость - 91 845,19 что не соответствует кадастровой стоимости данного участка, указанной в кадастром плане, представленном в дело Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю - л.д. 14 т.2).
Постановление № 239 от 02.03.2006 в редакции Постановлений № 652 от 26.04.2006 и № 2374 от 21.12.2007 отменено Постановлением администрации г. Канска № 766 от 26.05.2008 "Об утверждении коэффициентов К1 и К2", которое вступает в силу с 01.06.2008, данное Постановление опубликовано в газете "5 канал" от 28.05.2008.
15.03.2006 администрация г. Канска уведомила предпринимателя К. о том, что с 01.01.2006 по 15.03.2006 размер арендной платы, исчисленной от кадастровой стоимости земельного участка составит 5 777 руб. по участку площадью 59,55 кв.м.; за период с 01.01.2006 по 15.03.2006 размер арендной платы по участку площадью 53,09 составит 939,11 руб.; уведомлением от 09.02.2007 администрация г. Канска уведомила заявителя, что с 01.01.2007 по 31.12.2007 размер арендной платы по участку площадью 59.55 кв.м. составит 30 76250 руб., по участку площадью 53,09 кв.м. составит 5 000,98 руб. Уведомлением № 351/2 администрация г. Канска уведомила К. о том, что размер арендной платы по договору № А3-420-04 от 28.04.2004 за период с 01.01.2006 по 15.03.2006 составит 5 777 руб., за период с 16.03.2006 по 25.04.2006 - 4 715,49 руб., за период с 26.04.2006 по 31.12.2006 - 21 070,21 руб.
Предприниматель К. полагает оспариваемый нормативный акт не соответствующим закону, имеющим большую юридическую силу, в обоснование требований заявления ссылается на следующее: оспариваемый нормативный акт произвольно устанавливает порядок определения размера арендной платы за землю в г. Канске путем внесения в расчет коэффициента Капк, в нарушение правила, установленного пунктом 3 статьи 614 ГК Российской Федерации и условий договора (арендодатель чаще одного раза в год изменил размер арендной платы); администрация нарушила условия конкуренции, Постановление носит дискриминационный и экономически необоснованный характер, чем нарушает права К. на осуществление предпринимательской деятельности; в аренде у заявителя находятся два сходных земельных участка, кадастровые номера 24:51:0101055:0254 и № 24:51:0101028:0026, расположенные в Северо-западной (№ 4) и Северной (№ 5) зонах г. Канска и имеющих площадь 53,09 и 59,55 кв.м. соответственно в целях организации малой торговли; согласно отчету о государственной кадастровой оценке земель г. Канска ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", результаты которой были утверждены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.02.2003 № 44-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края", кадастровая стоимость земельного участка площадью 53,09 кв.м. составил 92 001,25 руб., площадью 59,55 - 111 945,0675 руб.; из отчета ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и Постановления Совета администрации края № 44-п следует, что кадастровая стоимость указанных земельных участков была определена с учетом вида функционального использования (графа 7 Постановления № 44-п) - "Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными станциями, предприятиями автосервиса"; согласно отчету определения границ зон градостроительной ценности земли в г. Канске и коэффициентов дифференциации применяемых к средней ставке земельного налога (2004 г), представленного в дело ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" определены: Северо-западная зона (№ 4) с коэффициентом дифференциации 1,983 (повышающий) и Северная зона (№ 5) с коэффициентом дифференциации 0,362 (повышающий), исходя из того, что якобы относительные характеристики зоны № 4 повышают по всем показателям те же характеристики зоны № 5, в результате чего оценщик пришел к выводу, что градостроительная ценность зоны № 4 выше, чем зоны № 5, однако данный вывод необоснован и является произвольным; согласно отчету по определению экономически обоснованной ставки арендной платы за землю в г. Канске (2006 г.) представленного ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" определены коэффициенты вида деятельности арендатора, повышающий размер которых колеблется от 1 до 100, обоснование отсутствует; арендная плата за пользование имуществом это плата за потребление полезных свойств вещи; законом не установлено, что размер арендной платы зависит от того, кто потребляет полезные свойства вещи, в противном случае это уже не арендная плата, а плата за статус арендатора и осуществляемый им вид деятельности; при равных условиях между отдельно стоящим магазином и торговым киоском для первого арендатора поправочный коэффициент вида деятельности составит "3", для второго же коэффициент составит "30", соответственно в такой же пропорции влияет на размер арендной платы поправочный коэффициент "Капк", установленный оспариваемым Постановлением № 239 от 02.03.2006; данный коэффициент носит дискриминационный характер, обоснование которому ответчик не представил; в соответствии с Правилами государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 и Постановлением Совета администрации Красноярского края № 44-п от 19.02.2003, в стоимость коэффициента Капк в оспариваемом акте администрация города повторно включила стоимость факторов, определяющих кадастровую стоимость земельного участка; поскольку при расчете базовой ставки арендной платы исчисленной от кадастровой стоимости земельного участка вид использования земельного участка и его градостроительная ценность уже были учтены при проведении кадастрового учета, администрация г. Канска не имела права на повторное применение данных коэффициентов (вида деятельности арендатора и зоны градостроительной ценности) с целью расчета арендной платы до договорам аренды; действующим нормативными актами не установлен такой порядок расчета арендной платы, который применила администрации г. Канска.
Оценив материалы дела, доводы заявления и отзывов на заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

]]>
В силу пункта 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28.08.95 № 154-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действовавшего в спорный период, органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Согласно пункту 28 статьи 30 Устава г. Канска администрация г. Канска устанавливает размеры (в том числе базовые) арендной платы за землю по видам использования земель и категориям арендаторов.
Таким образом, администрация г. Канска имела полномочия на принятие оспариваемого нормативного акта, при принятии Постановления № 239 от 02.03.2006 действовала в пределах своей компетенции.
Данный нормативный акт опубликован в установленном порядке.
Заявитель полагает, что оспариваемый нормативный акт является экономически необоснованным, нарушает его законные права и интересы, противоречит статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В 2006 году такие общие начала не были установлены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении № 209-О от 11.05.2004, в отсутствие единых правил дифференциации ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Данное разъяснение по мнению суда применимо и при оценке экономического обоснования установления размеров арендной платы за землю.
Как следует из материалов дела, до 2006 года в основе расчета арендной платы за землю в г. Канске использовался базовый показатель - средняя ставка земельного налога, которая индексировалась федеральными законами об индексации ставок земельного налога, в результате ежегодной индексации в 2005 году составляла 9,65 руб. за 1 кв.м.
На 2005 год размер арендной платы определялся на основании Постановления администрации г. Канска № 2405 от 26.11.2004 с по формуле А = Аб x Кд x Кр x S, где А - величина годовой арендной платы за земельный участок, Аб - базовая ставка арендной платы за 1 кв.м., приравненная к средней ставке земельного налога, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О плате за землю"; Кд - коэффициент вида деятельности арендатора; Кр - коэффициент коммерческой ценности местоположения земельного участка (поправочный коэффициент к базовой ставке земельного налога, дифференцированный по зонам градостроительной ценности). Данный коэффициент был установлен Решением Канского городского Совета депутатов № 50-412 от 26.11.2004.
Исчисленный таким образом размер арендной платы в 2005 году составлял:
- по договору № А3-420-04 от 28.04.2004: 9,65 (базовая ставка арендной платы за 1 кв.м.) x 25 (вид деятельности арендатора) x 1,983 (коэффициент коммерческой ценности местоположения земельного участка) x 59,55 кв.м. = 28 488,68 руб.
- по договору № А3-421-04 от 28.04.2004: 9,65 x 25 x 0,362 x 53,09 кв.м. = 4 636,48 руб.
В приложении № 1 к Постановлению № 239 от 02.03.2006 установлен порядок определения арендной платы за землю, размер арендной платы рассчитывается по формуле:
Ап = Зн x Капк, где
- Ап - арендная плата за земельный участок, рублей в год;
- Зн - земельный налог, рублей в год, рассчитанный от кадастровой стоимости земельного участка;
- Капк - коэффициент к земельному налогу, учитывающий вид деятельности арендаторов и зоны градостроительной ценности.
Приложением № 2 установлены значения коэффициента Капк в зависимости от вида деятельности арендатора согласно зон градостроительной ценности земли (21 вид деятельности и 9 градостроительных зон).
Исчисленный на основании первоначальной редакции Постановления № 239 размер арендной платы для заявителя составил:
- по договору № А3-420-04 от 28.04.2004: 111 945,0675 (кадастровая стоимость земельного участка) x 1.5% (земельный налог) x Капк (25 для зоны 4 павильоны, магазины малой торговли) = 41 979,39 руб.
- по договору № А3-421-04 от 28.04.2004: 91 845,2900 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) x 1,5% (ставка земельного налога) x Капк (10 для зоны 5 - павильоны, магазины малой торговли) = 13 776,79 руб.
Как поясняет ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" необходимость изменения Постановления № 239 от 02.03.2006 Постановлением № 652 от 26.04.2006 была вызвана следующим: при определении коэффициента Капк оценщиком было произведено отнесение каждого земельного участка из 1415 к соответствующему кадастровому кварталу и установлен удельный показатель кадастровой стоимости земли согласно Постановлению Совета администрации Красноярского края № 44-п от 19.02.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края"; 1415 земельных участков были сгруппированы в зависимости от вида деятельности арендатора (21 вид) по 9 зонам градостроительной ценности, внутри полученной группировки произведено усреднение коэффициента Капк (таблицы 5 и 6 отчета). Однако по некоторым видам использования и зонам градостроительной ценности получить расчетное значение коэффициента Капк оказалось проблематичным ввиду отсутствия у 1415 земельных участков соответствующих участков. Так, не оказалось предоставлено в аренду земельных участков в зонах № 7 и № 9 для вида деятельности № 1 (киоски, торговый палатки, ларьки площадью до 20 кв.м.), в этой связи коэффициент Капк был взят по соответствующему среднему значению в целом по городу. Таким образом были получены конкретные значения коэффициента вида деятельности Капк (21 коэффициент) на каждую из 9 градостроительных зон, которые были утверждены оспариваемым Постановлением № 239 от 02.03.2006. При том, что примененный порядок определения коэффициента Капк из-за усреднения коэффициента внутри зон градостроительной ценности дал большую погрешность при расчете конкретной цены земельного участка, с целью устранения данной погрешности и приведения размеров арендной платы за землю на 2006 год к уровню 2005 года с учетом инфляции (8%) по дополнительной заявке администрации города Канска оценщиком было подготовлено дополнительное приложение № 4 к отчету, которое было использовано при корректировке Постановлениями администрации г. Канска № 652 от 26.04.2006 и № 2374 от 21.12.2006 (данное Постановление не меняло размер арендной платы по сравнению с Постановлением № 652 от 26.04.2006).
Соответственно, согласно Постановлению № 239 от 02.03.2006 в редакции Постановления № 652 от 26.04.2006 размер арендной платы для заявителя установлен следующий:
- по договору № А3-420-04 от 28.04.2004: 111 945,0675 (кадастровая стоимость земельного участка) x 1,5% (земельный налог) x Капк (18,32 для зоны 4 павильоны, магазины малой торговли) = 30 762,50 руб.
- по договору № А3-421-04 от 28.04.2004: 92 001,25 руб. (кадастровая стоимость земельного участка - л.д. 14 т. 2) x 1,5% (ставка земельного налога) x Капк (3.63 для зоны 5 - павильоны, магазины малой торговли) = 5 009,47 руб.
Администрация г. Канска в доказательство экономической обоснованности указанного расчета представила отчет по теме "Определение экономически обоснованных ставок арендной платы за землю в г. Канске", подготовленный ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности". В отзыве на заявление администрация г. Канска также ссылается на то, что права заявителя не нарушены, поскольку фактически в результате примененной формулы расчета и коэффициента Капк размер арендной платы увеличился для предпринимателя К. по сравнению с 2005 годом только на уровень инфляции - 8 % (28 488,68 руб. в 2005 году и 30 762,50 руб. в 2006 году; 4 636,48 руб. в 2005 году и 5 009,47 руб. в 2006 году соответственно).
Как следует из представленного отчета, для его составления оценщику были представлены следующие исходные данные:
- коэффициенты вида деятельности арендатора (Кд), существовавшие в 2005 году и утвержденные ранее Постановлением администрации г. Канска от 26.11.2004 № 2406 "Об утверждении порядка расчета арендной платы за землю в г. Канске";
- коэффициенты коммерческой ценности местоположения земельных участков (Кр), утвержденные Решением Канского городского Совета депутатов от 26.11.2004 № 50-412 "О зонах градостроительной ценности на территории г. Канска";
- сведения о 1415 переданных в аренду на территории г. Канска земельных участках (приложение № 1 к отчету), полученные в электронном виде от заказчика;
- материалы кадастрового деления территории г. Канска;
- электронная карта г. Канска;
- результаты кадастровой оценки земель города Канска, утвержденные Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 № 44-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края".
Согласно письменным пояснениям ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности", до 2006 года расчет арендной платы за землю от кадастровой стоимости не производился, поэтому в переходный период в системе земельного налогообложения (от законодательно определенной средней ставки земельного налога к расчету налога от кадастровой стоимости) земли было целесообразно определить арендную плату за землю как с учетом опыта развития арендных отношений в г. Канске (т.е. с учетом действующих ставок арендной платы), так и принимая во внимание действующее законодательство. В этой связи был сохранен существующий уровень арендной платы, а также учтен уровень инфляции 8%; при этом суть применения коэффициента Капк заключается не в установлении новой методики определения размера арендной платы, а в адаптации существовавшего в 2005 году порядка расчета арендной платы за землю в г. Канске (на основании Постановления № 2406 от 26.11.2004) к системе расчетов от кадастровой стоимости земли.
Вместе с тем, как следует из представленного отчета, увеличение размера арендной платы в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 8% явилось следствием использования следующей методики расчета коэффициента Капк и размера арендной платы соответственно:
определен земельный налог 2006 года от кадастровой стоимости:
по участку № 24:51:0101055:0254: 92 001,25 руб. (кадастровая стоимость) x 1,5% = 1 380,019 руб.
по участку № 24:51:0101038:0026: 111 046,0675 руб. (кадастровая стоимость) x 1.5% = 1 690,18 руб.
Капк = арендная плата 2006 года / земельный налог 2006 года, где арендная плата 2006 года - это арендная плата 2005 года + 8% уровень инфляции.
Исчисленное таким образом значение коэффициента Капк для участков истца составило:
4 636,48 руб. (арендная плата 2005 года по участку № 0254) + 8% = 5 007,40 / 1380,019 (земельный налог 2006 года) = 3,63.
28 488,65 руб. (арендная плата 2005 года по участку № 0026) + 8% = 30 676,74 руб. / 1 679,18 руб. (земельный налог 2006 года) = 18,32.
С учетом этих значений коэффициентов Капк - 3.63 для участка с кадастровым номером 24:51:0101055:0254 и 18,32 для участка с кадастровым номером 24:51:0101038:0026.
Таким образом, в основе расчета коэффициента Капк использовался размер арендной платы 2005 года, который в свою очередь включал в себя коэффициенты вида деятельности арендатора (от 1 до 100) и коэффициент коммерческой ценности местоположения земельных участков (9 зон).
Значение данных коэффициентов было взято оценщиком в соответствии с представленными администрацией документами из ранее принятых нормативных актов, без проведения дополнительного экономического обоснования возможности применения таких коэффициентов для определения размера арендной платы в 2006 году, в то время как параметры экономической деятельности хозяйствующих субъектов в г. Канске могли измениться с 2004 года (оба коэффициента Кд и Кр установлены в 2004 году).
Соответственно, из представленного отчета оценщика не представляется возможным установить (несмотря на то, что математическая часть расчета содержится в отчете), исходя из каких экономических показателей предложено включить в нормативный акт о порядке определения арендной платы в 2006 году значение коэффициента к земельному налогу от вида деятельности арендатора по земельному участку зоны № 4 для магазинов малой торговли "25", а по отдельно стоящим зданиям (магазины) - "3", по встроено-пристроенным магазинам - "5"; по рынкам - "2", по оптовым базам - "3"; соответственно в зоне № 5 значение коэффициента к земельному налогу от вида деятельности арендатора и зоны градостроительной ценности по объектам малой торговли - "10", по отдельно стоящим магазинам - "19", по магазинам во встроено-пристроенных помещениях - "4", по рынкам - "2", по оптовым базам - "3". Между тем, именно от значения данного коэффициента напрямую зависит размер арендной платы согласно оспариваемого нормативного акта.
При расчете коэффициента Капк фактически администрация отразила лишь математический расчет, без экономического обоснования примененных в расчете иных составляющих, в то время как коэффициенты вида деятельности арендатора и зон градостроительной ценности, участвующие в формировании размера коэффициента Капк, напрямую влияют на окончательный размер арендной платы.
В результате издания оспариваемого акта предприниматель К. обязан оплатить арендную плату в 2006 году по зоне № 4 по магазинам малой торговли почти в 8,3 раза больше, чем владельцы отдельно стоящих магазинов, в 5 раз больше чем владельцы магазинов во встроено-пристроенных помещениях и в 12,5 раз больше, чем владельцы торговых помещений на рынках.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора.
Согласно пункту 1 статье 7 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, определенный вышеуказанным способом расчет арендной платы фактически осуществлен с использованием методики расчета размера арендной платы, косвенно исчисленной как от средней ставки земельного налога (2005 год), так и от кадастровой стоимости земельного участка. Правовое обоснование возможности расчета арендной платы за землю таким образом администрацией города Канска не представлено.
Представленный администрацией г. Канска отчет по теме "Определение базовых размеров арендной платы за землю в городе Канске в соответствии с действующим законодательством" от 2004 года составленный ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности", также не подтверждает экономическую обоснованность установления коэффициента Капк в оспариваемом нормативном акте. В данном отчете не проводилось экономическое обоснование 18 имевшихся ранее коэффициентов вида деятельности арендатора, учитываемого при расчете данного коэффициента (в последующем с 2005 года их стало 21 согласно Постановлению администрации г. Канска № 2406 от 26.11.2004) ввиду невозможности использования доходного метода по причине отсутствия данных, удовлетворяющих критериям достаточности и достоверности, отсутствии информации о сделках с земельными участками на территории города и непредставлении такой информации оценщику, в результате чего оценщиком не проводилось определение значений данного коэффициента доходным, сравнительным методами. В данном отчете имеется только таблица сравнений коэффициента вида деятельности арендатора в г. Канске с аналогичным коэффициентом в других городах. С учетом данного обстоятельства оценщиком было предложено оставить коэффициенты целевого использования земли (18 коэффициентов) на прежнем уровне, а при расчете арендной платы руководствоваться коэффициентами зон градостроительной ценности, которые отражают ценность месторасположения земельного участка.
Вышеуказанное свидетельствует, что при определении размера арендной платы в 2006 году администрацией г. Канска не проводилось экономическое обоснование дифференциации примененного коэффициента Капк на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, учитывающих категорию арендатора, доходность использования земельных участков. Отсутствуют документы, обосновывающие отличие коэффициента Капк в одной и той же градостроительной зоне для арендаторов, осуществляющих торговлю в павильонах, отдельно стоящих магазинах, магазинах во встроенно-пристроенных помещениях, рынках, оптовых базах. Ответчиком не представлено расчетов, иных документов, подтверждающих, что доходность деятельности арендаторов земельных участков с одним и тем же видом деятельности - торговля, но в разных помещениях (павильон, рынок, отдельно стоящий магазин, либо встроено-пристроенное помещение) также отличается в несколько раз. По иным видам деятельности арендаторов (всего 21 вид деятельности) такого обоснования в материалы дела также не представлено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 № 44-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края.
Согласно Приказу Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.02 № П/337 "Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель поселений", государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров; результаты кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов, а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).
В приложении 1 к Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/337 приведены виды функционального использования земель, которые служат для целей государственной кадастровой оценки земель поселений.
Приказом Росземкадастра от 23.04.2004 утверждены требования к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков (оценочная опись), где указано, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешенного (функционального) использования, соответствующему виду разрешенного использования указанного земельного участка.
При проведении кадастровой оценки земель города Канска оценочного зонирования при государственной кадастровой оценке земель города Канска не производилось, что отражено в отзыве Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю по настоящему делу, следует из отчета по государственной кадастровой оценке земель г. Канска от 2001 года. Удельный показатель кадастровой стоимости земель г. Канска по видам функционального (разрешенного использования) устанавливался в отношении кадастровых кварталов.
Указанное свидетельствует, что понятия "Вид разрешенного использования земельного участка" и "Вид деятельности арендатора", указанный в оспариваемом Постановлении не идентичны и носят разную смысловую нагрузку.
Из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающего понятия: "территориальное планирование", "зоны с особыми условиями использования", "функциональные зоны", "градостроительное зонирование", "территориальные зоны" следует различная правовая природа понятий оценочная зона, кадастровый квартал и зона градостроительной ценности. Суд не установил, что оспариваемый нормативный акт содержит классификацию земель по целевому назначению и виду использования, что в свою очередь является основой государственной кадастровой оценки земель.
Довод администрации г. Канска об отсутствии заинтересованности предпринимателя К. в оспаривании нормативного акта, необходимости прекращения производства по делу в связи с отменой Постановления администрации г. Канска № 239 от 02.03.2006 Постановлением № 766 от 26.05.2008 не могут быть признаны обоснованными.
В производстве Арбитражного суда Красноярского края находится дело № А33-2524/2007 по иску администрации г. Канска к предпринимателю К. о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка № 3-421-04 от 28.04.2004 за период с 16.07.2003 по 31.12.2006, производство по которому приостановлено определением от 02.07.2008 до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О разъяснено, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если этот акт решением принявшего его органом признан утратившим силу, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами.
Согласно частям 4, 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления решения в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявший оспариваемый нормативный акт, в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 12.07.2006 № 182-О, в силу принципа самостоятельности судебной власти суд не может быть лишен необходимых для осуществления правосудия дискреционных полномочий. Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 АПК Российской Федерации, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК Российской Федерации). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
Конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Заявитель просит проверить законность оспариваемого акта в части утверждения порядка расчета арендной платы и повышающих коэффициентов к земельному налогу. Вместе с тем, оспариваемый нормативный акт полностью состоит из порядка расчета арендной платы и повышающих коэффициентов, в связи с чем удовлетворение требований заявителя фактически означает проверку законности данного акта в целом.
В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.06.2008 по настоящему делу указано, что суду первой инстанции следует проверить нормативный правовой акт в полном объеме с учетом доводов предпринимателя К.
На основании вышеизложенного заявление предпринимателя К. о признании недействующим (в заявлении ошибочно указано на признание нормативного акта недействительным) Постановления администрации г. Канска № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в городе Канске" в редакции Постановлений № 652 от 26.04.2006 и № 2374 от 21.12.2006 подлежит удовлетворению.
Судебные расходы предпринимателя К. в виде уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанции подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать Постановление администрации г. Канска № 239 от 02.03.2006 "О порядке определения арендной платы за землю в г. Канске" в редакции Постановлений администрации г. Канска № 652 от 26.04.2006 и № 2374 от 21.12.2006 не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (статья 65), статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и недействующим.
Взыскать с администрации г. Канска в пользу предпринимателя К. 100 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий судья
И.В.ШИШКИНА

Судьи
Д.Л.СУРКОВ
Е.А.БАУКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru