Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. по делу № 3-255-2009

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
при секретаре Невидимовой Е.А.,
с участием заявителя и заинтересованного лица:
помощника прокурора Пермского края Масленниковой И.А.,
представителя Правительства Пермского края Родионова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 24.12.2009 года дело по заявлению и.о. прокурора Пермского края об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

07.10.2009 года Постановлением Правительства Пермского края № 694-п утверждены следующие Порядки:
- установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае (далее по тексту Порядок 1);
- установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае (далее по тексту Порядок 2).
Данное Постановление опубликовано 12.10.2009 г. под номером 40 в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" и вступило в законную силу.
Пунктом 3.2 Порядка 1 предусмотрено, что любые объекты капитального строительства, возведенные в границах полос отвода автомобильных дорог с нарушением установленного порядка использования этих земель, подлежат сносу лицами, осуществившими самовольную постройку, а в случае отказа или по их просьбе - владельцами автомобильных дорог за счет средств осуществивших самовольную постройку лиц.
Пунктами 3.2 и 3.5 Порядка 2 предусмотрено, что разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, прокладку или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильных дорог выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации органом местного самоуправления после согласования с владельцем автомобильной дороги.
Возведенные с нарушением настоящего Порядка в пределах придорожных полос объекты капитального строительства признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
И.о. прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать пункт 3.2 Порядка 1 полностью, пункт 3.2 Порядка 2 в части слов "органом местного самоуправления после согласования с владельцем автомобильной дороги", пункт 3.5 Порядка 2 полностью, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 г. № 694-п, недействующими. В заявлении он ссылается на их противоречие федеральному законодательству, которое выражается в следующем.
Органы, уполномоченные выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов в границах придорожных полос автомобильных дорог, определены ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 5 ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 8, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. К ним также относятся государственные органы исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, кроме случаев прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильных дорог. Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ и частью 5 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ не предусмотрено согласие владельца автомобильной дороги при получении указанного разрешения. Для этого частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено требование о предоставлении разрешительному органу соответствующих документов, перечень которых ограничен. Из общего правила исключены лишь объекты дорожного сервиса.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Субъект федерации не вправе регулировать гражданские правоотношения. Однако Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 г. № 694-п установлены дополнительные критерии, по которым объект недвижимого имущества может быть признан самовольной постройкой, не предусмотренные статьей 222 Гражданского кодекса РФ, а также ответственности лиц, осуществивших самовольную постройку. В частности, к ней отнесены предусмотренные пунктом 3.2 Порядка 1 и пунктом 3.5 Порядка 2 любые объекты капитального строительства, возведенные в границах полос отвода или придорожных полос автомобильных дорог с нарушением установленного порядка использования этих земель. Они подлежат сносу лицами, осуществившими самовольную постройку, а в случае отказа или по их просьбе - владельцами автомобильных дорог за счет средств осуществивших самовольную постройку лиц.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным выше основаниям.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, ссылаясь на соответствие оспариваемых нормативных положений федеральному законодательству.
Придорожная полоса автомобильной дороги представляет собой охранную полосу данной дороги с особым режимом ее использования безотносительно права собственности на земельные участки, расположенные в ее границах. Выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса, а также на прокладку или переустройство инженерных коммуникаций в придорожных полосах автомобильных дорог отнесена к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ установлены общие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство. Поскольку объекты дорожного сервиса в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ относятся к объектам капитального строительства, права государственных органов исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на выдачу указанных разрешений не нарушаются.
Иное правовое регулирование наступает, если ведется строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, на изъятых либо выкупленных земельных участках для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ предусмотрено наличие согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги на строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, в том числе предназначенных для осуществления дорожной деятельности, дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей. Предварительное получение такого согласия также обусловлено положениями статей 48 и 51 Градостроительного кодекса РФ.
Не входят в противоречие с действующим законодательством РФ пункты 3.2 Порядка 1 и 3.5 Порядка 2. Статьей 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, которыми определяется их правовой режим использования. Собственники земельных участков вправе и обязаны возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельных участков, их разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 2 ч. 1 ст. 40; абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ). В связи с этим Порядки, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 г. № 694-п, устанавливают особый режим использования земельных участков, расположенных в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, возведение на которых строительных объектов с нарушением данного режима должно признаваться в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой, подлежащей сносу.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 1 статьи 3, абзац 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Пунктом 6 статьи 12 и частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона к полномочиям органов государственной (исполнительной) власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, а не пункт 6 статьи 2.

Под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как указано в частях 1 и 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается: федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, прокладку или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильных дорог выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации органом местного самоуправления после согласования с владельцем автомобильной дороги (пункт 3.2 статьи 19 настоящего Федерального закона).
Сравнительный анализ положений пунктов 3.2 и 3.5 Порядка 2, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 г. № 694-п, и норм приведенного выше федерального законодательства приводит к выводу об отсутствии между ними каких-либо противоречий.
Правительство Пермского края как высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе своим постановлением, осуществляя правовое регулирование в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и организации соответствующей дорожной деятельности, установить основания выдачи разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, прокладку или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос названных дорог, соответствующие указанным в пункте 3.2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данное разрешение должно быть предусмотрено положениями Градостроительного кодекса и предоставляться органом местного самоуправления после согласования с владельцем автомобильной дороги.
При этом суд не усматривает противоречий требованиям п. 5 ч. 1, п. 5 ч. 2, п. 5 ч. 3 ст. 8 и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 16 и 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, а не пункты 16 и 10 статьи 2.

Пунктами 16 и 10 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ введены следующие понятия:
- придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;
- капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и(или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и(или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В таком случае при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, прокладке или переустройстве инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения необходимо разрешение, предусмотренное статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Государственные органы исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации участвуют в выдаче настоящего разрешения, если при размещении объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта федерального, регионального или местного значения допускалось изъятие, в том числе путем выкупа, придорожных земельных участков.
Оспариваемое нормативное положение о признании возведенных в пределах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства с нарушением Порядка 2 самовольными постройками, после чего принятие в отношении лиц, их построивших, мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, носит рекомендательный характер и не регулирует гражданских правоотношений вопреки требованиям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 3.5 Порядка 2, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 г. № 694-п, носит отсылочный характер к положениям указанной нормы гражданского законодательства РФ, определяющим порядок признания постройки самовольной и меру ответственности в отношении лиц, допустивших строительство такого объекта, указывает на ее возможное применение к нарушителям правил его возведения.
Напротив, пункт 3.2 Порядка 1, утвержденного тем же постановлением, устанавливает дополнительные критерии признания объекта недвижимого имущества самовольной постройкой, не предусмотренные статьей 222 Гражданского кодекса РФ, и ответственности лиц, осуществивших самовольную постройку.
Любые объекты капитального строительства, возведенные в границах полос отвода или придорожных полос автомобильных дорог с нарушением установленного порядка использования этих земель, признаются самовольными постройками без предоставления права требовать передачи любого из этих объектов в собственность заинтересованного лица. Они подлежат сносу не только лицами, их осуществившими, но и в отдельных случаях владельцами автомобильных дорог за счет средств лиц, осуществивших самовольную постройку.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, а не пункт 7 статьи 2.

Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, в связи с чем оспариваемый пункт 3.2 Порядка 1, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 г. № 694-п, принят за пределами полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не соответствует положениям статьи 222 Гражданского кодекса РФ.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим закону и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 3.2 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 года № 694-п.
Заявление и.о. прокурора Пермского края о признании недействующими пунктов 3.2 в части слов "органом местного самоуправления после согласования с владельцем автомобильной дороги" и 3.5 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 года № 694-п, оставить без удовлетворения.
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 29.12.2009 года.

Председательствующий п.п.
К.И.ШВЕЦОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru