Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. по делу № А39-6909/2009

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Н.А.,
судей Артамоновой Л.А., Савочкина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт", г. Саранск, муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство", г. Саранск,
к Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия, г. Саранск, о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Мордовия, на 2010 год ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" № 64 от 28.12.2009,
при участии:
от ООО "ЭСК "Ватт-Электросбыт": Ф. - генерального директора, удостоверение № 001 от 17.01.2000; Ч. - заместителя генерального директора, доверенность № 1051-09 от 28.12.2009, П. - юриста, доверенность № 1050-09 от 28.12.2009, О. - юриста, доверенность № 1049-09 от 28.12.2009, от МП "Саранскгорводоканал": К. - начальника юридического отдела, доверенность № 02/10 от 20.01.2010,
от РЭК РМ: Е. - председателя, удостоверение № 249; З. - первого заместителя председателя, доверенность № 1 от 27.01.2010, А. - и.о. начальника отдела экономического анализа и тарифной политике, доверенность № 3 от 01.02.2010; Ю. - главного специалиста-юриста, доверенность № 2 от 27.01.2010;
от Прокуратуры РМ: Ермольева А.А. - старшего помощника прокурора, удостоверение ТО № 082769,
от ОАО "Мордовская энергосбытовая компания": С. - руководителя группы тарифообразования, доверенность № 492-юр от 15.03.2010; К. - юрисконсульта, доверенность № 418-юр от 18.06.2009,
от ОАО "МРСК Волги": Т. - представителя, доверенность № Д/10-152 от 25.02.2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" (далее - ООО "Ватт-Электросбыт", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующими пунктов 1, 2, 4, 6 Приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Республики Мордовия, на 2010 год ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" № 64 от 28.12.2009, как не соответствующие следующим нормативным правовым актам:
- Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ,
- Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ,
- Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109,
- Правилам государственного регулирования и применения тарифа на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109,
- Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2,
- Методическим указаниям по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденным приказом ФСТ от 24.11.2006 № 302-э/5,
и нарушающее права и законные интересы ООО "Ватт-Электросбыт" в сфере предпринимательской деятельности.
Заявление мотивировано тем, что стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии, входящая в тариф для потребителей ООО "Ватт-Электросбыт", равна 1493,00 руб./МВт.ч и 1915, 30 руб./МВт.ч на уровнях напряжения СН 11 и НН соответственно. Указанные размеры стоимости услуг по передаче электрической энергии явно не соответствуют установленным единым (котловым) тарифам, установленным РЭК РМ для потребителей услуг по передаче электрической энергии в 2010 году: тариф на услуги по передаче электрической энергии для потребителей ООО "Ватт-Электросбыт" превышает единый (котловой) тариф, установленный РЭК РМ для потребителей иных поставщиков электрической энергии в Республике Мордовия в 2010 году, на 421, 20 руб./МВт.ч и 607,98 / МВт.ч на уровнях напряжения СН 11 и НН соответственно. Установив необоснованно завышенные тарифы на электроэнергию (мощность), поставляемую прочим и бюджетным потребителям гарантирующим поставщиком ООО "Ватт-Электросбыт" на 2010 год, и значительный разрыв между тарифами сбытовых организаций города Саранск, РЭК РМ создала условия для предпочтительного выбора конечными потребителями электроэнергии той сбытовой организации, для которой установлен наименьший тариф.
Для ООО "Ватт-Электросбыт" сбытовая надбавка в размере 15,20 руб./МВт.ч установлена с нарушением норм законодательства в сфере электроэнергетики, поскольку РЭК РМ необоснованно исключило затраты Общества на 2010 год в размере 30051, 74 тыс. руб., в том числе:
8228,10 тыс. руб. по статье затрат "Расходы на оплату труда",
2115,76 тыс. руб. - по статье "Отчисления на социальные нужды",
904,72 тыс. руб. - по статье "Арендная плата АИИС КУЭ",
160,00 тыс. руб. - по статье "Аудиторские услуги",
205,97 тыс. руб. - по статье "Услуги связи",
12871,94 тыс. руб. - по статье "Экономически обоснованные расходы ГП, подлежащие возмещению (со знаком +) и исключению из НВВ (со знаком -) (дельта НВВ), из них: 5244,00 тыс. руб. - "Членство в НП "Совет рынка", 7627,94 тыс. руб. - "НВВ, полученная в 1 кв. 2009 за счет разницы между тарифами для группы "Население",
1120,20 тыс. руб. - по статье "Расходы на социальные нужды",
3300,00 тыс. руб. - по статье "Дивиденды",
1105,05 тыс. руб. - по статье "Налог на прибыль".
При принятии Постановления № 64 от 28.12.2009 Правлением РЭК РМ не соблюдена процедура установления тарифов, предусмотренная Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила № 109).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" пункты 16 и 18 отсутствуют.

Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - МП "Саранскгорводоканал") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействующим пункта 1 Приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия (далее - РЭК РМ) "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Республики Мордовия, на 2010 год ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" № 64 от 28.12.2009, как не соответствующее части 1 статьи 2 и статье 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, пунктам 16 и 18 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", нарушающим права и законные интересы МП "Саранскгорводоканал" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление мотивировано тем, что тарифы на услуги по передаче единицы электрической энергии, входящие в тариф для потребителей ООО "Ватт-Электросбыт", установлены 1493,00 руб./ МВт.ч и 1915,00 руб./МВт.ч на уровнях напряжения СН 11 и НН соответственно. Указанные размеры стоимости единицы электрической энергии не соответствуют установленным на 2010 г. единым (котловым) тарифам 1071,80 руб./МВт.ч и 1307,32 руб./МВт.ч., что привело к увеличению тарифа для конечного потребителя, которым является МП "Саранскгорводоканал" (относится к группе "Прочие потребители"). Нарушен баланс экономических интересов поставщиков и потребителей. Поскольку удельный вес затрат на электроэнергию в общих статьях затрат по предприятию за 2009 год составляет 35,9%, то в результате завышения РЭК РМ тарифов на электрическую энергию предприятие не дополучит прибыль.
Ответчик в отзыве требования заявителей не признал, поскольку считает тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" бюджетным потребителям и прочим потребителям Республики Мордовия в 2010 году, обоснованными и рассчитанными правильно. Ответчик подтвердил, что тарифы на услуги по передаче единицы электрической энергии, входящие в тариф для потребителей ООО "Ватт-Электросбыт", не соответствует установленным РЭК РМ на 2010 год единым (котловым) тарифам:
1071,80 руб./МВт.ч на уровне напряжения СН 11 и 1307,32 руб./МВт.ч на уровне напряжении НН. Применяя такие тарифы, товарная выручка ООО "Ватт-Электросбыт" в 2010 году будет недостаточной для проведения всех обязательных расчетов в соответствии с действующим законодательством, поэтому тарифы на услуги по передаче единицы электрической энергии, входящие в тариф для потребителей ООО "Ватт-Электросбыт", равны 1493,00 руб./МВт.ч и 1915,30 руб./МВт.ч на уровнях напряжении СН 11 и НН соответственно.
ОАО "Мордовская энергосбытовая компания" в отзыве возражало против пересмотра нормативных правовых актов, влияющих на тарифы для ОАО "Мордовская энергосбытовая компания".
ОАО "МРСК Волги" отзыв на заявление не представило.
Вступившая в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокуратура Республики Мордовия поддержала позиции заявителей.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Правлением Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия принято постановление "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Мордовия, на 2010 год ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" № 64 от 28.12.2009. Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 30.12.2009 № 197 (24.245-49).
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статьей 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Пунктом 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемым постановлением установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Мордовия ООО "Ватт-Электосбыт", без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
В силу этого оспариваемое постановление относится к числу нормативных правовых актов и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия, утвержденному Правительством Республики Мордовия от 07.03.2008 № 76, РЭК РМ является органом исполнительной власти Республики Мордовия в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ).
Следовательно, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом.
Общество с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" состоит в реестре гарантирующих поставщиков, что подтверждается выпиской № 235, выданной 29.01.2010 Федеральной службой по тарифам.
Согласно уставу муниципального предприятия города Саранска "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" к основным видам деятельности предприятия относятся: добыча подземных вод и их использование в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения; обеспечение бесперебойного снабжения водой соответствующего качества населения и предприятий, организаций, учреждений города; прием сточных вод.
МП "Саранскгорводоканал" является потребителем электроэнергии, отпускаемой ООО "Ватт-Электросбыт", и относится к группе "Прочие потребители".
В соответствие с производственной программой МП "Саранскгорводоканал" на реализацию коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 10.11.2009 № 2611, в 2010 году затраты на электроэнергию (кВт), используемую для технологических нужд, в расчете на 1 м3 реализованной абонентам воды и 1 м3 отведенной от абонентов сточных вод составят в следующих размерах: 2,09 и 0,63.
Согласно статьям 2, 4 Закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в этом Федеральном законе, посредством установления обоснованных тарифов (цен, оплаты за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В частности, при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться принципы: обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждения тарифов, а также учета результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Согласно статье 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги.
При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 6 Закона № 41-ФЗ).
Согласно пункту 57 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
1. средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности),
2. сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей,
3. сбытовая надбавка гарантирующего поставщика,
4. стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности).
В силу пункта 49 Методический указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительской рынке), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 06.08.2004 № 20-э/2, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия установлены Постановлением Правления РЭК РМ от 28.12.2009 № 66 в следующих размерах: 1071,80 руб./МВт.ч и 1307,32 руб./МВт.ч на СН 11 и НН уровнях напряжения соответственно.
Однако, пунктами 1 и 2 Приложения к постановлению Правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия от 28.12.2009 № 64 тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" бюджетным и прочим потребителям Республики Мордовия установлены с учетом стоимости услуг по передаче энергии 1493,00 руб./МВт.ч и 1915, 30 руб./МВт.ч на уровнях напряжения СН 11 и НН соответственно. Указанные размеры стоимости услуг по передаче электрической энергии не соответствует установленным единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия и превышают их на 421,20 руб./МВт.ч и 607,98 руб./МВт.ч на уровнях напряжении СН 11 и НН соответственно.
Установив необоснованно завышенные тарифы на электроэнергию (мощность), поставляемую прочим и бюджетным потребителям гарантирующим поставщиком ООО "Ватт-Электросбыт" на 2010 год, и значительный разрыв между тарифами сбытовых организаций города Саранск, РЭК РМ нарушила баланс экономических интересов поставщиков и потребителей, создала условия для предпочтительного выбора конечными потребителями электроэнергии той сбытовой организации, для которой установлен наименьший тариф.
В результате увеличения тарифа для конечного потребителя, которым является МП "Саранскгорводоканал", предприятие не дополучит прибыль, поскольку затраты на электроэнергию включены в тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 № 421.

]]>
Согласно пункту 29 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, указываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э, решение регулирующего органа принимается по утвержденной Федеральной службой по тарифам форме (Приложение № 1 к Регламенту). Названная форма предполагает при установлении тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность), отпускаемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями другим энегоснабжающим, энергосбытовым организациям, указывать слагаемые одноставочного тарифа.
Однако, пункт 4 Приложения к постановлению Правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия от 28.12.2009 № 64, которым установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" энергосбытовой организации, указанной форме не соответствует.
Следует также отметить, что пунктом 1 постановления № 64 от 28.12.2009 утверждены тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" бюджетным потребителям и прочим потребителям Республики Мордовия согласно Приложению.
Между тем, Приложение к данному постановлению содержит также тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ОАО "Мордовская энергосбытовая компания" гарантирующему поставщику (пункт 4), и сбытовую надбавку гарантирующего поставщика электрической энергии (пункт 6).
В порядке пункта 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила № 109), установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
В силу пункта 8 Правил № 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования, а также материалы, перечисленные в пункте 10 указанных Правил, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФСТ.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). Экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (пункт 16 Правил № 109).
В соответствии с пунктом 18 Правил № 109 решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления. Протокол заседания утверждается председательствующим (пункт 19 Правил № 109).
В протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования (пункт 21 Правил № 109).
В соответствии с пунктом 22 Правил № 109 основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе заседания правления (коллегии) регулирующего органа.
При установлении сбытовой надбавки ООО "Ватт-Электросбыт" указанная процедура РЭК РМ не была соблюдена.
В адрес Общества 30 ноября 2009 г. направлено извещение о рассмотрении дела об установлении тарифов 14 декабря 2009. К данному извещению была приложена лишь смета затрат (экспертное заключение), согласно которой расходы Общество предлагалось утвердить на 2010 год в размере 13242,37 тыс. руб. На заседании правления РЭК РМ 14 декабря 2009 в повестку дня было включено обсуждение необходимой валовой выручки ООО "Ватт-Электросбыт" на 2010 год. Проект постановления № 64 не рассматривался и не утверждался. По результатам заседания правления РЭК РМ, в котором принимали участие и представители Общества, составлен протокол № 64 от 14 декабря 2009, из которого следует, что необходимая валовая выручка (далее - НВВ) по ООО "Ватт-Электросбыт" утверждена в размере 13242, 37 тыс. руб., сбытовая надбавка установлена в размере 24, 70 руб./к МВТ.ч. Данный протокол подписан представителями ООО "Ватт-Электросбыт" с особым мнением.
18 декабря 2009 в адрес Общества поступило извещение о заседании правления РЭК РМ по рассмотрению дела об установлении тарифов на электрическую энергию 28 декабря 2009. К данному письму не было приложено никаких сопроводительных документов.
Проект постановления № 64 опубликован на официальном сайте органов государственной власти РМ http: www.E-mordovia.ru 26.12.2009. Согласно проекту сбытовая надбавка гарантирующего поставщика установлена в размере 18,26 руб./МВт.ч, что подтверждается протоколом осмотра доказательств от 29.12.2009, удостоверенным нотариусом Саранского нотариального округа Республики Мордовия Р. В основу проекта постановления № 64, опубликованного на официальном сайте органов государственной власти РМ, положен размер сбытовой надбавки по ООО "Ватт-Электросбыт" отличный от утвержденного 14 декабря 2009 г. на заседании правления РЭК РМ.
По результатам заседания правления РЭК РМ 28 декабря 2009 об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ООО "Ватт-Электросбыт", был составлен протокол № 103, из которого следует, что сбытовая надбавка Общества установлена в размере 15,20 руб./МВт.ч, что также не соответствует ни размеру сбытовой надбавки - 24,70 руб./к МВт.ч, утвержденному 14 декабря 2009 на заседании правления РЭК РМ, ни размеру сбытовой надбавки - 18,26 руб./МВт.ч, указанному в проекте постановления № 64 на официальном сайте органов государственной власти РМ.
Таким образом, в нарушении пунктов 16, 18 Правил № 109 Общество не было извещено о рассмотрении вопроса установления размера сбытовой надбавки и необходимой валовой выручки на 2010 год и не ознакомлено с проектом постановления № 64, в связи с чем заявитель был лишен возможности предварительно ознакомиться с материалами заседания и присутствовать на нем в целях защиты своих экономических интересов.
В заседании председатель правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия Е. подтвердил факт нарушения норм действующего законодательства при вынесении оспариваемого постановления и пояснил, что Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов не был выдержан по техническим причинам.
Пунктом 15 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, предусмотрено, что при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Как пояснил в заседании представитель РЭК РМ, при расчете тарифов на электрическую энергию, поставляемую ООО "Ватт-Электросбыт", применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 16 Основ ценообразования).
В силу пунктов 17, 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Между тем, как следует из экспертного заключения по экономической обоснованности сбытовой надбавки ООО "Ватт-Электросбыт" на 2010 год размер необходимой валовой выручки рассчитан Региональной энергетической комиссией РМ с использованием по некоторым статьям затрат индексов к расчету тарифов на электрическую энергию на 2010 год, что является неправомерным.
К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся, в частности, расходы на оплату труда и социальные нужды (подпункт пункта 19 Основ ценообразования).
Согласно пункту 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевым тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В нарушении данной нормы экспертами РЭК РМ размер расходов на оплату труда утвержден без учета отраслевого тарифного соглашения, прогнозного индекса потребительских цен и без каких-либо экономически обоснованных доводов.
В заседании представитель РЭК РМ пояснил, что на основании рекомендаций, изложенных в письме ФСТ России, при расчете необходимой валовой выручки по ряду статей затрат были приняты размеры затрат уровня 2009 года, в том числе и по расходам на оплату труда, социальные нужды.
Однако такое письмо ответчиком в суд не было представлено.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 29 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются расходы на оплату услуг связи, аудиторские услуги, плата за аренду имущества.
В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования при определении расходов, указанных в пунктах 22 - 29 настоящего документа, регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.
ООО "Ватт-Электросбыт" имеет статус гарантирующего поставщика электрической энергии и мощности на оптовом рынке. В этой связи Общество согласно положениям пунктом 126 и 28 Правил оптового рынка обязано обеспечивать почасовой учет и хранение часовых показателей нагрузки в группах точек поставки, а также сбор, обработку и передачу организациям коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета. Требования к субъекту оптового рынка об организации коммерческого учета электроэнергии, нормативно закрепленные в Правилах оптового рынка, выполняются Обществом с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), принадлежащей на праве собственности сетевой организации - закрытому акционерному обществу ТФ "Ватт". Затраты на осуществление арендных платежей за вышеуказанную систему рассчитаны Обществом на основании договора аренды № 545-09 от 01.08.2008.
Эксперты РЭК РМ считают, что включение затрат по статье арендная плата для ООО "Ватт-Электросбыт" возможно при одновременном исключении данных затрат из сметы расходов ЗАО ТФ "Ватт". Однако данный вывод является экономически необоснованным.
Затраты на оказание аудиторских услуг рассчитаны Обществом исходя из условий договора № 1/А2010 от 26.05.2009, заключенного с ООО Аудиторской фирмой "ЮРАУДИТ" на 2010 год. Согласно данному договору Общество обязано выплатить аудитору вознаграждение в размере 300,00 тыс. руб.
Экспертами предлагается сумма в размере 140,0 тыс. руб., исходя из затрат договора оказания аудиторских услуг от 10.03.2009 № 8/А на проведение аудиторской проверки в 2009 году. Между тем, вопрос о рыночной стоимости данного вида услуг на 2010 год экспертами не рассматривался, данные о завышении Обществом указанных затрат РЭК РМ не представлены.
Затраты на оказание услуг связи рассчитаны Обществом исходя из договоров, заключенных с ОАО "Волгателеком" (предоставление внутризонового телефонного соединения, абонентская плата телематических служб (сайт), Интернет), с ОАО "Ростелеком" (предоставление услуги междугородной связи), с ООО "Спутниковые коммуникации" (предоставление услуги связи (Интернет), с ОАО "МТС" (предоставление услуги сотовой связи).
Экспертами РЭК РМ размер расходов по данной статье 76,32 тыс. руб. утвержден без каких-либо экономически обоснованных доводов.
ООО "Ватт-Электросбыт" является субъектом оптового рынка электроэнергии. Пунктом 10 статьи 33 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ для субъектов оптового рынка устанавливается обязательное членство в Совете рынка. В целях исполнения указанных требований законодательства Общество вступило в Некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергии и мощностью", выполняющее функции совета рынка. Размер вступительного (единовременного) взноса в имущество НП "Совет рынка" определен внеочередным Общим собранием Членов НП "АТС" 17.10.2003 и составил 5000,00 тыс. руб., размер текущих квартальных взносов на каждый квартал 2008 года установлен в размере 100,00 тыс. руб., и 36,00 тыс. руб. в 2009 году.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы на уплату взносов в уставные (складочные) капиталы и на инвестиции в ценные бумаги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включаются в состав необходимой валовой выручки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно представленным Обществом платежным поручениям № 720 от 15.10.2008, № 95 от 29.01.2009, № 333 от 03.04.2009, № 677 от 08.07.2009, № 982 от 13.10.2009, расходы на оплату единовременного (вступительного) членского взноса и текущих квартальных взносов в НП "Совет рынка" в 2009 году составили 5244,00 тыс. руб.
В нарушении пунктов 34, 57.1 Основ ценообразования экспертами РЭК РМ при установлении необходимой валовой выручки для Общества на 2010 год без каких-либо обоснованных доводов затраты по данной статье не были учтены.
Экспертами РЭК РМ при установлении необходимой валовой выручки по ООО "ВаттЭлектросбыт" на 2010 год исключена из НВВ сумма в размере 7627,94 тыс. руб., сложившаяся в результате применения ООО "Ватт-Электросбыт" для расчетов за приобретенную электроэнергию потребителями, относящимися к тарифной группе "Население", законных тарифов в 1 квартале 2009 года.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ ФСТ РФ от 05.08.2008 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год" имеет номер № 127-э/1, а не 27-э/1.

Постановлением Правления РЭК РМ от 24.11.2008 № 31 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для тарифной группы "Население" (в ред. Постановления Правления РЭК РМ № 6 от 16.02.2009) для тарифной группы "Население" установлены следующие тарифы: с 01.01.2009 - 179 коп./кВТ.ч, с 01.07.2009 - 196 коп./кВТ.ч. Тариф на электрическую энергию для тарифной группы "Население", действующий с 01.01.2009 по 30.06.2009 в размере 179 коп./кВТ.ч, установлен на уровне ниже предельного минимального уровня, утвержденного Приказом ФСТ России от 05.08.2008 № 27-Э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2009 год".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на электрическую энергию для населения установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Федеральным законом, применению на территории субъекта Российской Федерации до момента установления тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подлежит установленный органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию для населения с учетом особенностей ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением.
Приказом ФСТ России № 68-к от 26.03.2009 "Об отмене постановления правления региональной энергетической комиссии Республики Мордовия № 47 от 25.12.2008..." постановление правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия № 31 от 24.11.2008 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для тарифной группы "население" в редакции постановления правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия № 6 от 16.02.2009 отменено с 01 апреля 2009 г., как вынесенное с нарушением правовых норм.
В результате незаконно установленных тарифов на электрическую энергию для тарифной группы "население" Региональной энергетической комиссией РМ, Общество применяло для расчетов за приобретенную электроэнергию потребителями, относящимися к тарифной группе "население"- в период с 01.01.2009 по 15.02.2009 действующий тариф в размере 199 коп./кВт.ч; в период с 16.02.2009 по 31.03.2009 - максимальный уровень тарифа, утвержденный ФСТ России - 202 коп./кВт.ч.
Согласно пункту 6 Приказа ФСТ от 24.11.2006 № 302-э/5 "Об утверждении методических рекомендаций по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрических энергий" в случае, если по итогам расчетного периода регулирования выявлены необоснованные расходы ГП за счет осуществления функций гарантирующего поставщика, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении сбытовой надбавки ГП на следующий расчетный период регулирования.
В данном случае экспертами РЭК РМ из необходимой валовой выручки ООО "Ватт-Электросбыт" исключен доход в сумме 7627,94 тыс. руб., что неправомерно.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования расчетная величина дивидендов (распределяемого дохода), учитываемая на расчетный период регулирования в составе необходимой валовой выручки, определяется с учетом суммы дивидендов (распределяемого дохода), заявленной организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, на расчетный период регулирования, и исходя из сумм фактически выплаченных дивидендов за последние 3 года, а также с учетом размера оставшейся после уплаты налогов и сборов прибыли, полученной в последний отчетный период.
Экспертами РЭК РМ запланированные расходы Общества по статье "дивиденды по акциям" в сумме 3300,00 тыс. руб. исключены из затрат без каких-либо экономических обоснований.
Налог на прибыль рассчитывается в соответствии со статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке 20%. РЭК РМ налог на прибыль рассчитан в размере 190,45 тыс. руб. на основании размера необходимой валовой выручки, определенной с нарушением норм законодательства в сфере электроэнергетики.
На основании изложенного требования заявителей подлежат удовлетворению.
Постановление Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Мордовия, на 2010 год "ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" № 64 от 28.12.2009 проверено на соответствие статье 40 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003, статьям 3, 4, 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, пунктам 18, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, пунктам 16, 17, 18, 19, 27, 29, 33, 34, 57.1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, пункту 6 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителей, связанные с уплатой государственной пошлины, подлежат отнесению на Региональную энергетическую комиссию Республики Мордовия.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" и муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" удовлетворить.
Признать не действующими пункты 1, 2, 4, 6 Приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия от 28 декабря 2009 № 64 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт", на 2010 год", как не соответствующие
- Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ,
- Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ,
- Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109,
- Правилам государственного регулирования и применения тарифа на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109,
- Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2,
- Методическим указаниям по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 24 ноября 2006 № 302-э/5.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия, расположенной по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, 26 (ОГРН 1021300981833), в пользу общества с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" (ОГРН 1061328000018) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия, расположенной по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, 26 (ОГРН 1021300981833), в пользу муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" (ОГРН 1021300973374) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий
Н.А.ЕВДОКИМОВА

Судьи
Л.А.АРТАМОНОВА
В.Н.САВОЧКИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru