Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 ноября 2009 г. № 33-8369

Судья - Лебедев Д.Н.

03 ноября 2009 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Гущевой Н.В., Кочневой Е.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Гущевой Н.В.
при секретаре К.
с участием истца П.Ю.Н., третьего лица П.Н.Н., М. (представителя ответчика),
дело по кассационной жалобе Администрации г. Н.Новгорода
на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 02 июля 2009 года
по делу по иску П.Ю.Н. к Администрации г. Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения,

установила:

П.Ю.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Н.Новгорода о предоставлении ему на семью из 4-х человек отдельной квартиры по договору социального найма как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указал, что с 1996 г. работает в ОВД по Приокскому району г. Н.Новгорода в должности участкового уполномоченного. Проживает с семьей из 4-х человек в принадлежащей на праве собственности 1-комнатной квартире по адресу: <...>, общая площадь 31,7 кв. м, жилая - 21,6 кв. м. Решением жилищно-бытовой комиссии ОВД по Приокскому району г. Н.Новгорода от 1996 г. истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
По мнению истца, ему должна быть предоставлена квартира в соответствии с Законом РФ "О милиции" (ст. 30).
Представитель ответчика - Администрации г. Н.Новгорода - исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ - исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - П.Н.Н. - исковые требования поддержала.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 02 июля 2009 года исковые требования П.Ю.Н. были удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Н.Новгорода предоставить за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма П.Ю.Н. на семью из четырех человек: П.Н.Н., П.А.Ю., П.А.Ю. изолированное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 20,3 кв. м.
В кассационной жалобе Администрацией г. Н.Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, проверены судебной коллегией Нижегородского областного суда по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил характер возникших спорных правоотношений, к которым применил нормы права, их регулирующие.
Доводы кассационной жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 30 Закона РФ "О милиции" предусмотрено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Как следует из материалов дела, П.Ю.Н. решением жилищно-бытовой комиссии ОВД по Приокскому району г. Н.Новгорода от 1996 г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В установленный законом срок обеспечен жильем не был.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что нарушение прав истца на получение жилья в первоочередном порядке возникло еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и продолжается после его введения в действие.
Довод кассационной жалобы, что нормы Закона РФ "О милиции" противоречат нормам Жилищного кодекса РФ о предоставлении жилого помещения в первоочередном порядке, не может быть принят во внимание судебной коллегией как необоснованный.
Согласно положениям ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса прямо указывают, что иной порядок обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями может быть предусмотрен федеральными законами, каковым и является Закон РФ "О милиции".
Несостоятелен и довод кассационной жалобы, что на Администрацию города Нижнего Новгорода возлагается обязанность предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда только малоимущим гражданам в порядке их очередности.
Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции установлена Законом РФ "О милиции" (ст. 30).
При этом судом первой инстанции правильно отмечено, что возложение обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции, по смыслу статей 132, 133 Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определениях от 08.07.2004 г. № 303-О, от 15.02.2005 г. № 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции", компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Норма, из которой вытекает обязанность органов местного самоуправления предоставлять сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь в течение трех лет по установленным законодательством нормам, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, а следовательно, - как противоречащая Конституции Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Именно такой порядок предусмотрен применительно к судьям Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 19) и к прокурорам и следователям - Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 4 статьи 44). Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Часть первая статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации.
При этом судом обоснованно указано, что в соответствии с положениями Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.
С учетом изложенного, и, принимая во внимание, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законом, а также с учетом правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 г. № 303-О, от 15.02.2005 г. № 58-О, суд пришел к правильному выводу, что до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться за счет федерального бюджета, в связи с чем обязанность Администрации г. Н.Новгорода по предоставлению истцу жилого помещения подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, в жалобе не содержится.
Судом установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам в соответствии с правилами, установленными статьями 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Обжалуемое судебное постановление имеет правильное правовое и фактическое обоснование.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 02 июля 2009 года является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 02 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru