Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. по делу № А43-555/2010-6-34

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Моисеевой Ирины Ивановны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Моисеевой И.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецсплав" (далее - Общество, ООО "Спецсплав") к ИФНС по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция) об обязании Инспекции возместить проценты в сумме 1 420 663 руб. 29 коп.
При участии представителей сторон:
От заявителя: Кострикина Ю.А. по доверенности от 01.12.09
От ответчика: Вильдяевой О.В. по доверенности от 13.01.10. № 10-12/000343

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Спецсплав" обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании незаконным бездействия инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода, выразившегося в непринятии решения о начислении процентов за несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и обязании Инспекции перечислить проценты в сумме 1 160 965 руб. 68 коп.
Инспекция с требованиями Общества не согласилась, считая, сумму процентов, указанную в заявлении, завышенной. По ее мнению проценты за несвоевременный возврат НДС следует исчислять с момента вынесения Постановления ФАС Поволжского округа по делу № А55-11060/2007, т.е. с 09.09.08.
Как видно из материалов дела, ООО "Спецсплав" 21.11.06. представило в Межрайонную инспекцию ФНС № 2 по Самарской области уточненные налоговые декларации по НДС за февраль, март, май, июнь 2006 года, в соответствии с которой к возмещению заявлены 8 779 823 руб. налога. Не получив решений по результатам камеральных проверок вышеуказанных деклараций, налогоплательщик 18 и 25 июня 2007 года обратился с заявлением о возврате указанной суммы налога.
Межрайонная инспекция ФНС № 2 по Самарской области отказала в возмещении путем возврата налога.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2008 по делу № А55-11060/2007, оставленным без изменения Постановлением от 30.06.08. судом апелляционной инстанции и 09.09.08. Постановлением ФАС Поволжского округа, бездействие налогового органа, выразившееся в неосуществлении возврата НДС за вышеуказанные периоды, признано недействительным. Инспекцию Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода суд обязал устранить допущенные нарушения путем возмещения сумм налога на добавленную стоимость в сумме 8 517 046 рублей в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ.
Сумма налога, подлежащая возмещению по уточненным декларациям в размере 8517046 рублей, возвращена заявителю 31.10.2008 на основании решения № 52630000044320 от 30.10.08. платежным поручением от 31.10.2008 № 652. Проценты на сумму несвоевременно возвращенного налога не были начислены и уплачены налоговым органом.
Поскольку возврат налога осуществлен налоговой инспекцией без начисления процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 176 Кодекса, ООО "Спецсплав" обратилось с заявлением в арбитражный суд о возложении на налоговый орган обязанности принять решение о выплате Обществу 1 160 965 руб. 68 коп. процентов за период с 04.07.2007 по 30.10.2008.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего:
Согласно пункту 1 статьи 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 88 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Пунктами 2 и 7 статьи 176 Кодекса установлено, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах и одновременно - решение о зачете (возврате) суммы налога при наличии условий, предусмотренных пунктом 6 названной статьи Кодекса.
Признание судом недействительным решения Инспекции об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета и возложение на нее обязанности возместить налог путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. Вынесение налоговой инспекцией неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога.
Следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем налогоплательщик в соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК РФ вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что задолженность по уплате налогов, пеней и штрафов у Общества отсутствует, а с заявлением о возврате НДС за февраль, март, май, июнь 2006 года налогоплательщик обратился в Инспекцию 18 и 25 июня 2007.
Следовательно, налоговая инспекция в силу пункта 7 статьи 176 НК РФ одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога должна была вынести решение о ее возврате заявителю.
Пункт 8 статьи 176 НК РФ предусматривает, что поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Из материалов дела следует, что в этот срок налоговая инспекция не приняла соответствующее решение и не оформила поручение на возврат Обществу указанной суммы налога, чем нарушила установленный Кодексом срок возврата налога.
В силу пункта 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Учитывая, что заявление на возврат налога было направлено в Инспекцию по истечении трехмесячного срока, отведенного Кодексом на камеральную проверку, то двенадцатидневный срок, установленный пунктом 10 статьи 176 НК РФ следует исчислять со дня направления налогоплательщиком заявления о возврате налога.
Согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Начало отсчета начисления пени с 4 июля 2007 года (по заявлению от 18.08.07. на сумму 3 331 934 руб.) и 11 июля 2007 года (по заявлениям от 25.06.07 на сумму 5 185 112 рублей) заявителем определено верно, процентные ставки рефинансирования, установленные Центральным банком Российской Федерации, действовавшие в дни нарушения срока возмещения судом проверены.
Тем самым, расчет суммы процентов на сумму 1 160 965 рублей 68 копеек соответствует положениям пункта 10 статьи 176 НК РФ.
Суд считает необоснованным и противоречащим нормам налогового законодательства довод Инспекции о том, что проценты подлежат начислению с момента вступления в законную силу судебного акта, которым признано недействительным решение налогового органа об отказе в возмещении НДС.
На основании вышеизложенного, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода, выразившееся в непринятии решения о начислении процентов за несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Н.Новгорода возвратить из бюджета 1 160 965 рублей 68 копеек процентов за нарушение срока возврата налога.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Н.Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спецсплав" расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
И.И.МОИСЕЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru