Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2010 г. по делу № 3-11-2010

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
при секретаре Невидимовой Е.А.,
с участием прокурора Сысоевой С.А.,
заявительницы Подопригоровой Ф.Ф. и ее представителя Керженцова А.С.,
представителя заявителя Абдулова С.М. - Бондарчука П.И.,
представителей Правительства Пермского края - Уразовой Е.В., Ястребовой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 19.01.2010 года гражданское дело по заявлениям заместителя прокурора Пермского края, Подопригоровой Фаины Федоровны, Абдулова Сергея Муратовича о признании недействующим нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

установил:

23.10.2009 года Постановлением Правительства Пермского края № 766-п внесены изменения в Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условиях проезда с использованием социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермского края, утвержденное Указом губернатора Пермской области от 02.02.2005 г. № 15 "О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермском крае".
Данное Постановление опубликовано 02.11.2009 года в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 43, 02.11.2009 года и вступило в законную силу 01.12.2009 года.
Как указано в настоящем нормативном правовом акте, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством Правительство Пермского края постановляет:
1. Внести в Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условиях проезда с использованием социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермского края, утвержденное Указом губернатора Пермской области от 2 февраля 2005 г. № 15 "О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермском крае" (в редакции указов губернатора Пермской области от 10.06.2005 № 95, от 19.07.2005 № 112, постановлений Правительства Пермского края от 22.09.2006 № 41-п, от 30.12.2008 № 851-п, от 02.04.2009 № 184-п), следующие изменения:
1.1. абзац второй пункта 1.2, абзац первый пункта 2.2, абзац второй пункта 2.3 признать утратившими силу;
1.2. в абзаце третьем пункта 2.3 цифры "435" заменить цифрами "610".
2. Постановление вступает в силу с 1 декабря 2009 г., но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
Абзац второй пункта 1.2, абзац первый пункта 2.2, абзацы второй и третий пункта 2.3 названного Положения предусматривали:
- введение социальных проездных документов для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
- предоставление гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, социального проездного документа, подтверждающего право проезда без дополнительной оплаты на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) и приобретения билетов на проезд автомобильным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой в размере 100%;
- ежемесячную стоимость социальных проездных документов: для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством - 415 рублей; в соответствии с законами Пермской области - 435 рублей.
Заместитель прокурора Пермского края и Подопригорова Ф.Ф. обратились в суд с самостоятельными заявлениями о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 23.10.2009 г. № 766-п в связи с противоречием содержащихся в нем положений законодательству Российской Федерации.
Абдулов С.М. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.1 того же постановления по тем же основаниям.
Определением Пермского краевого суда от 18.01.2001 года дела по заявлениям заместителя прокурора Пермского края, Подопригоровой Ф.Ф. и Адбулова С.М. об оспаривании одного и того же нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации объединены в одно производство.
Инвалид второй группы по общему заболеванию Подопригорова Ф.Ф. и участник Великой Отечественной войны Адбулов С.М. в своих заявлениях указывают, что в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта они оказались лишенными права на получение от государства социальной поддержки в виде предоставления им социального проездного документа на проезд без дополнительной оплаты транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермского края.
Данный акт противоречит статье 55 Конституции РФ, преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 9, 11, 23 и 29 Устава Пермского края.
При замене натуральных льгот, которые ранее были предусмотрены федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на денежные компенсации, в том числе проездные документы на право бесплатного проезда транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермского края, приобретаемые за счет единовременной денежной выплаты, не должны ущемляться социальные права и свободы указанной категории граждан Российской Федерации. Напротив, органы государственной власти обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты населения.
Кроме того, ни Уставом Пермского края, ни федеральным законом Правительство Пермского края не наделено полномочиями по внесению изменений в акты губернатора Пермского края.
Дополнительные основания для признания недействующим Постановления Правительства Пермского края от 23.10.2009 г. № 766-п содержатся в заявлении заместителя прокурора Пермского края, который ссылается на доступность услуг общественного транспорта на территории Пермского края для граждан, находящихся под защитой мер социальной поддержки, принимаемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, обеспечиваемых предоставлением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В 2009 году на указанные цели в бюджет Пермского края поступила денежная сумма в размере около 40 млн. рублей. Выделением этих средств гарантировалось исполнение в указанном году обязательств по предоставлению социально защищенной категории населения бесплатного проезда в городском пассажирском и пригородного сообщения транспорте общего пользования (кроме такси) в Пермском крае. В случае недостаточности средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных кредитов и т.д.
В судебном заседании помощник прокурора края, Подопригорова Ф.Ф., представители граждан-заявителей настаивали на удовлетворении заявленных требований по изложенным выше основаниям.
Абдулов С.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия в связи с нахождением на лечении в Пермском госпитале ветеранов войн. Его представитель в устной форме заявил о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 23.10.2009 г. № 766-п в полном объеме.
Представители Правительства Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на соответствие федеральному законодательству оспариваемого нормативного правового акта и наличие у данного органа исполнительной власти субъекта РФ полномочий на его принятие, изложив свои доводы в представленных суду письменных возражениях.
Заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителей подлежащими удовлетворению частично.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной защитой инвалидов, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями). Согласно преамбуле предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 30 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривалось право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Указанная норма признана утратившей силу, а льготы в натуральной форме заменены на денежную компенсацию в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Размеры ежемесячной денежной компенсации инвалидам установлены статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 14.07.2008 № 110-ФЗ). Меры социальной поддержки инвалидов предусмотрены статьей 28.2 упомянутого Федерального закона и осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 6 статьи 5 того же Закона закреплено право субъектов Российской Федерации на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с социальной защитой участников Великой Отечественной войны, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".

]]>
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах":
- меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации;
- меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации;
- в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 15 этого же Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривалось право ветеранов, в том числе участников Великой Отечественной войны, на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная норма признана утратившей силу, а льготы в натуральной форме заменены на денежную компенсацию в связи с принятием упомянутого выше Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Статьей 23.1 этого Закона установлены размеры ежемесячной денежной компенсации ветеранам, в том числе участникам Великой Отечественной войны.
Аналогичным образом соответствующими законами Российской Федерации урегулированы правоотношения, связанные с социальной защитой:
- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча";
- граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пункта 2 статьи 3 этого же Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указ губернатора Пермской области от 02.02.2005 года № 15, которым утверждено Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условиях проезда с использованием социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермского края, измененное в части Постановлением Правительства Пермского края от 23.10.2009 г. № 766-п, был издан в целях реализации гражданами прав на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и краевым законодательством, на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края.
Отдельным категориям граждан, в том числе инвалиду второй группы по общему заболеванию Подопригоровой Ф.Ф. и участнику Великой Отечественной войны Адбулову С.М., предоставлялась возможность за счет выплачиваемой им государством, установленной законом, ежемесячной денежной компенсации в связи с заменой натуральной льготы приобрести социальный проездной документ, стоимостью 415 рублей, подтверждающий их право на бесплатный проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Сравнительный анализ пункта 1.1 Постановления Правительства Пермского края от 23.10.2009 г. № 766-п и вышеуказанных норм федерального законодательства приводит к выводу о том, что указанная норма оспариваемого нормативного правового акта принята органом исполнительной власти субъекта федерации в пределах предоставленных ему законом полномочий. Регулирование уровня социальной защиты граждан указанной категории может осуществляться путем принятия субъектом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 11 статьи 27 Устава Пермского края иные формы взаимодействия губернатора и Правительства Пермского края, не предусмотренные пунктами 9 и 10 настоящего Устава, определяются правовыми актами, определяющими статус соответствующих органов государственной власти, а также соглашениями между ними.
Пунктом 6 статьи 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" (с последующими изменениями) Правительству Пермского края предоставлено право в рамках его компетенции изменять либо отменять акты губернатора Пермской области, изданные до 01.12.2005, а также акты губернатора Пермского края, изданные до 17.07.2006.
Вместе с тем, пункт 1.1 Постановления Правительства Пермского края от 23.10.2009 г. № 766-п не согласуется с положениями приведенных выше федеральных законов.
Так, в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, отменяющего право граждан на натуральную льготу в виде бесплатного проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", органом государственной власти субъекта Российской Федерации для этой же категории граждан было установлено собственное правовое регулирование вопроса их социального обеспечения, относящегося к предмету совместного ведения. При этом произошла замена упомянутых льгот на социальный проездной документ определенной стоимости, гарантирующий сохранность ранее действующих мер социальной поддержки, предоставляемых государством до 31.12.2004 года.
Как следует из материалов дела, в порядке исполнения расходных обязательств в области реализации мер по социальной защите инвалидов, участников Великой Отечественной войны и других граждан, отнесенных федеральными законами к соответствующей категории льготников, Российской Федерацией бюджету Пермского края ежегодно, начиная с 2005 года и до 2009 года включительно, предоставлялись межбюджетные трансферты целевым назначением на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Пермского края.
В таком случае не имелось никаких правовых оснований к отмене с 01.12.2009 года социального проездного документа для указанных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, чья доступность к услугам общественного транспорта подкрепляется финансовой помощью Российской Федерации. Недостаточность полученных средств не может повлечь иное правовое регулирование данных отношений, поскольку избранная субъектом федерации форма сохранения ранее предоставлявшихся по состоянию на 31 декабря 2004 года социальных гарантий может видоизменяться в зависимости от совокупного объема бюджетного финансирования.
Ссылка представителей Правительства Пермского края на статью 85 Бюджетного кодекса РФ в обоснование своих доводов не состоятельна.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие:
порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;
возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Анализ положений настоящей статьи федерального закона с учетом сведений, вытекающих из материалов дела, приводит к следующим выводам.
Пермский край имел правовые основания для участия в реализации полномочий Российской Федерации по предмету совместного ведения, не переданных ему в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, с использованием краевых бюджетных средств, отчего незаконно отказался.
Такое участие вытекает из приведенных выше положений Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления". Этим же законом не исключается возможность осуществления за счет средств бюджета края расходов на предоставление дополнительных мер социальной поддержки федеральным льготникам, пополняемого межбюджетными трансфертами из федерального бюджета. Данные действия нельзя признать обязанностью субъекта федерации, но и с учетом части 2 статьи 153 Федерального закона Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ произвольный отказ от них не допустим.
В остальной части изложенные в заявлениях заместителя прокурора Пермского края и Подопригоровой Ф.Ф. требования, которые в судебном заседании были поддержаны представителем Адбулова С.М., не подлежат удовлетворению.
Заменой ежемесячной стоимости социальных проездных документов для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законами Пермского края, с 435 рублей на 610 рублей не нарушаются права Подопригоровой Ф.Ф. и Абдулова С.М., социальная защищенность которых регулируется федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Они не наделены законом полномочиями на представление интересов неопределенного круга лиц, пользующихся определенной разновидностью социальных гарантий в объеме, установленном краевым законодательством.
Кроме того, как уже указывалось выше, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Социальная поддержка граждан, основанная на законодательстве Пермского края, федеральным законодательством не регулируется, относится к полномочиям данного субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.
Стоимость социальной услуги по проезду в транспорте общего пользования, предоставляемой гражданам органом государственной власти субъекта федерации в соответствии с указанным Положением, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 02.02.2005 г. № 15, может изменяться в зависимости объема финансирования социальных выплат из бюджета Пермского края. Условия и порядок такого финансирования в настоящее время на федеральном уровне не установлены и не изменяют тех, которые ранее действовали.
Предусмотренный порядок вступления в силу оспариваемого заявителями постановления согласуется с правилами, установленными федеральным законодателем и Уставом Пермского края для нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы гражданина.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим, либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 Постановления Правительства Пермского края от 23.10.2009 г. № 766-п "О внесении изменений в Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условиях проезда с использованием социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермского края, утвержденное Указом губернатора Пермской области "О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермском крае" от 02.02.2005 г. № 15".
В остальной части заявления заместителя прокурора Пермского края, Подопригоровой Фаины Федоровны и Абдулова Сергея Муратовича оставить без удовлетворения.
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 25.01.2010 года.

Председательствующий п.п.
К.И.ШВЕЦОВ

Судья
К.И.ШВЕЦОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru