Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(январь - март 2010 г.):

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Изменения в налоге на прибыль с 2010 года

Ряд поправок, коснувшихся налога на прибыль, внесено Федеральными законами:
- от 19.07.2009 № 202-ФЗ "О внесении изменений в гл. 23 и 25 ч. 2 НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в ч. 1, ч. 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ";
- от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
1. Федеральным законом № 224-ФЗ от 26.11.2008 было приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 до 31.12.2009. Согласно данному абзацу, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов по долговому обязательству, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Приостановление действия данного абзаца не означало полную отмену порядка, который в нем предусмотрен. Из ст. 8 Федерального закона № 224-ФЗ следовало, что до 31.12.2009 применяется аналогичная норма, только предельные размеры процентов по долговым обязательствам увеличились до 1,5 раза для обязательств в рублях и до 22% - в иностранной валюте.
Учитывая сложную финансовую ситуацию в стране, статьей 5 Федерального закона № 202-ФЗ увеличена предельная норма для рублевых обязательств с 1,5 до 2.
Предельная величина процентов по рублевым долговым обязательствам принимается равной ставке ЦБ РФ, увеличенной:
- с 01.09.2008 по 31.07.2009 - в 1,5 раза;
- с 01.08.2009 по 31.12.2009 - в 2 раза.
2. С 1 января 2010 года из ч. 2 ст. 255 НК РФ исключается п. 15, согласно которому в расходы на оплату труда включались суммы доплаты до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленные законодательством РФ (пп. а п. 3 ст. 24 Федерального закона № 213-ФЗ).
3. С 1 января 2010 г., согласно новой редакции абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ, при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль учитываются расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Как и взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, они учитываются в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда (пп. б п. 3 ст. 24 Федерального закона № 213-ФЗ).
4. В п. 6 ст. 259 НК РФ внесено изменение, согласно которому организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В данном случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
В п. 6 ст. 259 НК РФ включена расшифровка организаций, которые могут считать себя осуществляющими деятельность в области информационных технологий. Это российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Они, как и ранее, должны иметь документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ. Как и прежде, должна соблюдаться доля расходов от оказания льготируемых услуг и минимальный уровень среднесписочной численности 50 человек по итогам отчетного (налогового) периода.
Расчет доли доходов от выполнения соответствующих видов работ в общей сумме доходов будет теперь производиться по итогам не девяти месяцев предыдущего года, а отчетного (налогового периода). Получается, что если соответствующая организация по результатам, например, I квартала удовлетворяет данному условию, со II квартала она не применяет установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации. Ранее такой порядок был предусмотрен для вновь созданных организаций.
5. В ст. 324.1 НК РФ несколько изменен порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 6 ст. 24 Федерального закона № 213-ФЗ). Для определения предельной сметы и ежемесячного процента отчислений в этот резерв налогоплательщик должен был составлять расчет, в котором исчисляется размер ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму ЕСН.
6. Федеральным законом № 202-ФЗ предусмотрено, что к перечню видов добровольного страхования, расходы по которым принимаются в целях налогообложения прибыли, с 1 января 2010 г. будет относиться добровольное страхование имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков. Расходы по этому виду добровольного страхования включаются в состав прочих расходов налогоплательщика в размере фактических затрат, произведенных согласно договору (п. 1 ст. 263 НК РФ дополнен пп. 9.1 согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона № 202-ФЗ).
Ранее такие затраты не включались в состав расходов банка.
Ряд изменений по налогу на прибыль внесено и Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
25 ноября 2009 года Президент России подписал очередной закон с большим количеством изменений и поправок в Налоговый кодекс РФ. Большая часть изменений связана с налогообложением операций с ценными бумагами и финансовыми результатами срочных сделок. Данные новшества будут актуальны, в первую очередь, для профессиональных участников рынка ценных бумаг и биржевой торговли.
Однако ряд поправок, внесенных вышеназванным Законом, касается практически всех налогоплательщиков.
1. При получении по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления некоммерческими организациями государственного или муниципального имущества для ведения уставной деятельности у некоммерческих организаций не возникает дохода в виде безвозмездно полученных имущественных прав (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).
2. В соответствии с внесенными в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ уточнениями, не возникает ни доходов, ни расходов в виде положительной или отрицательной курсовой разницы у организации, которая получила либо выдала авансы в иностранной валюте.
3. Поправки в п. 2 ст. 254 и в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ закрепляют право организаций уменьшить доходы от реализации выявленного в ходе инвентаризации имущества, которое не является амортизируемым, на его стоимость.
Ранее по правилам пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доходы от реализации прочего (не амортизируемого) имущества можно было уменьшить на цену его приобретения или создания, которой у имущества, выявленного в ходе инвентаризации, нет. Теперь в данную норму внесено уточнение: доходы уменьшаются также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
В самом же абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ отмечено, что стоимость МПЗ и прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, или имущества, которое получено при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (либо при ремонте ОС), определяется как сумма дохода, учтенного согласно п.п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ. Ранее устанавливалось, что стоимость данного имущества равна сумме налога с такого дохода.
Таким образом, теперь доходы от реализации МПЗ и прочего не амортизируемого имущества уменьшаются на рыночную стоимость.
Возможность амортизации выявленных при инвентаризации амортизируемых основных средств была предусмотрена поправками в НК РФ, которые были внесены Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2009 года.
4. Порядок амортизации арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства установлен в абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ. Они должны амортизироваться в течение срока действия договора аренды. Однако суммы амортизации распределяются в соответствии со сроком полезного использования, который предусмотрен для арендованного имущества Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
Согласно поправкам, суммы амортизации должны будут распределяться в соответствии со сроком полезного использования не самого основного средства, а капитального вложения, если этот срок можно будет установить в соответствии с Классификацией. Если же капитальное вложение в Классификации не упомянуто, применяется прежний порядок, и ежемесячные суммы амортизационных платежей рассчитываются исходя из сроков полезного использования самого арендованного основного средства.
Такие же правила предусмотрены и в отношении неотделимых улучшений арендованного имущества, полученного по договору ссуды, которые амортизирует ссудополучатель (абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ).
5. Доходы или расходы в виде процентов по займу, которые ранее при применении метода начисления учитывались на конец отчетного периода, теперь должны признаваться организациями в конце каждого месяца. Такие изменения внесены в п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ.
6. В п. 2 ст. 275 НК РФ приведена формула, по которой налоговый агент (организация, выплачивающая дивиденды) определяет сумму налога для удержания из доходов конкретного налогоплательщика - получателя дивидендов.

Н = К x Сн x (д - Д),

где:
Н - сумма налога к удержанию;
К - отношение суммы дивидендов, распределяемых в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, распределяемых налоговым агентом;
Сн - соответствующая налоговая ставка;
д - общая сумма дивидендов, распределяемая налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов;
Д - общая сумма дивидендов, полученных самим агентом в текущем и предыдущем отчетных (налоговых) периодах, если ранее эти суммы не участвовали в расчете облагаемого дохода.
Изменения в абз. 9 п. 2 ст. 275 НК РФ, которые вносятся Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ, касаются показателя "д", то есть общей суммы дивидендов, распределяемой налоговым агентом. Ранее при расчете этого показателя учитывались только те дивиденды, которые распределялись в пользу плательщиков налога на прибыль и НДФЛ, и исключались дивиденды, с которых эти налоги не уплачиваются.
Теперь же показатель "д" - это общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей, независимо от того, являются они плательщиками налога на прибыль и НДФЛ или нет.
Кроме того, уточнен порядок налогообложения дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление (п. 2.1 ст. 275 НК РФ). Получателем таких доходов признается учредитель доверительного управления (выгодоприобретатель). Если доверительным управляющим является российская организация, а учредителем (выгодоприобретателем) - иностранное лицо, то доверительный управляющий признается налоговым агентом в отношении дивидендов, по которым у источника выплаты дивидендов налоговым агентом налог удержан не был или же был удержан в меньшей сумме, чем сумма налога, исчисленная с дивидендов для указанной иностранной организации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru