Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2010 г. по делу № А49-11546/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего Е.Л. Столяр, судей К.А. Друзь, Н.И. Учаевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Н.Демидовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного
общества "Домостроитель" (440004, г. Пенза, ул.Перспективная, 1)
к Пензенской городской Думе (440600, г. Пенза, пл.Маршала Жукова, 4)
третьи лица:
Администрация г. Пензы (440000, г. Пенза, пл.Маршала Жукова, 4);
ООО "Горводоканал" (440031, г. Пенза, ул.Кривозерье, 24);
ЗАО "Пензенская Горэлектросеть" (440629, г. Пенза, ул.Московская, 82-в);
ОАО "МРСК Волги" в лице Пензенского филиала "Пензаэнерго" (410031, г. Саратов, ул.Первомайская, 42/44; г. Пенза, ул. Пушкина/Гладкова, 12);
ОАО "Территориальная генерирующая компания № 6" в лице Пензенского филиала (603950, г. Нижний Новгород, ул.Алексеевская, 10/16; 440022, г. Пенза, ул.Новочеркасская, 1); ОАО "Метан" (440066, г. Пенза, ул.Рахманинова, 1а);
ОАО "ВолгаТелеком" в лице Пензенского филиала (603000, г. Нижний Новгород, пл.Максима Горького, Дом связи; 440606, г. Пенза, ул.Куприна, 1/3);
ОАО "Ростелеком" в лице Территориального управления № 8 Приволжского филиала (191002, г. Санкт-Петербург, ул.Достоевского, 15; 125047, г. Москва, ул.1-я Тверская-Ямская, 14; 440600, г. Пенза, ул. 40 лет Октября, 24)
с участием Прокуратуры Пензенской области (440601, г. Пенза, ул.Богданова, 7) о признании частично недействующим Положения при участии в судебном заседании:
от заявителя - Русанова В.В. - начальника юридического отдела (дов. от 10.06.2009 г. № 400) от ответчика - Бессчастного В.А. - главного специалиста юридического отдела (дов. от 12.03.2009 г. № 01-58), Фунякина Д.В. - главного специалиста юридического отдела (дов. от 12.03.2009 г. № 01-59) от третьих лиц:
Администрации г. Пензы - Горланова А.С. - главного специалиста отдела по земельным правоотношениям (дов. от 12.05.2009 г. № 1-14-622);
ЗАО "Пензенская Горэлектросеть" - Янова К.К. - юрисконсульта (дов. от 11.01.2010 г. 3/юр);
ОАО "МРСК Волги" - Горбачевой М.Н. - начальника отдела правового обеспечения (дов. от
17.03.2009 г.), Осиповой Е.Н. - ведущего юрисконсульта (дов. от 29.05.2009 г.);
ОАО "ТГК-6" - Медведевой Е.П. - представителя (дов. от 10.01.2010 г. № 179);
ОАО "Метан" - Пронькина Ю.В. - представителя (дов. от 24.11.2008 г. № 2296);
ОАО "ВолгаТелеком" - Болатова И.У. - начальника службы правового обеспечения (дов. от
23.11.2009 г.);
ОАО "Ростелеком" - Лимоновой Ю.В. - юрисконсульта (дов. от 29.09.2009 г. № 340) с участием Беляковой Л.Н. - старшего помощника прокурора (удостоверение № 087978)

установил:

Открытое акционерное общество "Домостроитель" (далее - ОАО "Домостроитель") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Пензенской городской Думе о признании Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. № 1096-50/4 (с изменениями от 29.05.2009 г., 26.06.2009 г.) не соответствующим статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и недействующим в части содержания в разделе "Лист согласования" акта выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намеченных проектных решений, технических условий на подключение инженерных коммуникаций, являющегося приложением к указанному Положению, следующих юридических лиц - ООО "Горводоканал", ЗАО "ПГЭС", МРСК Волги, ОАО "ТГК-6", ОАО "Метан", Пензенский городской узел электросвязи Пензенского филиала ОАО "ВолгаТелеком", Приволжский филиал ТУ-8 ОАО "Ростелеком".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
По мнению заявителя, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает необходимость проведения процедуры согласования акта выбора земельного участка исключительно с государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Ни Земельным кодексом РФ, ни иными федеральными законами обязанность проведения процедуры согласования акта выбора земельного участка с коммерческими юридическими лицами не предусмотрена.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал и просил суд в их удовлетворении отказать, поскольку обжалуемым Положением на заявителя не возлагается обязанность по согласованию акта выбора земельного участка, а отказ в предварительном согласовании места размещения поликлиники с паркингом в микрорайоне № 7-8 жилого района Арбеково не может зависеть от организационно-правовой формы и количества организаций, указанных в акте выбора земельного участка и в листе согласования, являющегося приложением к акту выбора земельного участка.
Представители третьих лиц (Администрация г. Пензы, ОАО "МРСК Волги", ОАО "ВолгаТелеком") поддержали доводы ответчика. Представители присутствующих в судебном заседании остальных третьих лиц оставили вопрос на усмотрение суда.
Представитель надлежащим образом извещенного ООО "Горводоканал" в судебное заседание не явился. В представленном в материалы дела отзыве представитель ООО "Горводоканал" полагал, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного третьего лица.
По заключению прокурора нормативный правовой акт в обжалуемой части соответствует положениям статьи 31 Земельного кодекса РФ и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании объявлен перерыв до 14 часов 15 февраля 2010 года, после чего судебное заседание продолжено.
Заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности, в том числе нормативного акта, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 Постановления).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса РФ, согласно которому такое предоставление осуществляется:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Кодекса).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 30 Кодекса).
Порядок выбора земельного участка для строительства предусмотрен статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 30 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты акта выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с указанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации Пензенской городской Думой 31.10.2008 г. принято решение № 1096-50/4 "Об утверждении Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано 25.11.2008 г. в печатном издании "Пензенские губернские ведомости" № 58.
Статьей 3 Положения предусмотрен порядок оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, для строительства с предварительным согласованием размещения объектов.
Данным порядком предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта на территории города с условием предварительного согласования места размещения объекта и подготовки акта выбора земельного участка, обращаются в Администрацию г. Пензы с заявлением на имя Главы администрации города Пензы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 2 статьи 3 Положения).
Возможность размещения объекта, указанного в заявлении, на испрашиваемом земельном участке рассматривается Администрацией города Пензы в месячный срок с момента поступления заявления (пункт 3 статьи 3 Положения).
При определении возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке Администрация г. Пензы информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и осуществляет подготовку акта выбора земельного участка согласно приложению.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Администрация г. Пензы в течение трех суток после подготовки акта выбора земельного участка направляет информацию о подготовленном акте выбора земельного участка депутату Пензенской городской Думы соответствующего избирательного округа и Главе администрации соответствующего района (пункт 6 статьи 3 Положения).
Акт выбора земельного участка согласовывается всеми должностными лицами и организациями, указанными в акте выбора земельного участка и в листе согласования, являющемся приложением к акту выбора земельного участка (пункт 7 статьи 3 Положения).
В листе согласования указаны организации, с которыми подлежит согласованию акт выбора земельного участка, к которым отнесены следующие: МУП "Зеленое хозяйство", ООО "Горводоканал", ЗАО "ПГЭС", МРСК Волги, ОАО "ТГК-6", ОАО "Метан", МУП "Пензадормост", Пензенский городской узел электросвязи Пензенского филиала ОАО "ВолгаТелеком", МУП "Пензагорсвет", Приволжский филиал ТУ-8 ОАО "Ростелеком", Управление ГИБДД УВД по Пензенской области, иные организации (в случае необходимости).
Таким образом, вышеуказанные нормы Земельного кодекса РФ и Положения исходят из того, что именно на стадии выбора земельного участка орган местного самоуправления с учетом условий использования соответствующей территории, а также сведений о возможности использования объекта, подлежащего строительству, по его назначению, в том числе, возможности подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, решает вопрос о предоставления земельного участка. И именно в этих целях орган местного самоуправления запрашивает соответствующие сведения у органов и организаций, владеющих соответствующей информацией.
Данный вывод подтверждается и нормами статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о проведении соответствующих торгов либо о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства либо принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение (пункт 9 статьи 48 Кодекса).
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (пункт 10 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), которыми определено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7 Правил).
Анализируя вышеизложенные нормы земельного и градостроительного законодательства в их взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления самостоятельно определяется перечень организаций, в которые подлежат направлению запросы о получении технических условий, и на этапе выбора земельного участка на основании сведений организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к числу которых могут быть отнесены не только муниципальные организации, рассматривается вопрос о возможности размещения объекта капитального строительства и согласовании акта выбора земельного участка.
Рассмотрение вопроса о возможности размещения объекта капитального строительства после согласования акта выбора земельного участка лишено какого-либо смысла, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Предоставление земельного участка юридическому лицу для строительства, то есть для осуществления им предпринимательской деятельности, без гарантий эксплуатации в дальнейшем построенного объекта, противоречит целям и задачам такой деятельности, поскольку не позволит субъекту предпринимательской деятельности до начала строительства объекта рассчитать свои затраты и определить конечный итог такой деятельности - прибыль, на получение которой он может рассчитывать.
Более того, указание в акте согласования коммерческих организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. Вопрос о возможности размещения объекта капитального строительства на определенном земельном участке решается органом местного самоуправления самостоятельно, при этом на заявителя не возлагаются обязанности по направлению запросов и получению ответов от организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, часть из которых является коммерческими.
Довод заявителя о том, что предоставление земельного участка зависит от волеизъявления коммерческих организаций, суд отклоняет, поскольку полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, им не предоставлено.
Оценку конкретных обстоятельств, связанных с отказом в предварительном согласовании места размещения поликлиники с паркингом в микрорайоне № 7-8 жилого района Арбеково, на которые заявитель ссылается в своем заявлении, даст суд при рассмотрении соответствующего заявления ОАО "Домостроитель" в рамках иного дела.
Таким образом, при рассмотрении данного дела арбитражный суд пришел к выводу о том, что Положение "О порядке оформления документов и принятии решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. № 1096-50/4 (с изменениями от 29.05.2009 г., 26.06.2009 г.), в части содержания в разделе "Лист согласования" акта выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намеченных проектных решений, технических условий на подключение инженерных коммуникаций, являющегося приложением к указанному Положению, следующих юридических лиц - ООО "Горводоканал", ЗАО "ПГЭС", МРСК Волги, ОАО "ТГК-6", ОАО "Метан", Пензенский городской узел электросвязи Пензенского филиала ОАО "ВолгаТелеком", Приволжский филиал ТУ-8 ОАО "Ростелеком", соответствует нормам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и законных оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать Положение "О порядке оформления документов и принятии решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. № 1096-50/4 (с изменениями от 29.05.2009 г., 26.06.2009 г.), в части содержания в разделе "Лист согласования" акта выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намеченных проектных решений, технических условий на подключение инженерных коммуникаций, являющегося приложением к указанному Положению, следующих юридических лиц - ООО "Горводоканал", ЗАО "ПГЭС", МРСК Волги, ОАО "ТГК-6", ОАО "Метан", Пензенский городской узел электросвязи Пензенского филиала ОАО "ВолгаТелеком", Приволжский филиал ТУ-8 ОАО "Ростелеком", соответствующим статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в удовлетворения требований ОАО "Домостроитель" отказать.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Е.Л.СТОЛЯР

Судьи
К.А.ДРУЗЬ
Н.И.УЧАЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru