Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2010 г. № 03-10/23-10

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

    председателя   Шевченко В.И.,      руководителя управления;
    Комиссии
    членов         Алиева Р.А.,        заместителя           руководителя -
    Комиссии:                          начальника      отдела      контроля
                                       государственных  закупок и земельных
                                       отношений;
                   Ураевой Л.Р.,       заместителя    начальника     отдела
                                       контроля  государственных  закупок и
                                       земельных отношений;
                   Константинова В.А., главного специалиста-эксперта отдела
                                       контроля  государственных  закупок и
                                       земельных отношений;
                   Литосовой Л.А.,     ведущего специалиста-эксперта отдела
                                       контроля  государственных  закупок и
                                       земельных отношений;
                   Рылова А.Д.,        специалиста-эксперта отдела контроля
                                       государственных закупок  и земельных
                                       отношений;
                   Аникеевой О.В.,     специалиста   1    разряда    отдела
                                       контроля  государственных  закупок и
                                       земельных отношений,

при участии представителей:
заказчика - Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области Шулева А.А. (по доверенности № 34 от 30.03.2010), Оленевой Л.А. (по доверенности № 36 от 30.03.2010), Макарова В.В. (по доверенности № 35 от 30.03.2010);
заявителя - ООО "Новые коммуникационные технологии" Соловейкиной И.Б. (по доверенности № б/н от 31.03.2010);
участника размещения заказа - ООО "Интеллектуальные инвестиции" Блинова В.Н., рассмотрев дело № 03-10/23-10, возбужденное по жалобе ООО "НКТ" (г. Омск, ул. Кемеровская, 10) на действия заказчика - Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке и внедрению технологии принятия управленческих решений по повышению степени удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления на основе результатов социологических исследований", установила:
26.03.2010 (вх. № 1486) в Томское УФАС России обратилось ООО "Новые коммуникационные технологии" (далее - Заявитель) с жалобой, поданной в срок и соответствующей требованиям ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ), на действия заказчика - Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке и внедрению технологии принятия управленческих решений по повышению степени удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления на основе результатов социологических исследований" (далее - конкурс), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о размещении заказов.
В жалобе Заявитель указывает, что:
1. В соответствии с п. 7 Технического задания конкурсной документации на момент заключения государственного контракта необходимо представить соглашение о сотрудничестве с Администрацией (Главой) муниципального района (городского округа), в котором предполагается осуществлять пилотное внедрение методических рекомендаций. По мнению Заявителя, требование о наличии соглашения о сотрудничестве ограничивает число участников и противоречит ч. 3 ст. 22 Закона № 94-ФЗ, в которой определено, что конкурсная документация не должна содержать требования к работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Кроме того, наличие такого положения в конкурсной документации ставит условие участникам конкурса о наличии у них закрепленного соглашением опыта сотрудничества с органами местного самоуправления Томской области, что также противоречит положениям Закона № 94-ФЗ.
2. В п. 5.3 проекта государственного контракта конкурсной документации указано, что "в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Исполнителем принятых на себя обязательств по настоящему Контракту в срок, установленный настоящим Контрактом, Заказчик имеет право отказаться от приемки неоказанной (ненадлежащим образом оказанной) части работ и (или) объявить о расторжении настоящего Контракта". В п. 5.4 проекта государственного контракта указано, что "в соответствии со ст. 715 ГК РФ, если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков". Заявитель считает, что данные положения государственного контракта нарушают ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ о том, что "расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством". Часть 2 статьи 450 ГК РФ содержит перечень нарушений, при которых расторжение контракта возможно по требованию одной из сторон только по решению суда.
3. В п. 2.1.2 проекта государственного контракта указано, что "выполнение отдельных видов работ осуществляется Исполнителем в сроки, устанавливаемые Заказчиком в процессе исполнения Контракта в письменном виде не позднее 3-х дней до начала их выполнения". Заявитель считает, что данное положение нарушает ч. 3 ст. 29 Закона № 94-ФЗ о том, что "государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации". В конкурсной документации возникновение "отдельных работ" с неопределенными сроками не предусмотрено, и участники размещения заказа не предлагают в своих конкурсных предложениях каких-либо "отдельных работ", так как выполнение работ, определенных Технической частью конкурсной документации, завершается 10.12.2010.
На основании изложенного Заявитель просит приостановить размещение заказа и обязать Заказчика привести конкурсную документацию в соответствие законодательству.
Участник размещения заказа ООО "Интеллектуальные инвестиции", присутствующий на рассмотрении жалобы, поддержал Заявителя по всем изложенным обстоятельствам и требованиям и дополнительно указал на следующие недостатки в конкурсной документации:
В конкурсной документации имеется методическая неопределенность. Так в п. 3 Технического задания предусматривает требование "осуществление сбора данных методом формализованного или полуформализованного интервью "лицом к лицу". Таким образом, метод точно не определен, так как выше указан не один, а два разных метода, приравненных один к другому, что методически некорректно.
Созданы непреодолимые препятствия для любых участников, кроме 1-2-местных операторов, чем обеспечена монополия, исключающая конкуренцию за государственный заказ. Так, конкурсное предложение требует "наличия опыта и результатов самостоятельно проведенных (без привлечения сторонних организаций) соц. исследований во всех муниципальных образованиях Томской области, связанных с отношением населения к органам МСУ и их представителям, в 2007 - 2010 г.", а Методика балльной оценки (Приложение № 2 к Специальной части конкурсной документации) сводит все это к наличию копий актов внедрения. Таким образом, здесь также технологии и инновации рассматриваются и оцениваются лишь в том случае, если они внедрялись в МСУ Томской области, что резко сужает круг потенциальных участников конкурса.
В проекте Госконтракта заложен неоправданно высокий риск неоплаты услуг потенциального участника конкурса. Так пунктом 3.2 предусматривается, что "оплата по настоящему Контракту производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в настоящем Контракте, в следующем порядке:
по факту проведения социологических исследований в 10 муниципальных районах, после подписания Сторонами акта сдачи-приемки указанной части работ, в течение 5 банковских дней с момента получения Заказчиком счета и счета-фактуры, выставленных Исполнителем;
окончательный расчет по факту выполнения всего объема работ, после подписания Сторонами акта сдачи-приемки работ, в течение 5 банковских дней с момента получения Заказчиком счета и счета-фактуры, выставленных Исполнителем.
В п. 3.1 проекта сказано, что "Заказчик производит платежи по настоящему Контракту с учетом фактического бюджетного финансирования. При этом несвоевременность или отсутствие бюджетного финансирования Заказчика освобождает Стороны от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Контракту".
Участник считает, что Заказчик односторонне и безосновательно освобождает себя от ответственности (ссылки на форс-мажорные обстоятельства здесь нет), ведь Исполнитель в этом случае деньги, скорее всего не свои, уже потратил.
Представители Заказчика, не согласившись с доводами Заявителя, указали:
1. Положение о наличии соглашения о сотрудничестве с Администрацией (Главой) муниципального района (городского округа) включено в конкурсную документацию в связи с обязательным условием методического сопровождения Исполнителем внедрения рекомендаций в практику работы исполнительного органа местного органа самоуправления минимум одного муниципального образования Томской области и подтверждает возможность выполнения Исполнителем работ, определенных техническим заданием и государственным контрактом.
Никаких ограничений для участия в конкурсе указанное положение не несет, так как:
- подписание соглашения о сотрудничестве возможно с любым из муниципальных районов (городских округов) Томской области;
- представление соглашения о сотрудничестве необходимо не на момент подачи заявки на участие в конкурсе, а на момент заключения государственного контракта, что не может являться причиной отклонения заявки участника, не имеющего такого соглашения;
- не является доказательством "закрепленного опыта сотрудничества с органами местного самоуправления Томской области", так как соглашение представляется после рассмотрения и оценки заявок и наличие соглашения не является критерием оценки заявок.
2. Согласно п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением Сторон, договор считается расторгнутым или измененным. Возможность одностороннего расторжения заключенных между Сторонами контрактов согласовывается в самих контрактах. Проект государственного контракта является публичной офертой, заявка участника размещения заказа - акцептом, которым выражается согласие с условиями оферты, т.е. с условиями государственного контракта, и не исключает свободного волеизъявления Сторон. Таким образом, включение в государственный контракт, заключенный Сторонами положения о возможности одностороннего расторжения контракта происходит исключительно по соглашению Сторон.
3. В соответствии со ст. 708 ГК РФ существенными условиями договора на выполнение работ являются начальный и конечный сроки выполнения работ. Данные сроки установлены п. 1.3 проекта государственного контракта: "период выполнения работ, предусмотренных п. 1.1 настоящего Контракта, устанавливается с момента заключения настоящего Контракта по 10.12.2010". В рамках данного периода Исполнитель выполняет работы согласно Техническому заданию по заявкам Заказчика, представляемым в письменном виде не позднее 3-х дней до начала выполнения работ.
Комиссия, изучив материалы дела и сведения, содержащиеся в жалобе, заслушав представителей Заявителя, Участника размещения заказа и Заказчика, установила следующее.
23.02.2010 на официальном сайте Томской области в сети Интернет было размещено извещение о проведении открытого конкурса на "Выполнение работ по разработке и внедрению технологии принятия управленческих решений по повышению степени удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления на основе результатов социологических исследований", начальная (максимальная) цена контракта 1950000 рублей.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В п. 7 Технического задания конкурсной документации в разделе "Задачи" установлено следующее условие: "Методическое сопровождение внедрения рекомендаций в практику работы исполнительного органа местного самоуправления минимум одного муниципального образования Томской области (на момент заключения государственного контракта необходимо представить соглашение о сотрудничестве с Администрацией (Главой) муниципального района (городского округа), в котором предполагается осуществлять пилотное внедрение методических рекомендаций)". При этом в п. 8 Технического задания представлен список из 20 муниципальных образований Томской области.
Комиссия сделала вывод, что для выполнение данного условия необходимо гарантированное согласие одного или всех муниципальных образований Томской области. Таким образом, при заключении государственного контракта появляется 3-я сторона (муниципальное образование), заключение соглашения с которым никак не регламентировано и не прописано в конкурсной документации. Согласно ч. 14 Специальной части конкурсной документации победитель конкурса обязан подписать контракт и представить его Заказчику в срок не позднее чем через 11 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок. Вместе с тем участник размещения заказа, став победителем конкурса и не имея заранее заключенного соглашения, будет обязан его заключить в течение 11 дней до момента его передачи Заказчику в отсутствие гарантированного согласия со стороны какого-либо муниципального образования, что может стать невозможным с технической стороны.
В соответствии с ч. 9 проекта государственного контракта Соглашение о сотрудничестве Исполнителя с Администрацией (Главой) муниципального района (городского округа), в котором предполагается осуществлять пилотное внедрение методических рекомендаций, это Приложение к государственному контракту и является его неотъемлемой частью.
Согласно п. 5.1.3 Общей части конкурсной документации в случае, если победитель конкурса в срок, предусмотренный Специальной частью конкурсной документации, не представил Заказчику подписанный государственный контракт, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения государственного контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация не должна содержать требования к товару, работам, услугам, если такие требования влекут ограничение участников размещения заказа. В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона № 94-ФЗ государственный контракт является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Комиссия пришла к выводу о том, что условие в проекте государственного контракта о наличии Соглашения с одним из муниципальных образований Томской области, при отсутствии обязанности муниципальных образований по заключению такого Соглашения с любым победителем конкурса, является требованием, которое может ограничить число потенциальных участников размещения заказа и предоставит преимущество тем участникам, кто уже работал с муниципальными образованиями. Кроме того, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен прямой запрет государственным заказчикам создавать участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 94-ФЗ и п. 5.1.1 конкурсной документации государственный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Согласно п. 7.2 ч. 7 Специальной части конкурсной документации "работы выполняются с момента заключения государственного контракта по 10 декабря 2010". Кроме того, п. 1.3 проекта государственного контракта определен период выполнения работ: "с момента заключения настоящего Контракта по 10 декабря 2010". Вместе с тем в п. 3 формы № 2 "Конкурсное предложение", входящей в состав заявки, подаваемой участником конкурса, указано: "Обязуемся выполнить работы в полном объеме в течение 63 дней с момента заключения государственного контракта". Таким образом, условия, указанные в конкурсной документации и проекте государственного контракта, противоречат условию заявки, подаваемой участником конкурса.
В соответствии с п.п. 5.3, 5.4 проекта государственного контракта, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Исполнителем принятых на себя обязательств по настоящему Контракту в срок, установленный настоящим Контрактом, Заказчик имеет право отказаться от приемки неоказанной части работ и (или) объявить о расторжении настоящего Контракта.
Порядок расторжения Контракта заложен ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, которой установлено, что расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пункт 3 ст. 450 ГК РФ позволяет расторгнуть или изменить договор в одностороннем порядке, только когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик не может устанавливать в тексте Контракта условия о расторжении Контракта в одностороннем порядке на основании того, что Законом 94-ФЗ установлен на это прямой запрет.
В соответствии с п. 2.1.2 проекта государственного контракта Исполнитель обязуется выполнить в полном объеме работы, предусмотренные Контрактом и Техническим заданием. Выполнение отдельных работ осуществляется Исполнителем в сроки, устанавливаемые Заказчиком в процессе исполнения Контракта в письменном виде, не позднее 3-х дней до начала их выполнения.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 766 ГК РФ в случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
П. 7.2 Специальной части конкурсной документации определен срок выполнения работ: с момента заключения государственного контракта по 10 декабря 2010 года. Условий об отдельных видах работ с неопределенными сроками конкурсной документацией не предусмотрено.
Таким образом, установление условий, определенных п. 2.1.2 проекта государственного контракта, противоречит условиям конкурсной документации.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 6 ст. 60, ч. 3, 4 ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, ч. 2 ст. 450, 766, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Новые коммуникационные технологии" на действия государственного заказчика - Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке и внедрению технологии принятия управленческих решений по повышению степени удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления на основе результатов социологических исследований" обоснованной.
2. Выдать предписание государственному заказчику - Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области об устранении нарушений в сфере законодательства о размещении заказов путем внесения изменений в конкурсную документацию с целью приведения ее в соответствие с законодательством о размещении заказов.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Р.А.АЛИЕВ
Л.Р.УРАЕВА
В.А.КОНСТАНТИНОВ
А.Д.РЫЛОВ
Л.А.ЛИТОСОВА
О.В.АНИКЕЕВА

В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.05 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru