Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. № 33-402/2010

Судья: Иштунова Н.В.
Докладчик: Тельных Г.А.

3 марта 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего: Киселева А.П.
судей: Тельных Г.А. и Уколовой О.В.
при секретаре: Пеньковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по кассационной жалобе истца П. на решение Левобережного районного суда г. Липецка от 25 декабря 2009 года, которым постановлено:
В иске П. к ООО ГУК "Левобережная" о признании незаконными действий, взыскании 569 рублей и компенсации морального вреда в размере сто тысяч рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

П. обратился в суд с иском к ООО "Городская управляющая компания "Левобережная" о признании незаконными действий, взыскании суммы и компенсации морального вреда. Указал, что распоряжением председателя департамента ЖКХ г. Липецка № 18р от 6 февраля 2007 г. было установлено дополнительное, помимо квартирного счетчика, взимание 7 кВт/час с 1 человека за места общего пользования во многоквартирных домах. Решением № 371 от 09.02.2009 г. Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области с февраля 2009 г. данное распоряжение было признано незаконным как противоречащее постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. С мая 2009 г. начисление платы за электроэнергию производилось согласно порядку, установленному постановлением № 307, т.е. вся разница между показаниями общедомового электрического счетчика и индивидуальными предъявлялась потребителям с индивидуальными счетчиками. Полагает, что платил за "нормативщиков", неплательщиков и "шабашников". Просил суд признать неправомерными неоднократные, самостоятельные изменения ответчиком порядка в нарушение постановления Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. по расчету оплаты гражданами расхода электроэнергии помимо индивидуальных счетчиков, обязать "ГУК "Левобережная" произвести перерасчет оплаты электроэнергии за 2007 - 2009 г. г. его квартиры, и взыскать в его пользу с ответчика в возмещение морального вреда 100 000 рублей, поскольку он является инвалидом 2 группы, ветераном ВОВ и труда и понес нравственные и физические страдания от действий ответчика.
В суде истец П. иск поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Пояснил, что он является собственником квартиры N... в доме N... по пр. М. г. Липецка. По квартирному счетчику расход электроэнергии 100 - 140 кВт/час в месяц, а с февраля 2007 г. по январь 2009 г. с него взимается по 7 кВт/час с 1 человека (с февраля 2009 г. отменено), потом в июне 2009 г. добрали по 11,3 кВт/час с 1 человека, в июле 2009 г. - 16 кВт/ч с 1 человека, в августе 2009 г. - 27 кВт/ч с 1 человека. В 2007 г. за места общего пользования незаконно было взято 40 руб. 78 коп., в 2008 г. - 217 руб., в 2009 г. - 263 руб., итого: 521 руб. 77 коп., которые он и просит взыскать с ООО "ГУК "Левобережная".
Представитель ответчика ООО "ГУК "Левобережная" по доверенности Покачалова Е.А. иск не признала. Пояснила, что постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: "в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. В отношении лифтового оборудования - 7 кВт в месяц на 1 человека. На основании указанного постановления было издано распоряжение председателя департамента ЖКХ администрации г. Липецка от 6 февраля 2007 г. № 18-р "О расходе электроэнергии на работу оборудования, входящего в состав общего имущества жилого дома", а также разъяснение по применению вышеуказанного распоряжения. Исполняя вышеуказанные нормативные акты, ответчик с марта 2007 г. в квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги стал выставлять собственникам, имеющим индивидуальный прибор учета, также электроэнергию, расходуемую на работу оборудования, входящего в состав общего имущества жилого дома. Согласно решению управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области № 371 от 9 февраля 2009 г. электроэнергия на места общего пользования должна взиматься, но порядок установления размера платы за электроэнергию, расходуемую на места общего пользования из расчета 7 кВТ/ч в месяц на человека, а также расходуемую работу лифтового оборудования в размере 7 кВт/ч на человека признан противоречащим положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г., ответчика обязали "дополнительно указывать в квитанциях на оплату коммунальных услуг по квартирам, оборудованным приборами учета, плату за электрическую энергию, расходуемую на места общего пользования, рассчитанной в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства". Полагает, что оснований для перерасчета платы за электроэнергию с 2007 г. по мая 2009 г. не имеется, так как по нормативам платежи меньше, чем по постановлению № 307, а с мая 2009 г. расчет платы за электроэнергию производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением № 307.
Суд отказал в иске.
В кассационной жалобе истец П. просит отменить это решение, полагая его незаконным и необоснованным в связи заинтересованностью судей в исходе дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности Покачалову Е.А., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что П. является собственником кв. N... в доме N... по пр. М. г. Липецка. В квартире проживают 3 человека, два из которых, включая самого истца, имеют льготу по 50% по оплате коммунальных платежей.
В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно представленным квитанциям П. было оплачивал за электрическую энергию, потраченную на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома с 2007 г. по май 2008 г. из расчета 7 кВт/ч на человека в месяц, в июне, июле и августе 2009 г. - по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждены постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктом 25 приложения к которым установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: "в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека". Решением Верхового Суда РФ от 02 октября 2007 г. № ГКПИ07-1019 пункт 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, признан не противоречащим закону.
Со ссылкой на вышеуказанное постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 ООО ГУК "Левобережная" с февраля 2007 г. в квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги стало выставлять собственникам, имеющим индивидуальный прибор учета, электроэнергию, расходуемую на работу оборудования, входящего в состав имущества жилого дома, исходя из расчета 7 кВт/ч в месяц на человека, у П. состав семьи три человека, поэтому в квитанциях указывалось 21 кВт/ч (7 кВт/ч x 3 чел.).
В силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г., собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 22 вышеуказанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 указанных Правил.
В силу с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с пунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, т.е. по формуле № 9:

                   VD
    Р куЗ.у = ------------- x Viр x Тку, (9)
               Vn.р + Vn.n

где:
VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт. x час);
Vn.р - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час);
Vп.п - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт. x час);
Vi.р - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час);
Тку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./ кВт. x час).
Материалами дела подтверждается, что расчет оплаты за электроэнергию за места общего пользования за период с июня 2009 г. по август 2009 г. по формуле № 9 приложения № 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., ответчиком производился правильно.
Например, расчет оплаты за электроэнергию за июнь 2009 г.

         10540
 
   ------------- x 100 кВт/ч x 1,930 руб. = 259,93 руб.
     5015 + 2811

     10540
 
   ------- x 100 кВт/ч = 134,68 кВт/ч
      7826

100 кВт/ч - электроэнергия по индивидуальному прибору учета (ИПУ)
134,68 - 100 = 34,68 кВт/ч - электроэнергия в местах общего пользования (МОП)
259,93 : 3 x 2 = 173,29 руб. - оплата за электроэнергию с учетом льготы у 2-х членов семьи истца. Указанная сумма складывается из следующего расчета:
34,68 (МОП) x 1,930 : 3 x 2 = 44, 62 руб. (оплата за МОП с учетом льготы у 2-х членов семьи истца)
100 (ИПУ) x 1,930 6 3 x 2 = 128,67 руб. (оплата по ИПУ с учетом льготы у 2-х членов семьи истца).
44,62 руб. (МОП) + 128,67 руб. (ИПУ), а всего 173,29 руб. было предъявлено истцу по квитанции на оплату за электроэнергию за июнь 2009 г.
Соответствующим образом производился расчет и за следующие месяцы 2009 г.
Полагая необоснованными требования истца, касающиеся оплаты за электроэнергию в местах общего пользования за период с 2007 г. по май 2009 г., районный суд сослался на то, что Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. не отменены.
Однако данная ссылка суда ошибочна, поскольку установленная п. 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г., величина не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является показателем для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Сами же нормативы потребления коммунальных услуг рассчитываются для потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Поэтому установленные п. 25 приложения к Правилам величины не применимы к истцу, в квартире которого установлен индивидуальный прибор учета расходования электроэнергии.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что при расчете платежей исходя из величины 7 кВт/ч на 1 человека за места общего пользования, оплата за электроэнергию составила меньшую сумму, чем при расчете по формуле № 9 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г
Например, расчет оплаты за электроэнергию за май 2007 г.
По квитанции предъявлено к оплате - 75,24 руб. за 83 кВт/ч, из которых:
62 кВт/ч - электроэнергия по ИПУ
21 кВт/ч - электроэнергия за МОП по нормативу на 3-х чел
83 кВт/ч x 1,360 руб. = 112,88 руб.
112,88 руб. : 3 x 2 = 75,24 руб. с учетом льготы у 2-х членов семьи истца.
Из них за МОП 21 x 1,360 : 3 x 2 = 19,04 руб.
Расчет оплаты по формуле № 9 приложения № 2 к Правилам, утв. постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 г.

      10515
 
   --------- x. 62 кВт/ч x 1,360 = 137,78 руб.
       6435

137,78 руб. : 3 x 2 = 91,85 руб. с учетом льготы.

     10515
 
   -------- x. 62 кВт/ч = 101,31 кВт/ч
      6435

101,31 - 62 = 39,31 кВт/ч - электроэнергия в МОП
39,31 x 1,360 : 3 x 2 = 35,64 руб. - оплата за МОП
Таким образом, права истца не были нарушены, поскольку в итоге за период с 2007 г. по май 2009 г. он фактически оплатил по "нормативу" из расчета 7 кВт/ч на 1 человека за электроэнергию в местах общего пользования меньшую сумму, чем должен был бы оплатить при расчете платежей по формуле № 9 Приложения № 2 к Правилам, утв. постановлением Правительства № 307.
При таких обстоятельствах суд правильно отказал в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Утверждение в жалобе о заинтересованности суда в исходе дела объективно доказательствами не подтверждено и основано на личном мнении стороны по делу, не согласной с решением суда.
Решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361 - 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Левобережного районного суда г. Липецка от 25 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца П. оставить без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru