Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2010 г. по делу № А36-313/2010

15 февраля 2010 г. - дата объявления резолютивной части решения
17 февраля 2010 г. - дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Ларшиной О.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хорошиловым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Ельца, г. Елец Липецкой области
к обществу с ограниченной ответственностью "ТИАфарм", г. Елец Липецкой области,
с участием прокуратуры Липецкой области
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ларичевой Л.В. - прокурора отдела прокуратуры Липецкой области;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Нагорной Т.В. - руководителя,

установил:

Прокурор города Ельца (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТИАфарм" (далее - ООО "ТИАфарм") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 01.02.2010 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу (л.д. 1 - 2).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование о привлечении ООО "ТИАфарм" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что при проведении проверки ООО "ТИАфарм" установлено нарушение лицензионных требований, выразившееся в необеспечении обществом необходимого минимального ассортиментного перечня лекарственных средств, а также реализации препарата "Седал М" в количестве трех упаковок (см. протокол с/з от 15.02.2010).
Представитель ООО "ТИАфарм" не отрицал наличие выявленных нарушений лицензионных требований. Указал, что отсутствие необходимого минимального ассортиментного перечня лекарственных средств было обусловлено поздним получением препарата "Цефотаксим" от поставщика, а продажа препарата "Седал М" в количестве трех упаковок обусловлена человеческим фактором - невнимательностью работника (см. протокол с/з от 15.02.2010).
Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав позицию представителя заявителя, установил следующее.
Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Свидетельством серии 48 № 001475919 подтверждается государственная регистрация ООО "ТИАфарм" в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024800790288 (л.д. 53).
ООО "ТИАфарм" выдана лицензия № 48-02-000038 от 20.12.2007 на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля лекарственными средствами без права работы с сильнодействующим и ядовитыми веществами, согласно списков ПККН) со сроком действия до 20.12.2012 (л.д. 37 - 39).
Как следует из материалов дела, 27.01.2010 прокуратурой г. Ельца совместно с Елецким МРО УФСКН по Липецкой области в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства об охране здоровья граждан в аптечном пункте ООО "ТИАфарм", расположенном по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Радиотехническая (мини-рынок), проведена проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.
По результатам проверки должностным лицом прокуратуры составлен Акт проверки от 27.01.2010, которым зафиксированы нарушения ООО "ТИАфарм" лицензионных требований (л.д. 26). Выявленные нарушения явились основанием для вынесения прокурором города Ельца постановления от 27.01.2010 о возбуждении в отношении ООО "ТИАфарм" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 9 - 12).
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, установлены п. 2 ст. 22 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции от 17.07.2009 № 171-ФЗ) и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Как следует из Акта проверки от 27.01.2010 и постановления от 27.01.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении, при проведении проверки проверяющими были обнаружены грубые (в контексте подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности) нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- отсутствие в продаже лекарственного препарата "Цефотаксим", включенного в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 312 от 29.04.2005);
- препарат "Седал М", входящий в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 578 от 13.09.2005) в количестве, не превышающем двух упаковок, отпущен потребителю в количестве трех упаковок, чем нарушен абзац 2 пункта 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 785 от 14.12.2005.
Таким образом, из постановления от 27.01.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что событие правонарушения и вина ООО "ТИАфарм" заключается в грубом нарушении лицензионных требований и условий, установленных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
В связи с этим в порядке ст. 204 АПК РФ прокурор обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ТИАфарм" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу подп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ 06.07.2006 № 416 (далее - Положение о лицензировании), предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения о лицензировании.
В силу подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и Правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Пунктом 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" предусмотрено, что аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 312 от 29.04.2005 утвержден Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, в который включен в том числе, лекарственный препарат "Цефотаксим" (раздел XIV. Средства для профилактики и лечения инфекций. Антибиотики).
В силу п. 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 785 от 14.12.2005, для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. № 312.
Кроме того, пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" предусмотрено, что виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Абзацем 2 пункта 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 785 от 14.12.2005, предусмотрено, что лекарственные средства, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры и включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, подлежат отпуску аптечными учреждениями в количестве не более двух упаковок потребителю.
Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 578 от 13.09.2005. Лекарственный препарат "Седал М" подлежат отпуску аптечными учреждениями в количестве не более двух упаковок потребителю, поскольку содержит активное вещество "Кодеин фосфат", предусмотренное в указанном Перечне (л.д. 20).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "ТИАфарм" не обеспечило наличия в своем аптечном учреждении, расположенном по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Радиотехническая (мини-рынок), лекарственных средств, включенных в Минимальный ассортимент лекарственных средств, а также допустило нарушение абзаца 2 пункта 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 785 от 14.12.2005.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО "ТИАфарм" требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах", то есть о невыполнении лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ 06.07.2006 № 416.
Арбитражный суд считает, что событие вмененного ООО "ТИАфарм" административного правонарушения, подтверждено Актом проверки от 27.01.2010, постановлением от 27.01.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.08.09, объяснениями руководителя и работников ООО "ТИАфарм" (л.д. 9 - 12, 16, 17, 19, 22 - 27) и доказано заявителем.
Доказательств опровергающих доводы заявителя ООО "ТИАфарм" не представлено. В силу ч. 2 ст. 10 АПК РФ доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.
Вина ООО "ТИАфарм" в совершении вмененного административного правонарушения заключается в том, что, осуществляя фармацевтическую деятельность, им не были принятии все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований при наличии такой возможности. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины, ООО "ТИАфарм" не представлено.
При этом арбитражный суд считает, что неисполнение контрагентами своих обязательств в рамках договорных отношений по поставке лекарственных препаратов, либо отсутствие у отдельных поставщиков необходимых лекарственных средств, не исключает обязанность лицензиата соблюдать лицензионные требования, учитывая, в том числе, что предпринимательская деятельность основана на риске (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ ненадлежащее исполнение своих должностных (трудовых) обязанностей и виновные действия (бездействие) работника юридического лица не освобождают от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает, что заявителем доказано совершение ООО "ТИАфарм" административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении арбитражным судом не установлено.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что требование прокурора о привлечении ООО "ТИАфарм" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ законодателем для юридических лиц установлена альтернативная санкция за совершение правонарушения, предусмотренного указанной нормой, а именно: наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом, учитывая, что заявителем не представлены доказательства наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, арбитражный суд полагает возможным назначить ООО "ТИАфарм" административное наказание в пределах минимальной санкции ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ТИАфарм", расположенное по адресу: г. Елец Липецкой области, ул. Северная, 178, зарегистрированное в качестве юридического лица ИФНС по г. Ельцу Липецкой области за основным государственным регистрационным номером 1024800790288, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Административный штраф должен быть уплачен обществом с ограниченной ответственностью "ТИАфарм" не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по Липецкой области (ИФНС Правобережного района г. Липецка)
ИНН: 4825040019
КПП: 482501001
Расчетный счет: 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области
БИК банка: 044206001
КБК: 182 116 90040 04 0000 140
ОКАТО: 42401000000.
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в апелляционную инстанцию. Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья
О.Б.ЛАРШИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru