Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2009 г. по делу № А79-6637/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2009
Полный текст решения изготовлен 14.09.2009
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Букет Чувашии", 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Соляное, д. 7
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании недействительным решения от 15.04.2009 № 12-30/141-ф
при участии:
от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: главный специалист-эксперт юридического отдела С. по доверенности № 05-22/327 от 11.12.2008, начальник отдела выездных проверок № 1 В. по доверенности от 15.07.2009 № 05-22/267, специалист отдела выездных проверок № 1 Я. по доверенности от 15.07.2009 № 05-22/268

установил:

Открытое акционерное общество "Букет Чувашии" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 15.04.2009 года № 12-30/141-ф Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
Представитель открытого акционерного общества "Букет Чувашии" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства общество извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении извещения суда о дате и месте судебного разбирательства, полученное 13.08.2009.
Исходя из заявления требования общества о признании недействительным решения налогового органа основаны на следующих обстоятельствах.
15 апреля 2009 года Инспекцией ФНС по г. Чебоксары принято оспариваемое решение о привлечении ОАО "Букет Чувашии" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1000 руб., которое оставлено без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. При этом оспариваемое решение вынесено с нарушением материальных норм.
Требование Инспекции № 12-12/13922 от 17.12.2008 о представлении копий документов, направленное для исполнения заявителю не содержало прямой ссылки на конкретные документы и их количество, которые необходимо представить, а содержало лишь общий перечень документов по финансово-экономической деятельности с контрагентами, при этом законодательство не допускает привлечения к ответственности за непредставление документов, количество которых определяется расчетным путем.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 Налогового кодекса РФ является лицо, которое не сообщило в налоговый орган сведения, которые обязано было сообщить в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В пункте 1 статьи 129.1, которая является специальной нормой, упоминается об отсутствие признаков правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ.
Деяние может квалифицироваться по статье 129.1 Налогового кодекса РФ, если субъектом такого деяния выступает лицо, не являющееся налогоплательщиком, и сведения должны быть представлены не в силу требования налогового органа, а в силу предписания закона (статья 85 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ одним из признаков правонарушения является непредставление субъектом правоотношения - налогоплательщиком, запрашиваемых сведений. Следовательно, если субъектом правонарушения является налогоплательщик, допустивший правонарушение, выразившееся в непредставлении запрашиваемых сведений, статья 129.1 Налогового кодекса РФ применена быть не может.
Представители Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары заявление не признали по доводам, изложенным в отзыве. Пояснили, что Инспекцией во исполнение поручения Межрайонной инспекции ФНС № 4 но Ульяновской области от 04.12.2008 № 09-28/3695 об истребовании документов (информации), подтверждающих взаимоотношения между ОАО "Букет Чувашии" и ООО "АГРОСНАБ" ИНН 7305111237 за период с 01.10.2005 по 01.10.2008, в адрес заявителя направлено требование от 17.12.2008 № 12-12/13922 о предоставлении документов (информации) в срок до 13.01.2009, а именно: - документы, подтверждающие поставку товара в адрес ООО "АГРОСНАБ" (товарные накладные, счета-фактуры, где поставщиком или плательщиком значится ООО "АГРОСНАБ") за период с 01.10.2005 по 01.10.2008; - копии платежных документов и иные документы, подтверждающие факт оплаты; - договор (приложения и дополнения к данному договору (при их наличии)), на основании которого была осуществлена финансово-экономическая сделка; - сведения об отражении данных операций на счетах бухгалтерского учета.
Заявителем истребованные документы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, в Инспекцию не представлены. На основании данных фактов налоговым органом составлен акт от 13.03.2009 № 12-30/42-Ф об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), согласно которому установлено не представление заявителем в установленные сроки в Инспекцию документов по требованию от 17.12.2008 № 12-12/13922.
Письмом от 27.03.2008 № 12-23/019823 Инспекция уведомила налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
На основании акта принято решение от 15.04.2009 № 12-30/141-Ф о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 1000 руб.
Так, в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Истребуемые Инспекцией документы касаются деятельности ООО "АГРОСНАБ" и заявитель располагал истребованными у него документами и сведениями, однако не представило их в установленный срок, не представил также обоснований отсутствия данных документов, в связи с чем обоснованно привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, просили в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" зарегистрировано 20.01.1993 Администрацией Калининского района г. Чебоксары.
В соответствии с действующим законодательством общество является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательством и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.
Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары 11 декабря 2008 года получила поручение № 33 от 04.12.2008 об истребовании документов (информации), составленное Межрайонной Инспекцией федеральной налоговой службой № 4 по Ульяновской области, где названный налоговый орган поручает истребовать Инспекцию ФНС по г. Чебоксары в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса РФ у ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих взаимоотношения между ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" и ООО "АГРОСНАБ" ИНН 7305111237, Ульяновская область за период с 01.10.2005 по 01.10.2008, с перечислением списка истребуемых документов.
17.12.2008 Инспекцией ФНС по г. Чебоксары принято требование № 12-12/13922 о предоставлении документов (информации), направленное в адрес заявителя и полученное им 29.12.2008 для представления заявителем в течение 5 дней со дня получения требования истребуемых документов.
Заявитель документы в налоговый орган не представлял, с письменными ходатайствами, заявлениями не обращался.
13.03.2008 Инспекцией ФНС по г. Чебоксары составлен акт № 12-30/42-ф об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123).
В акте зафиксировано, что заявителем в нарушение пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ не представлены в налоговый орган в течение 5 дней с момента получения требования запрошенные документы (до 13.01.2009). Ходатайство о продлении срока представления документов обществом заявлено не было.
Акт получен обществом 17.03.2009. Возражения на акт заявителем не представлялись.
Уведомлением № 12-23/019823 от 27.03.2009 Инспекция известила заявителя о времени и месте рассмотрения акта в 10 час. 00 мин. 01.04.2009. Уведомление получено обществом 30.03.2009.
На рассмотрение материалов проверки общество 01.04.2009 не явилось, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов проверки от 01.04.2009.
Решением № 12-30/141-ф от 15.04.2007 заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб. за непредставление документов (информации).
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, решением № 05-13/124 от 09.06.2009 Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике оставило решение Инспекции без изменения.
Не согласившись с решением № 12-30/141-ф от 15.04.2009 Инспекции ФНС по г. Чебоксары ОАО "Букет Чувашии" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит отказу в удовлетворении.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Исходя из получения № 33 от 04.12.2008 об истребовании документов (информации), принятом Межрайонной Инспекцией ФНС № 4 по Ульяновской области проверяемым налогоплательщиком являлось ООО "АГРОСНАБ", Ульяновская область.
В соответствии с пунктом 4 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
На основании пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Требование № 12-12/13922 от 17.12.2008 заявителем в срок до 13.01.2009 и в последующем не исполнено. В обозначенный срок и в последующем заявитель не сообщал в налоговый орган о том, что не располагает истребуемыми документами.
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Ходатайство от заявителя с целью продления срока для представления документов в налоговый орган не поступало.
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса РФ, что предусмотрено в пункте 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Исходя из требования № 12-12/13922 от 17.12.2008, у заявителя были истребованы документы, касающиеся деятельности ООО "Агроснаб" ИНН 7305111237, в связи с истребованием документов или информации по сделке контрагента проверяемого лица или у лица, располагающего информацией по проверяемому лицу при проведении камеральной проверки. Копия получения Межрайонной Инспекции ФНС № 4 по Ульяновской области к требованию прилагалась.
А именно: документы, подтверждающие поставку товара заявителем в адрес ООО "АГРОСНАБ" (поскольку требование адресовано заявителю, а не иному лицу) - товарные накладные, счета-фактуры, где поставщиком или плательщиком значится ООО "АГРОСНАБ" за период с 01.10.2005 по 01.10.2008; копии платежных документов и иные документы, подтверждающие факт оплаты; договор (приложения и дополнения к данному договору (при их наличии)), на основании которого была осуществлена финансово-экономическая сделка; сведения об отражении данных операций на счетах бухгалтерского учета - касающиеся деятельности ООО "Агроснаб".
Таким образом, из данного требования Инспекции усматривается, что запрашиваемые документы относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика - ООО "АГРОСНАБ".
Указание налоговым органом в требовании на истребование документов, подтверждающих поставку товаров заявителем в адрес ООО "АГРОСНАБ" по товарным накладным и счетам-фактурам, где одновременно поставщиком или плательщиком значится ООО "АГРОСНАБ" произведено в соответствии с текстом поручения № 33 от 04.12.2008 Межрайонной Инспекции ФНС № 4 по Ульяновской области.
По смыслу поручения Межрайонной Инспекцией ФНС № 4 по Ульяновской области поставку товаров осуществлял заявитель, при этом истребуются документы, где ООО "АГРОСНАБ" является поставщиком или плательщиком. Однако это обстоятельство не меняет смысла требования, поскольку в требовании обозначено о необходимости представления документов, где ООО АГРОСНАБ" является плательщиком, а фактически покупателем, поскольку именно покупатель производит оплату товара.
Поскольку документы по оплате товара предприятием ООО "АГРОСНАБ" были у заявителя затребованы, то указание в требовании документов о поставке товаров предприятием ООО "АГРОСНАБ" не лишало заявителя возможности представить документы, подтверждающие поставку заявителем товаров в адрес ООО АГРОСНАБ", где покупателем (плательщиком) указано ООО "АГРОСНАБ".
В ответ на требование налогового органа заявитель какие-либо сведения не сообщал, ни одного документа, обозначенного в требовании, не представлял.
Довод заявителя о не допущении привлечения к ответственности за непредставление документов, количество которых определяется расчетным путем, а при этом требование № 12-12/13922 от 17.12.2008 не содержало прямой ссылки на конкретные документы и их количество, которые необходимо представить, а содержало лишь общий перечень документов по финансово-экономической деятельности с контрагентами, судом отклоняется.
Наименования документов (виды) обозначены налоговым органом в требовании, при этом привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено не исходя из количества документов (расчетным путем), а предусмотрена фиксированная санкция - 1000 руб.
На основании изложенного, заявитель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Открытому акционерному обществу "Букет Чувашии", ИНН 2127009390, г. Чебоксары, пр. Соляное, д. 7 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения № 12-30/141-ф от 15.04.2009 отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru