Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2008 г. по делу № А79-1165/2008

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя В., <...>
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании незаконным и отмене полностью постановления № 25 от 16.01.2008
при участии:
от заявителя - предпринимателя В.
от Инспекции - специалиста юридического отдела С. по доверенности от 09.01.2008 года № 05-22/013

установил:

Индивидуальный предприниматель В. обратился в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления от 16.01.2008 года № 25 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.03.2008 года до 13 час. 15 мин. 12.03.2008 года.
В судебном заседании предприниматель В. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил суду, что 20.12.2007 года Инспекцией на принадлежащем предпринимателю терминале самообслуживания - автомате по приему платежей ПТС - 001 проведена проверка исполнения закона РФ от 22.05.2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Постановлением от 16.01.2008 года № 25 по делу об административном правонарушении предприниматель привлечен к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб. Данное постановление является незаконным по следующим основаниям. В соответствии со статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих услуги либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от 3000 до 4000 руб. Пунктом 1 статьи 2 Закона РФ от 22.05.2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность осуществлять наличные денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники. В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 31.07.2003 года № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" дано разъяснение о том, что в соответствии со статьей 1 указанного закона в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов. Принадлежащий предпринимателю платежный терминал, в отношении которого была проведена проверка, относится к категории программно-технических комплексов.
Согласно пункту 2 Постановления, в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за применение контрольно-кассовой машины.
Одновременно с этим в соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В частности, согласно указанной норме использование контрольно-кассовой техники не является обязательным при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами.
Согласно пункту 2 раздела 2 ГОСТ Р51303-99, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст, к торговле относится и оказание услуг. На основании пункта 24 раздела 2 ГОСТа мелкорозничная (торговая) сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. В примечании к данному пункту указано, что к передвижным средствам развозной и разносной торговли вносятся, в том числе, торговые автоматы. Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 15.06.2007 № 01-02-03/05-264 указало, что продажа товаров и оказание услуг с использованием торговых автоматов относится к разносной мелкорозничной торговле при которой контрольно-кассовая техника может не применяться. Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.03 № 301, относит автоматы по продаже товаров и оказанию услуг к классу 51 "Оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы", подгруппа 515141 "Автоматы и полуавтоматы торговые и разменные". Следовательно, использование контрольно-кассовой техники не является обязательным при оказании услуг, осуществлении разностной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с использованием торговых автоматов и административная ответственность, предусмотренная статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может быть применена в данном случае. Просил суд признать постановление от 16.01.2008 года № 25 незаконным и отменить.
Представитель Инспекции требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил суду, что 20.12.2007 в 16 час. 28 мин. при проверке платежного терминала-автомата, принадлежащего ИП В., расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, 78, установлено следующее. Оказана платная услуга пополнения счета телефона № <...> на сумму 10 рублей, в том числе: комиссия за оказанную услугу 5 руб., сумма к зачислению на счет клиента - 5 руб. Однако, вышеуказанный терминал не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 54-ФЗ к контрольно-кассовой технике, допущенной к применению на территории РФ, поскольку данный платежный терминал-автомат не оснащен фискальной памятью, не внесен в Государственный реестр как вид ККТ и не зарегистрирован в налоговом органе по месту учета собственника - юридического лица.
Тем самым предпринимателем были нарушены статья 2 и 5 ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт" и в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей.
При этом должностные лица налогового органа действовали в пределах своих полномочий и компетенции, процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.
Применяемая при осуществлении наличных денежных расчетов контрольно-кассовая техника должна соответствовать установленным законом требованиям. При таких обстоятельствах указанный автомат, применяемый при осуществлении наличных денежных расчетов, не может быть признан видом контрольно-кассовой техники, допустимой к применению на территории Российской Федерации.
Таким образом, действия заявителя по принятию от граждан платежей за оказываемые им услуги сотовой связи с применением терминала-автомата, не являющегося видом контрольно-кассовой техники, следует квалифицировать как оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, что представляет собой административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ.
По результатам проведенной операции при зачислении денежных средств на лицевой счет абонента плательщику выдается квитанция с указанием ИНН предпринимателя, адреса установки терминала, принятая сумма к зачислению, сумма комиссии и др., что является подтверждением того факта, что предпринимателем оказывается услуга населению за денежную плату, и предприниматель получает таким образом доход.
Данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ Инспекция Федеральной Налоговой службы России по г. Чебоксары просит Арбитражный суд Чувашской Республики постановление Инспекции № 25 от 16.01.2008 оставить без изменения, а жалобу ИП В. без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 20.12.2007 года в ходе проверки Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары эксплуатации принадлежащего предпринимателю В. терминала самообслуживания - автомата по приему платежей ПТС - 001, расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, 78, установлено, что при приеме наличных денежных платежей не была применена контрольно-кассовая техника.
По результатам проверки налоговым органом 09.01.2008 года составлен в отношении предпринимателя В. протокол № 003 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16.01.2008 года постановлением № 252 предприниматель В. привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб.
Предприниматель оспорил данное постановление в вышестоящем налоговом органе, обратившись с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. Решением Управления ФНС по ЧР от 11.02.2008 года № 18-12/16 постановление Инспекции ФНС России по г. Чебоксары оставлено без изменения.
Суд находит, что нарушений норм процессуального законодательства при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и принятии постановления Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары допущено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин является основанием для применения мер ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные программно-технические комплексы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 года № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Федеральном законе от 22.05.2003 года № 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, как следует из текста Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.01.2008 года № 11301/07 операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
На основании изложенного требования предпринимателя В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать незаконным полностью и отменить постановление № 25 от 16.01.2008 Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя В., <...>, зарегистрированного <...> администрацией Калининского района г. Чебоксары.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru