Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2009 г. по делу № А79-1650/2009

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Л., Чувашская Республика, г. Шумерля,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
об оспаривании постановления от 10.02.2009 № 199,
при участии:
индивидуального предпринимателя Л.,
от административного органа - К. по доверенности от 05.03.2009 № 12,

установил:

индивидуальный предприниматель Л. (далее предприниматель Л., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора, Управление) о признании незаконным постановления от 10.02.2009 № 199. Этим постановлением предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Заявитель указал, что в постановлении неправильно указаны дата и место рождения предпринимателя, его место жительства и место регистрации. Кроме того, контроль качества топлива проверялся неправильно.
В судебном заседании предприниматель заявление поддержал. Пояснил, что экспертиза топлива была проведена неправильно, так как предпринимателю не оставили того же топлива для проведения собственной независимой экспертизы. Предпринимателя Л. о проведении проверки не уведомляли, не извещали о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление от 26.12.2008 составлено без его участия. 26.12.2008 предприниматель находился в г. Чебоксары, а не в г. Шумерля.
Представитель Управления заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что неправильное указание в постановлении даты и места рождения, места жительства и места регистрации предпринимателя является технической ошибкой не меняет существа административного правонарушения. Поскольку постановление с техническими ошибками не возвращено в адрес Управления, возможности их исправить не было. Состав административного правонарушения имеется.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
09.12.2008 Отделом внутренних дел по г. Шумерля и Шумерлинскому району Чувашской Республики совместно с Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка автозаправочной станции, расположенной в г. Шумерля по ул. Щербакова, д. 66. Проверяющие произвели контрольную покупку бензина марки АИ-92, реализуемого на данной АЗС.
Согласно акту экспертного исследования от 18.12.2008 № 2890/04-5 представленный образец бензина не соответствует требованиям ГОСТов Р 51105-97 и Р 51315-99 по октановому числу. В образце бензина октановое число составило 89 при норме не менее 91. Экспертами также сделана оговорка, что полученные значения необходимо перепроверить на моторных установках УИТ-85 или УИТ-65, которые в Чувашской лаборатории судебной экспертизы отсутствуют.
На основании материалов проверки 26.12.2008 должностным лицом Шумерлинской межрайонной прокуратуры вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Постановление с материалами проверки направлено в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения по подведомственности.
Постановлением от 10.02.2009 № 199 предприниматель Л. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Производство по делу в отношении предпринимателя Л. возбуждено прокурором.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по своему процессуальному положению приравнено к протоколу об административном правонарушении.
В статье 28.2 КоАП содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности необходимо проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В пункте 10 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или его законного представителя, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, а также для органов и должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях).
Несоблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) свидетельствует о том, что существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, и взыскание не может быть применено независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Материалы дела свидетельствуют о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении принято в отсутствие предпринимателя и без его уведомления.
В материалы дела представлено извещение от 23.12.2008 за подписью помощника Шумерлинского межрайонного прокурора, которым предприниматель Л. вызывается для получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушения 23.12.2008.
Между тем, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении датировано 26.12.2008. Документов, подтверждающих извещение предпринимателя о времени и месте составления постановления, суду не представлено.
В постановлении от 26.12.2008 отсутствуют достоверные сведения о лице, вынесшем постановление - в вводной части указано, что постановление принимается Шумерлинским межрайонным прокурором С., однако в части указания должностного лица, фактически подписавшего данное постановление, имеются исправления. Отсутствие указания должности, фамилии, имени и отчества лица, вынесшего постановление, не позволяет установить, имелись ли у данного лица полномочия на вынесение постановления.
У предпринимателя Л. не взяты объяснения по существу спора. В материалы дела представлено объяснение от 22.12.2008 Л.Е. - матери предпринимателя Л. На тот момент производство по делу об административном правонарушении еще не было возбуждено.
Предпринимателю Л. разъяснены его права, и копия постановления направлена только 29.12.2008 - после возбуждения дела об административного правонарушения.
Закон гарантирует защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности, уже на стадии составления протокола об административном правонарушении (вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
Существенное нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
Пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ предусматривает возможность вынесения административным органом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Управление определение о возвращении постановления от 26.12.2008 не приняло и рассмотрело дело об административном правонарушении, фактически не имея сведений о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае существенно нарушен установленный КоАП РФ порядок, что является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии от 10.02.2009 № 199 о назначении индивидуальному предпринимателю Л. административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru