АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2009 г. по делу № А79-1650/2009
Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Л., Чувашская Республика, г. Шумерля,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
об оспаривании постановления от 10.02.2009 № 199,
при участии:
индивидуального предпринимателя Л.,
от административного органа - К. по доверенности от 05.03.2009 № 12,
установил:
индивидуальный предприниматель Л. (далее предприниматель Л., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора, Управление) о признании незаконным постановления от 10.02.2009 № 199. Этим постановлением предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Заявитель указал, что в постановлении неправильно указаны дата и место рождения предпринимателя, его место жительства и место регистрации. Кроме того, контроль качества топлива проверялся неправильно.
В судебном заседании предприниматель заявление поддержал. Пояснил, что экспертиза топлива была проведена неправильно, так как предпринимателю не оставили того же топлива для проведения собственной независимой экспертизы. Предпринимателя Л. о проведении проверки не уведомляли, не извещали о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление от 26.12.2008 составлено без его участия. 26.12.2008 предприниматель находился в г. Чебоксары, а не в г. Шумерля.
Представитель Управления заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что неправильное указание в постановлении даты и места рождения, места жительства и места регистрации предпринимателя является технической ошибкой не меняет существа административного правонарушения. Поскольку постановление с техническими ошибками не возвращено в адрес Управления, возможности их исправить не было. Состав административного правонарушения имеется.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
09.12.2008 Отделом внутренних дел по г. Шумерля и Шумерлинскому району Чувашской Республики совместно с Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка автозаправочной станции, расположенной в г. Шумерля по ул. Щербакова, д. 66. Проверяющие произвели контрольную покупку бензина марки АИ-92, реализуемого на данной АЗС.
Согласно акту экспертного исследования от 18.12.2008 № 2890/04-5 представленный образец бензина не соответствует требованиям ГОСТов Р 51105-97 и Р 51315-99 по октановому числу. В образце бензина октановое число составило 89 при норме не менее 91. Экспертами также сделана оговорка, что полученные значения необходимо перепроверить на моторных установках УИТ-85 или УИТ-65, которые в Чувашской лаборатории судебной экспертизы отсутствуют.
На основании материалов проверки 26.12.2008 должностным лицом Шумерлинской межрайонной прокуратуры вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Постановление с материалами проверки направлено в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения по подведомственности.
Постановлением от 10.02.2009 № 199 предприниматель Л. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Производство по делу в отношении предпринимателя Л. возбуждено прокурором.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по своему процессуальному положению приравнено к протоколу об административном правонарушении.
В статье 28.2 КоАП содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности необходимо проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В пункте 10 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или его законного представителя, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, а также для органов и должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях).
Несоблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) свидетельствует о том, что существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, и взыскание не может быть применено независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Материалы дела свидетельствуют о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении принято в отсутствие предпринимателя и без его уведомления.
В материалы дела представлено извещение от 23.12.2008 за подписью помощника Шумерлинского межрайонного прокурора, которым предприниматель Л. вызывается для получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушения 23.12.2008.
Между тем, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении датировано 26.12.2008. Документов, подтверждающих извещение предпринимателя о времени и месте составления постановления, суду не представлено.
В постановлении от 26.12.2008 отсутствуют достоверные сведения о лице, вынесшем постановление - в вводной части указано, что постановление принимается Шумерлинским межрайонным прокурором С., однако в части указания должностного лица, фактически подписавшего данное постановление, имеются исправления. Отсутствие указания должности, фамилии, имени и отчества лица, вынесшего постановление, не позволяет установить, имелись ли у данного лица полномочия на вынесение постановления.
У предпринимателя Л. не взяты объяснения по существу спора. В материалы дела представлено объяснение от 22.12.2008 Л.Е. - матери предпринимателя Л. На тот момент производство по делу об административном правонарушении еще не было возбуждено.
Предпринимателю Л. разъяснены его права, и копия постановления направлена только 29.12.2008 - после возбуждения дела об административного правонарушения.
Закон гарантирует защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности, уже на стадии составления протокола об административном правонарушении (вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).
Существенное нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
Пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ предусматривает возможность вынесения административным органом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Управление определение о возвращении постановления от 26.12.2008 не приняло и рассмотрело дело об административном правонарушении, фактически не имея сведений о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае существенно нарушен установленный КоАП РФ порядок, что является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии от 10.02.2009 № 199 о назначении индивидуальному предпринимателю Л. административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей на основании части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.