КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2010 г. № 1210-IV ОД
ОБ ОБРАЩЕНИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВОДУ
ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 308243-5
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ"
Курская областная Дума постановляет:
1. Принять постановление Курской областной Думы "Об обращении Курской областной Думы в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по поводу принятия проекта Федерального закона № 308243-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (текст обращения
прилагается).
2. Направить данное постановление в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Курской областной Думы
А.А.КИЧИГИН
Приложение
к постановлению
Курской областной Думы
от 26 апреля 2010 г. № 1210-IV ОД
ОБРАЩЕНИЕ
КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВОДУ ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 308243-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ"
На заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 23 апреля 2010 года был рассмотрен и принят в третьем чтении проект Федерального закона № 308243-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Рассматриваемый законопроект предусматривает существенное изменение правового статуса и механизмов финансового обеспечения бюджетных учреждений, основную часть которых составляют учреждения социальной сферы. Предполагается, что уже с 1 января 2011 года для бюджетных и автономных учреждений всех уровней (федеральных, региональных, местных) будет прекращено бюджетно-сметное финансирование и осуществлен переход на финансовое обеспечение оказания услуг этими учреждениями в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Из рассматриваемого проекта Закона можно сделать вывод, что механизмом реализации прав граждан Российской Федерации на получение соответствующих социальных услуг является формирование государственного (муниципального) задания и его финансовое обеспечение в виде субсидий.
Для расчета субсидий необходима, на наш взгляд, соответствующая методика, учитывающая достигнутый уровень предоставления государственных услуг и не позволяющая его снижать.
При расчете затрат бюджетов каждого из регионов на предоставление субсидий должны применяться единые методики для того, чтобы по России одни и те же услуги оставались доступными, а их качество (или само наполнение) единым для всех граждан Российской Федерации.
В связи с изложенным, считаем необходимым разработать соответствующие стандарты по объемам и по финансовым нормативам по всем видам оказываемых услуг с целью обеспечения финансирования государственного (муниципального) задания из потребностей населения, а не исходя из имеющихся средств в бюджете.
В настоящий момент в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ предусматривается субсидиарная ответственность учредителя по обязательствам бюджетного учреждения при недостаточности у такого учреждения денежных средств, что является важной мерой как защиты самого учреждения, так и его кредиторов. В законопроекте предусматривается ответственность только бюджетного учреждения по его обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного.
Таким образом, отказ от субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных учреждений создает возможность ухода государства от ответственности перед потребителями услуг.
Остается неясным и механизм выполнения государственного (муниципального) задания автономными учреждениями, так как право отказа от выполнения государственного (муниципального) задания ограничено для бюджетных учреждений, а для автономных учреждений такого ограничения нет, что создает риск отказа и, как следствие, невыполнение государственного задания.
Кроме того, следует отметить, что сегодня отсутствуют четко обозначенные санкции за нарушение требований, установленных в законопроекте, в бюджетном законодательстве в части формирования, финансового обеспечения и выполнения государственного (муниципального) задания. Вместе с тем, установление ответственности органов государственной власти и их должностных лиц является еще одной гарантией обеспечения полноты получения всеми гражданами государственных услуг, таких, как обеспечение доступной медицинской помощи и общеобразовательных услуг в сельской местности и др.
Учитывая, что внесенные изменения потребуют реформирования более 300 тысяч бюджетных учреждений, мы просим Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова дать поручение руководителям соответствующих подразделений Совета Федерации дополнительно проработать вопросы, связанные с необходимостью поэтапного введения указанного Закона, т.е. введение переходного периода на 2 - 3 года, а также предусмотрение возможности реализации Закона в отдельных субъектах Российской Федерации в рамках пилотных проектов с целью более детального изучения механизма и последствий реформирования учреждений.