АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2009 г. по делу № А67-8687/09
(извлечение)
резолютивная часть решения объявлена - 22.10.2009 года
полный текст решения изготовлен - 26.10.2009 года
ООО "СТС-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Новиковой О.С. о признании незаконным постановления от 07.10.2009 г. о возбуждении исполнительного производства.
Определением арбитражного суда от 13.10.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена ИФНС России по г. Томску.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях по делу, в том числе указал, что приставом незаконно, без основания вынесено оспариваемое постановление; постановление ИФНС России по г. Томску не является исполнительным документом; оспариваемый акт незаконно налагает на заявителя обязанность уплатить на счет УФССП взыскиваемую сумму; данная обязанность обеспечена угрозой взыскания исполнительского сбора;
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в том числе отметил, что заявителем не указано, какие права нарушены оспариваемым актом, поскольку исполнительное производство окончено фактическим исполнением; постановление ИФНС России по г. Томску является исполнительным документом, в соответствии с п. 8 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв не представило.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
30.09.2009 г. ИФНС России по г. Томску вынесено постановление № 16458 о взыскании с ООО "СТС-Сервис" 18 722 970,09 руб. налогов, сборов, пени за счет имущества организации, которое направлено в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по ТО.
07.10.2009 г., на основании указанного постановления ответчиком возбуждено исполнительное производство № 69/24/18102/8/2009 о взыскании с ООО "СТС-Сервис" задолженности по налогам, сборам, пени.
15.10.2009 г. из ИФНС России по г. Томску поступило уточнение к постановлению № 16458 от 30.102009 г., согласно которому, у заявителя отсутствует задолженность по указанному постановлению.
15.10.2009 г. исполнительное производство № 69/24/18102/8/2009 окончено в порядке ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" фактическим исполнением, о чем вынесено постановление, копии которого направлены сторонам.
Считая постановление о возбуждении исполнительного производства незаконным, нарушающим права и законные интересы, ООО "СТС-Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя возможно лишь при наличии совокупности двух условий - его несоответствия закону и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные положения применяются также при взыскании пеней (пункт 6 статьи 75 Кодекса).
Из названных правовых норм следует, что постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом не в силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ), как указывает заявитель, а в силу пункта 8 части 1 статьи 12 указанного закона, в силу которого, исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно частям 1, 8 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям статьи 13 Закона и предъявлен в срок, предусмотренный статьей 21 Закона.
Предъявленный ответчику исполнительный документ - постановление № 16458 от 30.09.2009 г. соответствует требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона № 229-ФЗ (наименование и адрес органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия акта другого органа или должностного лица; дата вступления в законную силу акта другого органа или должностного лица; сведения о должнике; для организаций - наименование и юридический адрес; резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; дата выдачи исполнительного документа. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего).
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства определены в части 1 статьи 31 Федерального закона № 229-ФЗ.
Поскольку, как установлено ранее, постановление № 16458 от 30.09.2009 г. является исполнительным документом, соответствует требованиям законодательства, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства. Возбудить производство он был обязан.
Таким образом, оспариваемое постановление от 07.10.2009 г. о возбуждении исполнительного производства № 69/24/18102/8/2009 соответствует закону.
Из материалов дела следует, что 14.10.2009 г. ответчиком принято уточнение к постановлению № 16458 от 30.09.2009 г., согласно которому, ввиду погашения ООО "СТС-Сервис" задолженности, сумма задолженности, подлежащей взысканию за счет имущества организации-должника по постановлению № 16458 от 30.09.2009 г. составляет 0 руб.
15.10.2009 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в постановлении указано, что задолженность погашена в полном объеме в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем исполнительский сбор не подлежит взысканию.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем, по возбужденному исполнительному производству не было произведено каких-либо исполнительных действий, взыскание произведено на основании инкассовых поручений, выставленных ИФНС России по г. Томску к расчетным счетам заявителя.
Учитывая, что постановление № 16458 от 30.09.2009 г. заявителем не оспорено, факт наличия задолженности в размере 18 722 970,09 руб. по существу не оспаривается (решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках не обжаловано, доказательств иного в материалы дела не представлено), доказательства нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов, а также несоответствие его Федеральному закону "Об исполнительном производстве", отсутствуют, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления ООО "СТС-Сервис" о признании незаконным постановления от 07.10.2009 г. о возбуждении исполнительного производства № 69/24/18102/8/2009, вынесенного судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Новиковой О.С., отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.