Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карелия


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2010 года

По делу о проверке соответствия Конституции
Республики Карелия отдельных положений статьи 1 Закона
Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных
категорий граждан и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Республики Карелия" в
связи с обращением гражданки Соловьевой Елены Дмитриевны

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего В.П.Наговицына, судей П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной
с участием сторон: представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - Н.А.Евстигнеевой, представителя Главы Республики Карелия - М.В.Даниловой, -
руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 33, 74, 83, 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия отдельных положений статьи 1 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Соловьевой Елены Дмитриевны.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия некоторые положения статьи 1 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.Н.Фотиной, объяснения сторон, выступления представителей: Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия - О.Н.Верхотуровой, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия - Н.Г.Круль, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

1. В Конституционный Суд Республики Карелия обратилась гражданка Соловьева Елена Дмитриевна с заявлением о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положения статьи 1 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", содержащегося в словах "проживающих на территории Республики Карелия", которым, по ее мнению, предоставление гарантированной социальной поддержки отдельным ветеранам труда Республики Карелия ограничено выполнением такого обязательного требования, как проживание на территории Республики Карелия.
Закон Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 17 декабря 2004 года, опубликован в газете "Карелия" от 25 декабря 2004 года № 145 и действует в редакции от 28 января 2010 года.
Согласно статье 1 вышеназванного Закона гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Карелия, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Карелия. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 данный Закон регулирует правоотношения по социальной поддержке ветеранов труда Республики Карелия.
Заявительница считает, что правовое предписание оспариваемой нормы, предусматривающее в качестве обязательного условия предоставления мер социальной поддержки проживание на территории Республики Карелия, нарушает конституционные права тех ветеранов труда Республики Карелия, которые в соответствии с требованиями Закона Республики Карелия от 25 июля 1995 года № 69-ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" своим продолжительным добросовестным трудом на территории Республики Карелия заработали право на присвоение указанного почетного звания, пользовались мерами социальной поддержки, но лишаются права на их получение при смене места жительства в связи с выездом за пределы Республики Карелия. Таким правовым регулированием, по мнению заявительницы, граждане, относящиеся к одной категории "Ветеран труда Республики Карелия" и получившие право на предоставление мер социальной поддержки в равных условиях, при реализации своих прав на социальную защиту поставлены в неравное положение.
Заявительница полагает, что правовое предписание статьи 1 указанного Закона, содержащееся в словах "проживающих на территории Республики Карелия", в отношении граждан, имеющих звание "Ветеран труда Республики Карелия", нарушает принцип конституционного равенства граждан, допускает ограничение права граждан на свободу передвижения, а значит, затрагивает права и свободы, гарантированные частью 1 статьи 16 и частью 2 статьи 19 Конституции Республики Карелия.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является правовое предписание статьи 1 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", содержащееся в словах "проживающих на территории Республики Карелия", в отношении граждан, имеющих звание "Ветеран труда Республики Карелия".
В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
2. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных Законом (статьи 7 и 39); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1).
Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.
В Республике Карелия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права. Действуют эти права на территории республики непосредственно и могут быть ограничены только федеральным законом (пункты 1 и 2 статьи 16 Конституции Республики Карелия). К числу этих гарантированных прав социального характера Конституция Республики Карелия относит социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом.
Республика Карелия может устанавливать в соответствии с Законом дополнительное социальное обеспечение (статья 25 Конституции Республики Карелия).
В соответствии с Законом Республики Карелия от 25 июля 1995 года № 69-ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" звание "Ветеран труда Республики Карелия" присваивается гражданам, проживающим в Республике Карелия, за их многолетний и добросовестный труд в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение.
Согласно статье 3 указанного Закона меры социальной поддержки лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Карелия", устанавливаются Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Законоположения части 1 статьи 3 этого Закона к мерам социальной поддержки ветеранов труда Республики Карелия относят предоставление им ежемесячной денежной выплаты и оплату жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
Конституция Республики Карелия не определяет конкретные способы, условия и объемы предоставления социальной поддержки тем или иным категориям граждан, - решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при осуществлении правового регулирования в социальной сфере располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления.
Таким образом, законодатель Республики Карелия, осуществив самостоятельное правовое регулирование вопросов присвоения звания "Ветеран труда Республики Карелия" и предоставления за счет средств бюджета Республики Карелия мер социальной поддержки гражданам, которым это звание присвоено за многолетний и добросовестный труд, действовал в пределах своей компетенции, реализовал собственные полномочия в области социальной защиты граждан и был вправе предусмотреть объем социальной поддержки и условия ее предоставления.
3. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1 Конституции Российской Федерации). Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности.
Нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17, часть 2 Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем это право не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года № 9-П).
Оспариваемое правовое предписание непосредственно не затрагивает право на выбор места жительства. Установление в качестве одного из условий приобретения права на получение меры социальной поддержки указанной категории граждан - проживание на территории Республики Карелия, - не препятствует осуществлению ими права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
Находящийся в системной связи с оспариваемым законоположением Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года № 1-П "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", содержит предписание о том, что регистрация гражданина, являющегося ветераном труда Республики Карелия, по месту пребывания, наряду с регистрацией по месту жительства, также является основанием для предоставления мер социальной поддержки. Иными словами, в период временного пребывания на территории Республики Карелия ветерану труда Республики Карелия, зарегистрированному по месту пребывания на ее территории, также оказывается социальная поддержка на период указанной регистрации, равно как и ветеранам труда, постоянно проживающим на территории республики.
Следовательно, обязательное условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Республики Карелия - проживание на территории Республики Карелия не посягает на конституционный принцип равенства, не ставит ветеранов труда Республики Карелия в неравное положение в зависимости от места их жительства и не ограничивает свободу передвижения граждан, а потому оспариваемое правовое предписание не нарушает юридический (формальный) принцип равенства всех перед законом и соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (часть 2), 4 (части 1 и 2), 16 (части 1 и 3), 19 (часть 2).
Разрешение вопроса о предоставлении мер социальной поддержки лицам, имеющим звание "Ветеран труда Республики Карелия" и не проживающим на территории Республики Карелия, относится к исключительной компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Республики Карелия, как они определены в статье 68 Конституции Республики Карелия и статье 3 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", не входит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 3, 70-75, 80, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия

постановил:

1. Признать соответствующим Конституции Республики Карелия правовое предписание статьи 1 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", содержащееся в словах "проживающих на территории Республики Карелия", в отношении граждан, имеющих звание "Ветеран труда Республики Карелия".
2. Согласно статье 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный суд Республики Карелия



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru