Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2009 г. по делу № 3-42-2009

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 июля 2009 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ст. 1 Закона Республики Коми "О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия" от 17 марта 1997 года № 20-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 января 2002 года № 19-РЗ,

установил:

И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ст. 1 Закона Республики Коми "О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия" от 17 марта 1997 года № 20-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 января 2002 года № 19-РЗ. В обоснование заявления указал, что в нарушение ст. 19, 55, 71 Конституции Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона "Об оружии" оспариваемой нормой Закона Республики Коми возраст для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия снижен исключительно гражданам, имеющим постоянное место жительства в сельских населенных пунктах и занимающихся охотой, а также членам семей оленеводов.
В судебном заседании прокурор Ковалев К.В. уточнил заявление и просил признать недействующей ст. 1 Закона Республики Коми только по мотивам ее не соответствия положениям ст. 13 Федерального закона "Об оружии", не предусматривающим право субъекта по снижению возраста гражданам для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия в зависимости от их места жительства, рода занятий, социального статуса.
Представители Государственного Совета Республики Коми Труфанов И.В. и Главы Республики Коми Четверикова Л.В. считали, что требование и.о. прокурора Республики Коми подлежит отклонению. Полагали, что ст. 1 Закона Республики Коми "О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия" принята в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и с учетом особенностей проживания граждан на той или иной территории Республики Коми, рода их занятий, а также с учетом других значимых обстоятельств, в том числе связанных с повышенной опасностью огнестрельного оружия для окружающих и особыми правилами его хранения и ношения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Согласно п. "в", "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина и определение порядка продажи и покупки оружия и боеприпасов находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими в соответствии с делегированными Российской Федерацией полномочиями нормативных правовых актов любой юридической силы федеральному законодательству.
Анализ ст. 1 Закона Республики Коми "О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия" от 17 марта 1997 года № 20-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 января 2002 года № 19-РЗ применительно к приведенному выше принципу свидетельствует о соответствии данной нормы действующему федеральному законодательству.
Так, в силу положений ст. 26.1; 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать участие в осуществлении полномочий Российской Федерации, но только в тех пределах в каких они прописаны в федеральных законах.
В соответствии с преамбулой; ст. 3; 9; 13 Федерального закона "Об оружии" от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ с изменениями и дополнениями настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового оружия на территории Российской Федерации, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, а также на борьбу с незаконным распространением оружия.
При этом к гражданскому оружию настоящий Закон относит, в том числе и охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие, приобретаемое гражданином по достижении им восемнадцатилетнего возраста и на основании соответствующей лицензии, выдаваемой органами внутренних дел по месту жительства этого гражданина, и наряду с этим предусматривает, что возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации не более чем на два года
Вместе с тем, из содержания приведенной нормы не следует, что при осуществлении указанных выше полномочий законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации обязан снижать возраст, по достижении которого граждане могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, всем категориям несовершеннолетних граждан, проживающим на территории данного субъекта.
В частности, положения ст. 13 Федерального закона "Об оружии" о праве законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации на снижение возраста, по достижении которого граждане могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, не являются правовым императивом, исключающим возможность принятия этим органом соответствующего нормативного правового акта с учетом мест постоянного проживания несовершеннолетних граждан, рода их занятий, социального статуса и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Такое правовое регулирование в целом согласуется с целями и задачами Федерального закона "Об оружии" и установленными этим же Законом требованиями к обороту охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, предусматривающими, что право на хранение и ношение данного вида оружия, как правило, возникает у гражданина по достижению им возраста 18 лет и на основании соответствующего разрешения (лицензии), свидетельствующего об отсутствии у этого гражданина указанных в ст. 13 Федерального закона препятствий для реализации указанного права.
При этом следует учитывать, что огнестрельное оружие по определению является ограниченно оборотоспособным источником повышенной опасности, при нарушении правил обращения с ним может причинить существенный вред как общественным интересам, так и интересам отдельных лиц и поэтому наделение не достигших совершеннолетия, а, следовательно, всего лишь частично дееспособных лиц (ст. 26 ГК РФ) правом на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия может быть поставлено в зависимость от связанных с местными особенностями условий проживания несовершеннолетних и мест их проживания, а также от рода деятельности этих лиц и их социального статуса.
Поскольку природно-климатические условия Республики Коми предполагают постоянную занятость сельского населения традиционным природопользованием (охотой, рыболовством, и т.п.), а равно и занятость таким видом деятельности как оленеводство, то с учетом приведенных обстоятельств и положений Федерального закона "Об оружии", Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать, что предусмотренное ст. 1 Закона Республики Коми "О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия" снижение до 16 лет возраста для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия только для граждан, имеющих постоянное место жительства в сельских населенных пунктах и занимающихся охотой, а также членам семей оленеводов, является правомерным и соответствующим целям и задачам, прописанным в преамбуле Федерального закона "Об оружии".
Доводы и.о. прокурора Республики Коми о том, что ст. 1 Закона Республики Коми нарушает принцип равенства прав и свобод граждан Российской Федерации не могут быть приняты во внимание как по изложенным выше причинам, так и в связи с принятием данной нормы в пределах предоставленных Государственному Совету Республики Коми полномочий, дающих указанному органу определенную свободу усмотрения.
При таких обстоятельствах, заявление и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ст. 1 Закона Республики Коми "О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия" подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ст. 1 Закона Республики Коми "О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия" от 17 марта 1997 года № 20-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 января 2002 года № 19-РЗ оставить без удовлетворения.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru