ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2010 г. № 279
О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
ОТ 2 МАРТА 2010 ГОДА № 5-ОЗ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ВСТАВШИХ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ
НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА"
Рассмотрев протест прокурора Ленинградской области от 4 марта 2010 года № 07-45-10 на областной закон
от 2 марта 2010 года № 5-оз "Об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года", Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:
1. Признать указанный протест прокурора Ленинградской области не подлежащим удовлетворению.
2. Направить настоящее постановление и прилагаемое обоснование
прокурору Ленинградской области.
3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания
И.Хабаров
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 21.04.2010 № 279
ОБОСНОВАНИЕ
Законодательное собрание Ленинградской области считает протест прокурора Ленинградской области от 4 марта 2010 года № 07-45-10 на областной закон
от 2 марта 2010 года № 5-оз "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года" (далее - областной закон № 5-оз) не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
По мнению прокурора Ленинградской области, тот факт, что областным законом
№ 5-оз регулируются вопросы обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним (далее - ветераны ВОВ), вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, противоречит статьям 14
, 15
, 17
, 18
, 19
и 21
Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ), так как обеспечение жильем ветеранов и участников Великой Отечественной войны, указанных в этих статьях, не зависит от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако на территории Ленинградской области действует областной закон
от 7 декабря 2005 года № 110-оз "Об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 1 января 2005 года" (далее - областной закон № 110-оз), регулирующий вопросы обеспечения ветеранов ВОВ, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
В данном случае прокурор Ленинградской области необоснованно выделяет областной закон
№ 5-оз из единого правового пространства областного законодательства. Срок постановки на учет ветерана ВОВ не является дополнительным критерием для получения жилья, так как он имеет право на получение жилья при постановке на учет и до 1 января 2005 года, и после - только в соответствии с разными областными законами. При этом ветеран ВОВ в любом случае должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как в соответствии со статьями 14
, 15
, 17
, 18
, 19
и 21
Федерального закона № 5-ФЗ право на получение жилого помещения имеют только ветераны ВОВ, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Областной закон
№ 5-оз не может противоречить федеральному законодательству по указанным прокурором причинам, так как существует областной закон
№ 110-оз.
Вывод прокурора о противоречии федеральному законодательству оспариваемого областного закона
не является правильным, так как правовое регулирование областного закона
№ 5-оз и областного закона
№ 110-оз распространяется на всех ветеранов ВОВ вне зависимости от времени постановки их на учет. Таким образом, в соответствии с областном законодательством (включающим в себя областные законы № 5-оз
и № 110-оз
) обеспечение жильем ветеранов ВОВ не зависит от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 23.2
Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем указанных в статьях 14
, 15
, 17
, 18
, 19
и 21
категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, как указано в части 11 статьи 23.2
Федерального закона № 5-ФЗ, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) или приобретение жилого помещения ветеранам ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. При этом в Федеральном законе
№ 5-ФЗ нет ограничения количества областных законов, которыми регулируются вопросы предоставления жилых помещений ветеранам ВОВ: главное, чтобы на всех ветеранов ВОВ распространялось действие соответствующих норм областного законодательства, а данное условие областными законами № 5-оз
и № 110-оз
соблюдено.
В пределах своей компетенции Законодательное собрание Ленинградской области свободно в выборе форм законодательного регулирования общественных отношений. Законодательное собрание могло принять как один областной закон, регулирующий все вопросы обеспечения жильем ветеранов ВОВ, так и несколько областных законов. При этом критерий разделения общественных отношений, регулируемых данными областными законами, может быть разный. Выбор концепции правового регулирования в данном случае является исключительно вопросом целесообразности, которая не может противоречить Федеральному закону
№ 5-ФЗ.
В данном случае при выборе концепции правового регулирования данной сферы общественных отношений (одним законом
регулируются вопросы обеспечения ветеранов ВОВ, поставленных на учет до 1 января 2005 года, другим
- после 1 января 2005 года), разработчик и законодатель исходили из соображений необходимости соблюдения стабильности уже принятых законодательных актов. Изначально, 7 декабря 2005 года, был принят областной закон
№ 110-оз, реализация которого в настоящее время идет полным ходом. Любое изменение областного закона
№ 110-оз могло бы повлечь за собой замедление либо приостановку процесса получения жилья ветеранами ВОВ, вставшими на учет до 1 января 2005 года. Приняв 9 января 2010 года Указ
№ 30 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Президент Российской Федерации предложил принять меры для обеспечения жильем всех ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Понимая социальную значимость и общественный резонанс данного вопроса и стараясь избежать приостановления процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ, вставших на учет до 1 января 2005 года, Законодательное собрание Ленинградской области по предложению разработчика - профильного комитета Администрации Ленинградской области приняло решение не вносить соответствующие изменения в областной закон
№ 110-оз и 2 марта 2010 года приняло областной закон
№ 5-оз об обеспечении жильем ветеранов ВОВ, вставших на учет после 1 января 2005 года. Данное решение представляется особенно актуальным, так как и Законодательное собрание, и Администрация Ленинградской области понимают важность обеспечения ветеранов ВОВ жильем к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.