Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. по делу № А11-11162/2008-К2-22/573

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Резолютивная часть определения объявлена 16.02.2009.
Полный текст определения изготовлен 24.02.2009.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 16.02.2009.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Кузьминой Т.К., судей Поповой З.В., Романовой В.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кузьминой Т.К.
рассмотрел в судебном заседании заявление главы муниципального образования город Гороховец к администрации Гороховецкого района о признании незаконным решения Совета народных депутатов Гороховецкого района от 10.10.2008 № 88 при участии:
от заявителя - Лютова А.Е. - главы муниципального образования город Гороховец; Лосевой М.А. - по доверенности от 03.02.2009; Дмитриевой Е.В. - по доверенности от 03.02.2009;
от администрации МО Гороховецкий район - Готлиба В.В. - по доверенности от 18.12.2008; Шмачковой Т.Е. - по доверенности от 18.12.2008;
от Совета народных депутатов Гороховецкого района - Готлиба В.В. - по доверенности от 12.01.2009; Шмачковой Т.Е. - по доверенности от 12.01.2009;

установил:

глава муниципального образования город Гороховец обратился в арбитражный суд в защиту интересов указанного муниципального образования с требованием, изложенным в заявлении (входящий номер А11-11162/08 от 06.11.2006) и уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Он просит признать недействующим подпункт 1.3 пункта 1 решения Совета народных депутатов Гороховецкого района от 10.10.2008 № 88 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Гороховецкого района от 21.12.2007 № 107 "О бюджете муниципального образования Гороховецкий район на 2008 год".
Согласно заявлению данное требование предъявлено к администрации Гороховецкого района. В соответствии с частью 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия заявителя к участию в деле в качестве другого ответчика привлечен Совет народных депутатов Гороховецкого района.
В обоснование предъявленного требования заявитель сослался на статью 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Он считает, что решение Совета народных депутатов от 10.10.2008 № 88 в оспариваемой части не соответствует статьям 137, 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель утверждает, что деятельность муниципального образования город Гороховец является экономической деятельностью. При этом он сослался на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (код 75.11.31 - деятельность органов местного самоуправления районов, городов и внутригородских районов) и пояснил, что деятельность исполнительного органа муниципального образования город Гороховец обеспечена бюджетом города, в котором были предусмотрены 7766 тыс. руб. дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из районного бюджета, предоставляемой бюджету муниципального образования город Гороховец. По мнению заявителя, корректировка указанной дотации Советом народных депутатов Гороховецкого района на обозначенную выше сумму повлекла возникновение препятствий в осуществлении экономической деятельности города Гороховец, не соответствует Уставу города в части ухудшения экономического положения населения города.
В обоснование данного утверждения заявитель сослался на пункт 4 статьи 60 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 1 статьи 17 Закона Владимирской области от 10.10.2005 № 139-ОЗ "О межбюджетных отношениях во Владимирской области", Закон Владимирской области от 05.09.2007 № 97-ОЗ "О внесении изменений в Закон Владимирской области "О межбюджетных отношениях". Он указал, что в соответствии с названными правовыми нормами и требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации районные фонды финансовой поддержки поселений образуются, и дотации из них предоставляются исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.
Заявитель утверждает, что после уменьшения дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений на основании пункта 1.3 решения Совета народных депутатов Гороховецкого района от 10.10.2008 № 88 образовалась кредиторская задолженность администрации муниципального образования город Гороховец, так как последняя лишилась возможности оплачивать договоры и контракты, заключенные ранее при установленных ассигнованиях.
По мнению заявителя, у Совета народных депутатов Гороховецкого района отсутствовали правовые основания для уменьшения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения, так как в период 2008 года не изменилась численность населения город Гороховец и другие исходные данные для определения размера дотации.
Представители Совета народных депутатов Гороховецкого района, администрации Гороховецкого района заявили ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Они утверждали, что оспариваемое положение решения Совета народных депутатов от 10.10.2008 № 88 не нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не является экономическим спором и вытекает из межбюджетных правоотношений, построенных на властном подчинении одной стороны другой.
При этом в обоснование своего утверждения они сослались на нижеследующее.
На основании пункта 4 статьи 60 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ районные фонды финансовой поддержки поселений образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.
Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) полномочия по установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских и сельских поселений, предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений относятся к бюджетным полномочиям муниципальных районов.
Статьей 142 БК РФ установлено, что предоставление дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений является одной из форм межбюджетных трансфертов из местных бюджетов. Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании статьи 142.1 БК РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений.
Порядок определения объемов районных фондов финансовой поддержки поселений и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса.
Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона Владимирской области от 10.10.2005 № 139-ОЗ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующими им законами Владимирской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 17 Закона Владимирской области от 10.10.2005 № 139-ОЗ.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Закона объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.
Согласно пункту 6.1 Положения о межбюджетных отношениях в муниципальном образовании Гороховецкий район, утвержденного решением Совета народных депутатов от 30.11.2007 № 98, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального образования Гороховецкий район предоставляются поселениям, входящим в состав района, на основании решений Совета народных депутатов района, принимаемых в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующими им законами Владимирской области.
В соответствии с пунктом 12 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Гороховецкий район, утвержденного решением Совета народных депутатов от 30.11.2007 № 97, администрация района разрабатывает и представляет в Совет народных депутатов района проекты решений о внесении изменений в решение о районном бюджете на текущий финансовый год в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 10.10.2008 Советом народных депутатов Гороховецкого района принято решение № 88 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Гороховецкого района от 21.12.2007 № 107 "О бюджете муниципального образования Гороховецкий район на 2008 год". Текст решения опубликован в газете "Новая жизнь" № 54 от 28.10.2008.
В пункте 1.3 пункта 1 указанного решения предусмотрено изложить пункт 19 решения Совета народных депутатов от 21.12.2007 № 107 "О бюджете муниципального образования Гороховецкий район на 2008 год" в следующей редакции: "установить объем дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из районного бюджета, предоставляемой бюджету муниципального образования город Гороховец, в сумме 2 800 000 рублей".
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку издано в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, определяет правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правовые отношения, предусмотренные актом.
В соответствии с пунктом 2 оспариваемого решения оно вступает в силу со дня его опубликования в газете "Новая жизнь".
Решение принято на основании статьи 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района, статьи 17 Закона Владимирской области от 10.10.2005 № 139-ОЗ "О межбюджетных отношениях во Владимирской области".
Согласно статье 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются, в том числе в форме дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 1 статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим данные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
В пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что в статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (такая же норма содержится и в новом Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ, вступающем в силу с 01.01.2006, за исключением положений, для которых установлен иной срок и порядок вступления в силу).
По существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 15 этого же письма, не предусматривают возможности оспаривания в арбитражном суде нормативных правовых актов, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами".
Как следует из материалов дела и оспариваемой части решения Совета народных депутатов Гороховецкого района от 10.10.2088 № 88, спор связан с объемом дотации из бюджета муниципального района на выравнивание бюджетной обеспеченности города Гороховец (городского поселения), то есть о межбюджетном трансферте.
Следовательно, сфера применения данного решения ограничивается исключительно рамками бюджетного законодательства.
Таким образом, настоящий спор неподведомствен арбитражному суду.
Кроме того, с заявлением в арбитражный суд обратился глава муниципального образования город Гороховец в интересах данного муниципального образования. По мнению заявителя, оспариваемое положение решения Совета народных депутатов Гороховецкого района от 10.10.2008 № 88 создало препятствия в осуществлении экономической деятельности поселения. Однако в силу статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую деятельность осуществляет не поселение, а администрация муниципального образования город Гороховец. Вместе с тем суд пришел к выводу, что спорные правоотношения не связаны с экономической деятельностью муниципального образования и его исполнительного органа и вытекают исключительно из межбюджетных правоотношений.
Изложенные выше обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная по квитанции от 03.12.2008.
Руководствуясь статьями 150 (пунктом 1 части 1), 151, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

прекратить производство по делу.
Возвратить из федерального бюджета главе муниципального образования город Гороховец Лютову А.Е. государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по квитанции от 03.12.2008.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления определения в законную силу.
Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир).

Председательствующий
Т.К.КУЗЬМИНА

Судьи
В.В.РОМАНОВА
З.В.ПОПОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru