Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. № 24

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 63/р по признакам нарушения рекламного законодательства от 28.09.2009, возбужденное в отношении ООО "АМП-Трейдинг" в связи с размещением 18 сентября 2009 г. на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 9, рекламы следующего содержания: "Winkel bier" пивной ресторан" с использованием образа женщины, держащей в одной руке поднос с продуктами питания, а во второй - кружку с желтым пенным напитком,

установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в целях осуществления государственного контроля по соблюдению требований рекламного законодательства и пресечения распространения ненадлежащей рекламы 18 сентября 2009 г. выявлена реклама, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 9, следующего содержания: "Winkel bier" пивной ресторан", при этом используется образ женщины, которая держит одной рукой поднос с продуктами питания, а второй - кружку с пенным напитком.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Рассматриваемая реклама такого предупреждения не содержит.
Также п. 6 ч. 1 ст. 22 ФЗ "О рекламе" гласит, что реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
На основании изложенного определением № 63/р от 28.09.2009 возбуждено дело по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 22 и ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе". К участию в деле привлечено в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "АМП-Трейдинг" (рекламодатель, рекламораспространитель).
До рассмотрения дела в Иркутское УФАС России поступило ходатайство (вх. № 5914 от 07.10.2009) от ООО "АМП-Трейдинг" о переносе рассмотрения дела № 63/р от 28.09.2009, поскольку определением № 63/р от 28.09.2009 рассмотрение дела назначено на 07.10.2009 на 16 часов 00 минут, а получено данное определение только 5 (пятого) октября 2009 года, в связи с чем невозможно представить запрашиваемые документы и подготовиться к рассмотрению дела. Данное ходатайство удовлетворено, рассмотрение дела назначено на 16.10.2009, о чем ООО "АМП-Трейдинг" уведомлено надлежащим образом.
На рассмотрение дела по существу ООО "АМП-Трейдинг" представлены следующие документы: устав ООО "АМП-Трейдинг"; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 08.07.2008; свидетельство о государственной регистрации от 20.07.2004; учетное удостоверение № 11 от 04.12.2008; изменения в устав от 10.02.2005; учредительный договор; свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 369277; договор на изготовление печатной продукции № 2-И от 23 января 2006 г.
В ходе рассмотрения дела представителями ООО "АМП-Трейдинг" даны устные пояснения, из которых следует, что обществом размещены три рекламных вывески ресторана "Winkel bier". 1-я (рассматриваемая) большая реклама размещена на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 9, и целью размещения данной рекламы является информирование людей о том, что в этом здании находится данный ресторан. 2-я маленькая показывает вход в ресторан, т.к. ресторан имеет второй вход (служебный), и во избежание проникновения посторонних лиц в служебное помещение данная светящаяся вывеска расположена непосредственно над входом для посетителей. 3-я обозначает часы, режим и график работы ресторана.
Также представитель ООО "АМП-Трейдинг" пояснил, что не понимает сути вменяемого нарушения рекламного законодательства, так как:
Пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" гласит, что объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, в данном случае объектом рекламирования является продавец товара, что прямо предусмотрено ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе" товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, в рассматриваемом случае под товаром следует понимать услугу ресторана по обслуживанию клиентов. Следовательно, данная реклама не содержит рекламы пива, а рекламирует ресторанное обслуживание.
Статья 22 ФЗ "О рекламе" содержит требования к рекламе пива. Однако пива "Winkel" в природе не существует, словосочетание "Winkel bier" является зарегистрированным товарным знаком, а в ресторане продается различное пиво (Паулайнер, Куршовице и др.). Данный ресторан позиционирует себя как пивной, не винный, водочный или коньячный, а именно пивной, о чем и написано в рассматриваемой рекламе.
В результате анализа представленных документов и пояснений Комиссией установлено:
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ООО "АМП-Трейдинг" разместило на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 9 рекламный баннер следующего содержания: "Пивной ресторан "Winkel bier".
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ООО "АМП-Трейдинг" является рекламодателем и рекламораспространителем.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании пункта 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В размещаемой рекламе справа от слова "Winkel" имеется графическое изображение бочки с нанесенной надписью "bier", что в переводе с немецкого означает пиво, а также имеется словосочетание "пивной ресторан". Исходя из текстового и визуально-графического содержания рассматриваемой рекламы можно сделать вывод, что объектом рекламирования является пивной ресторан "Winkel bier" - продавец пива, кроме того, явно рекламируется товар - пиво, реализуемое в нем.
Доводы ООО "АМП-Трейдинг" относительно того, что отсутствие в рекламе конкретных знаков индивидуализации пива (наименования, марки) свидетельствует об отсутствии рекламирования пива, отклоняются, поскольку для признания наличия в рекламе объекта рекламирования товара достаточно, чтобы внимание привлекалось в целом к товару (пиву), а не только к отдельному его виду, сорту, наименованию.
Данная реклама размещена на внешней стороне здания, стена которого выходит на проезжую часть улицы, являясь общедоступной для восприятия, и тем самым привлекает внимание обширного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Рассматриваемый баннер, размещенный на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 9 (ресторан "Winkel bier"), полностью соответствует понятию статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" и является рекламой, следовательно, распространение данной рекламы должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными статьей 22 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Рассматриваемая Комиссией реклама распространяется ООО "АМП-Трейдинг" в отсутствие такового предупреждения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 22 ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). В рассматриваемой рекламе, размещенной ООО "АМП-Трейдинг", используется женский образ.
Следовательно, реклама, размещенная 18 сентября 2009 г. на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 9, следующего содержания: "Пивной ресторан "Winkel bier" с использованием образа женщины, нарушает требования п. 6 ч. 1 ст. 22 и ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 22 и ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".
Следовательно, ООО "АМП-Трейдинг", как рекламодателем, допущено нарушение пункта 6 части 1 статьи 22 и части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе", как рекламораспространителем допущено нарушение части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36, статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 № 508, Комиссия

решила:

1) признать рекламу ресторана "Winkel bier" следующего содержания: "Пивной ресторан "Winkel bier" с использованием образа женщины, держащей в одной руке поднос с продуктами питания, а во второй - кружку с желтым пенным напитком, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 22, части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе";
2) выдать ООО "АМП-Трейдинг" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
3) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2009 г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента вынесения в установленном законом порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru