КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. по делу № 3-34/2010
Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Ускове Д.А.
С участием заявителя Болиной Г.С., ее представителей - Уодай С.Х., Субботкина Г.П., представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Жавнера А.В., представителей Губернатора Красноярского края - Полевой Е.А., Смирновой И.А., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Болиной Галины Спиридоновны о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пункта 1 части 3 статьи 13
и пункта 2 статьи 14
Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 года "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае",
установил:
Болина Г.С. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пункт 1 части 3 статьи 13
Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" и пункт 2 статьи 14
этого же Закона Красноярского края, в той части, в которой данный пункт не предусматривает предоставление лицам, замещавшим муниципальные должности Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, компенсаций и порядка замены ежемесячной доплаты к пенсии пенсией за выслугу лет без подачи гражданами заявления о назначении этой пенсии и представления документов, подтверждающих право на указанную пенсию.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа "О муниципальной службе в ТАО" от 2 июля 2003 года № 201 Окз, и в соответствии с Положением "О порядке выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности категории "А" и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании "город Дудинка и территория подведомственная администрации города", заявительнице, как председателю Городского собрания г. Дудинка, пожизненно, была назначена доплата к получаемой государственной пенсии в размере 31 492 рубля.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2009 года на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края ст. 8
Закона Красноярского края от 26.06.2008 года № 6-1832, Решением Городского собрания г. Дудинка от 26 января 2009 года № 03-0063 были внесены изменения в Положение "О порядке выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии...", и с 1 января 2009 года данные выплаты были прекращены.
Основанием для принятия такого решения явился пункт 1 части 3 статьи 13
Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", которым с 01.01 2009 года признана утратившей силу статья 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа "О муниципальной службе в ТАО" от 2 июля 2003 года № 201 Окз, в соответствии с которой ей была назначена и производилась ежемесячная доплата к пенсии.
Заявительница просила суд признать, что Закон
края 24.04.2008 № 5-1565 не может регулировать отношения по дополнительному пенсионному обеспечению лиц, замещавших выборные муниципальные должности категории "А" установленные законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и не распространяется в связи с этим на ее пенсионные правоотношения, поскольку указанный Закон имеет другой предмет правового регулирования, следовательно, не может отменять действие статьи 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в отношении лиц, замещавших выборные муниципальные должности округа. Кроме того, такая отмена невозможна без установления соответствующего компенсаторного механизма, который оспариваемым Законом установлен не был.
В части требований Болиной Г.С., касающихся п. 2 ст. 14
Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 г. "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", производство по делу прекращено, в связи с тем, что оспариваемый пункт Закона не затрагивает прав и законных интересов заявительницы.
Выслушав пояснения Болиной Г. С, ее представителей Уодай С.Х., Субботкина Г.П., поддержавших заявление по изложенным в нем обстоятельствам, представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Жавнера А.В. и представителей Губернатора Красноярского края - Полевой Е.А., Смирновой И.А., возражавших против удовлетворения заявленных требований, заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего, что оспариваемый Закон края соответствует федеральному законодательству, проанализировав оспариваемые положения и нормы федерального законодательства, суд находит, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
На основании части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации и подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 4 статьи 1 Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" от 14.10.2005 года № 6-ФКЗ, новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 января 2007 года.
В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона, уставы, законы и иные нормативные правовые акты Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, принятые до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, а также принятые в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом до прекращения полномочий органов государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, действуют на соответствующей территории в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону, уставу нового субъекта Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам нового субъекта Российской Федерации, до признания их утратившими силу в установленном порядке или до принятия по тем же вопросам законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти нового субъекта Российской Федерации.
24 апреля 2008 года Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон
края № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", который 13.05.2008 года был подписан Губернатором Красноярского края и опубликован в печатных изданиях "Краевой вестник", № 52, 16.05.2008 г. (приложение к газете "Вечерний Красноярск"), "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 23 (244), 19.05.2008 г.
Данный Закон
принят в пределах компетенции органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, и надлежащим образом обнародован, в связи с чем, оснований для признания его противоречащим федеральному законодательству, не подлежащим применению и не действующим, по основаниям нарушения порядка его принятия или обнародования не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 13
Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565, статья 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ "О муниципальной службе в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" признана утратившей силу с 1 января 2009 года.
Дополнительное пенсионное обеспечение заявительницы до вступления в силу оспариваемого пункта 1 части 3 статьи 13
Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565, регулировалось следующим образом.
На основании статьи 12 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 7 мая 2005 года № 14-ОкЗ "О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа", лица, замещавшие государственные должности автономного округа на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное содержание за счет средств окружного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, право на пенсионное обеспечение которых, установлено в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона.
Согласно статьям 48, 49 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ "О муниципальной службе в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" (с последующими изменениями), права лиц, замещавших государственные должности автономного округа, устанавливаемые федеральными законами и законами автономного округа в области пенсионного обеспечения, в полном объеме были распространены на лиц, замещающих муниципальные должности категории "А". Определение размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности категории "А", осуществлялось в порядке, предусмотренном окружным законодательством для лиц, замещавших государственные должности автономного округа. При этом установление и выплата доплат к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности категории "А" в органах местного самоуправления, и муниципальным служащим, осуществлялось в порядке, определяемом органами местного самоуправления, за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования.
Как следует из преамбулы Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ, последний, устанавливал принципы организации муниципальной службы в автономном округе и основы правового положения муниципальных служащих автономного округа.
Из части 2 статьи 1 указанного Закона следует, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления настоящим Законом не устанавливается.
Предметом регулирования Закона
Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" являются отношения связанные с прохождением муниципальной службы в Красноярском крае и подлежащие регулированию законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 1
Закона края).
Частью 3 статьи 1
Закона края от 24.04.2008 № 5-1565 установлено, что его действие не распространяется на лиц, замещающих выборную должность в органе местного самоуправления (депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления).
Таким образом, оба вышеприведенных Закона имеют одинаковый предмет правового регулирования - отношения связанные с прохождением муниципальной службы, следовательно, законодатель объединенного края, в целях унификации правового регулирования отношений связанных с прохождением муниципальной службы на территории края, вправе был принять нормативный правовой акт, регулирующий такие отношения на всей территории объединенного края. В связи с чем, прежние нормативные акты субъектов Российской Федерации, объединившихся в Красноярский край, регулирующие прохождение муниципальной службы, подлежали признанию утратившими силу.
Исходя из изложенного, признание утратившей силу статьи 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ могло противоречить федеральному законодательству лишь в том случае, если бы после 1 января 2009 года вопрос дополнительного пенсионного обеспечения лиц, к числу которых относится и заявительница, остался бы неурегулированным.
Однако, статьей 8
Закона Красноярского края "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" № 6-1832 от 26.06.2008 года, вступившей на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в силу с 1 января 2009 года, были предусмотрены условия дополнительного пенсионного обеспечения, в виде пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе.
Действие указанной статьи распространяется и на Болину Г.С.
То обстоятельство, что статьей 8
указанного Закона края вопросы дополнительного пенсионного обеспечения лиц, ранее замещавших муниципальные должности категории "А" в органах местного самоуправления Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа урегулированы по иному, нежели в признанной утратившей силу статье 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ, не имеет правового значения в рамках настоящего дела, так как обстоятельством, имеющим значение для его правильного разрешения, является лишь установление факта обеспечения краевым законодателем непрерывности осуществления правового регулирования, связанного с дополнительным пенсионным обеспечением лиц, замещавших должности выборного должностного лица местного самоуправления. Такая непрерывность осуществлена путем комплексного подхода к формированию законодательства объединенного Красноярского края по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения, как лиц, замещавших должности муниципальной службы, так и лиц, замещавших должности выборного должностного лица местного самоуправления (принятие Законов края № 5-1565
от 24.04.2008 г. и № 6-1832
от 26.06.2008 г.)
С учетом изложенного, суд находит, что, признавая статью 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ, утратившей силу с 1 января 2009 года краевой законодатель действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами федерального законодательства, регулирующими, как порядок принятия, так и порядок признания утратившими силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, в связи с чем, оснований для признания пункта 1 части 3 статьи 13
Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 года "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", противоречащим федеральному законодательству, у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Болиной Г.С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункта 1 части 3 статьи 13
Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 г. "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления) через Красноярский краевой суд.
Судья
Красноярского краевого суда
И.Н.ЗИНЧЕНКО