Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. по делу № 3-34/2010

Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Ускове Д.А.
С участием заявителя Болиной Г.С., ее представителей - Уодай С.Х., Субботкина Г.П., представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Жавнера А.В., представителей Губернатора Красноярского края - Полевой Е.А., Смирновой И.А., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Болиной Галины Спиридоновны о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пункта 1 части 3 статьи 13 и пункта 2 статьи 14 Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 года "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае",

установил:

Болина Г.С. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пункт 1 части 3 статьи 13 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" и пункт 2 статьи 14 этого же Закона Красноярского края, в той части, в которой данный пункт не предусматривает предоставление лицам, замещавшим муниципальные должности Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, компенсаций и порядка замены ежемесячной доплаты к пенсии пенсией за выслугу лет без подачи гражданами заявления о назначении этой пенсии и представления документов, подтверждающих право на указанную пенсию.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа "О муниципальной службе в ТАО" от 2 июля 2003 года № 201 Окз, и в соответствии с Положением "О порядке выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности категории "А" и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании "город Дудинка и территория подведомственная администрации города", заявительнице, как председателю Городского собрания г. Дудинка, пожизненно, была назначена доплата к получаемой государственной пенсии в размере 31 492 рубля.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2009 года на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края ст. 8 Закона Красноярского края от 26.06.2008 года № 6-1832, Решением Городского собрания г. Дудинка от 26 января 2009 года № 03-0063 были внесены изменения в Положение "О порядке выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии...", и с 1 января 2009 года данные выплаты были прекращены.
Основанием для принятия такого решения явился пункт 1 части 3 статьи 13 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", которым с 01.01 2009 года признана утратившей силу статья 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа "О муниципальной службе в ТАО" от 2 июля 2003 года № 201 Окз, в соответствии с которой ей была назначена и производилась ежемесячная доплата к пенсии.
Заявительница просила суд признать, что Закон края 24.04.2008 № 5-1565 не может регулировать отношения по дополнительному пенсионному обеспечению лиц, замещавших выборные муниципальные должности категории "А" установленные законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и не распространяется в связи с этим на ее пенсионные правоотношения, поскольку указанный Закон имеет другой предмет правового регулирования, следовательно, не может отменять действие статьи 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в отношении лиц, замещавших выборные муниципальные должности округа. Кроме того, такая отмена невозможна без установления соответствующего компенсаторного механизма, который оспариваемым Законом установлен не был.
В части требований Болиной Г.С., касающихся п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 г. "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", производство по делу прекращено, в связи с тем, что оспариваемый пункт Закона не затрагивает прав и законных интересов заявительницы.
Выслушав пояснения Болиной Г. С, ее представителей Уодай С.Х., Субботкина Г.П., поддержавших заявление по изложенным в нем обстоятельствам, представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Жавнера А.В. и представителей Губернатора Красноярского края - Полевой Е.А., Смирновой И.А., возражавших против удовлетворения заявленных требований, заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего, что оспариваемый Закон края соответствует федеральному законодательству, проанализировав оспариваемые положения и нормы федерального законодательства, суд находит, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
На основании части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации и подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 4 статьи 1 Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" от 14.10.2005 года № 6-ФКЗ, новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 января 2007 года.
В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона, уставы, законы и иные нормативные правовые акты Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, принятые до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, а также принятые в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом до прекращения полномочий органов государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, действуют на соответствующей территории в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону, уставу нового субъекта Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам нового субъекта Российской Федерации, до признания их утратившими силу в установленном порядке или до принятия по тем же вопросам законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти нового субъекта Российской Федерации.
24 апреля 2008 года Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон края № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", который 13.05.2008 года был подписан Губернатором Красноярского края и опубликован в печатных изданиях "Краевой вестник", № 52, 16.05.2008 г. (приложение к газете "Вечерний Красноярск"), "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 23 (244), 19.05.2008 г.
Данный Закон принят в пределах компетенции органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, и надлежащим образом обнародован, в связи с чем, оснований для признания его противоречащим федеральному законодательству, не подлежащим применению и не действующим, по основаниям нарушения порядка его принятия или обнародования не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 13 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565, статья 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ "О муниципальной службе в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" признана утратившей силу с 1 января 2009 года.
Дополнительное пенсионное обеспечение заявительницы до вступления в силу оспариваемого пункта 1 части 3 статьи 13 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565, регулировалось следующим образом.
На основании статьи 12 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 7 мая 2005 года № 14-ОкЗ "О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа", лица, замещавшие государственные должности автономного округа на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное содержание за счет средств окружного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, право на пенсионное обеспечение которых, установлено в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона.
Согласно статьям 48, 49 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ "О муниципальной службе в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" (с последующими изменениями), права лиц, замещавших государственные должности автономного округа, устанавливаемые федеральными законами и законами автономного округа в области пенсионного обеспечения, в полном объеме были распространены на лиц, замещающих муниципальные должности категории "А". Определение размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности категории "А", осуществлялось в порядке, предусмотренном окружным законодательством для лиц, замещавших государственные должности автономного округа. При этом установление и выплата доплат к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности категории "А" в органах местного самоуправления, и муниципальным служащим, осуществлялось в порядке, определяемом органами местного самоуправления, за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования.
Как следует из преамбулы Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ, последний, устанавливал принципы организации муниципальной службы в автономном округе и основы правового положения муниципальных служащих автономного округа.
Из части 2 статьи 1 указанного Закона следует, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления настоящим Законом не устанавливается.
Предметом регулирования Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" являются отношения связанные с прохождением муниципальной службы в Красноярском крае и подлежащие регулированию законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Закона края).
Частью 3 статьи 1 Закона края от 24.04.2008 № 5-1565 установлено, что его действие не распространяется на лиц, замещающих выборную должность в органе местного самоуправления (депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления).
Таким образом, оба вышеприведенных Закона имеют одинаковый предмет правового регулирования - отношения связанные с прохождением муниципальной службы, следовательно, законодатель объединенного края, в целях унификации правового регулирования отношений связанных с прохождением муниципальной службы на территории края, вправе был принять нормативный правовой акт, регулирующий такие отношения на всей территории объединенного края. В связи с чем, прежние нормативные акты субъектов Российской Федерации, объединившихся в Красноярский край, регулирующие прохождение муниципальной службы, подлежали признанию утратившими силу.
Исходя из изложенного, признание утратившей силу статьи 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ могло противоречить федеральному законодательству лишь в том случае, если бы после 1 января 2009 года вопрос дополнительного пенсионного обеспечения лиц, к числу которых относится и заявительница, остался бы неурегулированным.
Однако, статьей 8 Закона Красноярского края "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" № 6-1832 от 26.06.2008 года, вступившей на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в силу с 1 января 2009 года, были предусмотрены условия дополнительного пенсионного обеспечения, в виде пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе.
Действие указанной статьи распространяется и на Болину Г.С.
То обстоятельство, что статьей 8 указанного Закона края вопросы дополнительного пенсионного обеспечения лиц, ранее замещавших муниципальные должности категории "А" в органах местного самоуправления Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа урегулированы по иному, нежели в признанной утратившей силу статье 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ, не имеет правового значения в рамках настоящего дела, так как обстоятельством, имеющим значение для его правильного разрешения, является лишь установление факта обеспечения краевым законодателем непрерывности осуществления правового регулирования, связанного с дополнительным пенсионным обеспечением лиц, замещавших должности выборного должностного лица местного самоуправления. Такая непрерывность осуществлена путем комплексного подхода к формированию законодательства объединенного Красноярского края по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения, как лиц, замещавших должности муниципальной службы, так и лиц, замещавших должности выборного должностного лица местного самоуправления (принятие Законов края № 5-1565 от 24.04.2008 г. и № 6-1832 от 26.06.2008 г.)
С учетом изложенного, суд находит, что, признавая статью 48 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 июля 2003 года № 201-ОкЗ, утратившей силу с 1 января 2009 года краевой законодатель действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами федерального законодательства, регулирующими, как порядок принятия, так и порядок признания утратившими силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, в связи с чем, оснований для признания пункта 1 части 3 статьи 13 Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 года "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", противоречащим федеральному законодательству, у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Болиной Г.С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункта 1 части 3 статьи 13 Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 г. "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления) через Красноярский краевой суд.

Судья
Красноярского краевого суда
И.Н.ЗИНЧЕНКО



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru