Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ
от 23 апреля 2010 года

ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В 2009 ГОДУ


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Красноярского края от 26.12.2006 имеет номер № 21-5553, а не 21-553.

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Закона Красноярского края от 21.12.1995 № 8-193 "О Счетной палате Красноярского края" (в редакции Законов края от 15.04.1998 № 2-75 и от 26.12.2006 № 21-553) о ежегодном представлении Законодательному Собранию края отчета о деятельности Счетной палаты Красноярского края.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ В 2009 ГОДУ

Компетенция Счетной палаты Красноярского края (далее по тексту - Счетная палата края) определена Уставом Красноярского края, Законом Красноярского края от 21.12.1995 № 8-193 "О Счетной палате Красноярского края", Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В 2009 году деятельность Счетной палаты края осуществлялась в соответствии с утвержденным годовым планом работы, одной из основных составляющих которого явились контрольные мероприятия, инициированные комитетами Законодательного Собрания Красноярского края.
Значительное место было уделено также контрольным мероприятиям в рамках исполнения положений ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся обязательной внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
В условиях преодоления последствий мирового экономического и финансового кризиса, оказавшего влияние на состояние краевого бюджета ввиду специфики его формирования, Счетной палатой края осуществлялся мониторинг ситуации, складывающейся в экономике края, проводился анализ внешних и внутренних факторов рыночной конъюнктуры для целей бюджетного планирования.
Организация работы Счетной палаты края традиционно строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для эффективной деятельности контрольного органа в сфере государственных финансов: законности, объективности, независимости, гласности и последовательной реализации всех форм финансового контроля.
Целенаправленно уделялось особое внимание раскрытию вопросов эффективности бюджетных вложений, реализации программных мероприятий, определяющих приоритеты в проводимой на территории края социально-экономической политике.
Важным направлением в деятельности Счетной палаты края продолжает оставаться экспертно-аналитическая деятельность, значение которой возрастает, в том числе и в части, касающейся не только экспертизы проектов краевых законов, но и проектов долгосрочных целевых программ, утверждаемых Правительством края.
Дальнейшее развитие получила публичная деятельность Счетной палаты края как участника основных мероприятий, связанных с обсуждением и принятием краевого бюджета и утверждением отчетов о его исполнении, а также в части информирования населения края об итогах контрольной деятельности.

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КРАЯ
В 2009 ГОДУ

За 2009 год Счетной палатой края проведено 329 контрольных мероприятий, в том числе 258 в порядке предварительного контроля и 71 проверка в рамках текущего и последующего контроля.
В 2009 году проведено 16 заседаний коллегии Счетной палаты края, на которых было рассмотрено 80 вопросов, включая результаты всех проведенных проверок.
В процессе осуществления текущего и последующего контроля проверками было охвачено 227 объектов, относящихся к различным видам экономической деятельности. Среди них 43 органа государственной власти края, 6 краевых государственных учреждений, 11 администраций городов и районов края, 37 администраций поселений, 29 иных органов власти муниципальных образований края, 39 муниципальных учреждений, 3 закрытых акционерных общества, 23 общества с ограниченной ответственностью, 6 товариществ собственников жилья, Красноярский фонд обязательного медицинского страхования и другие.
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в размере 2785 млн. руб., в том числе установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 0,6 млн. руб., нецелевое использование имущества - 14,5 млн. руб., неэффективное использование средств краевого бюджета - 670,5 млн. руб., неэффективное использование имущества - 27,6 млн. руб., неправомерное использование средств краевого бюджета - 268,5 млн. руб. Прочие нарушения в использовании средств краевого бюджета составили свыше 1,8 млрд. руб.
В ходе проверок использования средств местных бюджетов установлены нарушения в их использовании в размере 28,3 млн. руб.
По результатам контрольных мероприятий направлено 46 предписаний по восстановлению средств в краевой бюджет, 41 из которых на 01.03.2010 снято с контроля как исполненное.
II.1. Деятельность Счетной палаты края охватывала все направления расходования средств краевого бюджета. В том числе особое внимание уделялось субсидированию хозяйствующих субъектов, получающих средства бюджета для обеспечения доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства населению и поддержки аграрного сектора экономики. Проводились контрольные мероприятия, связанные с использованием ресурсов краевого бюджета в инвестиционно-строительной деятельности и в области земельно-имущественных отношений.
Существующие проблемы в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства заключаются в ежегодном недоосвоении бюджетных инвестиций, продолжающемся росте объемов незавершенного строительства, недостижении показателей результативности целевых программ и недостаточной эффективности использования бюджетных средств, направляемых на поддержание в эксплуатационном состоянии объектов жизнеобеспечения муниципальных образований края. Невнятной продолжает оставаться тарифная политика организаций, занимающих монопольное положение на рынке коммунальных услуг, объясняемая необходимостью роста инвестиционной составляющей для обновления основных фондов и ввода новых мощностей с переносом соответствующих расходов на население. Вместе с тем изношенность оборудования в сфере жилищно-коммунального хозяйства остается высокой, а эффективность его отдачи не отвечает современным требованиям, что сказывается на качестве предоставляемых населению услуг.
Очевидный выход находится в реализации государственной политики по последовательной модернизации объектов теплоснабжения и сетевого хозяйства, снижению затрат путем оптимизации схем поставки тепла, применении энерго- и теплосберегающих технологий в жилом секторе, своевременном финансировании плановых предупредительных работ.
Неудовлетворительной остается исполнительская дисциплина главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств краевого и местных бюджетов в связи с недостаточной организацией контроля со стороны органов исполнительной власти края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, глав муниципальных образований.
Низким остается качество дорожного строительства и ремонта внутригородских дорог. Недостатки и проблемы в данной сфере неоднократно освещались в материалах Счетной палаты края.
Следует отметить, что проверками использования средств краевого бюджета, предоставленных бюджету г. Красноярска на ремонт, строительство, реконструкцию, содержание автомобильных дорог в предыдущие периоды, неоднократно устанавливались существенные нарушения и недостатки, а именно: отсутствие паспортов городских автомобильных дорог и дорожных сооружений как до, так и после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта и ввода их в эксплуатацию; осуществление и финансирование работ при отсутствии необходимых согласований конкурсной, проектно-сметной документации, разрешений на строительство; недостаточный контроль за выполнением подрядчиками условий муниципальных контрактов на фоне отсутствия полноценного независимого контроля качества выполняемых работ; неудовлетворительное качество проектно-сметной документации и недостаточная изначальная проработанность проектных решений, следствием чего становится удорожание стоимости строительства.
Кроме того, и в 2009 году использование средств краевого и федерального бюджетов, предоставленных г. Красноярску на указанные цели, характеризуется недостаточной степенью эффективности, в том числе ввиду их освоения не в полном объеме.
В то же время состояние дорог в краевом центре, наблюдаемое в настоящее время и усугубляющееся с каждым годом, наглядно демонстрирует, что и фактически использованные средства бюджетов всех уровней, в том числе в силу ненадлежащего качества выполнения работ, не способствовали существенному улучшению ситуации.
Одним из значимых для 2009 года мероприятий было расходное обязательство края на реализацию региональной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края". Контрольное мероприятие, проведенное по предложению депутатов Законодательного Собрания края по проверке использования средств краевого бюджета, направленных бюджетам муниципальных образований города Шарыпово и Минусинск на реализацию мероприятий региональной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края" в 2008 году и I полугодии 2009 года (аудитор Алдашова С.Г.), подтвердило, что государственная поддержка проведения капитального ремонта, объемы которой в проверяемых муниципальных образованиях более чем в 4 раза превысили объемы платы за капитальный ремонт, начислений населению за предыдущие три года, способствовала существенному улучшению эксплуатационных характеристик жилых домов. В ходе капремонтов модернизировано оборудование, применены энергосберегающие технологии и современные материалы.
Тем не менее анализ использования данных средств, с применением методов аудита эффективности, показал, что муниципальным образованиям края ни в 2008, ни в 2009 году не удалось реализовать приоритеты, обозначенные Фондом содействия реформированию ЖКХ, в части комплексности проводимых работ, что способствовало бы существенному обновлению основных фондов в жилищной сфере с ориентацией на применение политики ресурсосбережения.
Самым большим недостатком при проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов является неудовлетворительное качество выполняемых работ. Не оправдались ожидания органов власти на участие в капитальных ремонтах крупных строительных компаний края, имеющих большой опыт работы в жилищном строительстве. В работах участвовали в основном небольшие организации, не имеющие достаточных мощностей и квалифицированных кадров. Государственный контроль качества выполняемых работ законодательством сведен лишь к согласованию органами исполнительной власти муниципальных образований края итоговых документов (актов выполненных работ), поскольку Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены нормы общественного контроля, то есть контроля со стороны жителей многоквартирных домов.
В заключении по указанной проверке Счетной палатой края поставлено под сомнение выполнение сроков ликвидации в крае без учетного пользования энергоресурсами путем установления приборов учета потребления коммунальных услуг, как это установлено Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (к 01.01.2012). Данный вывод основан на том, что средства господдержки для решения поставленных задач в Законе края "О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов" не предусмотрены. Между тем, согласно региональной адресной программе "Переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в многоквартирных домах на территории Красноярского края" на 2009 - 2011 годы", основным источником финансирования которой обозначены средства граждан - собственников жилья, за 3 года ее действия планируется установить общедомовые приборы учета в 20412 многоквартирных домах, что в 6,7 раза превышает количество уже оснащенных ими домов.
В ходе контрольных мероприятий особое внимание было обращено на соблюдение законодательства главными распорядителями бюджетных средств всех уровней бюджетной системы. Количество нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий в сфере ЖКХ, составляет самую значительную долю от общего количества нарушений, выявленных соответствующим направлением Счетной палаты края.
В том числе не соблюдались положения Бюджетного кодекса РФ, не исполнялись требования нормативных правовых актов, регулирующих финансово-бюджетные вопросы и учетную политику организаций. Имело место неисполнение в надлежащем порядке механизмов реализации краевых целевых и долгосрочных программ.
Заказчиками работ в сферах строительства и ЖКХ, подрядными организациями не учитываются нормы Жилищного, Градостроительного и Гражданского кодексов РФ, а также необходимость исполнения требований нормативных правовых актов в части формирования проектной документации и обязательного наличия проектов организации, проектов производства работ, которые позволяют осуществлять контроль качества. Не соблюдаются условия договоров подряда о сроках выполнения работ, а заказчиками работ не применяются штрафные санкции к виновным.
Организациями, управляющими жилфондом (на примере городов Минусинска и Шарыпово), не в полной мере соблюдаются Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Все вышеперечисленное является не только следствием неудовлетворительного уровня правосознания граждан, но и недостаточности ведомственного финансового контроля, закрепленного за главными распорядителями бюджетных средств ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. Безнаказанность приводит к расхолаживанию и необязательности со стороны конкретных должностных лиц и специалистов, что может повлечь более серьезные последствия, вплоть до чрезвычайных ситуаций.
Проведены тематические проверки в Идринском и Шарыповском районах. Основной вывод контрольного мероприятия по использованию средств краевого бюджета, выделенных в 2008 году и в I полугодии 2009 года бюджету муниципального образования Идринский район на реализацию мероприятий, направленных на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения, а также на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения (аудитор Алдашова С.Г.), состоит в том, что выделяемые средства краевого бюджета направлялись на поддержание объектов в рабочем эксплуатационном состоянии, при этом не обеспечивалась модернизация и обновление основных фондов, не приобреталось современное оборудование.
Безрезультатное использование средств краевого бюджета и безответственность должностных лиц в муниципальных образованиях края не позволяют успешно реализовывать одну из важнейших задач органов власти - повышение качества жизни населения.
На основании Закона края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях" по факту нецелевого использования средств, выделенных бюджету муниципального образования Идринский район, составлено два протокола об административных правонарушениях, которые направлены для принятия соответствующих мер в службу финансово-экономического контроля края (на виновных наложены административные штрафы, которые ими оплачены). Материалы проверки направлены также в прокуратуру края.
Проверка эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционных проектов на территории Красноярского края за счет средств краевого бюджета в 2008 году и I полугодии 2009 года (аудитор Воропаев Д.В.) проведена по предложению комитета по экономической политике Законодательного Собрания края.
В соответствии с Законом края от 03.09.2004 № 12-2278 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае" под инвестиционным проектом понимается совокупность документации, представляющая собой экономическое, финансовое и правовое обоснование осуществления инвестиционной деятельности, для выполнения которой заключен договор о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории края, при этом инвестпроект должен быть зарегистрирован в реестре инвестиционных проектов. Тем не менее проверка показала, что предоставление бюджетных инвестиций из краевого бюджета осуществлялось не только в рамках поддержки инвестиционных проектов, отвечающих указанным критериям, поскольку анализ соблюдения установленного порядка использования бюджетных средств выявил ряд его нарушений, а также пробелов и внутренних несоответствий в нормативно-правовой базе края, обеспечивавшей в проверяемом периоде принятие решений об оказании государственной поддержки инвестиционных проектов.
В частности, реализация крупных проектов, таких как "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" и "Зона затопления Богучанской ГЭС", в силу их специфики фактически выходит за рамки, установленные Законом края, что свидетельствует о необходимости внесения в него соответствующих изменений в целях создания надлежащей формализованной основы для оказания господдержки при реализации такого рода проектов.
Всего в периоде, охваченном проверкой, планировалось осуществление господдержки трех инвестиционных проектов и предоставление средств на разработку проектно-сметной и разрешительной документации семи объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов. Стоит отметить, что предпринимаемые действия по осуществлению выборочной ограниченной поддержки приоритетных направлений промышленного развития дали определенные положительные результаты. Так, по данным о реализации двух проектов получены: бюджетный эффект в виде дополнительных поступлений налогов в консолидированный бюджет края в общей сумме 22,7 млн. руб., социальный эффект в виде создания 73 дополнительных рабочих мест. В то же время дать комплексную оценку бюджетной и социальной эффективности предпринятых мер поддержки на момент проверки не представилось возможным ввиду отсутствия соответствующих сведений по большинству направлений, а также видимых результатов реализации ряда проектов с учетом нахождения их на промежуточном этапе при сомнительных перспективах их осуществления в будущем, что может стать предпосылкой недостижения их конечного результата.
Результаты контрольного мероприятия в целом свидетельствуют о том, что до настоящего времени системная основа в организации государственной поддержки инвестиционных проектов за счет средств краевого бюджета еще не сформирована, при этом наиболее слабым звеном является контроль за ходом их реализации, о чем свидетельствуют выявленные в ходе проверки факты ненадлежащего выполнения инвесторами установленных требований при получении государственной поддержки, что привело к невостребованности предусмотренных в краевом бюджете средств в размере 96,1 млн. руб. К ним отнесены: изменения существенных характеристик инвестиционных проектов инвесторами по своему усмотрению без надлежащей корректировки и согласования проектной документации; недостижение запланированных результатов реализации проектов, отсутствие реальных рычагов влияния на крупных инвесторов, применяющих произвольный подход к исполнению принятых обязательств; недостатки в обеспечении имущественных интересов края (по ряду объектов, включенных в Реестр госсобственности края, установлены отклонения между их балансовой собственностью и затратами на их создание на сумму, оцениваемую в 90 млн. руб.); необоснованность и низкая эффективность принимаемых решений при реализации проектов непосредственно органами исполнительной власти края; недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования; неэффективное использование бюджетных средств в размере 53,6 млн. руб.
Состояние агропромышленного комплекса как составной части реального сектора экономики служит одним из индикаторов социально-экономического развития регионов. Поддержка сельскохозяйственного производства, в том числе с точки зрения выполнения антикризисных мер, предполагает не только решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности, занятости населения, закрепления людей на селе, но и пополнение бюджета, обеспечение работой ряда других отраслей экономики.
Вместе с тем в своих заключениях на проекты законов края о краевом бюджете на очередной финансовый год и отчетах о его исполнении Счетная палата края регулярно отмечает проблемы, сохраняющиеся в агропромышленном комплексе, и тенденции, характеризующие его перспективы в условиях проводимой в крае аграрной политики. Суть их в отсутствии стабильной государственной поддержки агропромышленного комплекса при сохранении на протяжении длительного периода времени единых сценарных условий (диспаритет, конкурентоспособность, проблемы сбыта, переработки и хранения, платежеспособность, занятость и производительность труда), не позволяющих решать проблемы в данной сфере экономики. Ежегодное введение и исключение направлений расходов без должного финансово-экономического обоснования и данных мониторинга, без глубокой проработки проблем и последствий отказа в господдержке ставит под сомнение возможность эффективного освоения средств, создание предпосылок для расширенного воспроизводства на основе модернизации, особенно в условиях кризиса.
В прошедшем году на данном направлении по поручению комитета по делам села и агропромышленной политики Законодательного Собрания края проведена проверка эффективности использования средств краевого бюджета на оказание государственной поддержки приобретения техники и оборудования для субъектов агропромышленного комплекса края за 2007 - 2008 годы (аудитор Никитина С.К.).
По результатам контрольного мероприятия отмечено, что введение ставки субсидирования в размере 50% на энергонасыщенную и ресурсосберегающую технику и увеличение объема государственной поддержки до 833,4 млн. руб. позволило начать переход к техническому перевооружению и модернизации технологических процессов сельскохозяйственного производства и создать предпосылки для перехода к прогрессивным ресурсосберегающим технологиям для повышения конкурентоспособности продукции.
В то же время в очередной раз отмечено сохранение бессистемности и распыленности в распределении средств, формальность применения показателя результативности бюджетных расходов и неэффективность внутреннего контроля. Предоставление равного права для субъектов АПК на получение господдержки при отсутствии минимальных показателей, например, такого, как наличие обрабатываемой посевной площади в соответствии с мощностью приобретаемой техники, привело к увеличению количества получателей субсидий физических лиц - индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств. В то же время не воспользовались субсидиями на обновление парка тракторов и комбайнов сельскохозяйственные организации 5 районов края (2007 год - 13 районов), от 1 до 5 единиц субсидировалось по 11 районам края (2007 год - 16 районов).
В результате ненадлежащего контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств допущены факты выплаты субсидий с нарушением условий, предусмотренных Законом края о государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края. На снижение эффективности государственного субсидирования повлиял рост цен на технику, приобретаемую через ряд посредников при отсутствии законодательно установленного ограничения размера торговой наценки, не имеющих развитой сети сервисных центров и гарантийного обслуживания в Красноярском крае. В ходе встречных проверок по всем хозяйствам отмечалось наличие претензий к качеству приобретенной новой техники. Служба Гостехнадзора принимала участие в экспертизе по 24 претензиям к поставщикам по новым машинам, из которых по 18 бракованным узлам и агрегатам претензии устранены в полном объеме.
На протяжении ряда лет у большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей сформирована высокая зависимость результатов хозяйственно-финансовой деятельности от средств господдержки, а также от заемных средств. При растущей закредитованности хозяйств оказание господдержки на обновление основных фондов связано с риском потери заложенной техники при невозврате кредитов и банкротстве хозяйств. Риски усугубляются ростом затрат на ГСМ, электроэнергию и промышленные изделия, используемые в сельском хозяйстве, а также проблемами с реализацией продукции сельского хозяйства по приемлемым ценам и ужесточением условий субсидирования с 2009 года.
Как отмечалось в заключениях Счетной палаты края, перевод субсидирования субъектов АПК на краевой уровень при слабой ответственности районного звена не позволяет обеспечить должный контроль за использованием бюджетных средств.
При очевидной эффективности данной формы государственной поддержки основным условием раскрытия заложенного потенциала остается требование комплексного подхода к техническому и технологическому обновлению парка сельскохозяйственной техники и оборудования исходя из поставленных задач и результатов государственной поддержки, а также закрепления мер ответственности за конкретными должностными лицами.
По результатам проверки министерству сельского хозяйства и продовольственной политики края в целях повышения результативности использования бюджетных средств было предложено рассмотреть вопросы уточнения механизма субсидирования с учетом отмеченных замечаний, а также использовать возможности разработки с участием муниципальных районов края комплексной программы материально-технического перевооружения сельскохозяйственного производства, с использованием научных рекомендаций по применению современных технологий.
Принимая во внимание нарушения, отмеченные при выплате бюджетных средств, а также условия возврата субсидий в случае отчуждения техники в течение 3 лет со дня приобретения, предложено наделить службу по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края полномочиями по оперативному контролю за учетом и движением субсидируемой техники.
Тематике земельно-имущественных отношений, как наиболее проблемных с точки зрения их упорядоченности, было посвящено контрольное мероприятие, осуществленное в соответствии с предложением комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Законодательного Собрания края. Цель проверки заключалась в оценке эффективности и законности использования средств краевого бюджета в 2006 - 2007 годах на реализацию краевой целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003 - 2007 годы" (аудитор Воропаев Д.В.). Аналогичная проверка за период реализации программы с 2003 года проводилась в 2005 году. При этом стоит отметить, что многие из установленных тогда нарушений и недостатков были отмечены повторно, что свидетельствует о неполном выполнении соответствующего плана мероприятий по их устранению, в свою очередь указывающего на формальное отношение к его принятию и выполнению.
При анализе итогов исполнения программы был отмечен положительный эффект от ее реализации. Предприняты шаги по созданию и наполнению соответствующей информацией автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, а также по разграничению государственной собственности на землю. Осуществлена кадастровая оценка земель для целей налогообложения на территории края, позволившая обеспечить переход на взимание земельного налога по новой системе налогообложения земель, проведены необходимые работы по определению границ муниципальных образований края.
В то же время анализ выполнения мероприятий программы в контексте результатов, указанных в ее паспорте, свидетельствовал о недостижении большинства из них, что не позволило оценить исполнение программы в целом как эффективное.
Это в равной степени было обусловлено имевшим место в 2003 - 2004 годах недофинансированием ее мероприятий, отменой финансирования по ряду мероприятий в 2005 году, а также низким уровнем исполнения как со стороны исполнителей работ, так и заказчиков.
Экономический эффект от реализации программы, состоящий в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей, также был достигнут не в полной мере, несмотря на то, что на реализацию мероприятий, оказывающих непосредственное влияние на рост поступлений земельных платежей (инвентаризационные мероприятия, проведение работ, связанных с разграничением государственной собственности на землю, землеустроительные работы по установлению границ, межеванию и определению кадастровой стоимости земельных участков, в том числе сформированных в счет невостребованных земельных долей) из краевого бюджета было направлено порядка 130 млн. руб., что составляет 63% от общей суммы финансирования программы.
Программа была принята в соответствии с федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", в связи с чем во многом повторяет систему ее мероприятий, однако в отличие от нее не распространяет свое действие на решение аналогичных задач муниципальными образованиями края, где проблемы земельно-имущественных отношений стоят особенно остро.
Как следствие координации мероприятий федеральной и краевой программ порядка половины из них как в количественном, так и в денежном выражении относилось к федеральным расходным обязательствам, что противоречит п. 6 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ. По факту исполнения программы за весь период ее реализации общий объем инициативных расходов краевого бюджета составил 116761,5 тыс. руб.
Изложенное с учетом того, что конечные социально-экономические результаты программы были определены нечетко, в ней отсутствовала система показателей для измерения результатов ее реализации (индикаторы экономической и социальной эффективности), необходимых и достаточных для оценки программы, позволило сделать вывод, что программа была ориентирована скорее на получение дополнительного финансирования, чем на достижение конечного результата.

]]>
В большинстве случаев отмечается позитивное отношение к проведению контрольного мероприятия Счетной палатой края с положительной реакцией на устанавливаемые в ходе проверок замечания. Оперативно принимались меры по их устранению, в основном отсутствовали замечания, отмеченные по результатам ранее проведенных проверок.
Вместе с тем имел место факт отказа в предоставлении информации при проведении внешней проверки годовой бюджетной отчетности Избирательной комиссии края.
Кроме того, Избирательная комиссия является единственным из всех проверенных главных администраторов бюджетных средств, не исполнивших предписание Счетной палаты края о восстановлении средств в краевой бюджет и решение комитета по бюджету и налоговой политике Законодательного Собрания края.
Комплекс проведенных проверок позволил сделать вывод о наличии резервов повышения качества бюджетного планирования и использования средств краевого бюджета.
О наличии возможностей повышения качества бюджетного планирования при администрировании неналоговых доходов краевого бюджета свидетельствуют результаты внешних проверок, в ходе которых выявлены факты невнесения корректировок в доходную часть бюджета при наличии фактических поступлений, существенное перевыполнение первоначально утвержденных назначений, значительные объемы невыясненных поступлений.
Отмечен существенный объем внутренних перемещений ассигнований между кодами бюджетной классификации и квартальными назначениями как по размеру, так и по количеству операций, что в большинстве случаев, безусловно, связано с необходимостью обеспечения их деятельности, но в то же время создает дополнительный объем работы, а также указывает на наличие резервов повышения качества управления финансовыми ресурсами.
Установлены факты нарушения бюджетного законодательства в части внесения изменений в сводную бюджетную роспись без последующей корректировки Закона края о краевом бюджете на 2008 год. Расширение в Законе края о краевом бюджете на 2008 год перечня оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись расходов краевого бюджета по сравнению с положениями, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ, не обеспечено контролем со стороны министерства финансов края и главных распорядителей бюджетных средств.
В целом в ходе внешних проверок установлено, что с нарушениями использовалось 2,2 млрд. руб.
Установлено неэффективное использование средств краевого бюджета и краевого государственного имущества (32 главных распорядителя бюджетных средств (далее - ГРБС) на общую сумму 139815,9 тыс. руб.), а также неправомерное использование средств краевого бюджета, связанное с несоблюдением нормативных правовых актов и других документов (29 ГРБС - 34608,5 тыс. руб.).
Финансирование расходов Постоянного представительства Красноярского края при Правительстве Российской Федерации осуществлялось на банковский счет, минуя казначейское исполнение краевого бюджета. От неэффективного использования краевой собственности недопоступление арендной платы и потери краевого бюджета в 2008 году составили 2679,8 тыс. руб.
В качестве положительного момента следует отметить, что штатная численность работников органов исполнительной власти края (государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности края), а также иных работников исполнительных органов государственной власти Красноярского края, не превышала предельную численность, установленную нормативными правовыми актами края.
Премирование лиц, замещающих государственные должности края, и государственных гражданских служащих края, а также работников, оплата труда которых производилась на основе краевой тарифной сетки, осуществлялось, в основном, с соблюдением действующих нормативных правовых актов и в пределах установленного фонда оплаты труда.
Вместе с тем при внешней проверке годовой бюджетной отчетности установлено, что в приказах руководителей о премировании сотрудников были обозначены виды заданий особой важности и сложности, но не содержалось указание на личный вклад гражданского служащего края в достижение целей и задач, поставленных перед государственным органом, что не соответствует положениям статьи 8 Закона края от 09.06.2005 № 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края" (Уполномоченный по правам человека в крае, казначейство края, агентство по управлению государственным имуществом края, министерство транспорта и связи, агентство ГО, ЧС и пожарной безопасности края, служба по контролю в сфере природопользования, министерство культуры края, министерство внешних связей и инвестиционной политики края, министерство спорта, туризма и молодежной политики края).
В ходе проверок установлены факты нарушения статьи 14.1 Закона края от 21.12.2005 № 17-4314 "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края" в части соблюдения порядка исчисления денежного содержания гражданского служащего, что привело как к занижению размеров выплат работникам, так и к неправомерным выплатам, которые были предложены к восстановлению в краевой бюджет.
Многочисленные нарушения выявлены при проверке соблюдения норм, установленных Постановлением Совета администрации края от 13.09.2006 № 282-п "О нормах расходов на содержание органов исполнительной власти края" и Указом Губернатора края от 28.08.2008 № 137-уг "О нормах расходов на содержание Губернатора Красноярского края, Правительства Красноярского края, иных органов исполнительной власти Красноярского края, Администрации Губернатора Красноярского края". Допускался перерасход ГСМ; имело место превышение объема услуг сотовой связи и продолжительности междугородных переговоров, а также использование сотовых телефонов лицами, не включенными в перечень лиц, которым разрешается использовать в работе средства сотовой связи, или по перечню, не согласованному в установленном порядке, за счет средств краевого бюджета.
Следует отметить, что ряд ГРБС оперативно принимал меры по удержанию с работников сумм за превышение лимитов. Руководителям организаций, где нарушения не были устранены, направлены предписания по восстановлению средств в краевой бюджет.
В ходе внешней проверки выборочно рассмотрены вопросы соблюдения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Нарушения и недостатки установлены в агентстве по ГО, ЧС и пожарной безопасности края, службе по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники края, службе по контролю в сфере природопользования края, министерстве природных ресурсов и лесного комплекса края, агентстве по обеспечению деятельности мировых судей края, службе по контролю в области образования края, агентстве по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов края, министерстве внешних связей и инвестиционной политики края.
Внешние проверки показали отдельные случаи несоблюдения требований Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Отмечена неполнота и неинформативность отчетных данных: незаполнение обязательных форм бухгалтерской отчетности, несоответствие плановых назначений показателям бюджетной росписи, внутренняя несогласованность отдельных форм отчетности, отсутствие в пояснительных записках достаточной информации, позволяющей дать оценку факторам, повлиявшим на исполнение краевого бюджета, отсутствие полной информации о результатах деятельности органов исполнительной власти края и другие.
Главными распорядителями бюджетных средств не на должном уровне осуществлялся ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, отмечался низкий уровень контроля за соблюдением муниципальными образованиями края - получателями субвенций и субсидий условий, установленных при их предоставлении, а также за выполнением переданных государственных полномочий.
Установлены факты, способные негативно повлиять на достоверность бюджетной отчетности:
- неотражение, излишнее либо неверное отражение дебиторской и кредиторской задолженности;
- необеспечение охвата имущества и финансовых обязательств инвентаризацией как главными распорядителями бюджетных средств, так и подведомственными им учреждениями.

IV. ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В течение 2009 года Счетной палатой края рассмотрено 228 законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств краевого бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение, в том числе с использованием антикоррупционной экспертизы. По результатам рассмотрения проектов законов Счетной палатой края было высказано 246 замечаний и предложений, из которых при принятии законов края на настоящий момент учтено 82.
Кроме того, в органы государственной власти направлено 194 информационных письма по результатам рассмотрения законопроектов.
Тематика рассмотренных проектов законодательных актов затрагивала широкий круг вопросов в сфере экономики, бюджета и налогового законодательства.
Центральное место в экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты края было отведено вопросам формирования и исполнения краевого бюджета, подготовки заключений на проекты законов о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на законопроекты о внесении изменений в закон края о краевом бюджете.
В соответствии с бюджетным законодательством Счетная палата края осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджетов каждого финансового года, реализуемого на трех последовательных стадиях: стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за очередной финансовый год.
В рамках предварительного контроля осуществлялся анализ основных характеристик краевого бюджета на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов. Экспертиза проекта краевого бюджета по доходам и расходам проводилась с точки зрения его соответствия общенациональным приоритетам, целям и задачам социально-экономического развития региона. В очередной раз отмечалось, что до настоящего времени законом края не утверждена Программа социально-экономического развития Красноярского края, устанавливающая приоритеты экономического развития, стратегические цели и задачи.
Основной особенностью проекта краевого бюджета являлось его формирование в условиях продолжающегося влияния мирового финансового и экономического кризиса.
В заключении Счетной палаты края отмечено, что к основным задачам, которые требуется решить для преодоления кризиса, следует отнести повышение внутреннего спроса на основе обеспечения занятости населения, облегчение доступа к кредитным ресурсам, накладывание моратория на увеличение налоговой нагрузки и финансовых изъятий, поддержание макроэкономической устойчивости для стимулирования инвестиций, повышение конкурентоспособности производимых товаров на внутреннем и внешнем рынках, легализацию "теневого сектора" экономики, повышение открытости в политике крупнейших финансово-промышленных групп, являющихся основными плательщиками налогов в бюджетную систему края.
В рамках текущего контроля Счетная палата края ежемесячно на основании информации, поступающей от министерства финансов края, проводит анализ исполнения краевого бюджета. Результаты анализа нашли отражение при подготовке заключений Счетной палаты края.
Анализ помесячного исполнения краевого бюджета свидетельствует о том, что наибольший объем финансирования расходов приходится на ноябрь - декабрь, наименьший - на январь. По причине наличия данной серьезной проблемы становится закономерностью, когда основной объем средств направляется получателям в конце финансового года, что способствует неэффективному, а в некоторых случаях незаконному использованию бюджетных средств, что сопряжено с нанесением финансового ущерба краевому бюджету. Прежде всего, неравномерно производилось финансирование краевых целевых программ, где поквартально расходы распределились следующим образом: I квартал - 10,5%, II квартал - 16,2%, III квартал - 25,5%, IV квартал - 47,8%.
В рамках последующего контроля осуществлена внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2008 год.
Деятельность Счетной палаты края в сфере оценки действий и мероприятий исполнительной власти края, направленных на использование полномочий, отведенных субъектам Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот, включала в себя исполнение поручения комитета по бюджету и налоговой политике Законодательного Собрания Красноярского края по оценке эффективности предоставления льгот по налогу на имущество организаций.
Предоставленные на краевом уровне льготы по налогу на имущество организаций формально соответствуют условиям и ограничениям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части обязательности определения категории налогоплательщиков при предоставлении льготы.
Региональные льготы реальному сектору экономики были ориентированы на поддержку диверсификации структуры экономики края, товаропроизводителей (отрасли, виды производств), которые должны были обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, в том числе и на мировом рынке, и при установлении были ориентированы на экономический и фискальный эффект в будущем.
Проведенный анализ исполнения заявляемых при введении льгот параметров и целей не подтверждает в полной мере признание всех действовавших льгот эффективными. Как показала практика предыдущих лет, цели, заявленные при установлении льгот, не достигнуты.
В период действия Закона края от 08.11.2007 № 3-674 "О налоге на имущество организаций", даже с учетом преемственности налоговой политики, существенного влияния на функционирование экономики края в результате применения стимулирующей функции льгот не достигнуто.
Несмотря на влияние кризиса на бюджет края, необходимость соблюдения баланса интересов экономики и бюджета, перечень видов экономической деятельности, поддерживаемых на краевом уровне путем предоставления льгот по налогам, растет. В этой связи отмечено, что требуется пересмотр и увязка, с учетом новых кризисных тенденций, подходов к формированию и реализации на региональном уровне налоговой политики, с учетом необходимости перевода экономики на инновационный путь развития.
Значительный объем в экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты края занимает финансовая экспертиза законопроектов, в том числе касающихся принятия долгосрочных целевых программ. Основной проблемой, которая здесь присутствует, и на что регулярно обращается внимание, является недостаточное качество подготовки законопроектов, в том числе финансово-экономических обоснований. Свыше 30% законопроектов и принятых законодательных актов края в течение года пересматриваются от 2 до 5 раз. Продолжается практика направления законопроектов на заключение в Счетную палату края в срочном порядке, что создает проблемы для проведения углубленного и объективного анализа.
В своих заключениях на проекты законов о краевом бюджете на очередной финансовый год, а также при анализе материалов контрольных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях края, Счетная палата края регулярно уделяет внимание вопросам состояния численности работников государственных и муниципальных органов власти. Из анализа последних тенденций, на что обращается внимание Счетной палатой края, следует, что, несмотря на принимаемые меры по оптимизации численности органов управления, имеет место скрытое увеличение численности в органах исполнительной власти края в связи с увеличением численности краевых государственных учреждений и муниципальных учреждений.
Необходимо отметить, что административная реформа, предусматривающая сокращение избыточных и дублирующих функций, оптимизацию структуры органов власти, призвана обеспечить качество государственных услуг, более эффективное и доступное взаимодействие граждан с органами власти, ликвидацию возможности для коррупции. Между тем увеличение численности государственных гражданских служащих путем неоднократного изменения структуры органов исполнительной власти края, увеличение расходов в новых структурах, вместо использования внутренних резервов и внедрения передовых технологий, консерватизм отдельных решений сдерживает достижение результативности происходящего реформирования. Отвлечение специалистов от выполнения основных функций в связи с проводимыми преобразованиями усложняет управляемость и оперативность, негативно отражается на качестве предоставляемых государственных услуг.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСТРАНЕНИЕМ НАРУШЕНИЙ,
ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ ПРОВЕРОК СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ КРАЯ

Контроль Счетной палаты края за реализацией мероприятий, направленных на устранение нарушений и недостатков, выявляемых в ходе проверок, является важным элементом ее деятельности, характеризующим результативность работы контрольного органа в развитии контрольной функции государственных финансов.
Основным направлением в реализации результатов контрольной деятельности Счетной палаты края является ее взаимодействие с Законодательным Собранием края, которому она подотчетна как органу, осуществляющему высший уровень государственного финансового контроля. Непосредственное выполнение данной функции Счетной палатой края, как специального органа государственного финансового контроля, осуществляется через комитеты Законодательного Собрания края.
Исходя из указанного, основополагающим правилом при реализации итогов контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой края, остается рассмотрение заключений и аналитических записок контрольного органа в комитетах высшего законодательного органа края. В подавляющем большинстве случаев депутатами Законодательного собрания края поддерживаются выводы и предложения Счетной палаты края. Вместе с тем здесь имеются дополнительные резервы по улучшению качества представляемых заключений с точки зрения их убедительности и доказательности, а также поиска и применения новых форм раскрытия материалов контрольных мероприятий.
На основании решений комитетов Законодательного Собрания края по результатам рассмотрения заключений Счетной палаты края даются соответствующие поручения и рекомендации органам исполнительной власти края и местного самоуправления, выносятся иные решения.
К основным мерам по устранению выявленных нарушений и недостатков и следствием контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой края, относятся:
- возврат в краевой и местный бюджеты израсходованных не по целевому назначению, неправомерно или неэффективно бюджетных средств (в отчетном году Счетная палата края впервые исполняла функции администратора доходов краевого бюджета по возмещению сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходов, полученных от их использования);
- внесение изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные акты, направленных на устранение условий или причин, способствующих возникновению выявленных нарушений, неэффективному использованию ресурсов бюджета и государственного имущества;
- отмена или изменение нормативных и распорядительных документов органов исполнительной власти и руководителей хозяйствующих субъектов, расторжение договоров и контрактов или внесение в них необходимых изменений и дополнений в случае их несоответствия действующему законодательству или создания условий для неэффективного расходования бюджетных средств и управления краевой государственной собственностью;
- наведение порядка в бухгалтерском учете;
- усиление контроля в части осуществления полномочий по администрированию доходов;
- направление материалов по результатам контрольных мероприятий в адрес прокуратуры Красноярского края и ГУВД Красноярского края в соответствии с действующим законодательством и в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве.
В отдельных случаях для достижения результатов проверок направляются письма, имеющие характер докладных записок, в адрес Губернатора Красноярского края и председателя Законодательного Собрания края, содержащие обобщающие материалы по контрольным мероприятиям, где количество и характер нарушений свидетельствуют о нанесении очевидного ущерба интересам краевого бюджета, включая вопросы эффективности управления общественными финансами.
Выявленные, но не устраненные в ходе проверок нарушения, включая вовремя не возмещенные в краевой бюджет суммы нецелевого и незаконного использования средств, находятся на контроле Счетной палаты края, по ним проводится соответствующая работа.

VI. ВЫВОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Результаты деятельности Счетной палаты края за весь период ее деятельности свидетельствуют о постепенном сокращении объема нарушений, связанных с нецелевым и неправомерным расходованием бюджетных средств. Относительно благополучнее в этом смысле обстоят дела с использованием ресурсов краевого бюджета в социальной сфере, вместе с тем продолжают присутствовать проблемы на уровне муниципальных образований, подавляющее число которых реализует свои функции управления и бюджетные полномочия за счет средств финансовой поддержки из краевого центра. Сохраняются проблемы при решении вопросов финансирования жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленной отрасли, инвестиционно-строительной деятельности.
На современном этапе особую актуальность приобретают вопросы эффективности расходования бюджетных средств, на чем Счетная палата края регулярно акцентирует внимание в своих материалах. Практика деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации и в крае показывает, что к достижению конкретных результатов ведет не столько бюджет сам по себе, сколько государственная финансово-экономическая политика и деятельность государственного сектора экономики. Это означает, что применительно к контрольно-счетным органам, созданным при представительных органах государственной власти, контрольная деятельность не должна сводиться лишь к выявлению и анализу отклонений в бюджетной отчетности и фактам неквалифицированного обхождения с действующим законодательством.
При осуществлении контроля за исполнением бюджета в качестве приоритетной выдвинулась задача повышения качества анализа результативности и эффективности управления публичными ресурсами, поскольку неисполнение обязательств, в особенности взятых на себя в сфере реализации программных мероприятий и инвестиционной деятельности, ведет в большинстве случаев к разбазариванию бюджетных средств, а отсутствие скоординированных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления размывает ответственность за достигнутые результаты.
К сожалению, в настоящее время контрольно-счетные органы субъектов РФ не имеют достаточного законодательного обеспечения, позволяющего определять и квалифицировать факты нанесения ущерба субъекту Российской Федерации, ввиду неэффективных действий органов исполнительной власти.
Необходимо отметить, что Счетная палата края принимает активное участие в работе на данном направлении в рамках инициатив, исходящих от Счетной палаты Российской Федерации, а также в выработке солидарных предложений, излагаемых в резолюциях Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Исключительное внимание со стороны Счетной палаты края уделяется укреплению взаимодействия с комитетами Законодательного Собрания края при планировании контрольных мероприятий и рассмотрении их результатов, поскольку это напрямую связывается с возможностями наиболее полной реализации имеющегося потенциала краевого государственного контрольного органа и является основой для укрепления финансовой дисциплины в бюджетной сфере, повышения качества управления краевой собственностью.
В 2009 году наиболее эффективно работа Счетной палаты края традиционно выстраивалась с комитетами Законодательного Собрания края по бюджету и налоговой политике (председатель Семенов В.В.), по вопросам законности и защите прав граждан (председатель Абакумов Ю.К.), по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества (председатель Клешко А.М.), по образованию, науке и культуре (председатель Нечаев В.С).
Отдельное место в деятельности Счетной палаты края занимает работа над проектами краевого бюджета на очередной финансовый год. Сложившийся в последние годы формат взаимодействия с комитетами Законодательного Собрания края, в особенности с комитетом по бюджету и налоговой политике, министерством финансов края и органами исполнительной власти края, экспертно-правовым управлением высшего законодательного органа края, федеральными структурами, позволяет Счетной палате края в полной мере раскрывать свои возможности и находить понимание в дискуссиях, сопровождающих принятие главного финансового документа. В условиях мирового финансово-экономического кризиса, на который экономика и бюджет края ввиду своей специфики отреагировали снижением финансовых результатов и возможностей, расширение взаимодействия при работе над бюджетом позволит избежать неоправданных рисков при принятии решений, не подтвержденных ресурсами и имеющимся к их исполнению потенциалом.
Счетная палата края продолжает являться регулярным участником публичных слушаний по проектам краевого бюджета на очередной финансовый год и отчетов о его исполнении на правах основного содокладчика к выступлению заместителя председателя Правительства края - министра финансов края.
В коллективе Счетной палаты края достаточно активно ведется поиск новых форм и методов контрольной и экспертно-аналитической деятельности для улучшения качества представляемых заключений как законодательным и исполнительным органам власти края, так и главным распорядителям средств краевого бюджета на краевом и муниципальном уровне. Главной задачей здесь является более полное раскрытие нарушений и недостатков, с соответствующими последствиями для нарушителей бюджетного законодательства, а также обозначение имеющихся проблем в деятельности участников бюджетного процесса, что способствует улучшению качества бюджетного планирования, повышению квалификации финансового и бухгалтерского аппарата проверяемых организаций.
В 2009 году Счетная палата края продолжала развивать сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерацией, с контрольно-счетными органами, расположенными на территории Сибирского федерального округа.
Являясь активным членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (председатель Степашин С.В.) на всех конференциях и совещаниях, организуемых Счетной палатой Российской Федерации и под ее эгидой в рамках АКСОР, Счетная палата края выступает с докладами и сообщениями по актуальным теоретическим и прикладным проблемам в области государственного финансового контроля.
В течение 2009 года в развитие сложившегося взаимодействия было обеспечено участие Счетной палаты края по совместному проведению мониторинга социально-экономической ситуации, складывающейся в регионах России, с целью анализа последствий мирового финансового кризиса.
В целях повышения эффективности государственного финансового контроля осуществлялась координация действий при планировании контрольных мероприятий со службой финансово-экономического контроля, находящейся в ведении министерства финансов Красноярского края.
Согласованность и единообразие подходов при проведении контрольных мероприятий в крае обеспечивается с учетом применения Классификатора нарушений и недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса (с поправками в соответствии с изменениями, внесенными в 2009 году в Бюджетный кодекс РФ), утвержденного председателем Счетной палаты края и заместителем председателя Правительства края - министром финансов края.
Немало уделено внимания в прошедшие три года развертыванию процесса организации контрольно-счетных органов на уровне муниципальных образований края. Исключением не стал и 2009 год.
По инициативе Счетной палаты края на базе Кадрового центра Управления кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края регулярно на протяжении четырех лет организуются обучающие семинары, имеющие своей целью ознакомить работников муниципальных КСО с изменениями в финансовом и бюджетном законодательстве, а также повысить квалификацию руководителей и сотрудников вновь образованных контрольно-счетных органов муниципальных образований. Проводятся круглые столы по наиболее актуальным вопросам деятельности контрольно-счетных органов с участием депутатов Законодательного Собрания края. Со стороны Счетной палаты края муниципальным КСО в оперативном режиме оказывается методическая помощь, несмотря на то, что ее предоставление ограничивается временными возможностями аудиторов и специалистов краевого контрольного органа.
В настоящее время организованы и работают 45 контрольных органов в городах и районах края, а также в Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах. Вместе с тем дальнейший процесс их укрепления фактически приостановлен ввиду нерешенности ряда законодательных и финансовых вопросов, в последнем случае по причине высокой дотационности подавляющего большинства муниципальных образований края, в особенности сельских территорий.
По-прежнему актуальными остаются вопросы материально-технического и информационного обеспечения деятельности муниципальных контролеров.
Важным элементом в реализации контрольных функций Счетной палаты края является обеспечение гласности в деятельности контрольного органа. Информационные материалы о работе Счетной палаты края, отчеты о проведенных контрольных и аналитических мероприятиях публикуются в информационных бюллетенях Счетной палаты края, выходящих на регулярной основе, также материалы контрольных мероприятий находят отражение в печатных средствах массовой информации.
Ежегодный отчет о деятельности Счетной палаты края представляется Законодательному Собранию края и подлежит обязательному опубликованию.
Сложившиеся правовые, финансовые и материально-технические условия позволяли Счетной палате края выполнять возложенные на нее задачи. Вместе с тем нормативно-правовая база обеспечения деятельности Счетной палаты края нуждается в дальнейшем совершенствовании, в связи с чем продолжает осуществляться работа по ее обновлению. Указанная работа проводится совместно с Законодательным Собранием Красноярского края.
Информация о деятельности Счетной палаты края размещена на сайте "Счетные палаты России" - www.ach-fci.ru и сайте Счетной палаты края - www.chamber-krsn.ru.
Настоящий отчет утвержден и рекомендован к публикации коллегией Счетной палаты края 23 апреля 2010 года, протокол № 7.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru