Утвержден
Постановлением
Законодательного Собрания
Пензенской области
от 19 февраля 2010 г. № 656-24/4 ЗС
ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(2009 ГОД)
Введение
Доклад "О состоянии законодательства в Пензенской области (2009 год)" представляется в рамках ежегодного подведения итогов законотворческой деятельности Законодательного Собрания Пензенской области. Доклад базируется на преемственности основных идей и положений докладов
Законодательного Собрания 2005 - 2008 годов.
Законодательство Пензенской области формируется на основе норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства с учетом ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
В докладе определены концептуальные подходы к правовому обеспечению основных направлений комплексного социально-экономического развития Пензенской области, заложенных в одноименной целевой программе
, созданию эффективного механизма регионального нормотворчества.
Важнейшим направлением законодательной деятельности Законодательного Собрания Пензенской области в 2009 году являлось совершенствование правового регулирования в сфере государственного строительства и местного самоуправления, в экономической, социальной, культурной сферах, в сферах обеспечения и защиты прав граждан, развития институтов гражданского общества, противодействия коррупции.
Особенностью 2009 года, как для страны, так и для Пензенской области стало испытание глобальным социально-экономическим и финансовым кризисом, что потребовало от депутатов Законодательного Собрания внесения соответствующих корректив в законотворческую деятельность.
Другой особенностью законотворческого процесса в прошедшем году стало изменение порядка принятия долгосрочных целевых программ Пензенской области. Поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации указанные программы с 1 января 2009 года утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, законодательно регулировать можно лишь финансирование таких программ, а также осуществлять депутатский контроль за их выполнением.
В докладе исследуются особенности законодательной и правоприменительной деятельности в Пензенской области; выявляются проблемы, связанные с проведением экспертизы законопроектов, с точки зрения политико-правовых, социально-экономических, криминологических и иных последствий их принятия.
Перечень всех действующих на сегодняшний день законов Пензенской области значителен. Он охватывает практически все сферы общественной жизни, регулируемые на региональном уровне. В частности, наметилась устойчивая тенденция своевременного правового обеспечения приоритетов государственной политики, определяемой главой государства в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию. В 2009 году она проявилась в принятых законах в сферах государственного строительства, социальной политики, инвестиционной стратегии, развития агропромышленного комплекса.
Перечень
принятых в 2009 году законов области приведен в приложении 1 к докладу.
Определенное место в докладе отведено оценке результативности принятых ранее выводов и рекомендаций. В этой связи еще раз подчеркивается, что большинство проблем в сфере законотворчества порождается недостаточно продуманной организацией данного процесса.
Ежегодная оценка законотворческой и правоприменительной деятельности позволяет законодателю и правоприменителю объективно оценивать результаты своей работы, благодаря чему интерес к докладам Законодательного Собрания возрастает, они получили поддержку в федеральных органах власти, государственных органах и органах местного самоуправления Пензенской области.
Законодательное обеспечение в сфере
экономического развития
Решения, принимаемые органами управления, зачастую дают видимые результаты только по истечении определенного промежутка времени.
Это относится и к деятельности органов государственной власти Пензенской области. Решения, в том числе и законы, принятые Законодательным Собранием в предыдущие годы, во многом определяют динамику социально-экономического развития Пензенской области в настоящее время.
Рассматривая уровень жизни населения как обобщающую характеристику деятельности органов управления, в том числе и качества принимаемых законов и обеспечения контроля за их исполнением, можно отметить следующее.
Номинальные денежные доходы населения Пензенской области выросли в декабре 2009 году на 16,1 процента по сравнению с декабрем 2008 года. Реально располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) выросли в декабре 2009 года по сравнению с 2008 годом на 6,7 процента. Это позволило увеличить покупательную способность населения на многие видов товаров, потребительские расходы в расчете на душу населения выросли в декабре 2009 года по сравнению с прошлым годом на 8,2 процента. Во многом это вызвано значительным ростом заработной платы в Пензенской области. Номинальная заработная плата, начисленная работникам за декабрь 2009 года, выросла по сравнению с декабрем 2008 года на 14,6 процента.
Возросший уровень доходов населения является одним из факторов, который во многом определил улучшение демографической обстановки в Пензенской области. В частности, число родившихся в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось на 0,4 процента, число умерших уменьшилось на 4,0 процента, число прибывших в Пензенскую область превысило число уехавших на 879 человек.
В свою очередь рост уровня доходов населения во многом обусловлен результатами работы возросшего на 6,6 процента количества организаций всех форм собственности на территории Пензенской области, большинство из которых устойчиво работали и обеспечили:
объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) в 2009 году составил 29298,8 млн. рублей;
увеличение индекса объема отгруженных товаров собственного производства в 2009 году по сравнению с 2008 годом более чем на 1,2 процента;
строительство жилых домов и сдачу их в эксплуатацию в 2009 году площадью 608,6 тыс. кв. метров площади (по сравнению с 2008 годом рост на 0,6 процента);
рост оборота общественного питания в 2009 году по сравнению с 2008 годом более чем на 18,4 процента;
увеличение пассажирооборота в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 3,4 процента. В 2009 году работа депутатов Законодательного Собрания была направлена на поддержание стабильности в регионе путем подготовки соответствующих законопроектов и контроля за исполнением принятых законов Пензенской области.
В общей сложности в 2009 году рассмотрено более 80 вопросов, относящихся к сфере экономического развития области. К наиболее важным можно отнести следующие законы Пензенской области:
изменения в Закон
Пензенской области "Об Инвестиционной стратегии Пензенской области". Целью этих изменений является обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на основе создания комплексной и эффективной системы реализации инвестиционных проектов, увеличение объемов инвестиций, привлекаемых в экономику Пензенской области путем предложения потенциальным инвесторам земельных участков, свободных производственных помещений, ресурсных площадок, обеспеченных современными инженерными коммуникациями. Задачами этого Закона
являются: проведение маркетинговых исследований возможного использования свободных производственных площадок для предложения их потенциальным инвесторам, формирование положительного инвестиционного имиджа Пензенской области среди регионов Российской Федерации и за рубежом, развитие благоприятной бизнес-среды и повышение инвестиционной привлекательности отраслей, разработка технико-экономических обоснований приоритетных инвестиционных проектов и механизмов их реализации, совершенствование участия организаций и предприятий в международной проектной деятельности с целью поиска зарубежных партнеров;
законы Пензенской области "Об утверждении
Прогнозного плана (программы) приватизации имущества Пензенской области на 2010 год и основных направлений приватизации имущества Пензенской области на 2010 - 2012 годы" и "О внесении изменений в Закон Пензенской области "Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации имущества Пензенской области на 2009 год и основных направлениях приватизации имущества Пензенской области на 2009 - 2011 годы", которые определяют, что основными задачами приватизации имущества Пензенской области в 2010 - 2012 годах являются:
приватизация имущества Пензенской области, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Пензенской области;
обеспечение поэтапного сокращения числа государственных унитарных предприятий Пензенской области;
увеличение доходов бюджета Пензенской области.
В 2009 году продолжалась реализация Закона
Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1369-ЗПО "О программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008 - 2012 годы" (в 2009 году в него дважды вносились изменения), который устанавливает целевые ориентиры для развития Пензенской области и прежде всего объемы и источники финансирования. Предполагается, что в целом объем финансирования за 2008 - 2012 годы составит более 256,4 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета на безвозвратной основе - более 44,8 млрд. рублей;
средства бюджета Пензенской области - более 96,6 млрд. рублей;
собственные средства предприятий - более 30,2 млрд. рублей;
других источников финансирования - более 73,1 млрд. рублей.
]]>