АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. по делу № А67-4944/09
(извлечение)
резолютивная часть решения объявлена 30.09.2009 г.
полный текст решения изготовлен 01.10.2009 г.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Закрытому акционерному обществу "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" (далее по тексту - ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания", ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 коп.
Определением арбитражного суда от 10.08.2009 года произведена замена стороны по делу - заявителя - Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области на Западно-Сибирское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Западно - Сибирское Управление Ростехнадзора).
В обоснование требования заявителем указано, что ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных объектов, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 коп., на дату подачи заявления указанная задолженность не погашена.
В отзыве на заявление, ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" признало требование в размере 154 272 руб. 16 коп., пояснив, что указанная сумма возникла ввиду допущения арифметической ошибки при расчете; требование в части 918 215 руб. 37 коп. считает не обоснованным; полагает, что в расчет платы за размещение отходов по Томскому району и г. Кедровому неправомерно включена плата за размещение отходов из жилищ и плата за размещение мусора от бытовых отходов помещений организаций. По мнению ответчика, плату за отходы должны платить их собственники - предприятия, результатом деятельности которых эти отходы образовались, в то время как ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" оказывает исключительные услуги по сбору отходов и их транспортировке.
В судебном заседании представитель заявителя Андриянова И.А. требование поддержала, пояснив, что на дату рассмотрения дела задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 коп. ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" не уплачена.
В судебном заседании представители ответчика признали требования в части 154 272 руб. 16 коп., считают необоснованным начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду по следующим объектам: Томский район: 27 522,17 рублей - отходы из жилищ крупногабаритные, 600 303,31 рублей - отходы из жилищ (исключая крупногабаритные); г. Кедровый: 29 675,52 рублей - отходы из жилищ крупногабаритные, 76 726,15 рублей - отходы из жилищ (исключая крупногабаритные), 213 663,74 рублей - мусор от бытовых помещений организаций, итого в размере 947 890,89 рублей; дополнительно пояснили, что предприятие должно уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду только в части размещения отходов от собственной деятельности, в части отходов, вывоз которых оно осуществляет на основании договора, поскольку предприятие не приобретает права собственности на отходы, то плату за негативное воздействие на окружающую среду в этой части уплачивать не должно.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.12.2002 года Инспекций Федеральной налоговой службы России по г. Томску 28.12.2002 года за основным государственным регистрационным номером 1027000921287.
ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" представило в Управление Ростехнадзора по Томской области сведения о загрязнении окружающей среды за 2007 год по установленным формам государственной статистической отчетности и расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 года.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 года № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) возложены функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области в 2007 г. являлось территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, создано на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 г. № 179 и действовало на основании Положения об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской области (РД-02-062-2004), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 г. № 241.
ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" представило в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области сведения о загрязнении окружающей среды за 2007 год по установленным формам статистической отчетности: отчет по форме № 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха за 2007 год"; отчет по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2007 год". В соответствии с Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 г. № 459 и от 05.04.2007 г. № 204 ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания" были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 года.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год.
В ходе проверки Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области выявлено неправильное исчисление ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" расчета платы за размещение отходов производства и потребления. Согласно расчету, выполненному Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области, размер платы ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" за негативное воздействие на окружающую среду за проверяемый период - 2007 год составляет 1 072 487,53 рублей, в том числе:
- по Томскому району - 770 556,55 рублей, в том числе за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов - 21 201 рублей, за выбросы веществ в водные объекты - 119 824 рубля; за размещение отходов производства и потребления - 30 292,62 рублей.
- по г. Кедровый - 356 901,47 рублей, в том числе за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов - 19 085 рублей, за выбросы загрязняющих веществ от передвижных объектов - 184,57 рублей; за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 16 432 рубля; за размещение отходов производства и потребления - 321 199 рублей.
- по г. Томску - 3 677,74 рублей, в том числе за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов - 2 254,73 рублей, за выбросы загрязняющих веществ от передвижных объектов - 69,01 рублей, за размещение отходов - 1354 рубля.
В адрес ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" направлено требование от 17.11.2008 года № 6/4034 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487,53 рублей, которым было предложено в добровольном порядке в течение месяца с момента получения требования оплатить задолженность (л.д. 35 - 39).
Требование получено ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" 26.11.2008 года, о чем свидетельствует отметка о вручении (л.д. 40), т.о. досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден.
По сведениям заявителя, на дату рассмотрения дела, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487,53 рублей ответчиком в добровольном порядке не оплачены, в связи с чем, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Взыскание с ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487,53 рублей является предметом требования заявителя по настоящему делу.
Заслушав представителей заявителя, ответчика, изучив материалы дела, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В пункте 2 этой же статьи перечислены виды негативного воздействия на окружающую среду. Одним из видов воздействия указано размещение отходов производства и потребления. Данный перечень является открытым.
Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе посредством размещения отходов производства и потребления, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" предписывает взимание соответствующих платежей и указывает объект обложения - вид негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектами указанных платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов.
По смыслу названной нормы, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и так далее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы: а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) установлены основные понятия, согласно которых, размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно ст. 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение "лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории".
В ходе судебного заседания установлено, что в период 2007 года в пользовании ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" в Томском районе (п. Кисловка) согласно договору аренды имущества № 110-К от 30.09.2009 года находилась припоселковая свалка - ТБО в г. Кедровый (п. 61 приложения к договору аренды № 110-К от 30.09.2009 года), на котором ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" в 2007 году производилось размещение (захоронение) отходов производства и потребления, в том числе от сторонних организаций. Согласно сведений, предоставленных Администрацией г. Кедрового (исх. № Т-21/1009 от 28.09.2009 г. ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания" (Кедровский филиал) в 2007 г. эксплуатировало санкционированный объект размещения отходов по договору аренды земельного участка от 28.12.2005 года № 257 (согласно п. 8.4 договора). Согласно информации, направленной в адрес Управления по технологическому экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области (письмо от 20.09.2007 года № 08/07/639), в п. Кисловка находится санкционированная свалка, эксплуатируемая ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания". В соответствии с договором аренды земельного участка от 27.12.2005 года № 257, заключенным между МО "Пудинское" и Кедровским филиалом ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания", ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" представлен в аренду земельный участок, предназначенный для использования в целях размещения полигона бытовых отходов, согласно данному договору арендатор - ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным пользованием. Т.о. припоселковая свалка в п. Кисловка и полигон твердых бытовых отходов в г. Кедровый являются объектами размещения отходов. Данные факты не оспариваются ответчиком.
ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" представлена в Управление представлена отчетность по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2007 г. по г. Кедровый и по Томскому району, за подписью руководителя ЗАО "ВИГК", в которой указано, что ответчиком, в 2007 г., на собственных объектах размещения отходов, как в г. Кедровом, так и в Томском районе, были захоронены следующие виды отходов: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированные (исключая крупногабаритный), отходы из жилищ крупногабаритные и пр.
Материалами дела подтверждается, что в рамках деятельности ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания" размещала, осуществляла захоронение отходов на объекте размещения отходов в г. Кедровый и в Томском районе. Данный факт не оспаривается ответчиком и подтвержден представителями ответчика в судебном заседании.
Законодательство не ставит обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в зависимость от того кто являлся собственником отходов.
Поскольку деятельность ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" по размещению (захоронению) отходов производства и потребления подпадает под понятие "размещение" отходов, то ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" негативно воздействовало на окружающую среду, следовательно, в соответствии со ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 23 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязано производить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов производства и потребления.
Согласно письму Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 28.08.2006 года № 04-09/599 жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, следовательно, ЗАО Восточная Инвестиционная Газовая Компания" как юридическое лицо, осуществляющее фактическое размещение отходов на свалках, расположенных на территории г. Кедровый и Томского района, находящихся в пользовании ответчика, несет ответственность за отходы населения, образовавшиеся в процессе эксплуатации жилого фонда и является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме.
Довод ответчика о том, что плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду является лицо, осуществляющее одновременно функцию хранения и захоронения отходов судом не принимается, поскольку законодатель не ставит в качестве условия платы за негативное воздействие на окружающую среду выполнение одновременно двух функций. Кроме того, из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что в 2007 году в пользовании ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" в Томском районе (п. Кисловка) находилась припоселковая свалка ТБО и полигон бытовых отходов в г. Кедровый, которые являлись объектами размещения отходов. Согласно ст. 1 Закона ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов; размещение отходов понимается как хранение и захоронение отходов. Из анализа изложенного следует, что при использовании припоселковой свалки ТБО в п. Кисловка и полигон бытовых отходов в г. Кедровый, ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" осуществляла применительно к с. 1 Закона ФЗ "Об отходах производства и потребления" одновременно функции по хранению и захоронению отходов.
В соответствии с действующим природоохранным законодательством ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" установлены лимиты размещения отходов от 21.02.2005 г. № 2750 и от 01.03.2007 г. № 3624, согласно которым ответчику в 2007 г. разрешено разместить (захоронить) на объекте размещения отходов в г. Кедровый. - 64,27 т отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный. Фактически, за 2007 г. на объекте размещения отходов в г. Кедровый ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" было размещено, согласно данным отчета по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2007 год" по г. Кедровому, представленного в Управление - 115,47 т указанного отхода.
В ходе судебного заседания установлено, что ответчиком, в процессе осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду были превышены установленные на 2007 г. лимиты размещения отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный. Данный факт не оспаривается ответчиком.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190) "размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов".
Управлением правомерно было проведено доначисление платы за сверхлимитное размещение отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, ввиду превышения установленных на 2007 г. лимитов размещения отходов, установленных исходя из площади (объема) объекта размещения отхода - свалка в г. Кедровый.
Расчет начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 г. по г. Кедровый и по Томскому району судом проверен, признан судом правильным.
При таких обстоятельствах, требование Западно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Западно - Сибирское Управление Ростехнадзора) о взыскании с "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 копеек подлежит удовлетворению.
Согласно ст.ст. 102, 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ, государственная пошлина по делу подлежащая взысканию в доход федерального бюджета с ответчика составляет 16 862 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Восточная Инвестиционная Газовая Компания", зарегистрированного ИФНС России по г. Томску 28.12.2002 года за ОГРН 1027000921287, ИНН 7017063682, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, п. Молодежный, 145; г. Томск, пер. Нечевский, 20 а, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 копеек и государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 16 862 рублей 44 коп.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца.