Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. по делу № А67-4944/09

(извлечение)

резолютивная часть решения объявлена 30.09.2009 г.
полный текст решения изготовлен 01.10.2009 г.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Закрытому акционерному обществу "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" (далее по тексту - ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания", ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 коп.
Определением арбитражного суда от 10.08.2009 года произведена замена стороны по делу - заявителя - Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области на Западно-Сибирское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Западно - Сибирское Управление Ростехнадзора).
В обоснование требования заявителем указано, что ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных объектов, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 коп., на дату подачи заявления указанная задолженность не погашена.
В отзыве на заявление, ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" признало требование в размере 154 272 руб. 16 коп., пояснив, что указанная сумма возникла ввиду допущения арифметической ошибки при расчете; требование в части 918 215 руб. 37 коп. считает не обоснованным; полагает, что в расчет платы за размещение отходов по Томскому району и г. Кедровому неправомерно включена плата за размещение отходов из жилищ и плата за размещение мусора от бытовых отходов помещений организаций. По мнению ответчика, плату за отходы должны платить их собственники - предприятия, результатом деятельности которых эти отходы образовались, в то время как ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" оказывает исключительные услуги по сбору отходов и их транспортировке.
В судебном заседании представитель заявителя Андриянова И.А. требование поддержала, пояснив, что на дату рассмотрения дела задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 коп. ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" не уплачена.
В судебном заседании представители ответчика признали требования в части 154 272 руб. 16 коп., считают необоснованным начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду по следующим объектам: Томский район: 27 522,17 рублей - отходы из жилищ крупногабаритные, 600 303,31 рублей - отходы из жилищ (исключая крупногабаритные); г. Кедровый: 29 675,52 рублей - отходы из жилищ крупногабаритные, 76 726,15 рублей - отходы из жилищ (исключая крупногабаритные), 213 663,74 рублей - мусор от бытовых помещений организаций, итого в размере 947 890,89 рублей; дополнительно пояснили, что предприятие должно уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду только в части размещения отходов от собственной деятельности, в части отходов, вывоз которых оно осуществляет на основании договора, поскольку предприятие не приобретает права собственности на отходы, то плату за негативное воздействие на окружающую среду в этой части уплачивать не должно.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.12.2002 года Инспекций Федеральной налоговой службы России по г. Томску 28.12.2002 года за основным государственным регистрационным номером 1027000921287.
ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" представило в Управление Ростехнадзора по Томской области сведения о загрязнении окружающей среды за 2007 год по установленным формам государственной статистической отчетности и расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 года.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 года № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) возложены функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области в 2007 г. являлось территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, создано на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 г. № 179 и действовало на основании Положения об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской области (РД-02-062-2004), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 г. № 241.
ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" представило в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области сведения о загрязнении окружающей среды за 2007 год по установленным формам статистической отчетности: отчет по форме № 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха за 2007 год"; отчет по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2007 год". В соответствии с Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 г. № 459 и от 05.04.2007 г. № 204 ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания" были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 года.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год.
В ходе проверки Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области выявлено неправильное исчисление ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" расчета платы за размещение отходов производства и потребления. Согласно расчету, выполненному Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области, размер платы ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" за негативное воздействие на окружающую среду за проверяемый период - 2007 год составляет 1 072 487,53 рублей, в том числе:
- по Томскому району - 770 556,55 рублей, в том числе за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов - 21 201 рублей, за выбросы веществ в водные объекты - 119 824 рубля; за размещение отходов производства и потребления - 30 292,62 рублей.
- по г. Кедровый - 356 901,47 рублей, в том числе за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов - 19 085 рублей, за выбросы загрязняющих веществ от передвижных объектов - 184,57 рублей; за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 16 432 рубля; за размещение отходов производства и потребления - 321 199 рублей.
- по г. Томску - 3 677,74 рублей, в том числе за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов - 2 254,73 рублей, за выбросы загрязняющих веществ от передвижных объектов - 69,01 рублей, за размещение отходов - 1354 рубля.
В адрес ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" направлено требование от 17.11.2008 года № 6/4034 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487,53 рублей, которым было предложено в добровольном порядке в течение месяца с момента получения требования оплатить задолженность (л.д. 35 - 39).
Требование получено ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" 26.11.2008 года, о чем свидетельствует отметка о вручении (л.д. 40), т.о. досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден.
По сведениям заявителя, на дату рассмотрения дела, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487,53 рублей ответчиком в добровольном порядке не оплачены, в связи с чем, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Взыскание с ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487,53 рублей является предметом требования заявителя по настоящему делу.
Заслушав представителей заявителя, ответчика, изучив материалы дела, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В пункте 2 этой же статьи перечислены виды негативного воздействия на окружающую среду. Одним из видов воздействия указано размещение отходов производства и потребления. Данный перечень является открытым.
Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе посредством размещения отходов производства и потребления, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" предписывает взимание соответствующих платежей и указывает объект обложения - вид негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектами указанных платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов.
По смыслу названной нормы, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и так далее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы: а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) установлены основные понятия, согласно которых, размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно ст. 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение "лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории".
В ходе судебного заседания установлено, что в период 2007 года в пользовании ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" в Томском районе (п. Кисловка) согласно договору аренды имущества № 110-К от 30.09.2009 года находилась припоселковая свалка - ТБО в г. Кедровый (п. 61 приложения к договору аренды № 110-К от 30.09.2009 года), на котором ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" в 2007 году производилось размещение (захоронение) отходов производства и потребления, в том числе от сторонних организаций. Согласно сведений, предоставленных Администрацией г. Кедрового (исх. № Т-21/1009 от 28.09.2009 г. ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания" (Кедровский филиал) в 2007 г. эксплуатировало санкционированный объект размещения отходов по договору аренды земельного участка от 28.12.2005 года № 257 (согласно п. 8.4 договора). Согласно информации, направленной в адрес Управления по технологическому экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области (письмо от 20.09.2007 года № 08/07/639), в п. Кисловка находится санкционированная свалка, эксплуатируемая ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания". В соответствии с договором аренды земельного участка от 27.12.2005 года № 257, заключенным между МО "Пудинское" и Кедровским филиалом ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания", ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" представлен в аренду земельный участок, предназначенный для использования в целях размещения полигона бытовых отходов, согласно данному договору арендатор - ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным пользованием. Т.о. припоселковая свалка в п. Кисловка и полигон твердых бытовых отходов в г. Кедровый являются объектами размещения отходов. Данные факты не оспариваются ответчиком.
ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" представлена в Управление представлена отчетность по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2007 г. по г. Кедровый и по Томскому району, за подписью руководителя ЗАО "ВИГК", в которой указано, что ответчиком, в 2007 г., на собственных объектах размещения отходов, как в г. Кедровом, так и в Томском районе, были захоронены следующие виды отходов: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированные (исключая крупногабаритный), отходы из жилищ крупногабаритные и пр.
Материалами дела подтверждается, что в рамках деятельности ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания" размещала, осуществляла захоронение отходов на объекте размещения отходов в г. Кедровый и в Томском районе. Данный факт не оспаривается ответчиком и подтвержден представителями ответчика в судебном заседании.
Законодательство не ставит обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в зависимость от того кто являлся собственником отходов.
Поскольку деятельность ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" по размещению (захоронению) отходов производства и потребления подпадает под понятие "размещение" отходов, то ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" негативно воздействовало на окружающую среду, следовательно, в соответствии со ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 23 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязано производить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов производства и потребления.
Согласно письму Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 28.08.2006 года № 04-09/599 жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, следовательно, ЗАО Восточная Инвестиционная Газовая Компания" как юридическое лицо, осуществляющее фактическое размещение отходов на свалках, расположенных на территории г. Кедровый и Томского района, находящихся в пользовании ответчика, несет ответственность за отходы населения, образовавшиеся в процессе эксплуатации жилого фонда и является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме.
Довод ответчика о том, что плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду является лицо, осуществляющее одновременно функцию хранения и захоронения отходов судом не принимается, поскольку законодатель не ставит в качестве условия платы за негативное воздействие на окружающую среду выполнение одновременно двух функций. Кроме того, из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что в 2007 году в пользовании ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" в Томском районе (п. Кисловка) находилась припоселковая свалка ТБО и полигон бытовых отходов в г. Кедровый, которые являлись объектами размещения отходов. Согласно ст. 1 Закона ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов; размещение отходов понимается как хранение и захоронение отходов. Из анализа изложенного следует, что при использовании припоселковой свалки ТБО в п. Кисловка и полигон бытовых отходов в г. Кедровый, ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" осуществляла применительно к с. 1 Закона ФЗ "Об отходах производства и потребления" одновременно функции по хранению и захоронению отходов.
В соответствии с действующим природоохранным законодательством ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" установлены лимиты размещения отходов от 21.02.2005 г. № 2750 и от 01.03.2007 г. № 3624, согласно которым ответчику в 2007 г. разрешено разместить (захоронить) на объекте размещения отходов в г. Кедровый. - 64,27 т отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный. Фактически, за 2007 г. на объекте размещения отходов в г. Кедровый ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" было размещено, согласно данным отчета по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2007 год" по г. Кедровому, представленного в Управление - 115,47 т указанного отхода.
В ходе судебного заседания установлено, что ответчиком, в процессе осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду были превышены установленные на 2007 г. лимиты размещения отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный. Данный факт не оспаривается ответчиком.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190) "размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов".
Управлением правомерно было проведено доначисление платы за сверхлимитное размещение отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, ввиду превышения установленных на 2007 г. лимитов размещения отходов, установленных исходя из площади (объема) объекта размещения отхода - свалка в г. Кедровый.
Расчет начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 г. по г. Кедровый и по Томскому району судом проверен, признан судом правильным.
При таких обстоятельствах, требование Западно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Западно - Сибирское Управление Ростехнадзора) о взыскании с "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 копеек подлежит удовлетворению.
Согласно ст.ст. 102, 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ, государственная пошлина по делу подлежащая взысканию в доход федерального бюджета с ответчика составляет 16 862 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Взыскать с Закрытого акционерного общества "Восточная Инвестиционная Газовая Компания", зарегистрированного ИФНС России по г. Томску 28.12.2002 года за ОГРН 1027000921287, ИНН 7017063682, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, п. Молодежный, 145; г. Томск, пер. Нечевский, 20 а, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 1 072 487 рублей 53 копеек и государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 16 862 рублей 44 коп.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru