Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2008 г. по делу № 3-52/08

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.
при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 18 июля 2008 года, дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Положения о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного, оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Республики Коми, имеющим ненормированный служебный день, утвержденного Указом Главы Республики Коми № 72 от 06.06.2005

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Положения о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Республики Коми, имеющим ненормированный служебный день, утвержденного Указом Главы Республики Коми № 72 от 06.06.2005 и в обоснование требований указал, что законодатель Республика Коми не вправе устанавливать продолжительность отпуска за ненормированный служебный день, так как продолжительность отпуска за ненормированный служебный день в соответствии с федеральным законодательством может быть определена только локальными актами государственного органа, а именно служебным распорядком государственного органа или коллективным договором.
В судебном заседании прокурор Сметанина Н.Э. на заявлении настаивала и дала соответствующие пояснения.
Представитель Главы Республики Коми Денисов А.В. с заявлением не согласен и дал соответствующие пояснения.
Заслушав прокурора Сметанину Н.Э. и представителя Главы Республики Коми Денисова А.В., исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26, ст. 251, 252 ГПК РФ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 1 и 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, а в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются вступившим в силу с 1 февраля 2005 года Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основным принципом построения и функционирования системы государственной службы является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Указом Главы Республики Коми № 72 от 06.06.2005 утверждено Положение (далее - Положение) о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Республики Коми, имеющим ненормированный служебный день.
Согласно пункту 2 Положения для гражданских служащих, имеющих ненормированный служебный день установлены максимальная до десяти календарных дней и минимальная не менее трех календарных дней продолжительность отпуска за ненормированный служебный день.
Конкретная продолжительность дополнительного отпуска гражданского служащего Республики Коми за ненормированный служебный день согласно пунктам 5 и 6 Положения определяется по соответствующим должностям коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и служебным контрактом гражданского служащего и зависит от функциональных обязанностей, степени нагрузки и ответственности гражданского служащего, возможности гражданского служащего исполнять свои должностные обязанности за пределами нормальной продолжительности служебного времени и других условий. Оплата ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день согласно пункту 10 Положения производится в пределах фонда оплаты труда гражданских служащих.
Анализ содержания федерального законодательства применительно к оспариваемому прокурором Республики Коми пункту 2 Положения о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Республики Коми, имеющим ненормированный служебный день, утвержденного Указом Главы Республики Коми № 72 от 06.06.2005 позволяет суду сделать вывод, что следует признать несостоятельным довод прокурора о противоречии указанной нормы Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Согласно статье 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.
Согласно ст. 45 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа (ч. 4).
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 5).
Согласно части 3 статьи 9 Закона Республики Коми № 10-РЗ от 05.03.2005 "О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми" гражданским служащим Республики Коми, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим Республики Коми, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Главой Республики Коми.
Согласно ст. 80 Конституции Республики Коми Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми (руководителем Правительства Республики Коми).
В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Коми Глава Республики Коми в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми и иных нормативных правовых актов Республики Коми издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Коми.
Довод прокурора Республики Коми в заявлении, что Глава Республики Коми не вправе в своем Указе определять минимальный и максимальный предел продолжительности отпуска гражданским служащим Республики Коми за ненормированный служебный день и что в соответствии с федеральным законодательством продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день может быть установлена только коллективным договором или служебным распорядком государственного органа следует признать несостоятельным как основание для признания оспариваемой прокурором Республики Коми нормы противоречащей федеральному законодательству.
Статьей 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что нанимателем для гражданских служащих субъекта Российской Федерации является субъект Российской Федерации, от имени нанимателя полномочия нанимателя осуществляют руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо их представитель.
Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми. В связи с этим Глава Республики Коми, издав в соответствии с частью 5 ст. 45 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 Указ, осуществил полномочия представителя нанимателя от имени Республики Коми.
Согласно ст. 40, 42, 43 Закона Республики Коми № 2-РЗ от 09.01.2002 "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" Глава Республики Коми как участник бюджетного процесса: обеспечивает проведение единой налоговой и бюджетной политики в Республике Коми; представляет в Государственный Совет Республики Коми Бюджетное послание на очередной финансовый год; представляет отчетный доклад, отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год; осуществляет другие бюджетные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Коми.
Согласно абзацу второго пункта 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
В соответствии с пунктом 2 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Отпуск за ненормированный служебный день является оплачиваемым. При нахождении гражданского служащего Республики Коми в отпуске за ним сохраняется денежное содержание, выплачиваемое за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Таким образом, установление минимальной и максимальной продолжительности отпуска за ненормированный служебный день необходимо для обеспечения планирования расходования средств республиканского бюджета Республики Коми. Установление представителем нанимателя государственного органа отпуска за ненормированный служебный день большей продолжительности, предельный размер которого не ограничен, может повлечь нерегулируемое увеличение дополнительных расходов из республиканского бюджета Республики Коми, что противоречит принципам сбалансированности бюджета, результативности и эффективности использования бюджетных средств, определенным статьями 33 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В то же время следует учесть, что согласно Положению, в пределах установленного Указом Главы Республики Коми минимальной и максимальной продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, представитель нанимателя государственного органа самостоятельно с учетом положений служебного распорядка и коллективного договора государственного органа, условий служебного контракта гражданского служащего, самостоятельно определяет продолжительность ежегодного дополнительного отпуска гражданского служащего за ненормированный служебный день по соответствующим должностям. Конкретная продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день по соответствующим должностям определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа.
По мнению суда, то обстоятельство, что федеральным законодателем установлена только минимальная продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день в количестве трех дней не свидетельствует об ограничении прав субъектов определять в своих правовых актах максимальную продолжительность такого отпуска. И данное ограничение максимальной продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный служебный день не нарушает законные права и интересы гражданских служащих Республики Коми.
Суд признает обоснованными доводы Главы Республики Коми в возражениях на заявление прокурора Республики Коми, что максимальная продолжительность отпуска за ненормированный служебный день установлена в оспариваемом Указе в целях четкой регламентации действий представителей нанимателя государственного органа в части установления гражданским служащим Республики Коми количества дней за ненормированный служебный день, исключения коррупциогенных проявлений при реализации Указа Главы Республики Коми, в частности учтено, что предоставление неограниченных полномочий должностным лицам Республики Коми может повлечь широкие пределы усмотрения при принятии ими решений и учтены также принципы сбалансированности бюджета, результативности и эффективности использования бюджетных средств.
На основании изложенного суд находит, что Глава Республики Коми при установлении минимальной и максимальной продолжительности отпуска за ненормированный служебный день не превысил свою компетенцию и оспариваемая прокурором Республики Коми норма Указа Главы Республики Коми не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Поэтому в удовлетворении требований прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ Верховный суд Республики Коми

решил:

Отказать прокурору Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Положения о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Республики Коми, имеющим ненормированный служебный день, утвержденного Указом Главы Республики Коми № 72 от 06.06.2005.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2008.

Председательствующий
Н.Е.БЕЛОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru