Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2010 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 8
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 10 НОЯБРЯ 2005 ГОДА № 113-РЗ
"О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ПО ВОПРОСУ О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ" ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА
М.А.ПОПОВА

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова,
с участием гражданина М.А.Попова, представителя М.А.Попова - адвоката В.Л.Попова, представителя Государственного Совета Республики Коми Н.О.Лигай - консультанта-эксперта отдела экономического законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми: О.А.Гудыревой - начальника юридического отдела Министерства экономического развития Республики Коми, Л.В.Березовской - заместителя начальника отдела бюджетных и налоговых отношений Министерства экономического развития Республики Коми, И.М.Нихельман - главного специалиста-эксперта отдела правовой работы Агентства Республики Коми по социальному развитию, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми Н.Н.Мелехина - главного специалиста-эксперта правового отдела УФНС России по Республике Коми, представителей Коми Республиканской организации Общероссийской общественной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана" С.С.Устинова, А.И.Виноградова,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании обращение гражданина М.А.Попова о проверке конституционности пункта 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба М.А.Попова на ограничение оспариваемым законом его конституционных прав на социальное обеспечение.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми положения пункта 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах".
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Проскурова, выступления сторон, иных участников процесса, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" освобождены от уплаты транспортного налога участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.
Гражданин М.А.Попов, являющийся ветераном боевых действий, принимавший участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан в период 1986 - 1988 годов, обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит признать несоответствующими статьям 11, 17, 40, 65 Конституции Республики Коми вышеприведенные положения Закона Республики Коми.
В обосновании жалобы М.А.Попов указал, что пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" ограничиваются его конституционные права на социальное обеспечение, так как им из числа лиц, пользующихся льготами по транспортному налогу в виде освобождения от уплаты транспортного налога, исключаются граждане, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан.
Из представленных документов следует, что решением Корткеросского районного суда Республики Коми от 5 июня 2009 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 9 июля 2009 года, М.А.Попову было отказано в удовлетворении требований о признании права на пользование льготами в виде освобождения от уплаты транспортного налога. При этом суд указал, что Законом Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" лицам, принимавшим участие в боевых действиях в Республике Афганистан, льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога не предусмотрены.
Конституционный Суд Республики Коми в силу части третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, которая подвергается сомнению в обращении, при этом он не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми является пункт 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" в той части, в которой его положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, исключают граждан, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, из числа лиц, пользующихся льготами по транспортному налогу.
2. Оспариваемые заявителем положения Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" регулируют правовые отношения в сфере социальной защиты и налогообложения.
В соответствии с подпунктами "ж", "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпунктами "ж", "и" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, установление общих принципов налогообложения и сборов отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 64 Конституции Республики Коми).
Согласно пункту 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Транспортный налог относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 14, часть 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Вышеприведенные нормы федерального законодательства корреспондируют положениям статьи 73 Конституции Республики Коми. В частности, законом Республики Коми устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Республики Коми, а также порядок их взимания (пункт 4 части второй статьи 73 Конституции Республики Коми).
Таким образом, установив пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" льготы по транспортному налогу республиканский законодатель правомерно реализовал предоставленные ему полномочия по предоставлению налоговых льгот.
3. Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 40), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий граждан. При этом законодатель должен основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года № 13-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, Определения от 27 июня 2005 года № 231-О, от 1 декабря 2005 года № 428-О).
3.1. Освобождение от уплаты налогов по своей правовой природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Данная правовая позиция, сохраняющая свою силу, изложена в ряде Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П, от 13 марта 2008 года № 5-П).
3.2. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", как отмечено в его преамбуле, исходя из целей социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Упомянутым Федеральным законом с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены категории ветеранов и перечни лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, ветеранам труда, а также соответствующие меры социальной защиты для каждой из категорий.
В подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечислены категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны. В частности, к участникам Великой Отечественной войны отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР (подпункт "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").
Действие данных положений Федерального закона распространяется на вышеуказанных лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах и в обороне городов, приведенных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону "О ветеранах". Меры социальной поддержки указанной категории лиц определены статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Из представленных материалов следует, что М.А.Попов, принимавший участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан в период 1986-1988 годов, на основании раздела III указанного Перечня относится к категории ветеранов боевых действий, предусмотренной статьей 3 Федерального закона "О ветеранах", и имеет право на меры социальной поддержки, установленные пунктом 1 статьи 16 данного Федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленная в Федеральном законе "О ветеранах" дифференциация в основаниях отнесения лиц к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий и, соответственно, установление различных мер социальной поддержки, основана на различных обстоятельствах и объективных критериях, а потому не может рассматриваться как ущемляющая права граждан. Определение в Федеральном законе "О ветеранах" категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков и других лиц, принимавших участие в боевых действиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года № 40-О, от 20 ноября 2003 года № 435-О, от 29 мая 2007 года № 356-О-О).
3.3. Правовой анализ законодательства о налогах и сборах свидетельствует о том, что федеральный законодатель также последовательно придерживается дифференциации участников Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, от граждан, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах.
Так, в статье 218 Налогового кодекса Российской Федерации указанные лица выделены в отдельные категории налогоплательщиков, пользующихся льготой в виде стандартного налогового вычета (соответственно абзацы четвертый и шестнадцатый подпункта 2 пункта 1 статьи 218).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в отличие от лиц, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, имеют больший объем льгот в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц (соответственно абзац четвертый пункта 1 статьи 4 и абзац третий пункта 2 статьи 4).
Аналогичная дифференциация была установлена и ранее действовавшим Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (подпункт "б" пункта 2 статьи 3 и подпункт "б" пункта 3 статьи 3).
3.4. С учетом изложенного, а также принимая во внимание вышеприведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Коми приходит к выводу, что положения пункта 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не противоречат Конституции Республики Коми, ее статьям 11, 17, 40, 65, и не нарушают конституционные права заявителя.
Требования же М.А.Попова об отнесении лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, к ветеранам Великой Отечественной войны, участникам других боевых операций по защите СССР и предоставления таких же льгот по транспортному налогу фактически сводятся к внесению в действующее законодательство целесообразных, на его взгляд, изменений. Однако это относится к компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Республики Коми, как они определены в статье 96 Конституции Республики Коми и статье 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", не входит.
4. Используемые в нормативных правовых актах о налогах и сборах формулировки и понятия должны быть изложены максимально четко и недвусмысленно, отвечать требованиям ясности и определенности, что исключало бы произвольное их понимание и применение. Оценивая оспариваемую норму закона с этих позиций, Конституционный Суд Республики Коми полагает необходимым указать на отсутствие в Законе Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" четкого определения понятия "участники других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии". Данные обстоятельства не способствуют полному и всестороннему обеспечению конституционных прав и гарантий в сфере социальной защиты граждан.
Преодолеть такую правовую неопределенность можно, в частности, раскрытием данного понятия путем отсылки к федеральному законодательству, либо подробным перечислением в законе лиц, относящихся к категории "участники других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии", либо иным способом, выбранным законодателем.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать пункт 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 11, 17, 40, 65, в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет правоприменительным органам отказывать в предоставлении льгот по транспортному налогу гражданам, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан.
2. На основании статьи 96 Конституции Республики Коми, статьи 6, части первой статьи 73, статьи 74 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" обязать Государственный Совет Республики Коми в течение шести месяцев после опубликования настоящего Постановления устранить неопределенность в толковании пункта 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах", внести в него необходимые, вытекающие из настоящего Постановления, изменения.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru