Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2010 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЯ СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УДОРСКИЙ" ОТ 15 АПРЕЛЯ 2009 ГОДА
№ 21-2 "О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ РЕШЕНИЯ СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УДОРСКИЙ" ОТ 28 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА
№ 2-3 "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УДОРСКИЙ",
РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ПОСЕЛКАХ
ГОРОДСКОГО ТИПА" ПО ЗАПРОСУ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей М.Г.Аграновича, Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова
с участием представителя Совета муниципального района "Удорский" Лобовой Е.Н., представителя прокуратуры Республики Коми Юдина А.В.,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 78, 79, 80 и 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности решения Совета муниципального района "Удорский" от 15 апреля 2009 года № 21-2 "О признании утратившим силу решения Совета муниципального района "Удорский" от 28 апреля 2007 года № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа".
Поводом к рассмотрению явился запрос прокурора Республики Коми о проверке конституционности оспариваемого решения, как нарушающего конституционные права и существенно снижающего установленные ранее меры социального обеспечения медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судей-докладчиков Д.Н.Басманова и П.Ф.Пунегова, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Прокурор Республики Коми обратился в Конституционный Суд Республики Коми с запросом о проверке конституционности решения Совета муниципального района "Удорский" от 15 апреля 2009 года № 21-2 "О признании утратившим силу решения Совета муниципального района "Удорский" от 28 апреля 2007 года № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа".
В запросе прокурор просит признать указанный нормативный правовой акт не соответствующим статье 11, части первой статьи 40 и статье 65 Конституции Республики Коми, поскольку его положения отменяют ряд установленных ранее мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности. В обоснование требований прокурор указал, что при принятии оспариваемого решения не соблюдено требование статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что недопустимо снижение достигнутого прежде уровня социальной защиты граждан.
Исходя из того, что Конституционный Суд Республики Коми в силу статей 68, 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми является решение Совета муниципального района "Удорский" от 15 апреля 2009 года № 21-2 "О признании утратившим силу решения Совета муниципального района "Удорский" от 28 апреля 2007 года № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", в той части, в которой его положения распространяются на медицинских работников.
2. Советом муниципального района "Удорский" 28 апреля 2007 года было принято решение № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа". В соответствии с данным решением специалистам муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа, предоставлялись следующие меры социальной поддержки:
1) оплата в размере 100 процентов указанной категории граждан за пользование жилым помещением (платы за наем);
2) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг:
а) электроснабжение в пределах установленного норматива для специалиста (90 кв. час в месяц);
б) отопление (теплоснабжение) на всю занимаемую площадь.
Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - 100-процентное освобождение от оплаты за твердое топливо и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива. Указанные меры социальной поддержки предоставлялись независимо от вида жилищного фонда.
Решением от 15 апреля 2009 года № 21-2 Совет муниципального района "Удорский" признал утратившим силу решение Совета муниципального района "Удорский" от 28 апреля 2007 года № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", фактически отменив тем самым на территории муниципального района "Удорский" в полном объеме жилищно-коммунальные льготы специалистам муниципальных учреждений, в том числе медицинским работникам.
Такое решение, по объяснению представителя Совета муниципального района "Удорский", вызвано тем обстоятельством, что статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) предусматривает полномочия органа местного самоуправления на определение условий, размера и порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, делая само такое предоставление правом, а не обязанностью этих органов.
2.1. Республика Коми, как социальное и правовое государство в составе Российской Федерации, проводит социальную и экономическую политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11 Конституции Республики Коми). Также Конституция Республики Коми в статье 40 гарантирует каждому право на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.
Пунктом "е" части первой статьи 63 Конституции Республики Коми предусмотрено, что Российская Федерация устанавливает основы федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. Аналогичные положения закреплены в пункте "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации. В рамках реализации исключительной компетенции государство приводит систему социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж", "з" пункта 1 статьи 1 указанного Закона).
Федеральный законодатель, таким образом, при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе - исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статьям 64 (пункт "ж" части первой) Конституции Республики Коми и 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - передать субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.
В рамках действовавшего ранее (до 1 января 2005 года) правового регулирования врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, и проживающие с ними члены их семей, пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением на основании статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Жилищно-коммунальные льготы этой категории специалистов устанавливались и постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (признан утратившим силу Федеральным законом от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ), согласно статье 10 которого квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и пригодная для проживания жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости. Эти льготы устанавливались законодателем с целью привлечения и закрепления квалифицированных кадров в труднодоступных и малоблагоустроенных территориях, это актуально и по настоящее время.
Переход к рыночным отношениям в экономике потребовал изменения подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан, что нашло отражение в принятом 24 декабря 1992 года Законе Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ), которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности, в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).
Федеральным законом от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" была введена статья 15.1, которая ориентировала органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на осуществление постепенной замены финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в этом Законе мер социальной защиты граждан.
Введенная тем же Федеральным законом статья 15.4 закрепляла правомочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок и условия предоставления таких субсидий на территории данного субъекта Российской Федерации с учетом его социально-экономического развития, а статья 15 предусматривала ежегодное установление Правительством Российской Федерации федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации были вправе устанавливать аналогичные региональные стандарты; если федеральные стандарты должны были применяться, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях, то региональные - для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.
При этом в статье 15.3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ указывалось, что передаваемая из федерального бюджета финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях может предоставляться в том числе в форме субсидий на компенсацию расходов на предоставление установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Соответственно Федеральными законами от 24 декабря 2002 года "О федеральном бюджете на 2003 год" (статья 58) и от 23 декабря 2003 года "О федеральном бюджете на 2004 год" (статья 53) предусматривалось установление субсидий на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ, кроме того, субъекты Российской Федерации обязывались принять законодательные акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в этой статье положениями федеральных законодательных актов, в том числе частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые должны учитываться в межбюджетных отношениях. При этом перечисленные в статье 2 положения федеральных законодательных актов, согласно статье 6 того же Федерального закона, подлежали применению до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
Из изложенного следует, что меры социальной поддержки сельским медицинским работникам оказывались последовательно и непрерывно, начиная с 1930 года.
2.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ механизм предоставления мер социальной поддержки сельским медицинским работникам был изменен - установление таких мер передано тем органам, в ведении которых они находятся (пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
Так, согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при установлении мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, с одной стороны, свободны в выборе формы, размера и порядка предоставления данной меры социальной поддержки (натуральная форма, денежная компенсация, денежная выплата непосредственно гражданам либо организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги и прочее), с другой стороны, связаны положениями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, по смыслу которой, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Право на бесплатное жилье с отоплением и освещением для рассматриваемой категории граждан являлось установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами льготой, предоставлявшейся ранее в натуральной форме. Регулярно для обеспечения этого права из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления передавалась финансовая помощь, направляемая в организации жилищно-коммунального хозяйства на возмещение расходов, не покрываемых в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Размер этой помощи определялся в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из установленных Правительством Российской Федерации федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 15.3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ).
Таким образом, размер этой помощи, определенный в вышеназванных пределах, являлся минимальным базовым уровнем, которым органы местного самоуправления должны были руководствоваться при установлении объема предоставляемой меры социальной поддержки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предопределяющей развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Эта правовая позиция сохраняет свою силу и применима при рассмотрении данного дела.
Своим решением от 28 апреля 2007 года № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа" Удорский муниципальный район в рамках предоставленных полномочий взял на себя обязательство по предоставлению жилищно-коммунальных льгот, ранее предусматривавшихся федеральным и союзным законодательствами.
Последующее решение от 15 апреля 2009 года № 21-2 Совета муниципального района "Удорский" о признании утратившим силу решения Совета муниципального района "Удорский" от 28 апреля 2007 года № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа" фактически отменяет на территории муниципального района "Удорский" в полном объеме жилищно-коммунальные льготы в отношении специалистов муниципальных учреждений, в том числе медицинским работникам. Принятое решение явилось следствием неверного толкования норм, закрепленных федеральным законодателем в статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) о возложении функций по определению условий, размера и порядка предоставления мер социальной поддержки указанным в ней лицам на субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления. Мнение депутатов Совета муниципального района "Удорский" о том, что установление и отмена мер социальной поддержки медицинских работников является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, ошибочно и противоречит изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и положениям ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Такая позиция Совета муниципального района "Удорский" противоречит принципу правовой справедливости, на котором основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.
3. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Приведенные правовые позиции неоднократно применялись Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 23 декабря 2004 года № 19-П, Определение от 3 октября 2006 года № 471-О), в том числе и по делам, возникшим из проверки конституционности отдельных норм Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (Постановление от 15 мая 2006 года № 5-П, Определение от 27 декабря 2005 года № 502-О и др.).
Верховным Судом Российской Федерации неоднократно при рассмотрении конкретных дел (определение от 31 мая 2006 года № 86-Г06-4, определение от 5 апреля 2006 года № 33-Г06-3, определение от 17 мая 2006 года № 11-Г06-8 и др.) также признавалось, что за указанной категорией граждан сохранено право на получение жилищно-коммунальных льгот, в связи с ранее действовавшим правовым регулированием.
Таким образом, есть основания для признания неконституционным, не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 11, 40 (часть 1), 65, решения Совета муниципального района "Удорский" от 15 апреля 2009 года № 21-2 "О признании утратившим силу решения Совета муниципального района "Удорский" от 28 апреля 2007 года № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", как необоснованно понижающего уровень мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа.
Выявленный в настоящем Постановлении смысл гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной поддержки сельских медицинских работников является общеобязательным и исключает иное его истолкование в правоприменительной практике. При этом выбор эффективного правового механизма, гарантирующего сохранение этого уровня социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере, находится в полной дискреции органов, устанавливающих эти меры.
Выводы Конституционного Суда Республики Коми о неконституционности прекращения оказания мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности, коррелируют также и с соответствующими правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Определениях от 1 апреля 2008 года № 268-О-П, от 7 февраля 2008 года № 383-О-П и от 12 июля 2006 года № 376-О.
Как следует из указанных Определений, сущность правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации заключается в том, что правовое регулирование оказания мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим на селе (как работающим, так и пенсионерам), не претерпело радикальных изменений.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 78, 80 и 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать противоречащим положениям статей 11, 40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми решение Совета муниципального района "Удорский" от 15 апреля 2009 года № 21-2 "О признании утратившим силу решения Совета муниципального района "Удорский" от 28 апреля 2007 года № 2-3 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района "Удорский", работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", как нарушающее конституционные права и существенно снижающее установленные ранее меры социального обеспечения медицинских работников.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru