Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2010 г. по делу № А74-3987/2009

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.П. Веселковой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Бейского района администрации муниципального образования Бейский район, с. Бея Бейского района Республики Хакасия,
к индивидуальному предпринимателю Моргачевой Людмиле Борисовне, с. Бея Бейского района Республики Хакасия,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Федерального государственного учреждения Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия, г. Абакан, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, г. Абакан,
о расторжении договора,
об истребовании и освобождении земельного участка,
при участии представителей:
истца - Полевой У.Я. по доверенности от 17.09.2009 № 208 (до перерыва), Ягодкина А.С. по доверенности от 11.12.2009,
третьего лица ФГУ Земельная кадастровая палата - Джумаева М.А. по доверенности от 13.01.2010 № 03, Зорина А.Н. по доверенности от 13.01.2010 № 04.

Комитет по управлению имуществом Бейского района администрации муниципального образования Бейский район обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Моргачевой Людмиле Борисовне о расторжении договора от 13.04.2009 № 53/09, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и индивидуальным предпринимателем Моргачевой Людмилой Борисовной о предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым № 19:06:070103, находящегося по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в с. Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз", для строительства автозаправочной станции, площадью 3500 кв. м.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года дело № А74-3987/2009 объединено с делом № А74-4529/2009 по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Бейского района администрации муниципального образования Бейский район к индивидуальному предпринимателю Моргачевой Людмиле Борисовне об истребовании и освобождении земельного участка кадастровый номер 19:06:070103:71, находящегося по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в с. Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз", для строительства автозаправочной станции в границах, согласно выданному кадастровому паспорту земельного участка от 20.03.2009 № 06/09-726, площадью 3500 кв. м, из земель населенных пунктов. Делу присвоен номер А74-3987/2009.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 декабря 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное учреждение Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15 января 2010 года объявлялся перерыв до 18 января 2010 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия http://khakasia.arbitr.ru.
Истец заявленные требования поддержал. Пояснил, что заключил договор аренды земельного участка, полагая, что в установленном порядке осуществлен перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов. Основанием послужил кадастровый паспорт земельного участка от 20.03.2009. Впоследствии стало известно, что в кадастровых сведениях содержалась техническая ошибка, перевод земельного участка в другую категорию не был осуществлен, следовательно, договор должен быть расторгнут. В качестве существенного изменения обстоятельств, которые являются основанием для расторжения договора, истец указывает исправление в кадастровых сведениях технической ошибки выявленной в сведениях о категории земельного участка протоколом от 10.06.2009 № 01. Пояснил, что согласно ответу Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 24.11.2009 № 210-2437-и Моргачевой Л.Б. отказано в рассмотрении заявления от 07.07.2009 о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Истец пояснил, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, принадлежащие ответчику.
Представитель ФГУ Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия пояснил, что в протоколе выявления технической ошибки от 10.06.2009 № 01 указано на обоснование квалификации внесенных в ГКН сведений как ошибочных. Основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости явилось Постановление Администрации муниципального образования Бейский район от 24.04.2008 № 171. Указал, что в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации истец не представил доказательства о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Пояснил, что решением территориального (межрайонного) отдела № 2 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия от 10.06.2009 № 06/09-564 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях" внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части присвоения кадастрового номера и категории спорного земельного участка. Полагает, что оспариваемый договор может быть расторгнут по основаниям, изложенным в части 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Ранее в судебных заседаниях возражал против предъявленных требований. Считает, что изменения сведений внесены в земельный кадастр с нарушением установленной процедуры. Территориальный (межрайонный) отдел № 2 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия мог внести изменение сведений в реестр только на основании судебного решения. В связи с отсутствием такого решения, основания для внесения изменений в кадастровый паспорт недвижимости о земельном участке отсутствовали.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило, отзыв на иск не представило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие представителей ответчика и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия.
Заслушав пояснения представителей истца и третьего лица, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Таким органом на территории муниципального образования Бейский район в соответствии с Уставом муниципального образования является Администрация муниципального образования Бейский район.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Администрации муниципального образования Бейский район от 07 декабря 2007 года № 799 "О предварительном согласовании места размещения АСЗ из земель сельскохозяйственного назначения гр. Моргачевой Л.Б." утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство автозаправочной станции.
Постановлением Администрации муниципального образования Бейский район от 24 апреля 2008 года № 171 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства АЗС из земель сельскохозяйственного назначения" утвержден проект границ земельного участка для строительства АЗС из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Бейский район Республики Хакасия, у въезда в с. Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз", общей площадью 3500 кв. м.
Администрация муниципального образования Бейский район в письме от 19 мая 2008 года № С/01-14/465 в адрес Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, сообщила о своем согласии на перевод земельного участка (кадастровый номер 19:06:070301:21) из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного социального значения.
Управление Роснедвижимости по Республике Хакасия в заключении от 07 июня 2008 года № 570 указало на возможность перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного социального значения.
16 февраля 2009 года отделом архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Бейский район Моргачевой Людмиле Борисовне выдано разрешение на строительство автозаправочной станции, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в с. Кирба на 47 км автодороги "Белый Яр - Бея - Аскиз".
Постановлением Администрации муниципального образования Бейский район от 17 марта 2009 года № 170 в Постановление от 07 декабря 2007 года № 799 внесены изменения, касающиеся целевого назначения земельного участка - из земель населенных пунктов, в отношении которого с Моргачевой Л.Б. согласовано место размещения АЗС.
Постановлением Администрации муниципального образования Бейский район от 17 марта 2009 года № 171 в Постановление от 24 апреля 2008 года № 171 внесены изменения, согласно которым Моргачевой Л.Б. утвержден проект границ земельного участка для строительства АЗС из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в с. Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз", общей площадью 3500 кв. м.
Постановлением Администрации муниципального образования Бейский район от 11 апреля 2009 года № 221 принято решение о предоставлении Моргачевой Л.Б. из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 19:06:070103:71, общей площадью 3500 кв. м, находящегося по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в с. Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз", для строительства автозаправочной станции.
13 апреля 2009 года на основании Постановления Администрации муниципального образования Бейский район от 11.04.2009 № 221 Комитет по управлению имуществом Бейского района (арендодатель) и Моргачева Людмила Борисовна (арендатор) подписали договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, по условиям которого истец передал ответчику в аренду земельный участок общей площадью 3500 кв. м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 19:06:070103:71, находящийся по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в с. Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз", для строительства автозаправочной станции в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.1 договора период аренды участка определен сторонами с 13.04.2009 по 13.04.2014.
Акт приема-передачи от 13.04.2009 подтверждает передачу земельного участка Моргачевой Л.Б. в аренду.
Решением территориального (межрайонного) отдела № 2 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия от 19.03.2009 № 06/09-261 на основании Постановления администрации от 17.03.2009 № 171 произведен учет изменения категории земель.
На основании протокола выявления технической ошибки от № 01 территориальным (межрайонным) отделом № 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости 10 июня 2009 года внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части присвоения кадастрового номера и категории земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в с. Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз". Подраздел 19:06:070103:71 закрыт. Указано, что земельный участок расположен в границах квартала 19:06:070301 и относится к землям сельскохозяйственного назначения.

]]>
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 06.10.2009 № 06/09-2533 спорному земельному участку присвоен кадастровый номер 19:06:070301:21, категория - земли сельскохозяйственного назначения.
22 июня 2009 года Администрация муниципального образования Бейский район направила в адрес Моргачевой Л.Б. письмо № С/01-14/803 о расторжении договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 13.04.2009 № 53/09, поскольку при его заключении договора допущена техническая ошибка при определении категории земель, к которым относится земельный участок, предоставленный в аренду. В договоре указано, что земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а фактически, согласно данным Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия от 10.06.2009 (протокол выявления технической ошибки от 10.06.2009 № 01), участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения; Моргачевой Л.Б. направлено соглашение о расторжении договора аренды.
Поскольку ответчица не подписала соглашение о расторжении договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 13.04.2009 № 53/09 и освободила спорный земельный участок, истец обратился в суд с требованием о расторжении указанного договора и об обязании ответчика освободить спорный земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения Администрацией муниципального образования Бейский район Постановления от 07 декабря 2007 года № 799 "О предварительном согласовании места размещения АСЗ из земель сельскохозяйственного назначения гр. Моргачевой Л.Б." и утверждения акт выбора и обследования земельного участка под строительство автозаправочной станции спорный земельный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы земельного законодательства. В пункте 8 данной статьи в качестве принципа земельного законодательства указано деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В пункте 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в их числе и земли сельскохозяйственного назначения), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет. Статья 10 названного Закона предусматривает предварительное и заблаговременное опубликование сообщений о предлагаемых для такой передачи земельных участках.
Из положений подпункта 4 пункта 1, пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перевод земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Согласно статье 7 названного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением не пригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Спорный земельный участок предоставлен предпринимателю Моргачевой Людмиле Борисовне для строительства автозаправочной станции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 и 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Следовательно, основанием возникновения права аренды земельного участка является издание уполномоченным органом соответствующего акта в пределах его компетенции.
Из приведенных норм следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет, могут быть переданы в аренду для использования в соответствии с установленным для них целевым назначением, поэтому земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для строительства.
Из материалов дела следует, что на момент издания распоряжения о предоставлении земельного участка в аренду предпринимателю Моргачевой Людмиле Борисовне и заключения с ответчицей договора аренды земельного участка перевод земельного участка из одной категории в другую в соответствии с требованиями законодательства не был осуществлен.
Соответственно, предоставление земельного участка ответчице было осуществлено с нарушением правового режима, действующего для земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и требований о минимально допустимых размерах предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения (60 гектаров) также были нарушены. Указанные обстоятельства свидетельствуют о ничтожности договора от 13.04.2009 № 53/09 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом названных норм права ничтожный договор не может быть расторгнут. Указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требования Комитета по управлению имуществом Бейского района администрации муниципального образования Бейский район к индивидуальному предпринимателю Моргачевой Людмиле Борисовне о расторжении договора от 13.04.2009 № 53/09 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В ходе рассмотрения дела в стороны подтвердили тот факт, что земельный участок изначально был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Данный факт также подтверждается Постановлением Администрации муниципального образования Бейский район от 07 декабря 2007 года № 799 "О предварительном согласовании места размещения АСЗ из земель сельскохозяйственного назначения гр. Моргачевой Л.Б.", кадастровыми выписками о земельном участке по состоянию на 17.04.2008 и от 30.04.2008.
Следовательно, обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований о расторжения договора аренды от 13.04.2009 № 53/09 в порядке статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, нельзя признать изменившимися.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что перевод земельного участка из одной категории в другую в установленном порядке не осуществлялся, согласно кадастровому паспорту от 17.06.09 № 06/09-1354 земельного участка с кадастровым номером 19:06:070301:21, данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Действия органа, осуществившего внесение в земельный кадастр сведений о категории земельного участка на основании протокола выявления технической ошибки от 10.06.2009 № 01, никем не оспорены.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что юридический состав, необходимый для применения статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствует.
Истцом также заявлено требование об истребовании и освобождении ответчиком спорного земельного участка. Право собственника истребовать свое имущество из чужого незаконного владения закреплено в статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ответчиком индивидуальным предпринимателем Моргачевой Людмилой Борисовной не представлены какие-либо доказательства правомерности использования спорного земельного участка.
Поскольку договор аренды от 13.04.2009 № 53/09 признан судом ничтожным, и индивидуальный предприниматель Моргачева Людмила Борисовна занимает земельный участок без законных оснований требование Комитета по управлению имуществом Бейского района администрации муниципального образования Бейский район об освобождении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в село Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз", является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 4000 рублей, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения спора относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям: на истца в сумме 2000 рублей по требованию о расторжении договора, на ответчика в сумме 2000 рублей по требованию об освобождении земельного участка. Государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, поскольку истец на основании подпункта 1.1. пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования о расторжении договора аренды земельного участка от 13.04.2009 № 53/09 отказать.
2. Требование об освобождении земельного участка удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Моргачеву Людмилу Борисовну, село Бея Бейского района Республики Хакасия, освободить земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, у въезда в село Кирба на 46 км + 500 м справа от автомобильной дороги "Белый Яр - Бея - Аскиз", в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу.
По истечении установленного срока индивидуальный предприниматель Моргачева Людмила Борисовна, село Бея Бейского района Республики Хакасия, подлежит принудительному выселению с указанного земельного участка.
3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Моргачевой Людмилы Борисовны, село Бея Бейского района Республики Хакасия, в доход федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в суд апелляционной инстанции - Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск), путем подачи апелляционной либо кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия
С.М.ТРОПИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru