Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2010 г. № 13

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 480, возбужденное в отношении Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области (далее - Управление Россельхознадзора), по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившегося в установлении не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам, в том числе ООО "Байкальский лесной терминал" (далее - ООО "БЛТ"), о представлении при получении карантинного сертификата на подкарантинную продукцию: сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, а также представления в качестве документов, подтверждающих происхождение пиломатериала, - договоров поставки с приложением лесных деклараций, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации отечественной подкарантинной продукции на территории РФ,

установила:

По результатам рассмотрения заявления ООО "БЛТ" (664007, г. Иркутск, ул. Ямская, д. 53, оф. 42) приказом УФАС по Иркутской области № 480 от 13.10.2009 возбуждено дело в отношении Управления Россельхознадзора (664023, г. Иркутск, а/я 85) по признакам нарушений п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в установлении не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам, в том числе ООО "БЛТ", о представлении при получении карантинного сертификата на подкарантинную продукцию: сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, а также представления в качестве документов, подтверждающих происхождение пиломатериала, - договоров поставки лесозаготовителя с поставщиками перевозчика, не являющегося заготовителем, с приложением лесных деклараций, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации отечественной подкарантинной продукции на территории РФ и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определениями от 05.11.2009 № 642, от 24.11.2009 № 662 рассмотрение дела откладывалось.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв с 28.12.2009 11 часов 00 минут до 11.02.2010 14 часов 00 минут.
После перерыва представители ответчика: Ломакин А.Н. (доверенность № 41 от 05.11.2009), Черемных М.В. (доверенность № 13 от 22.06.2009) участие в заседании Комиссии не принимали.
Как следует из устных и письменных пояснений заявителя, ООО "БЛТ" осуществляет оптовую продажу пиломатериала (естественной влажности) в западные регионы России, закупая продукцию у мелких производителей.
Отправка пиломатериала железнодорожным транспортом покупателю возможна только при наличии фитосанитарного сертификата (при поставке на экспорт) и карантинного сертификата (при перевозке по территории РФ).
При оформлении карантинного сертификата, кроме документов, указанных в п. 10 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (далее - Порядок), утв. Приказом Минсельхоза РФ от 14.03.2007 № 163, Управление Россельхознадзора требует представление дополнительных документов и сведений, не предусмотренных указанным Порядком, а именно: сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, договоров поставки с приложением лесных деклараций.
Дополнительные сведения и документы требуется представить вместе с заявкой на выдачу сертификата, при непредставлении указанных сведений заявка не принимается к рассмотрению.
В подтверждение своих доводов заявителем представлена копия письменного ответа Управления Россельхознадзора от 24.07.2009 (исх. № УФС-ГМ-06/2713) на обращение ООО "БЛТ" о разъяснении нормативной обоснованности истребования от хозяйствующих субъектов копии договоров поставки с приложением лесных деклараций, а также сведений о номерах вагонов при получении сертификатов.
Согласно представленному ответу требование Управления Россельхознадзора о предоставлении номеров железнодорожных вагонов осуществляется в целях обеспечения выполнения фитосанитарных требований стран-импортеров Российской подкарантинной продукции указывать номер транспортного средства при оформлении фитосанитарных сертификатов.
Требование о представлении документов о происхождении подкарантинной продукции при выдаче сертификатов осуществляется на основании пунктов 16, 17, приложений № 1 и № 2 Приказа Минсельхоза РФ от 14.03.2007 № 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов".
При этом в письме не указывается конкретный перечень документов, который необходимо представить лицу, заинтересованному в выдаче карантинного сертификата, в подтверждение происхождения подкарантинной продукции.
ООО "БЛТ" считает данные требования Управления Россельхознадзора незаконными и создающими необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, т.к. в действующем законодательстве не предусмотрено требование о представлении таких сведений.
Знать номера вагонов для ООО "БЛТ" заранее не представляется возможным в силу существующего порядка подачи вагонов под погрузку на ОАО "РЖД". Номер вагона становится известным только в момент подачи вагона, на погрузку вагона предоставляется 27 часов, после чего начисляется штраф 200 руб. за каждый час задержки вагона, 4800 руб. в сутки. Сертификат оформляется в течение 3 - 5 рабочих дней.
Требование об указании номера транспортного средства в карантинном сертификате не предусмотрено действующим законодательством, приводит и (или) может привести к необоснованным дополнительным расходам перевозчиков, связанным со штрафными санкциями за простой вагонов, и создает преимущественное положение для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки лесопродукции железнодорожным транспортом, используя собственные вагоны, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Кроме того, ООО "БЛТ" не осуществляет деятельность по заготовлению древесины, в связи с чем не располагает документами на право лесопользования.
Представитель ООО "БЛТ" считает, что законных оснований требовать у своих поставщиков леса представления документов о лесопользовании у него нет. Кроме того, его контрагенты также могут не являться заготовителями леса, приобретая его у других лиц, которые, в свою очередь, также могут не являться лесопользователями.
Обращение ООО "БЛТ" к поставщикам леса с запросом о представлении копии таких документов не может быть ими безусловно исполнено.
Таким образом, исполнение незаконных требований связано для ООО "БЛТ" со значительными временными и материальными затратами, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации подкарантинной продукции и может иметь своим результатам недопущение, ограничение, устранение конкуренции, поскольку перевозка лесопродукции возможна только при наличии сертификата.
Представитель Управления Россельхознадзора не согласен с доводами заявителя.
На заседании Комиссии представитель пояснил, что требования Управления Россельхознадзора о представлении хозяйствующими субъектами при получении фитосанитарного (карантинного) сертификата сведений о номере транспортного средства основано на положениях Международной конвенции по карантину и защите растений (далее - Конвенция), пересмотренный текст которой в редакции 1997 г. принят постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 874 и национального законодательства.
Требование об указании в сертификате номера транспортного средства направлено на выполнение п. "ж" ч. 2 ст. 4 Международной конвенции по карантину и защите растений, Международного стандарта по фитосанитарным мерам (МСФМ № 12) "Руководство по фитосанитарным сертификатам" об обеспечении с помощью соответствующих процедур фитосанитарной безопасности грузов после сертификации и до момента экспорта в отношении их состава, замены и повторного заражения. По мнению представителя, требование об указании номера транспортного средства в сертификате и является такой "соответствующей процедурой".
Из пояснений представителя также следует, что указание на обязательное внесение в фитосанитарный сертификат отметки о номере вагона содержат ст.ст. 2, 8, 11, 16 ФЗ "О карантине растений" от 15.07.2000 № 99-ФЗ, п. 1 ст. 14, 18, 25 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" от 10.01.2003 № 17-ФЗ, ст. 25 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" от 10.01.2003, пункты 1.3, 2.8 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 36.
Кроме того, представитель указал на то, что заявка может быть подана без указания номера ж/д вагона, а информация представлена позднее, что было разъяснено заявителю в письменной форме. Однако ООО "БЛТ" продолжает вносить информацию о номере ж/д вагона в заявки на выдачу карантинного сертификата.
Вместе с тем представитель не отрицает, что представление сведений о номере вагона для последующего внесения их в сертификат является обязательным для хозяйствующих субъектов. По мнению представителя, на момент получения сертификата предприниматель обладает соответствующими сведениями.
Обязанность представления хозяйствующими субъектами документов о происхождении подкарантинной продукции (договоры поставки, лесные декларации) согласно пояснениям вытекает из пунктов 16, 17 Порядка.
При этом представление документов о происхождении продукции при подаче заявки на выдачу сертификата также не требуется.
Вместе с тем в заявке на выдачу сертификата и в бланках сертификатов предусмотрены разделы, в которых указываются сведения о месте происхождения груза и документах, подтверждающих это.
Так как сертификация лесопродукции является частью государственного карантинного фитосанитарного контроля, представленные к заявке документы, а также сведения, указанные в заявке, подлежат проверке на достоверность.
Проверка проводится в рамках ФЗ "О карантине растений" от 15.07.2000 № 99-ФЗ, статья 16 которого наделила правом государственных служащих Управления получать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документированную информацию, касающуюся карантина растений.
Местом происхождения груза согласно п. 2.1 Международного стандарта по фитосанитарным мерам (МСФМ № 12) "Руководство по фитосанитарным сертификатам" установлено, что является место, где груз мог быть подвергнут заражению или засорению вредными карантинными организмами. Как правило, это должно быть место выращивания данного товара. Если товар хранится или перемещается, его фитосанитарный статус может со временем меняться.
С учетом МСФМ № 12, постановления Губернатора от 25.07.2003 № 426-п под местом происхождения понимается место выращивания груза, и документами, содержащим данную информацию, в соответствии со ст. 26, п. 8 ст.ст. 29, 72 Лесного кодекса РФ будут лесорубочный билет, лесная декларация, договор купли-продажи лесных насаждений.

Здесь и далее по тексту в официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду ст.ст. 465 - 468, а не ст.ст. 465 - 458 ГК РФ.

Информация о месте выращивания лесопродукции, по мнению представителя, в соответствии со ст.ст. 465 - 458, 508 - 510 ГК РФ должна содержаться в договорах купли-продажи или поставки, поскольку предприниматель обязан подтвердить достоверность сведений, указанных в заявке. Кроме того, запрос документов для проверки достоверности сведений, изложенных в заявке, является эффективным средством для предотвращения введения в оборот незаконно срубленной древесины.

]]>
В материалы дела представлены заявки, поступившие в Управление Россельхознадзора от ООО "БЛТ" на выдачу карантинных сертификатов за период с 01.01.2009 по 01.11.2009, часть которых содержит копии договоров поставки лесозаготовителей с поставщиками ООО "БЛТ" и копии документов по лесопользованию.
Согласно пояснениям представителя в 2009 г. на достоверность сведений с истребованием документированной информации в порядке ст. 16 ФЗ "О карантине растений" проверялись 4 заявки ООО "БЛТ".
Проверки проводились в связи с несоответствием сведений, указанных в заявке о месте происхождения груза, документам, заявленным в подтверждение происхождения груза. Так, в заявке № 1893 от 23.04.2009 местом происхождения груза указан Баяндаевский район, а подтверждающим документом - счет-фактура, которая по своему целевому назначению не может содержать сведения о месте происхождения груза. По устному запросу госинспектора, с целью ускорения процедуры принятия решения по заявке на выдачу сертификата ООО "БЛТ" представил необходимую информацию.
По остальным заявкам дополнительные документы представлялись ООО "БЛТ" без запросов документированной информации при подаче заявки. По мнению представителя, документы представлялись с целью избежать дополнительного запроса и ускорить процедуру рассмотрения.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 25.07.2003 № 426-п "О наложении карантина по вредителям леса" вся территория Иркутской области объявлена карантинной зоной для заготавливаемой, перевозимой и вывозимой за пределы Иркутской области лесопродукции.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ "О карантине растений" от 15.07.2000 № 99-ФЗ каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию РФ, при перевозках по территории РФ и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, сопровождаются карантинными сертификатами.
Порядок организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (далее - Порядок) утвержден Приказом Минсельхоз РФ от 14.03.2007 № 163.
В приложении № 2 к Порядку определен образец заявки на выдачу карантинного сертификата. К числу необходимых сведений отнесены сведения о происхождения груза.
Пункт 17 Порядка устанавливает основания, по которым Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора вправе принять решение об отказе в выдаче карантинного сертификата. Среди оснований отказа в выдаче сертификата документационного характера являются: непредставление одного или нескольких документов, необходимых для выдачи карантинного сертификата; представление недостоверных или подложных сведений в документах, необходимых для выдачи сертификата; представление неправильно оформленных документов, необходимых для выдачи карантинного сертификата.
Согласно пункту 10 Порядка при принятии решения о выдаче карантинного сертификата или об отказе в его выдаче вместе с заявкой рассматриваются следующие документы, необходимые для выдачи карантинного сертификата:
1) заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
свидетельство о внесении записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);
свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);
2) документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции, в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений (к заявке на выдачу карантинного сертификата);
3) выписка из договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации, в части, касающейся фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции (при заключении указанного договора (контракта) и наличии в нем таких требований) (для получения фитосанитарного сертификата);
4) удостоверение личности гражданина (паспорт) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя (для граждан).
Перечень документов, прилагаемых к заявке, является исчерпывающим, не подлежит расширенному толкованию и не содержит обязанности заявителя представлять копии договоров поставки, лесорубочных билетов, лесных деклараций (других документов на право лесопользования).
Представление сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, Порядком также не предусмотрено.
Кроме того, в списке необходимых документов отсутствует документ, который требует внесения в него информации о номере транспортного средства, а также о документе происхождения груза. В образце заявки (приложение № 1 к Порядку), бланке карантинного сертификата отсутствует графа, которая гласила бы о необходимости внесения информации о номере транспортного средства, а также сведений о документе происхождения груза.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Управление Россельхознадзора может отказать в выдаче карантинного сертификата на подкарантинную продукцию на том основании, что на момент оформления сертификата грузоотправитель, заинтересованный в его выдаче, не может представить сведения о номере железнодорожного вагона, в который погружена подлежащая проверке подкарантинная продукция, или в случае отсутствия документов о месте происхождения лесопродукции, под которым понимается место ее выращивания.
Из пояснений Управления Россельхознадзора следует, что требование о представлении хозяйствующими субъектами при получении карантинного сертификата сведений о номере транспортного средства основано на положениях Международной конвенции по карантину и защите растений (далее - Конвенция), пересмотренный текст которой в редакции 1997 г. принят постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 874 и национального законодательства.
Так, согласно требованиям по заполнению фитосанитарного сертификата, предусмотренным Международным стандартом по фитосанитарным мерам МСФМ № 12 "Руководство по фитосанитарным сертификатам", утвержденным Секретариатом Международной конвенции по карантину и защите растений, в раздел "количество мест и описание упаковки" фитосанитарного сертификата следует включать достаточно подробную информацию, которая позволит идентифицировать груз и составляющие его части; номера контейнеров и/или вагонов являются полезным дополнением к описанию упаковки и могут быть включены в указанный раздел, если известны.
Однако приложение к Международной конвенции по карантину и защите растений, на которую ссылается ответчик "Образец фитосанитарного сертификата", соответствующих граф для внесения сведений о номере транспортного средства, перевозящего подкарантинную продукцию, не содержит.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что рекомендательный характер данного положения Руководства не может обязывать хозяйствующего субъекта представлять сведения о номере железнодорожного вагона для его последующего включения в карантинный сертификат.
В обоснование своих доводов ответчик также указывает на то, что ст.ст. 2, 8, 11, 16 ФЗ "О карантине растений" от 15.07.2000 № 99-ФЗ, п. 1 ст.ст. 14, 18, 25 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" от 10.01.2003 № 17-ФЗ, ст. 25 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" от 10.01.2003, пункты 1.3, 2.8 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 36, содержат указание на обязательное внесение в карантинный сертификат отметки о номере вагона.
Комиссия не может согласиться с данными доводами, поскольку указанные нормативные правовые акты не содержат указания на обязательное внесение в карантинный сертификат отметки о номере вагона и не определяют порядок оформления сертификатов, напротив пункт 1.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 36, указывает на необходимость внесения сведений о карантинном сертификате в накладную грузоотправителем.
Учитывая изложенное, требование Управления Россельхознадзора об указании номера транспортного средства при оформлении карантинных сертификатов также не закреплено нормативными правовыми актами РФ, а, следовательно, не основано на законе.
В отношении требования Управления Россельхознадзора о представлении хозяйствующими субъектами договоров поставки, лесных деклараций, иных документов о лесопользовании в качестве документов, подтверждающих место происхождения лесопродукции, при выдаче карантинного сертификата в случае вывоза подкарантинной продукции из местностей, объявленных под карантином, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 2, 14 ФЗ "О карантине растений" от 15.07.2000 № 99-ФЗ карантинная фитосанитарная сертификация лесопродукции является частью государственного карантинного фитосанитарного контроля.
Согласно ст. 5 ФЗ "О карантине растений" федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений в интересах РФ обеспечивает соблюдение карантина растений и осуществляет государственный фитосанитарный контроль на территории РФ.
Управление Россельхознадзора обязано осуществлять государственный карантинный фитосанитарный контроль в пределах своей компетенции.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, установленный п. 10 Порядка, как указывалось выше, является закрытым и не содержит обязанности заявителя представлять договоры поставки, купли-продажи, лесорубочный билет, другие документы о лесопользовании.
Пункт 17 Порядка устанавливает основания, по которым управление Россельхознадзора вправе принять решение об отказе в выдаче сертификата. Среди оснований отказа в выдаче карантинного сертификата документационного характера являются: непредставление одного или нескольких документов, необходимых для выдачи сертификата; представление недостоверных или подложных сведений в документах, необходимых для выдачи сертификата; представление неправильно оформленных документов, необходимых для выдачи сертификата.
Полномочия дополнять перечень документов, необходимых при оформлении сертификата, в том числе для предотвращения введения в оборот незаконно срубленной древесины, у Управления Россельхознадзора отсутствуют.
Поскольку п. 10 Порядка не устанавливает в качестве документа, необходимого для выдачи сертификата, документ, подтверждающий место происхождения груза, а образец заявки на выдачу карантинного сертификата (приложение № 2 к Порядку) не предусматривает указание сведений о документах, подтверждающих место происхождения груза, то требование Управления Россельхознадзора о представлении хозяйствующими субъектами документов, подтверждающих место происхождения груза, под которым понимается место его выращивания, является незаконным.
Довод представителя Управления Россельхознадзора о необходимости установления при выдаче карантинного сертификата места происхождения груза в рамках осуществления фитосанитарного контроля является обоснованным.
Вместе с тем требование Управления Россельхознадзора по представлению ООО "БЛТ" договоров поставки, купли-продажи, лесных деклараций и других документов по лесопользованию, позволяющих установить место выращивания продукции, Комиссия считает неправомерным.
ООО "Байкальский лесной терминал", приобретающее древесину у поставщиков для ее распиловки и не занимающееся заготовкой древесины, не может располагать истребуемыми документами на право лесопользования.
Ссылка представителя Управления Россельхознадзора на ст.ст. 465 - 458, 508 - 510 ГК РФ, которые, по мнению представителя, обязывают включать в договоры купли-продажи, поставки информацию о происхождении товара и подтверждающие документы, является необоснованной.
Указанными нормами устанавливается обязанность продавца одновременно с передачей вещи (груза) передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества и др.), предусмотренные законодательством, и право покупателя требовать представление таких документов. Документы о месте выращивания лесопродукции не относятся к таким документам.
Обращение Общества к поставщикам леса с запросом о представлении копии таких документов сопряжено со значительными временными затратами и не может быть безусловно исполнено.
Управление Россельхознадзора обладает полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей путем истребования документов у организаций, индивидуальных предпринимателей и иных лиц в порядке ст. 16 ФЗ "О карантине растений" в отличии от субъекта предпринимательской деятельности, в связи с чем фактическая передача им функций по осуществлению фитосанитарного контроля неправомерна.
Кроме того, местом происхождения груза согласно п. 2.1 Международного стандарта по фитосанитарным мерам (МСФМ № 12) "Руководство по фитосанитарным сертификатам" установлено, что является место, где груз мог быть подвергнуть заражению или засорению вредными карантинными организмами. Как правило, это должно быть место выращивания данного товара. Если товар хранится или перемещается, его фитосанитарный статус может со временем меняться.
Статья 14 ФЗ "О карантине растений" устанавливает, что подкарантинная продукция в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, а при необходимости лабораторному анализу или экспертизе.
Согласно п. 12 Порядка карантинные сертификаты выдаются Управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
На рассмотрении дела установлено, что во всех случаях рассмотрения заявок ООО "БЛТ" на выдачу карантинных сертификатов производилось лабораторное исследование груза для выдачи заключения о его карантинном состоянии.
С учетом постановления Губернатора от 25.07.2003 № 426-п, в соответствии с которым вся территория Иркутской области объявлена карантинной зоной для заготавливаемой, перевозимой и вывозимой за пределы Иркутской области лесопродукции, под местом ее происхождения может пониматься не только место выращивания лесопродукции, но и место, где груз мог быть подвергнут заражению или засорению вредными карантинными организмами, т.е. пребывание на территории, на которой выявлены карантинные объекты (в т.ч. вся территория Иркутской области).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам, которые приводят и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, по мнению Комиссии Управления ФАС Иркутской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области своими действиями, выразившимися в установлении не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам, в том числе ООО "БЛТ", о представлении при получении карантинного сертификата на подкарантинную продукцию: сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, а также представления в качестве документов, подтверждающих происхождение лесопродукции, - договоров поставки с приложением документов о лесопользовании (лесные декларации, лесорубочные билеты, договоры купли-продажи лесных насаждений и т.д.), создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации отечественной подкарантинной продукции на территории РФ, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006, Комиссия

решила:

1. Признать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации отечественной подкарантинной продукции на территории РФ, в связи с установлением не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам, в том числе ООО "БЛТ", о представлении при получении карантинного сертификата на подкарантинную продукцию: сведений о номере транспортного средства, используемого для перевозки подкарантинной продукции, а также представления в качестве документов, подтверждающих происхождение лесопродукции, - договоров поставки с приложением документов о лесопользовании (лесные декларации, лесорубочные билеты, договоры купли-продажи лесных насаждений и т.д.), что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Копию решения и предписания направить в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области.
4. Копию решения направить ООО "Байкальский лесной терминал".
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru