Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 1 февраля 2010 года

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Вопрос: По концессионному соглашению организация (концессионер) принимает от КУМИ (концедента) объекты системы теплоснабжения. Соглашением в пункте "плата по соглашению" установлено, что концессионер обязан ежегодно в течение срока действия соглашения уплачивать концеденту концессионную плату в размере 20% от чистой прибыли, полученной концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, по итогам работы за год. Приравнивается ли концессионное соглашение к договору аренды муниципального имущества? Возникает ли у организации (концессионера) обязанность налогового агента по уплате НДС при пересечении концессионной платы? Если да, то будет ли правильным определять налоговую базу как сумму концессионной платы с учетом НДС? В соглашении об уплате НДС ничего не прописано.
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Как следует из запроса, по концессионному соглашению КУМИ (концедент) передает организации (концессионеру) объекты системы теплоснабжения. Порядок передачи имущества (имущественных прав) по концессионному соглашению регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее по тексту - Закон № 115-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ сторонами концессионного соглашения являются:
1) концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
2) концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из Закона № 115-ФЗ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из данного Федерального закона или существа концессионного соглашения (пункт 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).
В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из изложенного следует, что в рассматриваемой ситуации, поскольку объект концессионного соглашения - муниципальное имущество - предоставлен органами местного самоуправления (собственником) во владение и пользование, к данным правоотношениям могут применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие договор аренды. Учитывая данное обстоятельство, у концессионера в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ возникают обязанности налогового агента, соответственно, налоговая база определяется как сумма концессионной платы с учетом налога на добавленную стоимость, сумму которого концессионер должен исчислить, удержать и уплатить в бюджет.
Вопрос: Индивидуальный предприниматель освобожден от уплаты НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ. Но по просьбе покупателей выставляет счет-фактуру с выделенным НДС и согласно статье 173 НК РФ уплачивает его в бюджет. Имеет ли предприниматель право выставлять счет-фактуру с НДС и можно ли уплаченный НДС принять к вычету?
Ответ: Плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 143 НК РФ признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Пунктом 3 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
В этой связи организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) составлять и выставлять счета-фактуры не должны.
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 173 НК РФ, в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога у них возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
На основании норм пункта 5 статьи 174 НК РФ организации и предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ, в случае выставления ими счета-фактуры с выделением суммы налога обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Пунктом 2 статьи 170 НК РФ установлено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
Следовательно, индивидуальный предприниматель, освобожденный в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, не вправе применить вычет сумм НДС, уплаченных им поставщикам товаров (работ, услуг).
Вопрос: Как правильно заполнять графы 2 (единица измерения) и 3 (количество) счета-фактуры при выполнении услуг по монтажу и пусконаладочным работам?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 169 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны в том числе наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания) (подпункт 5 пункта 5 статьи 169 НК), количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) (подпункт 6 пункта 5 статьи 169 НК РФ).
Таким образом, в случае отсутствия возможности определения единицы измерения и количества реализуемых работ или услуг налоговое законодательство допускает опускать данные показатели при заполнении счетов-фактур. В остальных случаях отсутствие в счетах-фактурах указанных реквизитов является нарушением статьи 169 НК РФ.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru