Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2009 г. по делу № А79-9955/2008

Резолютивная часть оглашена 04 февраля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2009 года.
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Б., <...>
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике, 429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а
о возврате излишне уплаченного единого социального налога в сумме 11749,82 руб.
при участии:
индивидуального предпринимателя Б. паспорт <...>.
от Инспекции - специалиста 1 разряда юридического отдела С. по пост. доверенности от 11.01.2009 № 03-27/5

установил:

Индивидуальный предприниматель Б. (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике (далее - МИФНС № 7 по ЧР, налоговый орган) о возврате излишне уплаченного единого социального налога в сумме 11749,82 руб.
Предприниматель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснил, что об излишней уплате налога налогоплательщик узнал при ознакомлении с актом выездной налоговой проверки от 31.03.2008 № 11 дсп, 10.09.2008 Предприниматель с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм единого социального налога за 2003 - 2005 год в размере 11749,82 руб., за 2006 - 2008 год единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1053,70 руб., единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 12442,57 руб. обратился в налоговый орган, однако налоговый орган сообщил, что вернуть может только излишне уплаченные суммы единого социального налога за 2006 - 2007 год, Предприниматель переписал заявление, в котором просил возвратить налог за 2006 - 2007 год, в связи с отказом Инспекцией возврата суммы налога за 2003 - 2005 год Предприниматель 13.10.2008 с жалобой обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. Решением от 05.12.2008 № 18-12/3724 Управление оставило жалобу без удовлетворения. Налоговый орган необоснованно не оповещал о наличии переплаты по ЕСН.
Представитель МИФНС № 7 по ЧР требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, суду пояснил, что в соответствии со статьями 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет и возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 7, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации а сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога. 10.09.2008 предприниматель обратилась в инспекцию с заявлением о возврате следующих сумм: единый социальный налог, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 12442 руб. 57 коп. единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1053 руб. 70 коп. В соответствии с решениями Инспекции от 18.09.2008 N№ 2401 и 2402 суммы, указанные в заявлении предпринимателя возвращены в полном объеме. Однако в заявление ИП Б. ссылается на то, что обращалась и на другие суммы: за 2003 год: ЕСН ТФОМС в размере 2581 руб. 30 коп, ЕСН ФФОМС в размере 151 руб. 84 коп.; за 2004 год: ЕСН ТФОМС 4065 руб. 00 коп., ЕСН ФФОМС в размере 240 руб. 00 коп.; за 2005 год: ТФОМС в размере 3539 руб. 11 коп., ЕСН ФФОМС в размере 214 руб. 59 коп.; за 2006 год: ЕСН ТФОМС в размере 2954 руб. 97 коп., ЕСН ФФОМС в размере 273.60 коп.; за 2007 год: ЕСН ТФОМС в размере 9487 руб. 60 коп., ЕСН ФФОМС в размере 780 руб. 10 коп. Указал, что заявление предпринимателя о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2003 - 2005 годы в инспекцию не поступало. Сославшись на статьи 21, 78 Налогового кодекса РФ, статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-0, МИФНС № 7 по ЧР считает, что Б. должна была обратиться в арбитражный суд в пределах трехлетнего срока исковой давности. На основании вышеизложенного МИФНС № 7 по ЧР в заявлении ИП Б. просит отказать, в связи с пропущенным сроком исковой давности.
На вопросы суда представитель Инспекции пояснил, что доказательств направления в адрес налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщений об имевшей место переплате ЕСН за 2003 - 2005 года не имеется. Наличие переплаты по ЕСН за 2003 - 2005 года в сумме 11749,82 руб. подтверждается данными выписки из лицевой карточки по ЕСН.
Выслушав пояснений представителей сторон, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Б. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 304213736000017.
Согласно уведомлению от 18 апреля 2003 года № 155 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам ИП Б. было сообщено о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Из представленных в материалы дела документов в 2003 - 2007 годах ИП Б. оплачивала единый социальный налог.
В соответствии с принятыми Инспекцией решениями о возврате от 18.09.2008 N№ 2401, 2402 Предпринимателю возвращены на его расчетный счет только суммы излишне уплаченного единого социального налога за 2006 - 2007 год.
ИП Б. обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с жалобой от 13.10.2008 на отказ МИФНС № 7 по ЧР в возврате излишне уплаченных в 2003 - 2005 году сумм единого социального налога в сумме 11749,82 руб. в том числе:
- единого социального налога, зачисляемого в Федеральный бюджет в сумме 957,98 руб.
- единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8496,83 руб.
- единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2295,01 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике решением от 05.12.2008 № 18-12/13724 оставило жалобу Предпринимателя без удовлетворения.
С заявлением о возврате излишне уплаченных сумм единого социального налога за 2003 - 2005 год в размере 11749,82 руб. ИП Б. обратилась в суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, рассмотрев доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Пунктом 6 статьи 78 Кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса).
В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении от 21.06.2001 № 173-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации", в случае пропуска указанного в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Предприниматель ошибочно в 2003 - 2005 годах уплачивала единый социальный налог, считая себя плательщиком данного налога, в результате чего у нее образовалась переплата в сумме 11749,82 руб., в то время как согласно уведомлению от 18.04.2003 № 155 ИП Б. переведена в 2003 году на упрощенную систему налогообложения (л.д. 17).
Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс РФ главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Глава 26.2 Налогового кодекса РФ введена в действие с 1 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).
Таким образом, Предприниматель при переходе в 2003 году на упрощенную систему налогообложения утратил статус плательщика единого социального налога.
Факт ошибочной уплаты Предпринимателем единого социального налога за 2003 - 2005 год в заявленном размере налоговым органом не оспаривается, подтверждается платежными документами (л.д. 6 - 15).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что о факте излишней уплаты налога за 2003 - 2005 год налогоплательщик узнал при ознакомлении 02.04.2008 с актом выездной налоговой проверки от 31.03.2008 № 11 дсп, в ходе которой налоговым органом также установлен факт применения Предпринимателем в 2005 году упрощенной системы налогообложения, что свидетельствует, о том, что в спорном периоде налогоплательщик не являлся плательщиком единого социального налога.
Доказательства проведения выездной налоговой проверки до указанного времени в отношении ИП Б. в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан был сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налогового органу факте излишней уплаты налога и сумме излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
Доказательств направления в адрес налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщений об имевшей место переплате ЕСН за 2003 - 2005 года Инспекцией не представлены.
Решением от 05.12.2008 № 18-12/3724 Управление, оставив жалобу Предпринимателя от 13.10.2008 без удовлетворения, по существу сообщило, что возврат излишне уплаченных сумм единого социального налога за 2003 - 2005 год в размере 11749,82 руб. возможен только на основании решения суда.
Учитывая, что Предприниматель уплатил ошибочно единый социальный налог за спорный период в сумме 11749,82 руб. в 2003 - 2005 году, что подтверждается платежными документами (л.д. 9 - 12, 22), налогоплательщик в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации утратил право возврата суммы 11749,82 руб. во внесудебном порядке, однако в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, это не лишает его права обратиться в суд в общеисковом порядке. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
Поскольку налогоплательщик узнал об излишне уплаченном налоге за 2003 - 2005 год 02 апреля 2008 года из акта налоговой проверки от 31.03.2008 № 11 дсп. В связи с этим его обращение в суд 22.12.2008 с иском о возврате переплаты произведено в пределах сроков исковой давности.
На основании изложенного заявление индивидуального предпринимателя Б. о возврате излишне уплаченных сумм единого социального налога за 2003 - 2005 год в размере 11749,82 руб., в том числе единого социального налога в Федеральный бюджет в сумме 957,98 руб., единого социального налога в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 606,43 руб., единого социального налога в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 10185,41 руб. подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины суд относит в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике, при этом суд учитывает, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление индивидуального предпринимателя Б. удовлетворить.
Возвратить Б., <...>, из соответствующих бюджетов излишне уплаченный единый социальный налог в Федеральный бюджет в сумме 957,98 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 606,43 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 10185,41 руб. Всего в сумме 11749,82 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru