Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 марта 2010 г. № 06-10/23-10

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель управления;
членов комиссии: Е.П.Фоминых - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В.Базаровой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Т.Д.Максимовой - старшего специалиста 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев дело № 06-10/23-10 по признакам нарушения Администрации Тегульдетского района (ул. Ленина, 97, с. Тегульдет, Томская область, 636900) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя:
ответчика - Администрация Тегульдетского района (далее также - Администрация) (место нахождения: ул. Ленина, 97, с. Тегульдет, Томская область, 636900, представитель Михалевич Людмила Васильевна, действующий на основании доверенности от 27.01.2010,
заинтересованного лица - Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество), представитель Осипов Виталий Геннадьевич, действующий на основании доверенности от 28.07.2009 № 11/438, установила:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области установлено следующее.
Администрацией Тегульдетского района с учетом заявления № 14-01/3421 от 30.07.2008 рекламодателя, письма Администрации Тегульдетского сельского поселения от 08.08.2008 выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 15.08.2008. Ориентировочным местом размещения рекламной конструкции является район перекрестка улиц Октябрьская и Пушкина.
Постановлением Администрации Тегульдетского района от 30.10.2008 № 328 "О предоставлении Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытому акционерному обществу), Сбербанку России ОАО земельного участка в аренду сроком на 49 лет для размещения наружной рекламы" Сбербанку России ОАО предоставлен в аренду земельный участок для размещения рекламного щита, имеющий адресный ориентир: Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет, ул. Пушкина, 1а, общей площадью 3 кв. м сроком на 49 лет.
В соответствии с указанным постановлением между Администрацией Тегульдетского района и Сбербанком России ОАО заключен договор аренды земельного участка от 30.10.2008 № 60 для размещения наружной рекламы.
Земельный участок передан Обществу согласно акту приема-передачи земельного участка от 30.10.2008.
Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Кроме того, согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пояснений представителя Администрации следует, что иные цели заключения договора аренды земельного участка от 30.10.2008 № 60, кроме как для для размещения наружной рекламы, не рассматривались.
Договор аренды земельного участка от 30.10.2008 № 60 следует считать заключенным для установки и эксплуатации рекламных конструкций, принимая во внимание основания, обстоятельства его заключения, предмет договора - предоставление земельного участка для размещения наружной рекламы, а также невозможность использования земельного участка, указанного в договоре, для иных целей.
Таким образом, поскольку договор аренды земельного участка № 60 заключен 30.10.2008, то есть после принятия и вступления в силу изменений в Федеральный закон "О рекламе", предусматривающих заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке на основании торгов, указанный договор о предоставлении земельного участка для размещения наружной рекламы не мог быть заключен со Сбербанком России ОАО без проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Администрация Тегульдетского района нарушила порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции, разрешив размещение наружной рекламы Сбербанку России ОАО и заключив договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без проведения торгов. Тем самым Сбербанк России ОАО поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, размещающими средства наружной рекламы на территории Тегульдетского района. При этом следует отметить, что рынок размещения наружной рекламы в географических границах указанного района представлен и другими участниками - конкурентами.
К доводу представителя Администрации о том, что в период с момента обращения Сбербанка России ОАО с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции иные предприниматели не обращались, следует отнестись критически.
Из пояснений представителя Администрации следует, что Администрацией не разработаны документы, регламентирующие деятельность по размещению рекламных конструкций, в частности, отсутствует положение о порядке размещения рекламных конструкций, положение о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем основным принципом предоставления муниципального имущества для размещения рекламных конструкций является принцип публичности - предоставление права на размещение рекламных конструкций по результатам торгов, что существенно ограничивает круг участников рекламного рынка.
Исходя из содержания части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", указанные в ней запреты ориентированы на органы публичной власти и распространяются на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Данные запреты преследуют цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия.
Целями законодательства о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (статьи 1 и 3 Закона "О защите конкуренции").
Таким образом, одним из обязательных условий отнесения соответствующих отношений к подлежащим регулированию Законом о защите конкуренции является влияние этих отношений на конкуренцию - "соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке".
Выдача Администрацией Тегульдетского района разрешения на установку наружной рекламы, вынесение постановления от 30.10.2008 № 328 о заключении договора аренды земельного участка от 30.10.2008 № 60 для размещения наружной рекламы необоснованно препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам и ограничивают их доступ на рынок размещения наружной рекламы, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Наличие лиц на указанном рынке, действующих вне рамок единого правового поля, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" является, по мнению антимонопольного органа, признаком ограничения конкуренции.
Комиссия считает, что Администрации Тегульдетского района необходимо выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе направленных на предоставление преимуществ входа на рынок размещения наружной рекламы одним субъектам и ограничение доступа на него другим, так как результатом данных действий является ограничение конкуренции.
Руководствуясь ч. 1 ст. 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Администрации Тегульдетского района факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившийся в принятии акта, на основании которого заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, которое направлено на предоставление преимуществ входа на рынок размещения наружной рекламы Сбербанку России ОАО и ограничение доступа на него другим хозяйствующим субъектам, размещающим наружную рекламу на территории Тегульдетского района, так как результатом данных действий является ограничение конкуренции.
2. Выдать Администрации Тегульдетского района предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Е.П.ФОМИНЫХ
Н.В.БАЗАРОВА
Т.Д.МАКСИМОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru