Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2010 г. по делу № А74-5188/2009

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 12 января 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.А. Федулкиной, при ведении протокола судебного заседания судьей А.А. Федулкиной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва,
к закрытому акционерному обществу "Промышленный транспорт", г. Черногорск,
о взыскании 82 600 рублей,
при участии в заседании представителей:
истца - Федорченко В.А. по доверенности от 27.10.2009;
ответчика - Любимцевой Н.И. по доверенности № 139 от 03.06.2008.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу "Промышленный транспорт" о взыскании 82 600 рублей штрафа за задержку вагонов в соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 08 декабря 2009 года указанное исковое заявление принято к производству с назначением предварительного судебного заседания на 28 декабря 2009 года, в котором в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществлен переход к судебному разбирательству.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил взыскать с ответчика 82 600 рублей штрафа за задержку вагонов в соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Представитель ответчика исковые требования не оспорил, просил применить положения статьи 333 Гражданского кодекса РФ об уменьшении неустойки на 50%, учитывая компенсационную природу штрафа, несоразмерность взыскиваемого штрафа последствиям обязательства, а также отсутствием негативных последствий, наступивших вследствие неисполнения обязательства ответчиком.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, установив фактические обстоятельства дела, заслушав устные пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) 24 августа 2007 года заключен договор № 4 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Промышленный транспорт", примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со стороны станции Новая стрелочными переводами № 33 и № 69 к пути 1 и стрелочным переводом № 9 к продолжению пути 1 БП парка "Б"; со стороны станции Деповская стрелочными переводом № 941 к пути 1АП парка "А", обслуживаемого локомотивом владельца.
Пунктом 13 названного договора предусмотрено, что срок оборота вагонов на пути необщего пользования в летний период устанавливается 11 часов, в зимний период устанавливается 12,2 часа.
Истец, полагая, что согласно ведомостям подачи и уборки вагонов в августе - сентябре 2009 года N№ 091345, 092360, 092368, 096434, 096435, 096437, 096438, 096440, 096441 подтверждены факты нахождения у ответчика вагонов свыше сроков, определенных частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации с учетом времени, указанного в законе, - 24 часа, и времени, определенного договором от 24.08.2007 № 4 - 11 (12,2) часа, произвел расчет штрафа за задержку вагонов, поданных согласно перечисленным ведомостям для ответчика на железнодорожный путь необщего пользования и задержанных сверх установленных сроков, в сумме 82 600 рублей.
Перечисленные ведомости подачи и уборки вагонов подписаны представителем истца. Представитель ответчика отказался подписать названные ведомости, о чем составлены соответствующие акты общей формы, представленные в материалы дела.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Пункты 2, 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную указанным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно части 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре.
Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона предусмотрен штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Анализ указанных выше статей Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации свидетельствует о том, что ответственность за задержку вагонов наступает в случае задержки вагонов сверх сроков, установленных договором на подачу и уборку вагонов или договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, либо по истечении обусловленного времени с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика.
Таким образом, в отношениях, урегулированных договором от 24.08.2007 № 4 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на 24 часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором.
На основании представленных ведомостей подачи и уборки вагонов N№ 091345, 092360, 092368, 096434, 096435, 096437, 096438, 096440, 096441, отражающих время и дату подачи и уборки вагонов на путь ЗАО "Промтранс" арбитражный суд признает доказанными обстоятельства превышения установленных законом и договором нормативов нахождения вагонов у ответчика, размер начисленного штрафа.
Ответчик, не оспаривая факт задержки вагонов и правомерность начисления штрафа, заявил о несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств и просил уменьшить размер штрафа в соответствии с правилами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Арбитражный суд считает, что законодатель предусмотрел весьма значительный размер законной неустойки с целью недопущения необоснованной задержки вагонов на путях владельцев подъездных путей и обеспечения стабильности работы федерального железнодорожного транспорта. Однако, по мнению арбитражного суда, законная неустойка должна применяться с учетом конкретных обстоятельств дела.
Последствием неисполнения контрагентами обязательства по своевременному обороту вагонов для железной дороги является неполучение доходов в виде платы за пользование вагонами, либо провозной платы. Истцом не представлены в материалы дела доказательства наличия у него неблагоприятных последствий, вызванных задержкой вагонов.
Учитывая, что задержка вагонов закрытым акционерным обществом "Промтранс" сверх норматива обусловлена спецификой единого технологического процесса работы его подъездного пути, а также принимая во внимание высокий процент предусмотренной законом неустойки, арбитражный суд пришел к выводу о несоразмерности предъявленной ко взысканию неустойки последствиям нарушения ответчиком обязательства, в виду чего уменьшает ее размер до суммы 45000 руб.
В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Государственная пошлина по иску составляет 2 978 рублей, уплачена истцом при обращении в арбитражный суд и по результатам рассмотрения спора, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относится на ответчика, расходы по уплате которой подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 166 - 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Иск удовлетворить частично.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Промышленный транспорт", г. Черногорск, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, 45 000 (сорок пять тысяч) рублей штрафа, а также 2 978 (две тысячи девятьсот семьдесят восемь) рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий апелляционный суд (г. Красноярск) в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья
А.А.ФЕДУЛКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru