ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2010 г. № 225-П
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2014 ГОДА
В целях совершенствования системы здравоохранения Астраханской области Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую стратегию
развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года (далее - стратегия).
2. Министерству здравоохранения Астраханской области (Акишкин В.Г.):
2.1. В срок до 01.07.2010 разработать и утвердить комплекс мероприятий по реализации стратегии
.
2.2. При разработке отраслевых целевых программ учитывать мероприятия по реализации стратегии
.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области предусмотреть за счет средств местных бюджетов финансирование мероприятий по реализации стратегии
.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Приложение
к Постановлению Правительства
Астраханской области
от 25 мая 2010 г. № 225-П
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2014 ГОДА
1. Общие положения
Стратегия развития здравоохранения Астраханской области до 2014 года (далее - стратегия) разработана в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Астраханской области. Одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем жителям Астраханской области (в рамках государственных гарантий);
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Астраханской области.
Стратегия развития здравоохранения в Астраханской области до 2014 года разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Законом
Астраханской области "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области" (утвержден Постановлением Государственной Думы Астраханской области от 25.06.2009 № 285/5), общепризнанными принципами и нормами международного права в сфере здравоохранения.
2. Современное состояние здравоохранения в
Астраханской области
2.1. Демографическая ситуация в Астраханской области
Известно, что начиная с 1992 года численность населения Российской Федерации уменьшается. В Астраханской области начиная с 2008 года снижение численности населения приостановилось. Более того, превышение показателя рождаемости над уровнем смертности в регионе позволило зафиксировать прирост населения.
Так, на территории Астраханской области за 2009 год зарегистрировано 14350 новорожденных, что на 150 больше, чем в 2008 году, а показатель рождаемости за 2009 год составил 14.3 на 1000 населения. В 2009 году зарегистрировано 13527 умерших, что на 133 меньше, чем за 2008 год, и показатель смертности составил 13.5 на 1000 населения. Таким образом, достигнут в сравнении с 2008 годом еще больший положительный естественный прирост населения - "плюс" 0.8 на 1000 жителей (в 2008 году - "плюс" 0.5).
]]>- внедрение целевых показателей работы учреждений амбулаторно-поликлинического звена (доля здоровых лиц среди прикрепленного населения, ранняя выявляемость заболеваний и т.п.);
- оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного;
- внедрение стандартов догоспитального ведения больных с разными видами патологии;
- обеспечение бригад скорой медицинской помощи мобильной связью;
- дооснащение службы скорой медицинской помощи согласно стандартам медицинской помощи;
- внедрение целевых показателей работы скорой медицинской помощи (время приезда на вызов, время транспортировки в стационар, догоспитальная летальность и т.п.);
- оптимизация работы ЛПУ стационарного уровня:
- дальнейшее внедрение в деятельность клинических подразделений стационаров стандартов медицинской помощи, регистров больных и системы управления качеством медицинской помощи;
- расширение объемов и внедрение новых видов высокотехнологичной помощи, в том числе при неотложных состояниях;
- доукомплектование стационаров квалифицированными кадрами;
- дооснащение стационаров согласно стандартам медицинской помощи;
- обеспечение работы круглосуточной телемедицинской связи между стационарами ЛПУ муниципального и областного уровней;
- совершенствование этапности оказания медицинской помощи на основе создания в каждом стационаре службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитацию выписывающихся больных;
- интенсификация работы стационарной койки за счет внедрения стационарозамещающих диагностических технологий на амбулаторно-поликлиническом уровне и организации поэтапного восстановительного лечения (патронажная служба, система долечивания и реабилитации);
- совершенствование целевых показателей работы учреждений стационарного уровня, отражающих качество медицинской помощи (летальность, степень восстановления нарушенных функций и т.п.);
- совершенствование тарифной политики, основанной на оплате в зависимости от вида, объема и качества оказанной медицинской помощи;
- совершенствование системы поэтапного восстановительного лечения и реабилитации:
- создание сети учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода, в том числе за счет перепрофилирования части учреждений;
- расширение сети дневных стационаров восстановительного лечения и реабилитации;
- укомплектование учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода квалифицированными кадрами;
- оснащение учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода согласно стандартам;
- внедрение высокотехнологичных реабилитационных технологий;
- создание системы целевых показателей работы учреждений патронажно-реабилитационного уровня, отражающих качество медицинской помощи (степень восстановления нарушенных функций, показатели первичной инвалидности, утяжеление инвалидности и т.п.);
- совершенствование тарифной политики, основанной на оплате в зависимости от вида, объема и качества оказанной медицинской помощи;
- повышение ответственности ЛПУ за результаты экономической деятельности, в том числе при изменении организационно-правовых форм, на основе единой системы критериев.
5.4. Этапы реализации мероприятий по осуществлению
единой кадровой политики
2010 - 2012 годы:
- разработка, внедрение и постоянное ведение единого регистра медицинских работников с использованием технологии смарт-карт и центров сертификации;
- формирование кадрового потенциала здравоохранения Астраханской области;
- разработка стандартов подготовки специалистов по организации здравоохранения, разработка и реализация образовательных программ для работы в новых условиях;
- подготовка методологической базы непрерывного медицинского образования;
- разработка требований и процедур допуска к осуществлению медицинской деятельности с использованием профессиональной электронной смарт-карты для медицинских и фармацевтических специалистов;
- разработка механизма допуска выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений к самостоятельной профессиональной деятельности, включающего перечень практических навыков и умений по каждой специальности по диплому и его соответствие должностям в учреждениях здравоохранения - врач-терапевт, врач-хирург, врач-акушер-гинеколог, медицинская сестра, фельдшер и др.;
- оптимизация управления кадровой политикой с привлечением главных внештатных специалистов министерства здравоохранения Астраханской области, научных, экспертных и консультативных органов, медицинских профессиональных обществ и ассоциаций;
- разработка нормативных правовых актов по формированию и развитию профессиональных сообществ, повышению их роли в образовательной и инновационной деятельности.
2013 - 2014 годы:
- подготовка медицинских специалистов, соответствующих новым требованиям к профессиональной медицинской деятельности; достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:4;
- апробация системы допуска к осуществлению медицинской деятельности;
- оптимизация системы непрерывного медицинского образования;
- формирование системы профессионального роста;
- разработка и введение в действие механизмов реализации прав работников системы здравоохранения на страхование в случаях, когда исполнение обязанностей связано с угрозой их жизни и здоровью;
- создание системы страхования профессиональной ответственности на случай ошибки и при наличии риска в связи с медицинским вмешательством;
- поэтапный переход на оптимальную систему расстановки медицинских кадров; достижение соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала 1:7 для патронажной службы Астраханской области;
- мониторинг состояния кадрового обеспечения здравоохранения и движения кадров, оптимизация кадровой политики в соответствии с потребностями системы здравоохранения;
- формирование профессионального самоуправления в решении вопросов кадровой и инновационной политики, разработке единых стандартов оказания медицинской помощи и оценке ее качества.
5.5. Этапы реализации мероприятий по инновационному
развитию здравоохранения
2010 - 2012 годы:
- определение приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- разработка целевых научных программ, направленных на достижение конкретных результатов (формирование государственного задания профильным научным организациям);
- разработка механизма мониторинга научных исследований и анализ инновационного развития;
- разработка системы стимулирования, поддержки развития и внедрения инноваций в здравоохранение.
2013 - 2014 годы:
- разработка межведомственных целевых программ, планирование развития и совершенствования здравоохранения в Астраханской области;
- реализация целевых программ;
- внедрение результатов анализа развития системы здравоохранения в Астраханской области в медицинскую практику;
- анализ и контроль выполнения отраслевых целевых программ;
- корректировка приоритетных направлений целевых программ в зависимости от полученных результатов и потребностей здравоохранения;
- формирование государственного задания медицинской науке на последующие годы;
- дальнейшая разработка и реализация межведомственных программ.
5.6. Этапы реализации мероприятий по информатизации
здравоохранения
2010 - 2012 годы:
- разработка и согласование организационно-технических требований к компонентам системы учета, предусматривающих возможность использования социальных карт Астраханской области;
- утверждение системного проекта на создание системы учета;
- формирование, апробация типовых программно-технических комплексов, создаваемых в рамках системы учета;
- установка типовых программно-технических комплексов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и подключение их к сети Интернет;
- создание Астраханского информационного центра обработки данных в сфере здравоохранения в рамках системы учета;
- доработка по итогам опытной эксплуатации типовых программно-технических комплексов, установленных в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- создание подсистем региональных реестров, регистров и нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения с возможностью доступа органов государственной власти и организаций Астраханской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований к информации, содержащейся в Астраханском центре обработки данных, в том числе к подсистемам реестров и регистров в сфере здравоохранения.
2013 - 2014 годы:
- ввод системы учета в промышленную эксплуатацию;
- внедрение единой системы идентификации получателей медицинских услуг на основе использования социальной карты Астраханской области;
- создание системы централизованного ведения и актуализации научно-справочной информации, включая справочники, классификаторы, медико-экономические стандарты;
- создание единой региональной системы сбора и хранения электронных историй болезни на базе национальных стандартов.
5.7. Этапы финансового обеспечения реализации стратегии
2010 - 2012 годы:
- переход на экономически обоснованные тарифы медицинской помощи;
- создание системы экспертизы медицинской помощи, основанной на стандартах медицинской помощи;
- внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;
- переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС;
- разработка межведомственной информационной системы "Электронный полис обязательного медицинского страхования".
2013 - 2014 годы:
- переход на подушевой принцип оплаты первичной амбулаторно-поликлииической помощи;
- проведение пилотных проектов по разделению финансовых рисков территориальных фондов обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями;
- переход высокотехнологичной медицинской помощи в систему ОМС;
- включение в подушевой норматив программы госгарантий расходов инвестиционного характера, а также расходов на приобретение дорогостоящего оборудования;
- постепенное внедрение во всех муниципальных образованиях Астраханской области межведомственной информационной системы "Электронный полис обязательного медицинского страхования".