Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2010 г. по делу № 3-21/2010

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2010 года гражданское дело по заявлению Р. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части пункта 1.6 Правил обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области № 36-п от 16 марта 2009 года (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 13.07.2009 г. № 238-п),

установил:

Р. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению положения пункта 1.6. Правил обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 16 марта 2009 года № 36-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 13.07.2009 г. № 238-п) в части предусматривающей обязательность наличия у гражданина регистрации по месту пребывания в качестве необходимого условия для получения полиса обязательного медицинского страхования.
В обоснование требований Р. указала на то, что приведенное положение областного законодательства нарушает ее право на получение медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования.
В судебном заседании Р. в полном объеме поддержала заявленные требования.
Представитель Администрации Волгоградской области М., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что приведенное заявителем положение оспариваемых Правил не препятствует Р. и иным лицам получить полис обязательного медицинского страхования, а нарушение прав заявителя вызвано исключительно неправильным толкованием и применением п. 1.6 Правил органами местного самоуправления и страховыми компаниями.
Выслушав объяснения заявителя, представителя Администрации Волгоградской области по доверенности М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Б., полагавшей заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, и судебные прения, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" от 28 июня 1991 года № 1499-1 (с последующими изменениями и дополнениями) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 4 названного Закона РФ медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования, в качестве которых выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; для работающего населения - организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 2 Закона РФ).
Статьей 5 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.
При рассмотрении дела судом установлено, что постановлением Администрации Волгоградской области от 16 марта 2009 года № 36-п утверждены Правила обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области. Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован в издании "Волгоградская правда", № 53, 25.03.2009 года. В настоящее время Правила действуют в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 13.07.2009 г. № 238-п.
Согласно пункту 1.6 названных Правил в системе обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области страхователем для неработающих граждан является Глава Администрации Волгоградской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют деятельность по ведению списков неработающего населения (по Волгограду - в разрезе районов). Граждане, зарегистрированные по месту пребывания на территории Волгоградской области и не имеющие регистрации по месту жительства ни в одном регионе Российской Федерации, имеют право обратиться с письменным заявлением в администрацию муниципального образования по месту пребывания о включении в списки неработающих граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, для получения полиса обязательного медицинского страхования (далее именуется - полис ОМС). Органы местного самоуправления рассматривают вопросы о включении неработающих граждан в списки на получение полисов ОМС и согласовывают Протоколы согласования численности неработающего населения (далее именуется - Протокол согласования), представляемые страховой медицинской организацией в соответствии со списками неработающего населения муниципального образования (районов Волгограда). Протоколы согласования являются неотъемлемой частью договора обязательного медицинского страхования неработающего населения Волгоградской области, заключаемого между Главой Администрации Волгоградской области и страховой медицинской организацией. Один экземпляр Протокола согласования представляется в Территориальный фонд. Территориальный фонд осуществляет контроль за численностью неработающего населения, включенного в списки, согласованные с главами муниципальных образований Волгоградской области и страховыми медицинскими организациями.
Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что она ставит возможность получения страхового полиса неработающим гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Волгоградской области, в зависимость от наличия у гражданина регистрации по месту пребывания.
Вместе с тем в силу статьи 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан Российской Федерации.
По Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.01.92 № 41 (в редакции постановлений Правительства РФ от 11.10.1993 № 1018, от 29.03.1994 № 251, от 11.09.1998 № 1096), страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией (п. 2). При изменении постоянного места жительства неработающие граждане, в отношении которых заключен договор обязательного медицинского страхования, возвращают полученный полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства (п. 7).
С учетом требований статьи 55 Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таких норм в действующем федеральном законодательстве, в том числе в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции от 27.12.2009), Законе РФ "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", являющихся базовыми при определении государственной политики в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации, не содержится.
Не имеется их и в Законе Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Таким образом, Администрация Волгоградской области не вправе была возлагать на граждан, проживающих в Волгоградской области, обязанности, препятствующие получению полисов обязательного медицинского страхования.
Между тем оспариваемый пункт 1.6 Правил, утвержденных Администрацией Волгоградской области, предоставляя гражданам право на получение полиса ОМС в обязательном порядке имеющим регистрацию по месту пребывания на территории Волгоградской области, по сути устанавливает такое правовое регулирование.
Суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя о противоречии оспариваемого положения требованиям федерального законодательства соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвержденной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, согласно которой, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может служить основанием ограничения их прав и свобод.
Ни Закон РФ "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", ни другие федеральные нормативные акты не предусматривают регистрацию неработающих граждан по месту пребывания в качестве условия для их обязательного медицинского страхования и выдачи им страхового полиса.
По смыслу Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года № 5242-1 (с последующими изменениями и дополнениями) сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации.
При удовлетворении заявленных Р. требований суд, кроме того, учитывает то обстоятельство, что пунктом 3 Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.01.92 № 41, предусмотрено, что в страховом полисе указываются: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, место работы, социальное положение, адрес застрахованного, а также срок действия договора.
Однако из указанного положения нельзя сделать вывод о том, что указание в полисе сведений об адресе застрахованного подразумевает под собой в качестве необходимого условия для выдачи полиса регистрацию гражданина по месту пребывания либо жительства.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку пункт 1.6. Правил обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 16 марта 2009 года № 36-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 13.07.2009 г. № 238-п) в части предусматривающей обязательность наличия у неработающего гражданина регистрации по месту пребывания в качестве необходимого условия для получения полиса обязательного медицинского страхования противоречит федеральному законодательству и нарушает права граждан, названный пункт в оговоренной части с учетом соблюдения прав и сохранения баланса интересов граждан, обладающих правом на получение полисов ОМС, муниципальных образований и субъектов медицинского страхования на территории области подлежит признанию недействительным и не порождающим правовых последствий с момента вступления в силу решения суда.
При таких обстоятельствах заявленные Р. требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, областной суд

решил:

Заявление Р. удовлетворить.
Признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента вступления в законную силу решения суда пункт 1.6. Правил обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 16 марта 2009 года № 36-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 13.07.2009 г. № 238-п) в части слов "зарегистрированные по месту пребывания на территории Волгоградской области".
Сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации Волгоградской области государственную пошлину в доход государства в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья

Решение вступило
в законную силу
17 мая 2010 года



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru