Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ПОДОСИНОВСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2010 г. № 50

О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ПОДОСИНОВСКОМ РАЙОНЕ

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 № 9/94 (ред. от 28.04.2010 № 49/171) "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области" администрация Подосиновского района постановляет:
1. Утвердить Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Подосиновского района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Прилагаются.
2. Определить администрацию Подосиновского района уполномоченным органом, осуществляющим реализацию антикоррупционных мер в Подосиновском районе (далее - уполномоченный орган).
3. Уполномоченному органу:
3.1. Организовать прием обращений граждан о коррупционных проявлениях муниципальных служащих, должностных лиц муниципальных предприятий и учреждений через приемную главы администрации района.
3.2. Привести муниципальные нормативные правовые акты и должностные регламенты муниципальных служащих в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством.
3.3. Проводить на постоянной основе анализ жалоб и обращений граждан с целью выявления и проверки сведений о фактах коррупционного поведения муниципальных служащих.
3.4. Изучить проблемные направления деятельности, сформировать перечень коррупционно опасных функций в сфере ответственности каждого структурного подразделения администрации района и разработать механизмы противодействия коррупционным проявлениям.
3.5. Обеспечить освещение в средствах массовой информации мероприятий антикоррупционной направленности, проводимых органами местного самоуправления района.
4. Опубликовать постановление в АУ "Редакция газеты "Знамя".
5. Постановление администрации Подосиновского района от 24.06.2009 № 71 признать утратившим силу.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. главы администрации
Подосиновского района
Кировской области
В.Н.РУДАКОВ





УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
администрации
Подосиновского района
Кировской области
от 28 мая 2010 г. № 50

ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ ПОДОСИНОВСКОГО РАЙОНА, С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ
В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Подосиновского района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", на основе постановления Правительства Кировской области от 28.04.2009 № 9/94 (ред. от 28.04.2010 № 49/171) "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области" администрация Подосиновского района определяют:
1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами администрации района (далее - проекты документов).
1.1.2. Перечень проектов документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе.
1.1.3. Орган, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы.

]]>
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов;
коррупционные факторы - положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
коррупциогенные нормы - положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы;
нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти области (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
дискреционные полномочия - полномочия, которые муниципальный служащий может осуществить по собственному усмотрению.
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).
1.4. Экспертизе подлежат проекты документов:
1.4.1. Затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
1.4.2. Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных (государственных) услуг и исполнения муниципальных (государственных) функций.
1.4.3. Связанные с распределением бюджетных средств.
1.4.4. Связанные с управлением муниципальной собственностью.
1.4.5. Связанные с размещением заказа для районных нужд.
1.4.6. Регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
1.4.7. Регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов исполнительной власти района.
1.5. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования муниципальным служащим особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупционных факторов.
1.6. Экспертиза проектов документов на коррупциогенность проводится в трехдневный срок заместителями главы администрации:
- первым заместителем главы администрации Подосиновского района проводится экспертиза проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной политики и реформирования социальной сферы, образования, культуры, спорта и молодежной политики, социальных гарантий, льгот и выплат, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;
- заместителем главы администрации района по вопросам жизнеобеспечения проводится экспертиза проектов нормативных правовых актов по вопросам организации электро- и газоснабжения поселений, тепло-, водоснабжения, формирования тарифов на услуги организации коммунального комплекса, содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования между поселениями, в т.ч. мостов и переправ, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и экологическому контролю, координации обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, мероприятий по охране труда, координации и контроля вопросов градостроительной деятельности и реализации жилищных программ в районе, создания условий для обеспечения поселений услугами транспорта и связи, разработки и установления правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, контроля за их использованием;
- заместителем главы администрации района по вопросам экономики и сельского хозяйства проводится экспертиза проектов нормативных правовых актов по вопросам управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, сельского хозяйства, экономического планирования и осуществления экономической политики, финансово-экономической деятельности муниципальных учреждений и предприятий, формирования и размещения муниципального заказа, создания условий обеспечения поселений услугами общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развития малого и среднего предпринимательства;
- заместителем главы администрации района, начальником финансового управления администрации района проводится экспертиза нормативных правовых актов по вопросам организации, формирования, исполнения бюджета района, выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав района, совершенствования бюджетной системы, развития и совершенствования межбюджетных отношений в районе, организации работы по привлечению кредитных ресурсов, составления прогнозных расчетов по доходам и расходам бюджета района на базе данных социально-экономического развития района, контроля за рациональным и целевым расходованием муниципальных бюджетных средств, казначейского исполнения бюджета района, мониторинга бюджетного сектора и муниципальных финансов;
- управляющим делами администрации района проводится экспертиза нормативных правовых актов по вопросам контроля за выполнением муниципальных правовых актов, нормативных правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, подготовки и проведения выборов и референдумов на территории района, обеспечения проведения политики в области муниципальной службы и кадров, организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и других работников администрации района, обеспечения охраны труда и пожарной безопасности в администрации района, хранения и комплектования муниципального архива, обеспечения режима секретности в администрации района, ведения наградных дел, организационного, информатизационного, хозяйственного, транспортного обеспечения администрации района, делопроизводства, планирования работы администрации района;
- заведующими отделами, заместителями заведующих отделами, главным специалистом - юрисконсультом финансового отдела администрации района, заведующими секторами экспертиза проектов документов на коррупциогенность проводится в трехдневный срок по отраслям деятельности отделов (заведующим отделом жизнеобеспечения - по вопросам жизнеобеспечения района, заведующим архивным отделом - по делам архива, заведующим и зав. сектором культуры, спорта, молодежной политики - по вопросам культуры, спорта, молодежной политики, заведующим (заместителем заведующего УМИ и ЗР) УМИ и ЗР - по вопросам управления муниципального имущества и земельными ресурсами, заведующим отделом экономики - по вопросам экономической политики администрации района, заведующим сельскохозяйственным отделом - по вопросам сельского хозяйства района, начальником УО - по вопросам образования района, заведующим отделом по учету и финансам - по вопросам учета и финансов администрации района).
Ведущим специалистом, юрисконсультом управления делами администрации района в период не более трех дней проводится экспертиза проектов нормативных правовых актов, подготовленных работниками администрации района.
1.7. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, экспертиза не проводится.
1.8. Для проведения независимой экспертизы орган местного самоуправления района - разработчик проектов документов размещает их на официальном сайте Правительства области в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в органы исполнительной власти области. Срок проведения независимой экспертизы, устанавливаемый органом местного самоуправления - разработчиком проектов документов, не может быть меньше срока, установленного для их рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями.
1.9. По результатам независимой экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
Экспертное заключение направляется органу исполнительной власти района - разработчику проекта документа по почте, или курьерским способом, или в виде электронного документа.

2. Коррупционные факторы

Коррупциогенными факторами являются:
2.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти области (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти области (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области (их должностных лиц).
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления района (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления района (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления района (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов

Для обнаружения коррупционных факторов в текстах проектов документов следует:
3.1. Проанализировать все полномочия органа местного самоуправления района.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.

4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
должностными лицами администрации района

4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупционных факторов, необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование проекта документа юрисконсультом управления делами администрации района либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.
В заключении отражаются возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии признаков коррупциогенности проекта документа.
4.5. Заключение экспертизы проекта документа, подписанное юрисконсультом управления делами администрации района (лицом, его замещающим), направляется руководителю органа исполнительной власти района, подготовившего проект документа, в день составления заключения.
4.6. Орган исполнительной власти района, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
4.6.1. Вносит в трехдневный срок изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.
4.6.2. Принимает в трехдневный срок решение об отзыве проекта документа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru