Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2010 г. по делу № А29-317/2010

(извлечение)

14 апреля 2010 г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
20 апреля 2010 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГП "Объединенная дирекция строящихся промышленных предприятий"
к Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: В. - ликвидатор, паспорт, К. (по доверенности от 20.01.2010)
от ответчика: П. (по доверенности от 10.06.2009), К. (по доверенности от 06.04.2010), Я. (по доверенности от 10.06.2009)

установил:

Государственное предприятие "Объединенная дирекция строящихся промышленных предприятий" (ГП "Объединенная дирекция строящихся промышленных предприятий", предприятие, ГП "ОДСПП") обратилось с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения МИФНС России № 3 по Республике Коми от 07.12.2009 об отказе в ликвидации ГП "Объединенная дирекция строящихся промышленных предприятий".
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми в отзыве заявленные требования не признала.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14.04.2010 до 14 часов 10 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Ликвидатором ГП "Объединенная дирекция строящихся промышленных предприятий" в Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Коми представлено заявление о ликвидации по форме Р16001, ликвидационный баланс, документ по уплате госпошлины, справка с пенсионного фонда.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица ГП "Объединенная дирекция строящихся промышленных предприятий".
Основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности предприятия в связи с ликвидацией явилось, по мнению, налогового органа, непредставление ГП "ОДСПП" необходимых для государственной регистрации документов, а именно, ликвидационного баланса.
Представленный ГП "ОДСПП" ликвидационный баланс не содержит сведения об имеющейся у предприятия недоимке по уплате обязательных платежей, включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, в ФФОМС и ТФОМС, налог на владельцев транспортных средств, страховые взносы в Пенсионный фонд.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми, ГП "ОДСПП" обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункт 2).
Согласно пунктам 1 - 2, 5, 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
Пунктами 4 - 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (пункт 4). Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с требованиями гражданского законодательства 28.06.2007 Агентством Республики Коми по управлению имуществом на основании Постановления Правительства Республики Коми от 18.05.2007 № 89 принято решение о ликвидации Предприятия, назначении ликвидатора, 11.07.2007 Инспекцией внесены записи в ЕГРЮЛ о принятом решении о ликвидации Предприятия и формировании ликвидационной комиссии, 01.08.2007 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации ГП "Объединенная дирекция строящихся промышленных предприятий", о порядке и сроке заявления кредиторами требований (два месяца с момента публикации).
После окончания срока предъявления требований кредиторов Предприятие составило промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы (утвержденные учредителем) и обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив в числе необходимых документов ликвидационный баланс.
Представленный Предприятием ликвидационный баланс соответствует требованиям законодательства, поэтому у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Оспариваемый ненормативный правовой акт регистрирующего органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми о том, что ликвидационный баланс не может считаться достоверным, поскольку не отражает задолженность Предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, не принимается.
Как следует из материалов дела, налоговый орган ссылается на наличие у предприятия недоимки по уплате штрафа по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств.
В судебном заседании представители ответчика пояснили, что на момент принятия оспариваемого решения недоимка по уплате штрафа по указанному налогу у предприятия отсутствовала. Кроме того, налоговым органом не были представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие основания возникновения указанной недоимки и доказательства принятия мер ко ее взысканию.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми ссылается на наличие у заявителя недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде пени в сумме 213,81 руб. по страховой части трудовой пенсии и в сумме 178,60 руб. по накопительной части трудовой пенсии.
Наличие недоимки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд налоговый орган подтверждает выпиской из лицевой карточки налогоплательщика.
Вместе с тем, как следует из справки, ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Ухте № 555 от 18.11.2009, представленной Предприятием задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у ГП "ОДСПП" отсутствует.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми ссылается на наличие у предприятия недоимки по уплате пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 139,77 руб. Пени начислены на недоимку по ЕСН за 9 месяцев 2007 года и за полугодие 2009 года.
Кроме того, инспекцией начислены пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС в сумме 24 руб. и по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС в сумме 50,84 руб. Пени также были начислены на недоимку по ЕСН за 9 месяцев 2007 года и за полугодие 2009 года.
Вместе с тем, как установлено материалами дела и не оспаривается налоговым органом, требования на сумму пени по ЕСН не выставлялись и меры к ее взысканию, в том числе в судебном порядке не принимались. Таким образом, на момент подачи заявления о регистрации ликвидации предприятия, последнему не было известно о претензиях налогового органа в части наличия недоимки по уплате пени по ЕСН.
Кроме того, налоговый орган ссылается на наличие у предприятия недоимки по уплате штрафа за непредставление расчета по ЕСН за полугодие 2009 и 9 месяцев 2009.
Поскольку решения о привлечении заявителя к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. вынесены после оспариваемого решения, наличие данной недоимки не может служить надлежащим доказательством по делу.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в регистрации ликвидации юридического лица.
Ссылка инспекции на наличие акта сверки от 15.08.2007, из которого заявитель, по мнению налогового органа, должен был узнать о наличии недоимки по обязательным платежам и налогам, отклоняется. Как следует из представленных материалов дела, сумма недоимки по уплате пени по ЕСН образовалась после составления акта сверки, в связи с чем данные суммы не вошли в указанный акт сверки.
В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины подлежат отнесению на проигравшую сторону.
Однако вопрос о взыскании госпошлины не рассматривается в связи с тем, что заявителю была предоставлена отсрочка по ее уплате при подаче заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным (недействительным) решение МИФНС РФ № 3 по Республике Коми от 07.12.2009 об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности ГП "Объединенная дирекция строящихся промышленных предприятий" в связи с его ликвидацией.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания произвести государственную регистрацию ликвидации предприятия.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru