Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. по делу № А29-12899/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 3 марта 2010 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании 19 февраля и 1 марта 2010 года дело по иску:
индивидуального предпринимателя М.
к Министерству финансов Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства по Республике Коми
о взыскании убытков
третьи лица: Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе; Агентство Республики Коми по социальному развитию, Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Корткеросскому району
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца: О. - по доверенности от 02.12.2009 г.;
от ответчиков: Р. - по доверенности от 11.01.2010 г., Г. - по доверенности от 15.02.2010 г. (от Министерства финансов РК)
от третьих лиц: О. - по доверенности от 10.02.2010 г. (от Агентства РК по социальному развитию)

установил:

Индивидуальный предприниматель М. (далее - истец, предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Республики Коми (далее - Минфин РК), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Управлению Федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК) о взыскании за счет казны Республики Коми 255294 руб. 28 коп. убытков и за счет казны Российской Федерации 255326 руб. 44 коп. убытков в виде расходов по перевозке пассажирским автомобильным транспортом граждан по социальным проездным билетам.
Определением от 18 декабря 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе (далее - Финуправление); Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство), а определением от 27 января 2010 года - Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Корткеросскому району (далее - Управление).
К судебному заседанию от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец уменьшил взыскиваемые суммы и просит взыскать с казны Республики Коми - 180262 руб. 45 коп., с казны Российской Федерации - 185799 руб. 59 коп.
Поскольку уменьшение суммы иска соответствует праву истца, предусмотренному пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, оно принимается арбитражным судом к рассмотрению.
В целях подтверждения направления третьему лицу - Управлению - копии иска, в заседании суда объявлялся перерыв с 19 февраля до 1 марта 2010 года.
Определением от 27 января 2010 года по делу отложено предварительное судебное заседание в связи с привлечением третьего лица. При исполнении определения в части представления затребованных документов и отсутствии возражений со стороны участников процесса судом назначено судебное разбирательство.
Участвующие в заседании суда представители истца, Минфина РК и Агентства не возражают относительно рассмотрения спора по существу. Извещенные надлежащим образом, Минфин РФ, УФК, Финуправление и Управление своих возражений относительно рассмотрения дела не представили.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
Признав дело подготовленным к судебному разбирательству, суд завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей явившихся участников процесса, суд установил следующее.
8 февраля 2007 года между Правительством Республики Коми, Администрацией Муниципального района "Корткеросский" и предпринимателем (перевозчик) подписан договор о совместной деятельности, направленной на обеспечение равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки на территории Республики Коми.
Предметом договора является осуществление совместных действий по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми. При этом государственная социальная поддержка оказывается посредством предоставления гражданам права проезда в автотранспорте перевозчика по месячным социальным проездным билетам.
Договором в разделе II предусмотрен порядок компенсации расходов перевозчику. Так, до 3 числа месяца, следующего за отчетным, перевозчик представляет в территориальные органы Агентства отрывные талоны пригородных и междугородних внутрирайонных социальных проездных билетов, изъятые у граждан. На основании предъявленных отрывных талонов территориальным органом Агентства составляется расчет суммы возмещения расходов перевозчика раздельно по федеральному и региональному списку на городских, пригородных и междугородних маршрутах, который производится в порядке, предусмотренном договором. Далее территориальный орган Агентства до 7 числа месяца, следующего за отчетным, передает после согласования с территориальными органами Минфина РК в городах и районах расчет суммы возмещения расходов перевозчика для осуществления финансирования. Перечисление средств на компенсацию расходов перевозчика осуществляется с лицевого счета Агентства за счет перевозчика на основании заявок Агентства на оплату расходов, платежных документов (счета-фактуры, акты сверок) и расчета суммы возмещения расходов перевозчика в соответствии с поквартальной разбивкой годового объема бюджетного финансирования в пределах установленных Агентству лимитов бюджетных обязательств, но не выше суммы фактических расходов.
Истец свои требования на условиях данного договора не основывает, однако ссылается на порядок, установленный данным договором, по которому осуществлялся расчет суммы компенсаций, подлежащих возмещению из республиканского и федерального бюджета.
Как следует из иска, согласно реестрам за период с сентября по декабрь 2007 года истцом были предоставлены социальные проездные билеты, на основании которых Управлением произведены расчеты сумм возмещения расходов перевозчику на общую сумму 366062 руб. 04 коп., в том числе 185799 руб. 59 коп. - согласно реестру федеральных льготников, и 180262 руб. 45 коп. - согласно реестру региональных льготников.
Поскольку компенсация данных льгот не была произведена, истец указывает, что у него возникли убытки в виде реального ущерба в указанных суммах, которые он просит взыскать с ответчиков на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ.
Ответчик Минфин РФ с исковыми требованиями не согласился и считает, что истец не представил доказательств, подтверждающих право на компенсацию оказанных льгот и размер заявленных к возмещению расходов.
Минфин РК также указал в отзыве, что без первичных документов, подтверждающих факт перевозки предпринимателем пассажиров-льготников на соответствующих внутрирайонных маршрутах, расчеты сумм возмещения не являются и не могут являться единственным и безусловным основанием возмещения затрат перевозчику. В отсутствие первичных документов невозможно оценить, правомерно ли были использованы в расчетах показатели количества предъявленных отрывных талонов в разрезе обслуживаемых маршрутов, а соответственно нельзя оценить, не является ли рассчитанная сумма возмещения расходов истца выше фактически понесенных им расходов. Поскольку таких первичных документов предпринимателем представлено не было, правовых оснований для осуществления расчетов за перевозку граждан по социальным проездным билетам за сентябрь - декабрь 2007 г. ответчик не усматривает.
Кроме того, Минфин РК указывает, что в целях осуществления контроля за целевым использованием средств республиканского бюджета Республики Коми, выделенных в 2007 году на финансирование данных расходов, Финуправлением была проведена проверка предпринимателя. Актом проверки от 28.04.2008 г. установлено, что в нарушение постановления Правительства РК № 63 от 16 апреля 2007 года "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Республике Коми" предпринимателем перевозка граждан осуществлялась в отсутствие паспортов на внутрирайонные автобусные маршруты, то есть факт осуществления перевозки льготных категорий граждан данным перевозчиком на внутрирайонных маршрутах не подтвержден. Также в нарушение п. 5.4 договора предпринимателем не велся учет совершенных гражданами поездок с использованием социальных проездных билетов на основании отрывных талонов. В то же время договором предусмотрено возмещение расходов только на внутрирайонных маршрутах. Также ответчик указывает о необоснованном возложении на ответчиков расходов по уплате государственной пошлины, поскольку государственные органы освобождаются от ее уплаты в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Агентство в соответствии с представленным отзывом на иск указало, что представленные расчеты за период с сентября по декабрь 2007 года не согласованы Минфином РК и соответственно, не приняты к учету и оплате. В связи с этим Агентство отрицает наличие задолженности перед предпринимателем по договору от 08.02.2007 г. и просит в иске отказать.
По результатам рассмотрения дела суд приходит к выводам об обоснованности заявленных требований в силу следующего.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие таких обстоятельств как противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
В соответствии со ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В частности, в названном порядке подлежат возмещению убытки, возникшие у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию такому лицу не полученной им от потребителей платы, но не исполняет эту обязанность по компенсации.
Как разъяснено постановлением пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, Закон № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Согласно статьям 44 и 63 Закона № 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которыми предусмотрено предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Приложением № 21 к Федеральному закону от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" распределены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, в том числе, бюджету Республики Коми на эти цели выделено 22 919 900 руб.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2006 № 336 "Об обеспечении в 2007 году доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, на территории Республики Коми" для некоторых категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета (в частности, инвалидов, включая инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий), а также имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (в частности, ветеранов труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, лиц, работавших в тылу), предоставлено право на проезд по социальным проездным билетам.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2006 № 347 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год" утверждены "Правила финансирования в 2007 году из республиканского бюджета Республики Коми расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг на пассажирском железнодорожном транспорте, на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси), на пассажирском внутреннем водном транспорте для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки" (далее - Правила).
Согласно Правилам финансирование расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год на обеспечение равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, производится Министерством финансов Республики Коми Агентству Республики Коми по социальному развитию на основании договоров о совместной деятельности, направленной на обеспечение равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, на территории Республики Коми, заключенных между Правительством Республики Коми, органами местного самоуправления и автотранспортными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров на автомобильном транспорте (кроме такси), и договоров о совместной деятельности, направленной на обеспечение равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) пригородного межмуниципального сообщения для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, на территории Республики Коми, заключенных между Правительством Республики Коми и автотранспортными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров на автомобильном транспорте (кроме такси) на пригородных межмуниципальных маршрутах, в соответствии с поквартальной разбивкой, предусмотренной сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми на 2007 год, в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, но не выше суммы фактически расходов, связанных с перевозкой данных граждан.
Перечисление средств на финансирование данных расходов производится с лицевого счета Агентства Республики Коми по социальному развитию, открытого в Министерстве финансов Республики Коми, на счета перевозчиков на основании заявок на оплату расходов и расчетов суммы возмещения указанных выше расходов перевозчика.
Расчеты суммы возмещения расходов перевозчика предоставляются по формам, установленным названными договорами, и удостоверяются Агентством Республики Коми по социальному развитию по согласованию с Министерством финансов Республики Коми.
Агентство Республики Коми по социальному развитию ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство финансов Республики Коми сводную справку о фактических расходах, связанных с перевозкой граждан по социальным проездным билетам, в разрезе перевозчиков и видов перевозок.
Договором от 8 февраля 2007 года заключившие его стороны согласовали порядок возмещения истцу его расходов, связанных с перевозкой граждан по социальным проездным билетам, в связи с чем предприниматель в сентябре - декабре 2007 года осуществлял такие перевозки.
Факт осуществления истцом в течение названного периода времени перевозок граждан по социальным проездным билетам, а также сумма расходов, которые в связи с этим подлежали возмещению предпринимателю, подтверждены подписанными начальником Управления и согласованными начальником Финуправления расчетами, согласно которым общая сумма расходов, подлежащих возмещению Истцу (разница между стоимостью названных перевозок, рассчитанной исходя из средней дальности поездки и утвержденного Службой Республики Коми тарифа, и стоимостью социальных проездных билетов) составила 366062 руб. 04 коп., в том числе 185799 руб. 59 коп. - согласно реестру федеральных льготников, и 180262 руб. 45 коп. - согласно реестру региональных льготников.
Данные доказательства отвечают предусмотренным статьями 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ критериям относимости, допустимости, достоверности, и ничем не опровергнуты. Доказательства несоответствия указанных в названных расчетах сведений фактическим обстоятельствам ответчики и третьи лица, в том числе и лица, данные расчеты составившие и согласовавшие, не представили.
При этом договор не предусматривал составление актов о приемке отрывных талонов к социальным проездным билетам, в связи с чем эти отрывные талоны представлялись предпринимателем в Управление отдельно согласно перечню отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального и республиканского бюджетов. На основании реализованных пригородных и межмуниципальных внутрирайонных социальных проездных билетов и предъявленных истцом в Управление отрывных талонов к ним Управление составляло расчеты сумм возмещения расходов предпринимателю раздельно по федеральному и региональному списку, а количество принятых от истца талонов отражалось в этих расчетах.
Поэтому ссылку на отсутствие первичных документов как на основание освобождения от оплаты фактически предоставленных льгот нельзя признать обоснованной. Доказательств того, что данные расчеты неверны или выполнены на основании ненадлежащих документов, суду не представлено; расчеты сумм возмещения не оспорены.
Отсутствие паспортов маршрутов перевозки также не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска предпринимателя, так как это обстоятельство не опровергает факт осуществления истцом перевозок граждан по социальным проездным билетам. Кроме того, Правила не ставят возмещение перевозчикам их расходов, связанных с перевозкой граждан по социальным проездным билетам, в зависимость от наличия паспортов маршрутов и отсутствие таких паспортов у истца не являлось препятствием для возмещения ему соответствующих расходов до сентября 2007 года.
Доводы Минфина РК о нарушениях постановления Правительства РК № 63 от 16 апреля 2007 года, отраженные в акте проверки от 28.04.2008 г. (отсутствие паспортов на внутрирайонные автобусные маршруты, отсутствие учета совершенных гражданами поездок), связаны исключительно с тем, что перевозки могли осуществляться истцом по маршрутам, не согласованным договором. Однако основанием исковых требований указаны не условия договора - истец просит взыскать фактически понесенные убытки. И исходя из данного основания иска ответчики не опровергли, что предоставленные льготы должны быть компенсированы перевозчику из средств соответствующего бюджета.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих возмещение истцу понесенных убытков в полном размере.
В соответствии с пунктом 19 упомянутого Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 1 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Доказательства выделения из бюджета Российской Федерации бюджету Республики Коми субвенций на осуществление расходов по обеспечению на территории Республики Коми равной доступности услуг общественного транспорта для граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, в объеме, достаточном для удовлетворения всех таких потребностей, включая и возмещение расходов предпринимателя, связанных с перевозкой им в течение сентября - декабря 2007 года граждан по социальным проездным билетам, не представлены.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, а в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Доводы Минфина РК о том, что он как орган государственной власти освобожден от уплаты государственной пошлины в данном случае отклоняется судом, поскольку возмещению подлежат судебные расходы истца, связанные с оплатой им государственной пошлины при подаче иска, а не оплата государственной пошлины в доход федерального бюджета. От возмещения судебных расходов органы государственной власти не освобождены. Излишне уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в связи с уменьшением суммы иска подлежит возврату из федерального бюджета на основании справки суда.
Руководствуясь статьями 49, 110 - 112, 167, 168, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Уточнение исковых требований принять.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Республики Коми в лице Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу индивидуального предпринимателя М. 180262 руб. 45 коп. убытков и 4343 руб. 90 коп. судебных расходов.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя М. 185799 руб. 59 коп. убытков и 4471 руб. 34 коп. судебных расходов.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Вернуть индивидуальному предпринимателю М. из федерального бюджета 2784 руб. 97 коп. излишне уплаченной государственной пошлины. Выдать справку после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Судья



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru