АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. № 376
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА
НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом
города Железногорска Курской области:
1. Утвердить Концепцию
долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы города Железногорска на 2011 - 2015 годы" согласно приложению на 5 листах.
2. Заместителям главы администрации города (Сергиенко В.В., Клычков Ф.Н., Григорьев С.А., Андреев И.Н.) до 1 сентября 2010 года подготовить и представить главе города предложения в долгосрочную целевую программу "Экология и природные ресурсы города Железногорска на 2011 - 2015 годы" по курируемым направлениям деятельности.
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Глава города
В.И.СОЛНЦЕВ
Приложение
к распоряжению
администрации города Железногорска
от 2 апреля 2010 г. № 376
КОНЦЕПЦИЯ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
1. Основы экологической политики города Железногорска
Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона. Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.
Концепция определяет общие положения реализации муниципальной политики при решении вопросов охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов на территории города Железногорска.
Конституция Российской Федерации, Экологическая доктрина Российской Федерации и государственная политика в сфере охраны окружающей среды в целом, перспективы развития Курской области и города Железногорска в частности, ставят перед органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами цель:
- перевода жизнедеятельности города на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение задач социально-экономического и демографического развития на перспективу и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворяющих жизненным потребностям населения.
Эта цель достигается через обязательность соблюдения всеми участниками правоотношений в сфере природопользования принципов:
- сочетания хозяйственной, градостроительной и иной деятельности с ее экологической безопасностью;
- обеспечения приоритета вопросов охраны окружающей среды при принятии градостроительных, экономических и хозяйственных решений, а также приоритета законных экологических интересов горожан;
- определения перспектив развития города с учетом емкости городских экосистем, их способностью к саморегуляции, а также рациональном использовании природных ресурсов, особенно возможностями питьевого водоснабжения и водоотведения, в сфере обращения с отходами производства и потребления, состоянием воздушного бассейна, водных объектов и зеленого фонда.
2. Краткий анализ состояния окружающей среды
Город Железногорск является крупнейшим после областного центра городом Курской области, входит в категорию средних моногородов России, расположен в пределах Среднерусской возвышенности, в северной агроклиматической зоне.
Градообразующее предприятие - Открытое акционерное общество "Михайловский ГОК" является вторым по величине производителем сырья для металлургической промышленности в Российской Федерации по выпуску окатышей, концентрата и аглоруды.
Отличительной особенностью, влияющей на состояние окружающей среды в городе, является то, что основные загрязнители сконцентрированы на ограниченной площади городской черты и по месту их расположения, сгруппированы в:
Промышленную зону ОАО "Михайловский ГОК" (Промплощадка 2) - ОАО "Михайловский ГОК", ООО "ПО "Вагонмаш", ООО "ЗРГО", ООО "ГПА", ЗАО "Завод ЖБИ-3" и другие;
]]>Восточную группу предприятий - ЗАО "Железногорский хлебозавод", ООО "Железногорск-молоко", МУП "Транспортные линии", железнодорожная станция "Михайловский Рудник", ГП "ГОТЭК" и другие;
Центральную промышленно-коммунальную группу - ЗАО "Железногорская швейная фабрика "Финист", МУП "Гортеплосеть", Железногорский филиал ОАО "Курскгаз" и другие;
Северную группу предприятий - ОАО "Завод "Кристалл", ОАО "Нипромтекс", МУП "Горэлектросеть" и другие.
В последние годы устойчивым источником негативного воздействия является автотранспорт, создающий высокую плотность и токсичность загрязнения (через территорию города проходит международная автомагистраль М-3 "Украина"). Объем выбросов от автотранспорта, приходящийся на каждого жителя города Железногорска, сопоставим с аналогичными показателями крупных городов России.
Также основными экологическими проблемами города Железногорска остаются:
радиоактивное загрязнение территории радионуклидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (город Железногорск отнесен к территориям с льготным социально-экономическим статусом проживания);
загрязнение атмосферного воздуха твердыми взвешенными веществами, в том числе пылью кремнесодержащей;
загрязнение поверхностных водоемов и водотоков;
постоянно возрастающий объем отходов производства и потребления, в т.ч. отходов горнодобывающей промышленности, и, как следствие, проблемы их дальнейшей переработки и использования с целью уменьшения объемов захоронения.
В соответствии с Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, экологическая обстановка на территории города Железногорска классифицируется от "относительно удовлетворительной" до "напряженной".
В связи с чем, поиск стабилизации и улучшения экологической ситуации в городе Железногорске обусловливает необходимость перехода от анализа имеющейся информации о состоянии окружающей среды к выработке мер по решению имеющихся проблем.
Охрана атмосферного воздуха
Загрязнение атмосферного воздуха наносит серьезный ущерб как природе, так и здоровью человека. Негативное воздействие происходит в результате прямого контакта с загрязненным воздухом, а также вторичного загрязнения почвы и водных объектов в результате выпадения загрязняющих веществ из атмосферы.
Концепцией ставятся первостепенные задачи:
обеспечения снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет модернизации, реконструкции и замены устаревшего оборудования, совершенствования технологических процессов, ликвидации отдельных источников выбросов на промышленных предприятиях;
достижения хозяйствующими субъектами нормативов ПДВ (по отдельным ингредиентам);
повышения эффективности организации дорожного движения и оптимизации транспортных потоков на территории города;
развития сети автомобильных моек и оснащения строительных площадок установками мойки колес;
своевременного ремонта основных автомагистралей, внутриквартальных и технологических дорог;
регулярного полива автодорог в теплое время года;
создания системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха;
развития сети АГЗС для обеспечения перевода автотранспорта на альтернативные виды топлива;
разработки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий.
Охрана и рациональное использование водных ресурсов
В городской черте располагаются 6 поверхностных водоемов (без учета обособленных) с общим запасом воды более 18 млн. куб. метров и 4 поверхностных водотока (Погарщина, Речица, Рясник, Чернь), отнесенных к категории малых рек с низкими величинами меженных расходов, а также слабой способностью к самоочищению. Состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в целом удовлетворительное. Вместе с тем их отдельные участки требуют очистки и благоустройства, обозначения соответствующими знаками.
Назрела необходимость расчистки водохранилища на реке Погарщина (городское озеро) и водотоков от донных илистых отложений и продуктов деятельности человека.
Расчистка обеспечит увеличение пропускной способности русел, позволит вскрыть забитые илом родники, оздоровить подводный мир, сохранить и улучшить благоприятные условия для рекреации.
Отдельным направлением должна стать работа по обустройству природных ключей (родников), которые в перспективе могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям местного значения.
Отвод дождевых и талых вод с территории селитебной зоны города предусмотрен по смешанному типу: с кварталов вода отводится поверхностным путем в прилегающие улицы и затем с улиц, принимающих большое количество вод и имеющих вогнутый продольный профиль, через ливневую канализацию сбрасывается на рельеф местности и далее в водные объекты. В настоящее время состояние ливневой канализации неудовлетворительное. Отсутствуют локальные очистные сооружения на выпусках, сама система практически не прочищается, и поверхностные сточные воды поступают в грунты, усиливая их подтопление и эрозию. Необходима перспективная схема развития и реконструкции всей ливневой системы города.
Вопросы водоснабжения города питьевой водой, ее фактического использования (учета), минимизации потерь при транспортировке, работа очистных сооружений должны стать приоритетными в производственных программах МУП "Горводоканал", других субъектов, работающих в сфере водоснабжения и водоотведения.
Обращение с отходами производства и потребления
Ежегодно на территории города Железногорска образуется 45 - 50 млн. тонн отходов производства и потребления (с учетом отходов горнодобывающей промышленности).
Основными нерешенными проблемами в данной сфере на территории города Железногорска остаются:
строительство 2-й очереди городского полигона по захоронению ТБО;
захламление отдельных территорий города отходами (несанкционированные свалки);
отсутствие системы раздельного сбора отходов от населения, в том числе отработанных люминесцентных ламп, относящихся к отходам 1-го класса опасности по классификации ФККО.
Необходимо принятие нормативного акта органа местного самоуправления, определяющего порядок обращения с отходами на территории города Железногорска.
Таким образом, главное направление деятельности в системе обращения с отходами в городе Железногорске - сокращение объемов захораниваемых отходов и максимальное их вторичное использование.
Концепция направлена на решение задач повышения экономической эффективности, обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия железногорцев в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Охрана почв, растительного и животного мира
Почвы на территории городского округа - лесные, среднесуглинистые от темно-серых до светло-серых лесовидной структуры с высоким естественным плодородием. Городские леса занимают площадь 1125 га и представлены дубовыми, сосновыми и березовыми посадками. Основными назначениями городских лесов являются выполнение санитарно-гигиенических, противоэрозионных и рекреационных функций. Территория городских лесов нуждается в системных мероприятиях по очистке от валежника, проведении санитарных рубок, проведения других лесотехнических мероприятий.
Проблема эрозии почв и оползание склонов оврагов и балок на территории города также требует незамедлительного разрешения.
Город Железногорск - один из самых зеленых населенных пунктов Курской области. Вместе с тем, в последние годы наметилась тенденция к сокращению озелененных площадей вследствие размещения на них капитальных и временных объектов, вынужденной рубке зеленых насаждений, в том числе старых и больных деревьев.
В ближайшие годы от органов местного самоуправления требуется уделить повышенное внимание ландшафтному и зеленому строительству, реконструкции и оздоровлению зеленых насаждений, благоустройству парка, скверов и других зеленых зон, вовлечению в эту сферу бизнеса.
Реализация данных мер и мероприятий позволят сохранить и приумножить существующую флору и фауну, дадут возможность увеличить рекреационную емкость территорий в пределах городской черты.
Экологическое образование, воспитание
и просвещение населения
В городе Железногорске сложилась определенная система повышения уровня экологических знаний и информированности населения. В последние годы наметилась тенденция к экологической активности горожан. Этому способствуют объединенные усилия органов местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации путем реализации следующих направлений:
систематическое информирование населения через печатные и электронные СМИ о состоянии окружающей среды и радиационном фоне на территории города;
организация и проведение мероприятий в рамках ежегодных Дней защиты от экологической опасности;
проведение месячников чистоты и благоустройства;
проведение городских конкурсов "Мы за чистый город. Присоединяйтесь!", "Лучший двор, дом, усадьба", "Самое чистое предприятие" и другие;
проведение научно-практических конференций, слетов, выставок на экологическую тематику;
обеспечение непрерывной сети экологического воспитания "Семья - детский сад - школа - ВУЗ - производство";
организация работы Университета пожилого человека и молодежного парламента;
приобретение экологической литературы для библиотечной сети города, образовательных учреждений и МОУДОД.
Особую роль в практическом образовательном процессе играет расположенный в городе дендрологический парк, являющийся особо охраняемой природной территорией областного значения.
В рамках расширения сферы экологического воспитания планируется организация "зеленых" троп в лесопарковой зоне города.
3. Ориентировочные сроки решения проблем
программно-целевым методом
Разработка муниципальной целевой программы "Экология и природные ресурсы на 2011 - 2015 годы" - не позднее 4-го квартала 2010 года (до утверждения городского бюджета на очередной финансовый год).
Срок начала реализации отдельных мероприятий в рамках Программы с 2011 года, окончания - 2015 год.
4. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Главным условием реализации Программы является привлечение достаточных финансовых ресурсов.
При этом необходимо отметить, что за счет средств городского бюджета финансируются природоохранные мероприятия, относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа), в том числе:
организация мероприятий по охране окружающей среды;
организация сбора, вывоза, утилизации, захоронения и переработки отходов производства и потребления, строительство 2-й очереди полигона по захоронению ТБО;
организация благоустройства и озеленения территории города;
очистка и обустройство городского водохранилища с целью создания условий для массового отдыха населения.
Средства федерального и областного бюджетов привлекаются на реализацию природоохранных мероприятий, относящихся к полномочиям Российской Федерации и субъекта РФ (Курской области):
мониторинг состояния окружающей среды;
строительство межрайонных комплексов сортировки отходов и полигонов ТБО.
Внебюджетные источники (средства предприятий и инвесторов) направляются на реализацию собственных природоохранных программ и мероприятий.
Реализация Программы и социально-экономическая ситуация в городе Железногорске могут потребовать корректировки отдельных мероприятий и уточнения объемов ее финансирования за счет средств городского бюджета, в том числе и в связи с привлечением федеральных и областных бюджетных средств, а также средств предприятий и инвесторов.
Ориентировочный объем финансирования Программы:
средства городского бюджета - 300 млн. рублей;
средства федерального и областного бюджетов - 27,5 млн. рублей;
внебюджетные источники - 750 млн. рублей.
5. Заключительные положения
Настоящая Концепция сохраняет преемственность по обозначенным в ней проблемам к ранее принятым Программам и проводимым мероприятиям в сфере охраны окружающей среды на территории города Железногорска.