Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Курская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. № 376

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА
НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Железногорска Курской области:
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы города Железногорска на 2011 - 2015 годы" согласно приложению на 5 листах.
2. Заместителям главы администрации города (Сергиенко В.В., Клычков Ф.Н., Григорьев С.А., Андреев И.Н.) до 1 сентября 2010 года подготовить и представить главе города предложения в долгосрочную целевую программу "Экология и природные ресурсы города Железногорска на 2011 - 2015 годы" по курируемым направлениям деятельности.
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.

Глава города
В.И.СОЛНЦЕВ





Приложение
к распоряжению
администрации города Железногорска
от 2 апреля 2010 г. № 376

КОНЦЕПЦИЯ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

1. Основы экологической политики города Железногорска

Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона. Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.
Концепция определяет общие положения реализации муниципальной политики при решении вопросов охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов на территории города Железногорска.
Конституция Российской Федерации, Экологическая доктрина Российской Федерации и государственная политика в сфере охраны окружающей среды в целом, перспективы развития Курской области и города Железногорска в частности, ставят перед органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами цель:
- перевода жизнедеятельности города на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение задач социально-экономического и демографического развития на перспективу и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворяющих жизненным потребностям населения.
Эта цель достигается через обязательность соблюдения всеми участниками правоотношений в сфере природопользования принципов:
- сочетания хозяйственной, градостроительной и иной деятельности с ее экологической безопасностью;
- обеспечения приоритета вопросов охраны окружающей среды при принятии градостроительных, экономических и хозяйственных решений, а также приоритета законных экологических интересов горожан;
- определения перспектив развития города с учетом емкости городских экосистем, их способностью к саморегуляции, а также рациональном использовании природных ресурсов, особенно возможностями питьевого водоснабжения и водоотведения, в сфере обращения с отходами производства и потребления, состоянием воздушного бассейна, водных объектов и зеленого фонда.

2. Краткий анализ состояния окружающей среды

Город Железногорск является крупнейшим после областного центра городом Курской области, входит в категорию средних моногородов России, расположен в пределах Среднерусской возвышенности, в северной агроклиматической зоне.
Градообразующее предприятие - Открытое акционерное общество "Михайловский ГОК" является вторым по величине производителем сырья для металлургической промышленности в Российской Федерации по выпуску окатышей, концентрата и аглоруды.
Отличительной особенностью, влияющей на состояние окружающей среды в городе, является то, что основные загрязнители сконцентрированы на ограниченной площади городской черты и по месту их расположения, сгруппированы в:
Промышленную зону ОАО "Михайловский ГОК" (Промплощадка 2) - ОАО "Михайловский ГОК", ООО "ПО "Вагонмаш", ООО "ЗРГО", ООО "ГПА", ЗАО "Завод ЖБИ-3" и другие;

]]>
Восточную группу предприятий - ЗАО "Железногорский хлебозавод", ООО "Железногорск-молоко", МУП "Транспортные линии", железнодорожная станция "Михайловский Рудник", ГП "ГОТЭК" и другие;
Центральную промышленно-коммунальную группу - ЗАО "Железногорская швейная фабрика "Финист", МУП "Гортеплосеть", Железногорский филиал ОАО "Курскгаз" и другие;
Северную группу предприятий - ОАО "Завод "Кристалл", ОАО "Нипромтекс", МУП "Горэлектросеть" и другие.
В последние годы устойчивым источником негативного воздействия является автотранспорт, создающий высокую плотность и токсичность загрязнения (через территорию города проходит международная автомагистраль М-3 "Украина"). Объем выбросов от автотранспорта, приходящийся на каждого жителя города Железногорска, сопоставим с аналогичными показателями крупных городов России.
Также основными экологическими проблемами города Железногорска остаются:
радиоактивное загрязнение территории радионуклидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (город Железногорск отнесен к территориям с льготным социально-экономическим статусом проживания);
загрязнение атмосферного воздуха твердыми взвешенными веществами, в том числе пылью кремнесодержащей;
загрязнение поверхностных водоемов и водотоков;
постоянно возрастающий объем отходов производства и потребления, в т.ч. отходов горнодобывающей промышленности, и, как следствие, проблемы их дальнейшей переработки и использования с целью уменьшения объемов захоронения.
В соответствии с Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, экологическая обстановка на территории города Железногорска классифицируется от "относительно удовлетворительной" до "напряженной".
В связи с чем, поиск стабилизации и улучшения экологической ситуации в городе Железногорске обусловливает необходимость перехода от анализа имеющейся информации о состоянии окружающей среды к выработке мер по решению имеющихся проблем.

Охрана атмосферного воздуха

Загрязнение атмосферного воздуха наносит серьезный ущерб как природе, так и здоровью человека. Негативное воздействие происходит в результате прямого контакта с загрязненным воздухом, а также вторичного загрязнения почвы и водных объектов в результате выпадения загрязняющих веществ из атмосферы.
Концепцией ставятся первостепенные задачи:
обеспечения снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет модернизации, реконструкции и замены устаревшего оборудования, совершенствования технологических процессов, ликвидации отдельных источников выбросов на промышленных предприятиях;
достижения хозяйствующими субъектами нормативов ПДВ (по отдельным ингредиентам);
повышения эффективности организации дорожного движения и оптимизации транспортных потоков на территории города;
развития сети автомобильных моек и оснащения строительных площадок установками мойки колес;
своевременного ремонта основных автомагистралей, внутриквартальных и технологических дорог;
регулярного полива автодорог в теплое время года;
создания системы мониторинга за состоянием атмосферного воздуха;
развития сети АГЗС для обеспечения перевода автотранспорта на альтернативные виды топлива;
разработки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

Охрана и рациональное использование водных ресурсов

В городской черте располагаются 6 поверхностных водоемов (без учета обособленных) с общим запасом воды более 18 млн. куб. метров и 4 поверхностных водотока (Погарщина, Речица, Рясник, Чернь), отнесенных к категории малых рек с низкими величинами меженных расходов, а также слабой способностью к самоочищению. Состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в целом удовлетворительное. Вместе с тем их отдельные участки требуют очистки и благоустройства, обозначения соответствующими знаками.
Назрела необходимость расчистки водохранилища на реке Погарщина (городское озеро) и водотоков от донных илистых отложений и продуктов деятельности человека.
Расчистка обеспечит увеличение пропускной способности русел, позволит вскрыть забитые илом родники, оздоровить подводный мир, сохранить и улучшить благоприятные условия для рекреации.
Отдельным направлением должна стать работа по обустройству природных ключей (родников), которые в перспективе могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям местного значения.
Отвод дождевых и талых вод с территории селитебной зоны города предусмотрен по смешанному типу: с кварталов вода отводится поверхностным путем в прилегающие улицы и затем с улиц, принимающих большое количество вод и имеющих вогнутый продольный профиль, через ливневую канализацию сбрасывается на рельеф местности и далее в водные объекты. В настоящее время состояние ливневой канализации неудовлетворительное. Отсутствуют локальные очистные сооружения на выпусках, сама система практически не прочищается, и поверхностные сточные воды поступают в грунты, усиливая их подтопление и эрозию. Необходима перспективная схема развития и реконструкции всей ливневой системы города.
Вопросы водоснабжения города питьевой водой, ее фактического использования (учета), минимизации потерь при транспортировке, работа очистных сооружений должны стать приоритетными в производственных программах МУП "Горводоканал", других субъектов, работающих в сфере водоснабжения и водоотведения.

Обращение с отходами производства и потребления

Ежегодно на территории города Железногорска образуется 45 - 50 млн. тонн отходов производства и потребления (с учетом отходов горнодобывающей промышленности).
Основными нерешенными проблемами в данной сфере на территории города Железногорска остаются:
строительство 2-й очереди городского полигона по захоронению ТБО;
захламление отдельных территорий города отходами (несанкционированные свалки);
отсутствие системы раздельного сбора отходов от населения, в том числе отработанных люминесцентных ламп, относящихся к отходам 1-го класса опасности по классификации ФККО.
Необходимо принятие нормативного акта органа местного самоуправления, определяющего порядок обращения с отходами на территории города Железногорска.
Таким образом, главное направление деятельности в системе обращения с отходами в городе Железногорске - сокращение объемов захораниваемых отходов и максимальное их вторичное использование.
Концепция направлена на решение задач повышения экономической эффективности, обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия железногорцев в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Охрана почв, растительного и животного мира

Почвы на территории городского округа - лесные, среднесуглинистые от темно-серых до светло-серых лесовидной структуры с высоким естественным плодородием. Городские леса занимают площадь 1125 га и представлены дубовыми, сосновыми и березовыми посадками. Основными назначениями городских лесов являются выполнение санитарно-гигиенических, противоэрозионных и рекреационных функций. Территория городских лесов нуждается в системных мероприятиях по очистке от валежника, проведении санитарных рубок, проведения других лесотехнических мероприятий.
Проблема эрозии почв и оползание склонов оврагов и балок на территории города также требует незамедлительного разрешения.
Город Железногорск - один из самых зеленых населенных пунктов Курской области. Вместе с тем, в последние годы наметилась тенденция к сокращению озелененных площадей вследствие размещения на них капитальных и временных объектов, вынужденной рубке зеленых насаждений, в том числе старых и больных деревьев.
В ближайшие годы от органов местного самоуправления требуется уделить повышенное внимание ландшафтному и зеленому строительству, реконструкции и оздоровлению зеленых насаждений, благоустройству парка, скверов и других зеленых зон, вовлечению в эту сферу бизнеса.
Реализация данных мер и мероприятий позволят сохранить и приумножить существующую флору и фауну, дадут возможность увеличить рекреационную емкость территорий в пределах городской черты.

Экологическое образование, воспитание
и просвещение населения

В городе Железногорске сложилась определенная система повышения уровня экологических знаний и информированности населения. В последние годы наметилась тенденция к экологической активности горожан. Этому способствуют объединенные усилия органов местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации путем реализации следующих направлений:
систематическое информирование населения через печатные и электронные СМИ о состоянии окружающей среды и радиационном фоне на территории города;
организация и проведение мероприятий в рамках ежегодных Дней защиты от экологической опасности;
проведение месячников чистоты и благоустройства;
проведение городских конкурсов "Мы за чистый город. Присоединяйтесь!", "Лучший двор, дом, усадьба", "Самое чистое предприятие" и другие;
проведение научно-практических конференций, слетов, выставок на экологическую тематику;
обеспечение непрерывной сети экологического воспитания "Семья - детский сад - школа - ВУЗ - производство";
организация работы Университета пожилого человека и молодежного парламента;
приобретение экологической литературы для библиотечной сети города, образовательных учреждений и МОУДОД.
Особую роль в практическом образовательном процессе играет расположенный в городе дендрологический парк, являющийся особо охраняемой природной территорией областного значения.
В рамках расширения сферы экологического воспитания планируется организация "зеленых" троп в лесопарковой зоне города.

3. Ориентировочные сроки решения проблем
программно-целевым методом

Разработка муниципальной целевой программы "Экология и природные ресурсы на 2011 - 2015 годы" - не позднее 4-го квартала 2010 года (до утверждения городского бюджета на очередной финансовый год).
Срок начала реализации отдельных мероприятий в рамках Программы с 2011 года, окончания - 2015 год.

4. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Главным условием реализации Программы является привлечение достаточных финансовых ресурсов.
При этом необходимо отметить, что за счет средств городского бюджета финансируются природоохранные мероприятия, относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа), в том числе:
организация мероприятий по охране окружающей среды;
организация сбора, вывоза, утилизации, захоронения и переработки отходов производства и потребления, строительство 2-й очереди полигона по захоронению ТБО;
организация благоустройства и озеленения территории города;
очистка и обустройство городского водохранилища с целью создания условий для массового отдыха населения.
Средства федерального и областного бюджетов привлекаются на реализацию природоохранных мероприятий, относящихся к полномочиям Российской Федерации и субъекта РФ (Курской области):
мониторинг состояния окружающей среды;
строительство межрайонных комплексов сортировки отходов и полигонов ТБО.
Внебюджетные источники (средства предприятий и инвесторов) направляются на реализацию собственных природоохранных программ и мероприятий.
Реализация Программы и социально-экономическая ситуация в городе Железногорске могут потребовать корректировки отдельных мероприятий и уточнения объемов ее финансирования за счет средств городского бюджета, в том числе и в связи с привлечением федеральных и областных бюджетных средств, а также средств предприятий и инвесторов.
Ориентировочный объем финансирования Программы:
средства городского бюджета - 300 млн. рублей;
средства федерального и областного бюджетов - 27,5 млн. рублей;
внебюджетные источники - 750 млн. рублей.

5. Заключительные положения

Настоящая Концепция сохраняет преемственность по обозначенным в ней проблемам к ранее принятым Программам и проводимым мероприятиям в сфере охраны окружающей среды на территории города Железногорска.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru