Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ЗАВЬЯЛОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2009 года

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гулящих А.В.,
при секретаре судебного заседания З.Е.Н.,
с участием:
- заместителя Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Б.О.Л.,
- представителя органа, бездействие которого обжалуется, Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики К.В.К. (доверенность от 20 ноября 2009 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года (с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 234 от 16 июня 2005 года, № 287 от 15 марта 2006 года, № 297 от 3 мая 2006 года, решением Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики № 241 от 24 сентября 2008 года),

установил:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит:
Пункты 5.5 и 5.7 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года, с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 234 от 16 июня 2005 года, № 287 от 15 марта 2006 года, № 297 от 3 мая 2006 года, решением Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики № 241 от 24 сентября 2008 года (далее - Положение), признать противоречащим статье 33 Земельного кодекса РФ и не действующим с момента их принятия.
Пункт 6.2 Положения признать противоречащим пункту 2 статьи 30.1, подпункту 5 пункта 1 статьи 24, подпункту 2.1 статьи 30, пункту 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ и не действующим с 1 января 2007 года.
Пункт 8.2 в части слов "остальные согласования (в необходимых случаях в зависимости от места расположения, правового статуса, обременений и ограничений) проводит сторона, заинтересованная в предоставлении земельного участка" и пункт 8.5 Положения признать противоречащими статье 31 Земельного кодекса РФ и не действующими с момента принятия.
Пункт 8.3 Положения: в части слов "результаты экологической экспертизы" - признать противоречащим статьям 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и не действующим с момента его принятия; в части слов "потерь лесного хозяйства" - признать противоречащим пункту 5 статьи 31, статье 58 Земельного кодекса РФ и не действующим с 8 декабря 2006 года; в части слов "потерь сельскохозяйственного производства" - признать противоречащим пункту 5 статьи 31, статье 58 Земельного кодекса РФ, и не действующим с 1 января 2008 года.
Пункт 8.6 Положения признать противоречащим пунктам 6, 7, 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ и не действующим с момента принятия.
Пункт 9.4 Положения признать противоречащим статье 34 Земельного кодекса РФ и не действующим с 17 мая 2008 года.
Пункт 10.4 Положения признать противоречащим статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не действующим с 29 октября 2007 года.
Пункт 14.1 Положения признать противоречащим части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, статье 37 Градостроительного кодекса РФ и не действующим с момента принятия.
Пункты 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 16.5, 16.6, 16.7, 16.8, 16.9 Положения признать противоречащими статьям 11.1 - 11.9, 30.1, 33, 34 Земельного кодекса РФ, статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не действующими с момента принятия.
Требования прокурором мотивированы тем, что пункт 5.5 Положения, устанавливающий нормы делимости земельного участка, находящегося в собственности (в аренде) гражданина или юридического лица, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или дачного строительства, и пункт 5.7 Положения, устанавливающий для целей выкупа земельного участка собственниками зданий, сооружений, строений нормы земельных участков, необходимых для их эксплуатации и обслуживания, противоречат статье 33 Земельного кодекса РФ с момента их принятия. Установив указанные нормы и размеры земельных участков, представительный орган местного самоуправления муниципального образования "Завьяловский район" вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий ни по установлению норм делимости земельных участков или размеров, при которых земельный участок может быть разделен, ни по установлению размеров земельных участков для целей их выкупа собственниками зданий, строений, сооружений.
Пункт 6.2 Положения вошел в противоречие с Земельным кодексом РФ, его статьями 24 (подпункт 5 пункта 1), 30 (пункт 2.1), 30.1 (пункты 2, 3), 38.1 (пункт 27) с 1 января 2007 года, поскольку он не предусматривает установленные указанными нормами особенности предоставления земельных участков в аренду для жилищного строительства. Из содержания пункта 6.2 Положения следует, что допускается предоставление гражданам и юридическим лицам земельного участка для жилищного строительства в аренду без проведения аукциона во всех случаях без исключений, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30, пунктом 3 статьи 30.1, пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
Пункт 8.2 в части слов "остальные согласования (в необходимых случаях в зависимости от места расположения, правового статуса, обременений и ограничений) проводит сторона, заинтересованная в предоставлении земельного участка" и пункт 8.5 противоречат статье 31 Земельного кодекса РФ. Земельным кодексом РФ установлено, что в ходе процедуры выбора земельного участка осуществляются только те согласования, которые предусмотрены федеральными законами, проведение этих согласований возложено на органы местного самоуправления. Действующим законодательством не допускается возложение на граждан и юридических лиц, обратившихся с заявлением о выборе земельного участка, обязанности по проведению не предусмотренных федеральными законами дополнительных согласований.
Пункт 8.3 Положения в части слов "потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства", "результаты экологической экспертизы" является незаконным. Требование о необходимости приложения к акту выбора земельного участка расчета потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, а также обязанность по возмещению потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства были установлены пунктом 5 статьи 31, статьей 58 Земельного кодекса РФ. В соответствии с пунктами 6, 7, 9 статьи 33, статьей 40 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" из пункта 5 статьи 31, пункта 4 статьи 32, статьи 58 Земельного кодекса РФ исключены слова "потерь лесного хозяйства". Названные статьи Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вступили в силу 8 декабря 2006 года. Таким образом, с момента принятия оспариваемого Положения пункт 8.3 Положения в части слов "потерь лесного хозяйства" вошел в противоречие с Земельным кодексом РФ, его статьями 31 (пункт 5), 58. В соответствии с пунктами 8, 14 статьи 25, статьей 38 Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2008 года из пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ исключены слова "потерь сельскохозяйственного производства", статья 58 Земельного кодекса РФ утратила сила. Таким образом, пункт 8.3 Положения в части слов "потерь сельскохозяйственного производства" вошел в противоречие с Земельным кодексом РФ, его статьями 31 (пункт 5), 58, с 1 января 2008 года. Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, установлен Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (статьями 11, 12), является закрытым, расширительному толкованию не подлежит. Согласно названному Федеральному закону материалы, обосновывающие выбор земельного участка, государственной экологической экспертизе не подлежат. Соответственно, представительный орган местного самоуправления муниципального образования "Завьяловский район" вышел за пределы предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, установив в пункте 8.3 Положения требование о приложении к акту выбора земельного участка документа о результатах экологической экспертизы.
Содержание пункта 8.6 Положения является неопределенным: из содержания указанного пункта не ясно, является ли ответ Администрации района, направляемый заявителю, решением органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, решением об отказе в размещении объекта, как это предусмотрено статьей 31 Земельного кодекса РФ, либо письмом, в котором заявитель уведомляется о результатах выбора земельного участка, без принятия предусмотренного законом решения, в частности, об отказе в размещении объекта. В силу пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указанное обстоятельство является основанием для признания оспариваемого акта (или его части) в такой редакции не действующим, поскольку суд не вправе устранять неопределенность путем обязания в решении органа внести в акт изменения или дополнения. Таким образом, с момента принятия оспариваемого Положения пункт 8.6 Положения противоречит требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Пункт 9.4 Положения является незаконным, поскольку устанавливает иную, чем предусмотрено статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ, действующей с 17 мая 2008 года), процедуру предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 10.4 Положения противоречит статье 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ, действующей с 29 октября 2007 года). Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по определению выкупной цены земельных участков в период до 1 января 2010 года.
Пункт 14.1 Положения в части слов "изменение разрешенного использования земель с индивидуального жилищного строительства на ведение личного подсобного хозяйства допускается с учетом зонирования территории исключительно в случае, если размер земельного участка, ранее предоставленного гражданину, превышает 0,15 га и гражданин постоянно проживает и зарегистрирован в данном населенном пункте более трех лет" не соответствует требованиям части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, статье 37 Градостроительного кодекса РФ. Ограничения для изменения разрешенного использования земельных участков, предусмотренные пунктом 14.1 Положения, действующим законодательством не установлены. Ни Земельным кодексом РФ, ни Градостроительным кодексом РФ органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по установлению ограничений для изменения разрешенного использования земель, перечисленных в пункте 14.1 Положения.
Пунктами 16.1 - 16.9 Положения установлены особенности предоставления дополнительных земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Названными пунктами определены понятия дополнительного и основного земельного участка, норма площади дополнительного участка, размер вновь образованного участка, порядок подачи в Администрацию района заявления о предоставлении дополнительного участка, перечень прилагаемых к нему документов, порядок рассмотрения указанного заявления и принятия по нему решения о предоставлении участка либо об отказе в предоставлении, выкупная стоимость присоединяемого дополнительного земельного участка.
Указанные пункты не соответствуют статьям 11.1 - 11.9, 30.1, 33, 34 Земельного кодекса РФ, статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и подлежат признанию не действующими с момента их принятия, поскольку указанными нормами не предусмотрены такие виды земельных участков как основной участок и дополнительный участок. Указанные в пунктах 16.2, 16.3 Положения максимальные и минимальные размеры дополнительного земельного участка, максимальный размер вновь образованного земельного участка действующим законодательством не установлены. Исходя из требований статей 11.9 и 33 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления не имеют полномочий на установление каких-либо норм дополнительных земельных участков, норм вновь образованных земельных участков. Пунктами 16.1 - 16.9 Положения предусмотрена иная процедура предоставления земельных участков, чем установлено статьями 30.1, 34 Земельного кодекса РФ. Так, в федеральном законодательстве не предусмотрен порядок предоставления каких-либо дополнительных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, не установлены ограничения для обращения с заявлением о предоставлении земельных участков для указанных целей, введенные пунктом 16.1 Положения. Указанный в пункте 16.4 Положения перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о предоставлении земельного участка, в частности, копия правоустанавливающего документа основного земельного участка, не предусмотрен статьями 30.1 и 34 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность без проведения аукциона вообще не допускается (пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ). В силу требований статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в период до 1 января 2010 года не вправе устанавливать выкупную цену земельных участков. Однако, в нарушение указанных требований в пункте 16.8 определена выкупная цена присоединяемого дополнительного земельного участка в размере его кадастровой стоимости.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду части 1 и 2 статьи 2 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, акты, принимаемые органами местного самоуправления в сфере земельных отношений, должны соответствовать положениям Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.
Пункты 5.5, 5.7, 6.2, 8.2, 8.3, 8.5, 9.4, 10.4, 14.1, 16.1. 16.2, 16.3, 16.4, 16.5, 16.6, 16.7, 16.8, 16.9 Положения противоречат порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренному Земельным кодексом РФ, что является основанием для признания их не действующими.
В судебном заседании заместитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Б.О.Л. требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики К.В.К. признала требования прокурора в части признания незаконными пунктов 5.5, 5.7, 6.2, 8.2, 8.3, 8.5, 9.4, 10.4, 14.1 Положения. В остальной части требования прокурора не признала, суду пояснила, что признание незаконными п.п. 16.1 - 16.9 Положения может повлечь нарушение прав граждан, которым в таком порядке предоставлены земельные участки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года утверждено Положение о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики. Данное решение опубликовано 14 декабря 2004 года в районной газете "Пригородные вести" № 99.
В указанное Положение внесены изменения и дополнения решениями Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 234 от 16 июня 2005 года, № 287 от 15 марта 2006 года, № 297 от 3 мая 2006 года, решением Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики № 241 от 24 сентября 2008 года. Названные решения опубликованы в газете "Пригородные вести" от 5 июля 2005 года № 51, в районном журнале "Вестник" № 1 (март 2006 года), в газете "Пригородные вести" от 12 мая 2006 года № 37, от 4 октября 2008 года № 79.
Оспариваемое прокурором Положение обладает всеми необходимыми признаками нормативного правового акта: издано органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
На момент рассмотрения настоящего дела данное Положение не отменено, является действующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ нормативные акты органов местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами. Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемое прокурором Положение суд проверяет в части оспариваемой прокурором на предмет его соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Пунктом 5.5 Положения установлено, что земельный участок, находящийся в собственности (в аренде) гражданина или юридического лица, может быть разделен при соблюдении предельных норм размеров земельных участков и с учетом соблюдения градостроительных регламентов, правил застройки и благоустройства, зонирования территорий, при этом: для индивидуального жилищного строительства вновь образуемые земельные участки не могут иметь ширину (со стороны улицы и/или фасада дома) менее 15 метров; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) вновь образуемые участки не могут иметь ширину менее 20 метров; для садоводства или дачного строительства вновь образуемые земельные участки не могут иметь ширину менее 10 метров.
Пунктом 5.7 Положения (в редакции решения Завьяловской районной Думы от 16 июня 2005 года № 234) установлено, что при отсутствии документов, подтверждающих отвод земельных участков в установленном порядке, размер земельного участка для целей его выкупа собственниками зданий, строений, сооружений определяется в соответствии с пп. 5.1, 5.2, 5.6; если предельные размеры не определены, устанавливаются следующие нормы земельных участков, необходимых для их эксплуатации и обслуживания:
- для отдельно стоящих зданий, строений и сооружений (кроме линейных объектов) с учетом красных линий, санитарных зон, земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, земель общего пользования и расположенных на них объектов общего пользования (дороги, пешеходные дорожки, тротуары, скверы, парки и т.д.), естественных границ земельного участка (лога, ручьи, овраги), смежных земельных участков (при их наличии), а также земель под подъездными путями, гостевыми и служебными стоянками, разворотными площадками, являющимися неотъемлемой частью (принадлежностью) зданий, строений и сооружений и необходимыми для их надлежащей эксплуатации и обслуживания, - до 5 метров от края здания, строения, сооружения по всему периметру площади застройки;
- для иных объектов (наземные газопроводы, теплотрассы, прочие) с учетом красных линий, санитарных зон, естественных границ участка, земель общего пользования и земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, - до 3 метров от строения (края сооружения) по всей протяженности.
Проверив указанные нормы Положения на предмет их соответствия статье 33 Земельного кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 33 Земельного кодекса РФ определены правила установления норм предоставления земельных участков. В том числе определены полномочия органов местного самоуправления по установлению предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, а также максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для этих целей из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Также указанной статьей Земельного кодекса РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 1); предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности, законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользовании и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, статья 33 Земельного кодекса РФ устанавливает нормы предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и не устанавливает правил раздела земельных участков, не определяют полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению предельных размеров земельных участков, образуемых при разделе земельных участков.
В связи с этим положения пункта 5.5 Положения не могут быть признаны не соответствующим статье 33 Земельного кодекса РФ.
Требования к образуемым в результате раздела земельным участкам установлены ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.

]]>
Пунктами 16.1 - 16.9 Положения установлены особенности предоставления дополнительных земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в том числе, установлено понятие дополнительного участка, условия его предоставления, предельный (максимальный) размер такого участка и порядок его предоставления.
Проверив содержащиеся в указанных пунктах правовые нормы на их соответствие указанным прокурорам статьям Земельного кодекса РФ (11.1 - 11.9, 30.1, 33, 34) и статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд приходит к следующим выводам.
Суд не соглашается с доводами прокурора о несоответствии с пункта 16.1 Положения Земельному кодекса РФ. То обстоятельство, что в Земельном кодексе РФ отсутствует легальное определение понятий основного и дополнительного земельного участка, не делает нормы, содержащиеся в пункте 16.1 Положения противоречащими Земельному кодексу РФ. Общему понятию земельного участка, содержащемуся в ст. 11.1 Земельного кодекса РФ нормы пункта 16.1 Положения не противоречат.
Не противоречит понятие дополнительного земельного участка и порядок его образования и статьям 11.1 - 11.9 Земельного кодекса РФ. Указанные статьи Земельного кодекса РФ не устанавливают порядок предоставления земельных участков, а определяют лишь возможные способы его образования. В соответствии с указанными статьями Земельного кодекса РФ земельный участок может быть образован и из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Именно таким образом и установлено образование земельных участков, предоставляемых в порядке, установленном пунктами 16.1 - 16.9 Положения.
Содержащееся в пунктах 16.1 - 16.9 Положения правовое регулирование предоставления дополнительных земельных участков обусловлено целями предоставления таких земельных участков. Как видно из пунктов 16.1 - 16.9 Положения предоставление земельных участков в порядке, установленном данными пунктами, допускается только в том случае, если земельный участок не может быть использован для размещения на нем объектов производственного, социально-бытового, жилого и иного назначения, то есть не может быть использован в соответствии с установленными для него целевым назначением и разрешенным использованием как самостоятельный земельный участок, а также если такой участок имеет размеры менее минимально допустимых и предоставляется при условии его объединения с другим земельным участком. Целью предоставления такого земельного участка является увеличение площади ранее предоставленного лицу земельного участка. В связи с этим суд признает, что предоставление таких земельных участков фактически направлено на рациональной использование земель с учетом природных факторов, что соответствует принципам земельного законодательства, установленным статьей 1 Земельного кодекса РФ.
Доводы прокурора о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению норм земельных участков, суд признает несостоятельными. Как указано выше (применительно к пунктам 5.5 и 5.7 Положения) в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Удмуртской Республики от 20 декабря 205 года № 68-РЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований в Удмуртской Республике" установление правил землепользования и застройки, в том числе и предельных норм земельных участков, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Вместе с тем, установленный пунктами 16.4 - 16.8 Положения порядок предоставления земельных участков противоречит статьям 30, 30.1 и 34 Земельного кодекса РФ, статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Так, пунктом 16.8 Положения установлено, что предоставление дополнительного земельного участка осуществляется при условии присоединения этого участка на том же праве (собственности, аренды).
Однако статьей 30.1 Земельного кодекса РФ без проведения аукциона, но с условием соблюдения процедуры публикации извещения о предоставлении земельного участка, допускается предоставление земельных участков только гражданам, только для индивидуального жилищного строительства и только на праве аренды земельного участка.
Пункты 16.4 - 16.8 Положения допускают предоставление юридическим лицам дополнительных земельных участков для жилищного строительства без соблюдения процедуры аукциона, а также предоставление дополнительных земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам без соблюдения процедуры аукциона.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством (в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства), установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ. Этой статьей процедура предварительной публикации извещения о предоставлении земельного участка не установлена. Однако в соответствии с пунктом 1 данной статьи орган местного самоуправления вправе такую процедуру установить. Суд полагает, что такая процедура, как направленная на соблюдение прав и законных интересов собственников (арендаторов) соседних земельных участков, не противоречит действующему законодательству.
В то же время, порядок предоставления земельного участка, установленный пунктами 16.4 - 16.8 Положения, не учитывает требований статей 30 и 34 Земельного кодекса о том, что до принятия решения о предоставлении земельного участка этого участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Кроме того, как правильно указано прокурором, пунктом 16.8 Положения незаконно установлена выкупная цена предоставляемого земельного участка в размере его кадастровой стоимости. В силу статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления до 1 января 2010 года этим правом не наделены.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать пункты 16.4 - 16.8 Положения в части допускающей предоставление дополнительных участков юридическим лицам для жилищного строительства без соблюдения процедуры аукциона, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность без соблюдения процедуры аукциона, а также допускающей принятие решения о предоставлении земельного участка до его кадастрового учета не соответствующими статьям 30, 30.1 и 34 Земельного кодекса РФ; пункт 16.8 Положения в части, устанавливающей выкупную цену земельного участка в размере его кадастровой стоимости, - признать не соответствующим статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом, учитывая, что, как следует из объяснений представителя Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" К.В.К., оспариваемые пункты Положения неоднократно применялись, и на основании них были реализованы права граждан, суд признает указанные пункты в вышеуказанной части не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Пункт 8.2 в части слов "остальные согласования (в необходимых случаях в зависимости от места расположения, правового статуса, обременений и ограничений) проводит сторона, заинтересованная в предоставлении земельного участка" и пункт 8.5 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года (с изменениями, внесенными решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 287 от 15 марта 2006 года), признать противоречащими статье 31 Земельного кодекса РФ и не действующими со дня вступления его в силу.
Пункт 8.3 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года:
в части слов "потерь лесного хозяйства" - признать противоречащим пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, пунктам 6, 7 и 9 статьи 33 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и не действующим с 8 декабря 2006 года,
в части слов "потерь сельскохозяйственного производства" - признать противоречащим пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, пунктам 8, 14 статьи 25 Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не действующим с 1 января 2008 года,
в части слов "результаты экологической экспертизы" - признать противоречащим пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ и статьям 10, 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и не действующим со дня вступления его в силу.
Пункт 8.6 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года, признать противоречащим пунктам 6, 7, 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ и не действующим со дня вступления его в силу.
Пункт 9.4 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года (с изменениями, внесенными решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 287 от 15 марта 2006 года) признать противоречащим статье 34 Земельного кодекса РФ и не действующим с 17 мая 2008 года.
Пункт 10.4 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года (с изменениями, внесенными решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 234 от 16 июня 2005 года) признать противоречащим статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ) и не действующим с 29 октября 2007 года.
Пункт 14.1 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года, признать противоречащим части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, статье 37 Градостроительного кодекса РФ и не действующим со дня вступления его в силу в части слов "исключительно в случае, если размер земельного участка, ранее предоставленного гражданину, превышает 0,15 га и гражданин постоянно проживает и зарегистрирован в данном населенном пункте более трех лет".
Пункты 16.4, 16.5, 16.6, 16.7, 16.8 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года (в редакции решения Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики № 241 от 24 сентября 2008 года) в части допускающей предоставление дополнительных участков юридическим лицам для жилищного строительства без соблюдения процедуры аукциона, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность без соблюдения процедуры аукциона, а также допускающей принятие решения о предоставление земельного участка до его кадастрового учета не соответствующими статьям 30, 30.1 и 34 Земельного кодекса РФ и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Пункт 16.8 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 207 от 24 ноября 2004 года (в редакции решения Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики № 241 от 24 сентября 2008 года) в части, устанавливающей выкупную цену земельного участка в размере его кадастровой стоимости, признать не соответствующим статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части требований Удмуртскому природоохранному межрайонному прокурору отказать.
Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию районной газете "Пригородные вести".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено судьей 14 декабря 2009 года.

Председательствующий судья
А.В.ГУЛЯЩИХ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru