Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2009 г. по делу № А79-4762/2008

Резолютивная часть решения объявлена 30.04.2009
Полный текст решения изготовлен 08.05.2009
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь", 429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Николаева, 3
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике, 429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а
о признании частично недействительным решения № 449 от 06.05.2008
при участии:
от заявителя: Н. по доверенности от 01.12.2008
от Межрайонной Инспекции ФНС № 7 по ЧР: зам начальника юридического отдела В. по доверенности от 11.01.09 № 03-27/2

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь", г. Цивильск Чувашской Республики обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 449 от 06.05.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике в части начисления к уплате земельного налога за 2006 год в размере 97020 руб., земельного налога за 2007 год в размере 97020 руб., пени за его неуплату в сумме 27749 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 38808 руб. за неуплату земельного налога, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 14553 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 106722 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год.
В судебном заседании представитель заявителя уточнила заявление, просила признать недействительным решение № 449 от 06.05.2008 Межрайонной Инспекции ФНС № 7 по Чувашской Республике в части начисления к уплате земельного налога за 2006 год в размере 58212 руб., земельного налога за 2007 год в размере 58212 руб., пени в сумме 16649 руб. 40 коп. за неуплату земельного налога за 2006, 2007 годы, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 23284 руб. 80 коп. за неуплату земельного налога за 2006, 2007 годы, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 8731 руб. 80 коп. за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 64033 руб. 20 коп. за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год (том 2, л.д. 104 - 107).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия решения увеличить или уменьшить размер заявленных требований, в связи с чем суд удовлетворяет заявление.
По существу заявления представитель заявителя требования поддержала, пояснив, что 11 ноября 1996 года собранием участников общества с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь" принято решение о преобразовании ТОО "Пищекомбинат "Катунь" в ООО "Катунь", определены доли участников в уставном капитале следующим образом: М.С. с уставным капиталом 36297000 руб., что составляет 50% (1 доля) и М.А. с уставным капиталом 36297000 руб., что составляет 50% (1 доля).
Постановлением главы Цивильской районной администрации № 4 от 14.01.1997 закреплен земельный участок, площадью 6900 кв. м на праве постоянного пользования за ООО "Пищекомбинат "Катунь" и выдан государственный акт вновь организованному на базе ТОО "Катунь" ООО "Пищекомбинат "Катунь" для размещения производственных объектов и административного здания.
Распоряжением главы Цивильской городской администрации № 59 разрешено ООО "Пищекомбинат "Катунь" строительство кафе-закусочной на существующей территории общества.
Постановлением главы администрации Цивильского района № 519 от 16.06.2004 утвержден акт государственной приемочной комиссии от 24.11.2000 о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию "Кафе-закусочная" на 35 мест, расположенный в г. Цивильск, ул. Николаева, дом 3.
15.07.2004 ООО "Пищекомбинат "Катунь" зарегистрировало за собой на праве собственности кафе-закусочную "Катунь" площадью 190,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации 21 АЖ № 240359.
Таким образом, весь земельный участок в 2006, 2007 годах находился у общества на праве постоянного бессрочного пользования, здание кафе, расположенное на участке, зарегистрировано на праве собственности за ООО "Пищекомбинат "Катунь", остальные объекты на участке - по 1/2 доле в собственности у физических лиц. Так, 25.03.2005 М.А. и М.С. зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого кондитерский цех площадью 437,3 кв. м, свидетельство 21 АА 028033, свидетельство 21 АА 028034, 29.03.2005 указанные лица зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого контору площадью 77,9 кв. м, свидетельство 21 АА 028031 свидетельство 21 АА 028035, 29.03.2005 зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого проходную будку площадью 12,3 кв. м, свидетельство 21 АА 028032, свидетельство 21 АА 028036.
31.07.2006 и 10.01.2007 между ООО "Пищекомбинат "Катунь" (Арендодатель) и ООО "Мир вкуса" (Арендатор) заключен договор аренды имущества, в соответствии с которым последнему передано в аренду для организации общественного питания помещение площадью 25 кв. м по адресу: г. Цивильск, ул. Николаева, дом 3. Так же, 01.06.2006 и 10.01.2007 между ООО "Пищекомбинат "Катунь" (Арендодатель) и предпринимателем М.С. (Арендатор) заключен договор аренды, в соответствии с которым последнему для организации общественного питания передано в аренду помещение площадью 25 кв. м по адресу: г. Цивильск, улица Николаева, дом 3. Таким образом, в 2006, 2007 годах площади в здании кафе сдавались в аренду в целях организации общественного питания, договора аренды заключены на срок не более года, поэтому не подлежат государственной регистрации.
Основным видом деятельности заявителя согласно Устава, является, в том числе торгово-закупочная деятельность, оптовая и розничная торговля всеми видами товаров, посреднические услуги при торговле и т.д. Таким образом, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица, земельный участок предоставлен ему для строительства объектов общественного питания, с момента регистрации иной деятельностью не занимался.
Оспариваемым решением от 06.05.2008 № 449 Межрайонная Инспекция ФНС № 7 по Чувашской Республике начислила заявителю земельный налог за 2006, 2007 годы, соответствующие пени и штрафы в виду его неуплаты, применив ставку налога в размере 1,5%, вместо 0,6%, что является необоснованным.
Решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.06) установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости в размере 0,6% в отношении земельных участков под объектами торговли и общественного питания в г. Цивильске, однако налоговый орган произвел обложение спорного земельного участка налоговой ставкой 1,5% как в отношении прочих земельных участков, вместо 0,6% - в отношении земельных участков под объектами торговли и общественного питания в г. Цивильске, что относится к ООО "Пищекомбинат "Катунь". Указанное подтверждается фотографиями ООО "Пищекомбинат "Катунь", вид изнутри и снаружи подтверждает, что в здании кафе ведется деятельность по оказанию услуг общественного питания, заявитель не занимается на спорном участке производством, разведением скота, посевом зерновых культур, участок используется третьими лицами (арендаторами) по целевому назначению (для услуг общественного питания). Арендаторы здания кафе в целях общественного питания, не несут обязанности по уплате земельного налога.
Спорный земельный участок находился у заявителя на праве бессрочного пользования, документ о предоставлении его в собственность ООО "Пищекомбинат "Катунь" в 2006, 2007 годах не имело.
На основании изложенного, просила заявление удовлетворить в уточненном объеме.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике заявление не признал по доводам, изложенным в письменных отзывах (том 1, том 2, л.д. 91 - 95, 129 - 132).
Пояснил, что из содержания статьи 394 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая ставка по земельному налогу устанавливается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с учетом изменений от 28.02.2006) установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости земель в определенных размерах: 0,3%, 0,5%, 0,6%, 0,9%, 1,5%.
Исходя, из письма Межрайонного отдела № 5 Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике следует, что спорный земельный участок площадью 0,69 гектаров передан на праве постоянного (бессрочного) пользования в границах, указанных на чертеже для обслуживания производственных объектов и административного здания.
При этом в Земельном кодексе РФ под землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в названном пункте земель (п. п. 1 и 2 ст. 88). Таким образом, земельный участок, принадлежащий ООО "ПК "Катунь" с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Николаева, д. 3 должен облагаться налоговой ставкой 1,5%, так как его назначение не предназначено для размещения объектов торговли и общественного питания в г. Цивильске.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельностью, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Категория земель указывается в документах государственного кадастра недвижимости (подпункт 3 пункта 2 статьи 8 Кодекса). Следовательно, в рамках рассмотрения данного спора и решения вопроса о назначении земельного участка, принадлежащего ООО "ПК "Катунь" необходимо руководствоваться категориями земель, отраженными в Едином государственном реестре земель.
В кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029 определено назначение земли: для обслуживания производственных объектов. Также согласно постановлению главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 21.01.2005 № 48 земельный участок предоставлен ООО "ПК "Катунь" из земель сельских поселений в собственность (за плату) для обслуживания производственных объектов, согласно государственному акту от 14.01.1997 № 04 ООО "ПК "Катунь" предоставлен земельный участок для размещения производственных объектов и административного здания.
При определении назначения земли ООО "ПК "Катунь" с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029 Роснедвижимостью не применен показатель "1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", а применен показатель "1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Заявлений от землепользователя об изменение назначения участка в адрес уполномоченного органа не поступало.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики была проведена в 2003 году и ее результаты утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 № 45, где спорный земельный участок оценен как "земли под промышленными объектами".
Согласно Выписки из государственного земельного кадастра от 25.01.2005 № 20-16/05-98 и постановления главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 21.01.2005 № 48 земельный участок ООО "ПК "Катунь" предоставлен из земель сельских поселений и отнесен к категории земель "земли поселений".
Земельный налог подлежал исчислению обществом в спорный период по ставкам, установленным Цивильским районным собранием депутатов, которые утверждены Решением об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога от 28.09.2005 (Цивильский вестник от 03.11.2005 № 148-149 (9782-9783)). Решением собрания депутатов Цивильского района от 28.02.2005 внесены изменения по ставкам земельного налога с 2006 года (Цивильский вестник от 28.03.2006 № 37 (9846)) с размещением на официальном сайте.
Таким образом, земельный участок, принадлежащий заявителю должен облагаться налоговой ставкой 1,5%, так как он имеет конкретное специальное назначение.
За проверяемый период заявителем представлены договора аренды недвижимого имущества от 31.07.2006 и от 10.01.2007 между ООО "ПК "Катунь" и ООО "Мир вкуса", срок аренды с 31.07.2006 по 31.12.2006, срок аренды с 01.01.2007 по 31.12.2007, представлены договора аренды недвижимого имущества между заявителем и индивидуальным предпринимателем М.С. от 01.07.2006 и от 10.01.2007, срок аренды с 01.07.2006 по 31.12.2006, с 01.01.2007 по 31.12.2007. Они являются не заключенными в связи с отсутствием их государственной регистрации.
В проверяемый период общество фактически не осуществляло никакой деятельности, о чем свидетельствуют выписки банка по счетам, в том числе в области общественного питания и аренды. Таким образом, заявитель не использует земельный участок по целевому назначению, о чем свидетельствует представленные доказательства, поскольку согласно протокола опроса руководителя ООО "ПК Катунь" М.С. от 13.03.2008 организация сдает в аренду нежилые помещения, в организации только 2 человека - директор и заместитель директора, заработную плату они не получают, после пожара в июне 2006 года производство не ведется, арендная плата с арендаторов не взыскана.
Согласно протоколу осмотра от 13.03.2008 территории ООО "ПК Катунь" захламлена, производство не ведется, стоят разрушенные здания, производственного оборудования нет. Общество в ЕГРЮЛ не вносило сведения о том, каким видом деятельности оно занимается. Заявителем не представлены договора с контрагентами в подтверждение хозяйственной деятельности в области торговли и общественного питания. За проверяемый период по расчетному счету движение происходило только по оплате налогов, хозяйственные операции отсутствуют, доходы от сдачи нежилого здания и сооружения в аренду от ИП М.С. и ООО "Мир Вкуса" не поступали. На балансе предприятия из основных средств значится две единицы неисправного и не эксплуатируемого автотранспортного средства (ВАЗ 91 г., ГАЗ 92 г.), трудовых ресурсов для осуществления деятельности в области торговли и общественного питания не имеется, за проверяемые периоды сданы декларации, согласно которым заявитель доходов и расходов не имеет.
Общество не оплатило земельный налог за 2006 - 2007 годы, на основании чего просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь" зарегистрировано 13.01.1997 Администрацией Цивильского района Чувашской Республики.
В соответствии с действующим налоговым законодательством общество является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательством и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике с 11.02.2008 по 26.03.2008 провела выездную налоговую проверку общества по вопросам уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, результаты проверки оформлены актом № 14 от 31.03.2008. В ходе проверки установлена, в том числе, неуплата обществом земельного налога за 2006, 2007 годы.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Инспекции принято решение № 449 от 06.05.2008 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен к уплате земельный налог за 2006 год в размере 97020 руб., земельный налог за 2007 год в размере 97020 руб., пени за его неуплату в сумме 27749 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 38808 руб. за неуплату земельного налога за 2006, 2007 годы, штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в размере 14553 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, штраф по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в размере 106722 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год.
Не согласившись с решением в части начисления к уплате земельного налога за 2006 год в размере 58212 руб., земельного налога за 2007 год в размере 58212 руб., пени в сумме 16649 руб. 40 коп. за неуплату земельного налога за 2006, 2007 годы, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 23284 руб. 80 коп. за неуплату земельного налога за 2006, 2007 годы, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 8731 руб. 80 коп. за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 64033 руб. 20 коп. за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год, по причине неправильного, по мнению общества, применения налоговым органом ставки по земельному налогу в размере 1,5%, вместо ставки в размере 0,6%, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в обозначенной части.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются плательщиками налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
Согласно государственному акту (том 1, л.д. 122) и постановлению главы Цивильской городской администрации № 04 от 14.01.1997 ему предоставлен участок в бессрочное (постоянное) пользование площадью 0,69 гектаров в границах, указанных на чертеже для размещения производственных объектов и административного здания.
Постановлением главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 21.01.2005 № 48 предоставлен заявителю земельный участок с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029 в собственность (за плату) для обслуживания производственных объектов.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ указано, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Таким образом, из статьи 388 Налогового кодекса РФ следует, что основанием для взимания земельного налога с организации является наличие у нее зарегистрированного в установленном порядке права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как указано в пункте 1 статьи 268 Гражданского кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
С 01.01.2005 Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ.
Пунктом 4 статьи 8 данного Федерального закона установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются: 1) на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 2) на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Спорный земельный участок предоставлен обществу в постоянное (бессрочное) пользование до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и на основании акта, изданного органом местного самоуправления (постановление главы Цивильской городской администрации № 04 от 14.01.1997).
]]>
С целью уплаты земельного налога заявитель в любом случае обладал в 2006, 2007 годах спорным земельным участком на праве, обязывающим его уплачивать земельный налог, в виду чего налоговый орган правомерно признал заявителя плательщиком земельного налога.
Согласно статье 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статья 17 Налогового кодекса РФ определяет общие условия установления налогов и сборов, налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В силу положений статей 52 - 55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый период.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая данный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
На территории города Цивильска Чувашской Республики земельный налог установлен на 2006, 2007 годы решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.2006) "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога". Остальные элементы налогообложения определены нормами главы 31 Налогового кодекса РФ, в том числе порядок определения налоговой базы при исчислении земельного налога.
В качестве налоговой базы для исчисления земельного налога статьей 390 Налогового кодекса РФ определена кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
В статье 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 названных Правил).
Статьей 396 Налогового кодекса РФ установлен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно (пункт 2 статьи 396 Кодекса), что подразумевает отсутствие со стороны налогового или иных органов обязанности по расчету за налогоплательщика суммы налога и направления в его адрес сведений о конкретной сумме налога, подлежащего уплате за тот или иной период.
При этом в пункте 14 данной статьи установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков (налоговая база) по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (в редакции, применимой к спорному периоду).
Таким образом, налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
В пункте 2.10 решения Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.2006) "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога" предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в составе информационных ресурсов Цивильского района не позднее 1 марта текущего года.
Государственная кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики была проведена в 2003 году и ее результаты утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 № 45. Данное постановление с приложением опубликовано в Собрании законодательства Чувашской Республики № 4 за 2003 год и на сайте Цивильского района Чувашской Республики в разделе "Справочная информация, информация по ценам и тарифам".
С 2003 до 2008 года кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики оставалась неизменной. Следовательно, кадастровая стоимость земельных участков, опубликованная в названном постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики, подлежала применению при исчислении земельного налога за 2006, 2007 годы.
Не доведение сведений о кадастровой стоимости земельного участка до налогоплательщиков в установленные сроки свидетельствует о неисполнении соответствующим органом обязанности, предусмотренной в пункте 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, однако не является с учетом приведенных норм права основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности по уплате земельного налога.
Глава 31 Налогового кодекса РФ устанавливает обязанность исчислять земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка и обязанность и сроки по доведению кадастровой стоимости земельного участка до сведения налогоплательщиков, но не порядок проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов, который определяется в соответствии с нормами земельного законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.
В пункте 2 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660, установлено, что кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.
Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района (пункт 3 указанных Правил).
Следовательно, идентификация земельного участка возможна по номеру кадастрового квартала, который в рассматриваемом случае был указан в названном постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики.
Согласно приложению № 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 № 45 удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составил 991,27 руб./кв. м (г. Цивильск, кадастровый квартал № 01 01 62, столбец № 9 - "Земли под промышленными объектами").
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029 в 2006, 2007 годах составила 6468036 руб. 75 коп. = 6525 кв. м (площадь земельного участка) * 991 руб. 27 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка), исходя из этой суммы кадастровой стоимости Инспекцией исчислен земельный налог за 2006, 2007 годы по земельному участку.
Таким образом, общество располагало необходимыми сведениями для исчисления земельного налога за 2006, 2007 годы.
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2 названной нормы допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В связи с этим Решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с учетом изменений от 28.02.2006) установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости земель в следующих размерах (том 1, л.д. 150 - 152):
1) 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 0,5% в отношении земельных участков под гаражами и автостоянками в г. Цивильске;
3) 0,6% в отношении земельных участков под объектами торговли и общественного питания в г. Цивильске;
4) 0,5% в отношении земельных участков под промышленными объектами в г. Цивильске;
5) 0,9% в отношении земельных участков под административно- управленческими и общественными зданиями в г. Цивильске;
6) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Производя начисление заявителю земельного налога за 2006, 2007 годы налоговый орган применил ставку в размере 1,5%, как в отношении "прочих земельных участков". Общество настаивает на применении ставки в размере 0,6%, как в отношении "Земельных участков под объектами торговли и общественного питания", обосновывая свою позицию тем, что на данном земельном участке всегда располагался объект общественного питания - кафе "Катунь" и изначально участок предоставлялся для строительства кафе.
Исходя из оспариваемого решения № 449 от 06.05.2008, следует, что ставка в размере 1,5 процентов применена Инспекцией по следующим обстоятельствам: 1) указание в Уставе общества нескольких видов деятельности, кроме производства продуктов питания, не соответствующих услугам общественного питания; 2) занятие заявителем в проверяемом периоде услугами по сдаче в аренду помещений, расположенных на земельном участке, вместо оказания услуг общественного питания; 3) предоставление заявителю земельного участка на основании постановления Администрации Цивильского района Чувашской Республики № 48 от 21.01.2005 для обслуживания производственных объектов (страница 4 оспариваемого решения).
Иные выводы в оспариваемом решении отсутствуют. По указанным основаниям Инспекция считает, что земельный участок должен облагаться налоговой ставкой в размере 1,5 процента.
В отзывах, приложенных в материалы дела и исходя из пояснений представителей налогового органа в ходе рассмотрения дела обоснованное применение налоговым органом, по мнению последнего, ставки в размере 1,5 процентов следует в виду следующих обстоятельств: 1) наличие письма Межрайонного отдела № 5 Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике о передаче спорного земельного участка для обслуживания производственных объектов и административного здания; 2) вытекающий из данного обстоятельства вывод об отнесении земельного участка к землям промышленности, поскольку в Земельном кодексе РФ в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов; 3) определение в кадастровом плане земельного участка его назначения - для обслуживания производственных объектов; 4) предоставление земельного участка согласно государственному акту от 14.01.1997 № 04 для размещения производственных объектов и административного здания; 5) не применение Роснедвижимостью показателя "1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", а применение показателя "1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Доводы налогового органа о наличии у заявителя обязанности исчислять земельный налог по ставке в размере 1,5 процентов судом отклоняются.
Пунктом 3 Решения Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с учетом изменений от 28.02.2006) установлена ставка земельного налога в размере 0,6% в отношении земельных участков под объектами торговли и общественного питания в г. Цивильске. Таким образом, земельный участок в целях исчисления налога по данной ставке должен располагаться под обозначенными объектами торговли или общественного питания, других условий пункт 3 названного Решения не содержит.
Согласно ГОСТу Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 г. № 200, пункт 4 "Классификация услуг общественного питания" услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также граждан - предпринимателей, подразделяются на: услуги питания; услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий; услуги по организации потребления и обслуживания; услуги по реализации кулинарной продукции; услуги по организации досуга; информационно - консультативные услуги; прочие услуги. Услуги питания представляют собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия и подразделяются на: услуга питания ресторана; услуга питания бара; услуга питания кафе; услуга питания столовой; услуга питания закусочной.
Услуга питания кафе представляет собой услугу по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ограниченном ассортименте по сравнению с предприятиями других типов и в основном несложного изготовления, а также по созданию условий для их потребления на предприятии. Услуга питания закусочной представляет услугу по изготовлению узкого ассортимента кулинарной продукции, в том числе из определенного вида сырья, а также созданию условий для ее реализации и потребления.
Согласно Уставу общества оно организует и осуществляет услуги в области общественного питания.
Распоряжением главы Цивильской городской Администрации № 59 от 15.08.97 разрешено заявителю строительство на существующей территории пищекомбината на основании акта обследования и выбора земельного участка для строительства кафе-закусочной.
Постановлением № 519 от 16.06.2004 главы Администрации Цивильского района Чувашской Республики утвержден акт государственной приемочной комиссии от 24.11.2000 о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию "Кафе-закусочная" на 35 мест.
15.07.2004 ООО "Пищекомбинат "Катунь" зарегистрировало за собой на праве собственности кафе-закусочную "Катунь" площадью 190,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации 21 АЖ № 240359, 25.03.2005 М.А. и М.С. зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого кондитерский цех площадью 437,3 кв. м, свидетельство 21 АА 028033, свидетельство 21 АА 028034, 29.03.2005 указанные лица зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого контору площадью 77,9 кв. м, свидетельство 21 АА 028031, свидетельство 21 АА 028035, 29.03.2005 зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого проходную будку площадью 12,3 кв. м, свидетельство 21 АА 028032, свидетельство 21 АА 028036.
Изложенное свидетельствует, что в спорный период на земельном участке располагались объекты, предназначенные для оказания услуг общественного питания. Наличие на земельном участке объекта общественного питания - кафе-закусочной подтверждается фотографиями, приложенными сторонами в материалы дела.
Налоговым органом не представлены доказательства того, что объекты, расположенные на земельном участке не относятся к объектам общественного питания.
Указание в постановлении Администрации Цивильского района Чувашской Республики № 48 от 21.01.2005, письме Межрайонного отдела № 5 Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике, в кадастровом плане земельного участка, в государственном акте от 14.01.1997 № 04 целей предоставления земельного участка - для обслуживания производственных объектов и административного здания не опровергает, что на данном участке располагаются объекты, в которых осуществляется производство товаров (продуктов питания) в целях общественного питания, что является идентичными понятиями.
Договора аренды, заключенные 31.07.2006 и 10.01.2007 ООО "Пищекомбинат "Катунь" (Арендодатель) и ООО "Мир вкуса" (Арендатор), заключенные 01.06.2006 и 10.01.2007 между ООО "Пищекомбинат "Катунь" (Арендодатель) и предпринимателем М.С. (Арендатор), свидетельствуют о целях передачи имущества для организации общественного питания. Налоговым органом не доказано, что объекты общественного питания изменили свое назначение и в них арендаторами велась иная деятельность. В связи с изложенным довод налогового органа об отсутствии ведения заявителем деятельности на спорной территории судом отклоняется.
Протокол осмотра от 13.03.2008 территории ООО "ПК Катунь" фиксирует состояние территории на момент осмотра, при этом налоговый орган ссылаясь на захламленность территории, отсутствии производственной деятельности констатирует в протоколе наличие объекта общественного питания - кафе, наличие кухни, где работают два человека, поваров, печи для производства лаваша, обеденного зала.
Обосновывая не принятие ставки в размере 0,6 процентов налоговый орган кроме ссылки на целевое предоставление земельного участка - "для размещения производственных объектов", отраженного в вышеуказанных документах соответствующих органов ссылается на отнесение спорного земельного участка к землям промышленности в виду указания в Земельном кодексе РФ, что в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также на обстоятельство, что назначение земельного участка должно определяться исходя из государственной кадастровой оценки земель. Ее результаты применительно к рассматриваемому спору были проведена в 2003 году, утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 № 45, где спорный земельный участок оценен как "земли под промышленными объектами".
Документом, как указано выше, руководствуясь которым заявитель должен был исчислить земельный налог за 2006, 2007 годы является названное Постановление Кабинета Чувашской Республики, им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики, которая с 2003 года по 2008 год не менялась.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определяется на основании Постановления и ее показатель отражен в столбце 9 - "Земли под промышленными объектами, на что в ходе рассмотрения дела указывалось налоговым органом.
Однако в соответствии с Решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с учетом изменений от 28.02.2006) налоговая ставка от кадастровой стоимости земельных участков под промышленными объектами в г. Цивильске составляет 0,5% (что меньше 0,6%), а не 1,5%, примененной налоговым органом в оспариваемом решении.
На основании изложенного, требования заявителя о неправомерном начислении земельного налога в большем размере, чем сумма налога, рассчитанная по ставке в размере 0,6%, подлежат удовлетворению.
Правильность расчета налога исходя из ставки в размере 0,6% налоговым органом подтверждается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления сумм налога или других неправомерных действий (бездействий) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является основанием для применения ответственности, предусмотренной в статье 119 Кодекса.
В связи с отсутствием обязанности по уплате оспариваемых сумм налога, начисление заявителю пени, соответствующих оспариваемому налогу, привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, пунктам 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа, в суммах, соответствующих оспариваемому налогу, является незаконным.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение № 449 от 06.05.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике в части начисления к уплате обществу с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь", ИНН 2115000089 земельного налога за 2006 год в размере 58212 руб., земельного налога за 2007 год в размере 58212 руб., пени в сумме 16649 руб. 40 коп. за неуплату земельного налога за 2006, 2007 годы, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 23284 руб. 80 коп. за неуплату земельного налога за 2006, 2007 годы, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 8731 руб. 80 коп. за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 64033 руб. 20 коп. за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь", ИНН 2115000089, расположенному в г. Цивильск Чувашской Республики, ул. Николаева, 3, зарегистрированного 13.01.1997 Администрацией Цивильского района Чувашской Республики, государственную пошлину в сумме <...>, уплаченную по квитанции от 11.07.2008.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru